Цой-Педе находится в верховьях Малхистинского ущелья, неподалеку от селения Итум-Кале. Само название исторической области Малхиста переводится как «страна солнца» и восходит к языческому периоду в истории Чечни. Исследователи датируют некрополь XIV – XVI веками, однако здесь есть и куда более древние захоронения, например, пятого века нашей эры. Именно тогда в «городе мертвых» стали появляться первые склепы.
Город мертвых в стране солнца
В основном погребальные строения многоярусные: до сих пор внутри можно увидеть полки, на которых оставляли умерших. Некрополь стоит на возвышенности не случайно, ведь такое расположение обеспечивает проникновение внутрь солнечного света и хорошую циркуляцию воздуха. Все это способствовало природной мумификации тел. Помимо сорока склепов со средневековыми останками здесь можно найти две сторожевые башни, а также святилища, куда мужчины приносили дары для богов. Известно, что в XVII веке склепы все еще использовались по прямому назначению, и число их неизменно росло.
До последнего времени самым крупным некрополем на территории Северного Кавказа считался осетинский Даргавс, но захоронения в Малхисте, по мнению многих историков, имеют все шансы оказаться более внушительных размеров. Чеченские склепы изучены не полностью; ученые всерьез заинтересовались ими лишь несколько лет назад. В былые времена жизнь в Малхистинском ущелье била ключом: об этом напоминают развалины на горных склонах и следы террасного земледелия на холмах. Согласно переписи населения 1925 года, здесь проживало 893 человека, а спустя девятнадцать лет число жителей выросло до тысячи. В марте 1944 года чеченские селения опустели – местных жителей депортировали. Вернуться им разрешили в 1957 году, но доступ в горные села закрыли.
Последнее пристанище
Согласно преданию, в далекие времена в Цой-Педе раз в год собиралось общечеченское войско. Вне зависимости от того, как далеко жили воины, в определенный день им всем приказывали прибыть сюда. Того, кто доберется до места последним, казнили. Существует древняя легенда об этом обычае: однажды воин намеренно замедлил бег своего коня и опоздал. Когда старейшины спросили его, почему он добровольно пошел на смерть, юноша объяснил, что накануне женился, но узнал, что его супруга влюблена в другого человека. Чтобы любимая обрела свободу, он принял решение погибнуть. После того, как воин произнес свою речь, явился другой всадник. «Казните меня», – обратился он к старейшинам. Та самая девушка была его возлюбленной, однако он решил не мешать ее браку. Старейшины были удивлены благородству воинов и навсегда отменили суровый закон предков.
Этнографы уверены, что в Средние века чеченцы заранее готовились к смерти, желая встретить ее в Цой-Педе. Старики и тяжело больные люди нередко сами приходили в склеп и там готовились отойти в мир иной. Поступали так и во время эпидемий, когда было неизвестно, где больной проведет последние часы жизни. Добравшись до ущелья, человек взбирался на склон, выбирал для себя подходящий склеп, проходил через специальное окошко и ложился на каменные нары, покорно ожидая собственной смерти. Основываясь на расположении костей умерших, исследователи Цой-Педе полагают, что порой живые «претенденты» на склеп вынуждены были соперничать с мертвыми. Если человек видел, что на подходящем для него месте уже лежит чье-то тело, он мог сбросить его вниз и занять освободившиеся нары. Через некоторое время его останки тоже могли покинуть выбранное место – местные жители относились к этому философски и не осуждали покойников.
Удивительное дело – всегда с детства любила собак – разных, больших и маленьких, они были моими друзьями. В разные годы в нашей семье жили-были красивый пудель Барик, мощный лайка Дик, музыкальная дворняжка Лада и изящная кокер-спаниель Бэтти – мы о них вспоминаем часто…
Виктор Секерин был журналист и учёный, писал статьи, книги и – миниатюры в газеты. Так учили раньше на факультетах журналистики, когда вёрстка осуществлялась вручную укладкой в наборную форму отлитых на линотипе, порой ещё тёплых, строк при помощи шила, которым мастерски владел каждый метранпаж, а макеты страниц будущей газеты создавались при помощи линейки-строкомера. Если рядом с большими материалами оставался «воздух», его заполняли «информашками», а на последнюю полосу шли лирические миниатюры. Виктору Секерину они удавались всегда, их можно было найти от газет Выборга, где он проходил студенческую практику, до нового рода газет Читы середины 1990-х.
В 2024 году педагогический институт Иркутского государственного университета отмечает 115 лет со дня основания. За это время в его стенах получили высшее образование десятки тысяч педагогов, работавших в самых различных школах Восточной Сибири. Их готовили преподаватели, о которых помнят выпускники института, и о которых хочется говорить стихами. Большое им спасибо за их благородный труд.
Леонид Борисович продолжал:
– Здесь есть очень теплые и неподдельно искренние куски встречи матери и сына. Это заслуга Саши, хорошего оператора, сумевшего не прозевать, увидеть, снять их с хорошим светом. Есть волнующий рассказ матери, как она лишилась своего малыша. Есть еще не менее емкие фрагменты, но это, в общем-то, гладко, если хотите, почти благостно. А мы делаем фильм о войне, о величайшей трагедии человечества. В эту трагедию попал маленький русский мальчишка, который вырос в Германии немцем. Кажется, маленькая личная трагедия, но на самом деле она гораздо глубже, если хотите, громадная трагедия, принесенная войной.
Читая прозу Ирины Аркадьевны Апарченко, часто хочется сопоставить звучащие в ней мотивы с её же душевными и наполненными глубокими чувствами стихами. Сейчас припомнились такие строки:
Давно замечено, чем сложнее и нестабильнее обстановка в стране, тем активнее и наглее ведут себя всевозможные ведуны, экстрасенсы, целители, маги и прочие представители околонаучных сфер. Именно тогда, в неспокойном 1989 году, появился в эфире Центрального телевидения СССР «маг» и «волшебник» Анатолий Кашпировский.
Сложно сказать, сколько поколений советских людей воспитывалось на книге Николая Островского «Как закалялась сталь». Он смог подобрать такие слова, которые «цепляли» за живое, заставляли по-новому оценивать свои мысли и поступки. Впрочем, большинству молодых людей XXI века его имя мало о чем говорит.
От редакции: Как мы и обещали в прошлом номере, сегодня печатаем произведения победителей первого (августовского) литературного конкурса, организованного газетой «Мои года» и литературной студией «Зеленый трамвай». Напомним, что в победители конкурса отбираются 10 лучших стихотворений и 5 прозаических миниатюр. На этот раз жюри конкурса приняло решение отобрать 9 стихотворений и 6 миниатюр.
По утрам на траве блестит роса, но ранняя свежесть на солнце тает быстро, и лишь из ближайшего леска тянет осенним холодком. А в лужах на садовых дорожках желтые листья напоминают о завершении работ на дачных участках.
– Одесские анекдоты всегда не в бровь, а в глаз, – согласился Леонид Борисович. – Рувим, ты что, до прихода на студию действительно не знал, кто такой Сергей Эйзенштейн? – деланно удивлялся он.
Геннадий Павлович Баранов (1926–1987 гг.) во время войны с Японией в 1945 г. участвовал в боевых действиях в составе взвода полковой разведки. За участие в разгроме Квантунской японской армии награждён девятью орденами и медалями, среди них орден Отечественной войны, медали «За боевые заслуги», «За победу над Японией» (и с таким же названием – от Корейского правительства).