Цой-Педе находится в верховьях Малхистинского ущелья, неподалеку от селения Итум-Кале. Само название исторической области Малхиста переводится как «страна солнца» и восходит к языческому периоду в истории Чечни. Исследователи датируют некрополь XIV – XVI веками, однако здесь есть и куда более древние захоронения, например, пятого века нашей эры. Именно тогда в «городе мертвых» стали появляться первые склепы.
Город мертвых в стране солнца
В основном погребальные строения многоярусные: до сих пор внутри можно увидеть полки, на которых оставляли умерших. Некрополь стоит на возвышенности не случайно, ведь такое расположение обеспечивает проникновение внутрь солнечного света и хорошую циркуляцию воздуха. Все это способствовало природной мумификации тел. Помимо сорока склепов со средневековыми останками здесь можно найти две сторожевые башни, а также святилища, куда мужчины приносили дары для богов. Известно, что в XVII веке склепы все еще использовались по прямому назначению, и число их неизменно росло.
До последнего времени самым крупным некрополем на территории Северного Кавказа считался осетинский Даргавс, но захоронения в Малхисте, по мнению многих историков, имеют все шансы оказаться более внушительных размеров. Чеченские склепы изучены не полностью; ученые всерьез заинтересовались ими лишь несколько лет назад. В былые времена жизнь в Малхистинском ущелье била ключом: об этом напоминают развалины на горных склонах и следы террасного земледелия на холмах. Согласно переписи населения 1925 года, здесь проживало 893 человека, а спустя девятнадцать лет число жителей выросло до тысячи. В марте 1944 года чеченские селения опустели – местных жителей депортировали. Вернуться им разрешили в 1957 году, но доступ в горные села закрыли.
Последнее пристанище
Согласно преданию, в далекие времена в Цой-Педе раз в год собиралось общечеченское войско. Вне зависимости от того, как далеко жили воины, в определенный день им всем приказывали прибыть сюда. Того, кто доберется до места последним, казнили. Существует древняя легенда об этом обычае: однажды воин намеренно замедлил бег своего коня и опоздал. Когда старейшины спросили его, почему он добровольно пошел на смерть, юноша объяснил, что накануне женился, но узнал, что его супруга влюблена в другого человека. Чтобы любимая обрела свободу, он принял решение погибнуть. После того, как воин произнес свою речь, явился другой всадник. «Казните меня», – обратился он к старейшинам. Та самая девушка была его возлюбленной, однако он решил не мешать ее браку. Старейшины были удивлены благородству воинов и навсегда отменили суровый закон предков.
Этнографы уверены, что в Средние века чеченцы заранее готовились к смерти, желая встретить ее в Цой-Педе. Старики и тяжело больные люди нередко сами приходили в склеп и там готовились отойти в мир иной. Поступали так и во время эпидемий, когда было неизвестно, где больной проведет последние часы жизни. Добравшись до ущелья, человек взбирался на склон, выбирал для себя подходящий склеп, проходил через специальное окошко и ложился на каменные нары, покорно ожидая собственной смерти. Основываясь на расположении костей умерших, исследователи Цой-Педе полагают, что порой живые «претенденты» на склеп вынуждены были соперничать с мертвыми. Если человек видел, что на подходящем для него месте уже лежит чье-то тело, он мог сбросить его вниз и занять освободившиеся нары. Через некоторое время его останки тоже могли покинуть выбранное место – местные жители относились к этому философски и не осуждали покойников.
Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков. Один из них – Виктор Иванович Евстратенков.
Завтра мы отметим один их самых любимых праздников – День весны и труда. Когда-то он назывался Днем международной солидарности трудящихся, но вместе с уходом от власти КПСС солидарность куда-то исчезла…
Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.
Ветеран труда, ветеран военной службы, к. т. н., член-корреспондент АН авиации и воздухоплавания Иван Львович Марков – потомственный сибиряк (родился в деревне Шорохова Киренского района в большой крестьянской семье). После школы, окончив в 1970 году ИВАТУ по специальности «авиационный техник», был направлен на Северный флот на должность старшего техника корабля. Литературным творчеством занялся во время учебы в академии Жуковского (1980–1984 гг.), где был внештатным литсотрудником газеты академии «Вперед и выше». Там же начал писать и стихи, но, как выражается сам Иван Львович, больше в стол. После 1993 года в связи увольнением со службы по выслуге лет связей с ВС РФ не потерял, многие годы занимался производственными и экологическими проблемами (переработка затонувшей древесины), ведет активную общественную работу (в Совете ветеранов Октябрьского округа Иркутска, в составе ТОСа «Городок ИВАТУ»), помогая людям защищать их интересы и… продолжает писать стихи. Сегодня у него премьера в нашем «Перевале».