НА КАЛЕНДАРЕ

Город, где все архитектурные стили доведены до совершенства: Санкт-Петербург

Татьяна Соловьева, писатель, историк, искусствовед, lgz.ru   
15 Октября 2023 г.

Говоря об архитектурных шедеврах Санкт-Петербурга, принято прежде всего упоминать имена иностранных зодчих: Растрелли, Росси, Трезини, Кваренги и других. Однако не менее ценным оказался вклад в процесс строительства и русских архитекторов.

Город, где архитектурные стили доведены до совершенства: Санкт-Петербург

Самое начальное строительство в Петербурге осуществляли зодчие разных архитектурных школ, которые подчиняясь вкусам русских заказчиков. А, как известно, основным заказчиком был Пётр I, выросший в окружении отечественной архитектуры. Царь сам рассматривал все проекты и предложения, отвергал то, что, с его точки зрения, не соответствовало облику строящегося города. Иногда в проекты вносил коренные изменения, часто сам указывал, где и как строить. Таким образом, он и сам становился архитектором. Важен и тот факт, что исполнителями архитектурных замыслов были плотники, каменщики, штукатуры, лепщики, прошедшие русскую школу, а потому непроизвольно вносившие в постройки элементы русской архитектуры. В результате архитектура Петербурга того времени стала своеобразным сплавом исконно русских художественных традиций и архитектурных проектов, привнесённых из западноевропейских стран. Такой стиль стали называть петровским или русским барокко.

Пётр Еропкин

Но даже в 1712 году, когда Санкт-Петербург был провозглашён столицей, его ещё трудно было назвать городом. Он возводился по берегам Невы. Здесь стояли две крепости, отдельные новые каменные строения, возведённые приглашёнными архитекторами, уничтожались деревянные и глиняные постройки, на их месте возводились каменные. Повсюду шла стройка... Город стал напоминать в полном смысле этого слова Санкт-Петербург, когда в него из-за границы начали прибывать «наполненные знаниями» петровские стипендиаты.

Одним из первых вернулся из Голландии Пётр Еропкин (1698–1740). Он возглавил первую государственную организацию – Комиссию о Санкт-Петербургском строении. Его заместителями стали И.К. Коробов и М.Г. Земцов. Главными задачами ведомства стали создание прямых и широких улиц и просторных площадей, а также уничтожение и замена ранних, деревянных домов каменными. Комиссия из русских зодчих разработала первый генеральный план города, который в итоге построили на основе так называемого еропкинского трезубца. Талантливейший зодчий предложил трёхлучевую композицию адмиралтейской части города, когда от Адмиралтейства отходили Невский проспект, Вознесенский проспект и Гороховая улица. При этом град Петров был разделён на пять частей: Адмиралтейскую, Васильевскую, Петербургскую, Литейную и Московскую. В каждой из них регламентировалось строительство и вёлся надзор за сносом деревянных строений и возведении каменных.

За свои недолгие годы творчества Еропкиным было сделано немало. Именно он, например, придумал мостить городские набережные, по его предложению проводились санитарно-технические работы, были проложены новые улицы – Гороховая и Садовая, осуществлено строительство ряда жилых домов. Он мог бы ещё многое сделать, если бы не был жестоко казнён Анной Иоанновной, обвинившей его в участии в заговоре против «засилья иностранцев».

Комиссия о строении

Заместитель Еропкина архитектор Михаил Земцов (1686–1743) образование получил на родине. Он все свои творческие силы и знания отдал молодой столице. Земцов строил в Петербурге и пригородах. От многочисленных работ этого зодчего до наших дней сохранилось здание церкви Симеона и Анны на Моховой улице, интерьер зала заседаний Сената в главном здании университета и находящийся у пересечения Невского проспекта и реки Фонтанки огромный для своего времени Аничков дворец.

Русский архитектор Алексей Квасов (начало 1730-х–1772) работал в Канцелярии от строений, а потом состоял в Комиссии о строении С.-Петербурга и Москвы, занимаясь вопросами планировки и застройки центра Петербурга. По его предложению была принята высота застройки центральных кварталов «трёхлучия», ширина Невского проспекта. При этом для домов были разработаны образцовые проекты. Он же спроектировал дугообразную границу Дворцовой площади, форма которой впоследствии была сохранена К. Росси.

В 1763 году Комиссией был объявлен первый в России архитектурный конкурс на новый план столицы. Утверждённый в 1769 году, он заложил основы развития города до середины ХIХ века. По его проектам построена часть домов на Невском проспекте, Б. Морской ул. и др. Таким образом, именно русскими архитекторами были определены планы застройки молодой столицы, положен фундамент рядового и парадного строительства Санкт-Петербурга. Иностранным архитекторам пришлось встраиваться в эту систему, приспосабливая свои знания к гармоничной застройке города.

Позднее барокко

Постепенно петровское барокко плавно перешло в позднее барокко. Одним из виртуозов этого стиля стал архитектор Адмиралтейской коллегии Савва Чевакинский (1713 – между 1774–1780). Лучшим его сооружениям присущи чёткость и ясность объёмного решения, изысканность силуэта, богатство форм и праздничность декоративного убранства. Именно таким предстаёт, например, созданный им Никольский морской собор с замечательной многоярусной колокольней. Из других многочисленных построек Чевакинского следует выделить Новую Голландию, Большой Царскосельский дворец, дворцы И.И. Шувалова, П.Б. Шереметева, институт Арктики и Антарктики, Царскосельские нижние конюшни и кавалерские дома.

Зодчий А.Ф. Кокоринов (1726–1772) происходил из семьи Тобольского священника. С 1754 года работал в Петербурге, выполняя различные прикладные задачи, связанные с гранильным ремеслом и фарфоровым производством. Им был возведён дом Демидова и в классическом стиле – дворец Разумовского, где ныне Педагогический университет им. Герцена.

Ещё один русский архитектор этого времени – Юрий Фельтен (1730–1801), как и Кокоринов, работал на рубеже переходного периода от позднего барокко к раннему классицизму. Фельтену принадлежит проект и руководство в устройстве гранитной набережной на левом берегу Невы, а также изящная ограда Летнего сада. По его проекту было возведено здание Старого Эрмитажа, совместно с Валлен-Деламотом – здание Малого Эрмитажа. В качестве ученика Растрелли он участвовал в постройке Зимнего дворца. Чесменский дворец и Чесменскую церковь он возвёл в1774–1780-х гг., Зубовский корпус в Екатерининском парке г. Пушкина – в 1779–1785 гг., фонтан «Солнце» в Петергофе – в 1772–1776 гг. и др.

Архитектор Иван Старов (1745–1808) по окончании академии как лучший ученик был послан за границу для пополнения знаний. В 1770-х годах Старов возглавлял Комиссию о каменном строении Петербурга и Москвы, занимаясь строительством обеих столиц. Самая значительная его постройка в Петербурге – знаменитый Таврический дворец. Помимо этого он создал Троицкий собор Александро-Невской лавры, усадебные ансамбли в Тайцах, Скворицах, Пелле и др.

Поздний классицизм

При позднем классицизме и последующим за ним стиле, эклектике, в Петербурге бесспорно «царили» русские архитекторы. Одним из самых талантливых русских зодчих являлся Андриан Захаров (1761–1811). Первоначальное образование он получил в Петербургской академии художеств. Дипломная работа его удостоилась большой золотой медали, за что он был послан стипендиатом в Париже за казённый счет. По возвращении в Петербург вскоре был назначен главным адмиралтейств-архитектором. Фактически это была должность главного архитектора города. В этом качестве он возглавил строительство нового здания Адмиралтейства, которое существует и поныне.

Русский зодчий Василий Стасов (1769–1848) был учеником Баженова. Уже первая его постройка в Петербурге – проект и строительство Царскосельского лицея, где учился Пушкин, обратили на себя внимание специалистов. В дальнейшем Стасов разработал проекты и руководил перестройкой казарм Павловского полка, Конюшенного двора с надвратной Спасо-Преображенской церковью, а также возведением храмов Преображенского и Троицкого. Лучшим творением Стасова считается триумфальная арка, возведённая в 1834–1838 годах в память о походах русских войск в Персии и Турции у бывшей Московской заставы (Московские ворота)...

Можно привести ещё немало и других примеров и фамилий. Понятно только, что благодаря талантам в первую очередь русских архитекторов и мастеров (не забудем, что великий Карло Росси (1775–1849), итальянец по происхождению, во всех документах подписывался русским архитектором), Санкт-Петербург стал городом, где по высказыванию европейски образованного искусствоведа Хиллари Меттерних, «все стили доведены до совершенства».

***

Один из самых красивых городов в России и в мире – Санкт-Петербург. Как раз своей архитектурой он в первую очередь знаменит и привлекает. Туристический поток сюда не прекращается. Вот и россияне, распробовавшие не вкус внутренний туризм, стремятся посетить город на Неве. Сразу что приходит на ум – Эрмитаж, Петергоф, разводные мосты. Их, кстати, несколько: Биржевой, Троицкий, Гренадерский, Тучков, Володарский и прочее. Главный мост среди всех – Дворцовый. График разводки мостов в городе можно найти в интернете в свободном доступе. Останется только оказаться при разводке на стороне, где находится дом или гостиница. Иначе место на ночлег после грандиозного зрелища нужно будет искать.

На нашем сайте читайте также:

По инф. lgz.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
  • Тыл за колючей проволокой
    Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.
  • Старик и белка. Рассказ
    Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.