НА КАЛЕНДАРЕ

Город, где все архитектурные стили доведены до совершенства: Санкт-Петербург

Татьяна Соловьева, писатель, историк, искусствовед, lgz.ru   
15 Октября 2023 г.

Говоря об архитектурных шедеврах Санкт-Петербурга, принято прежде всего упоминать имена иностранных зодчих: Растрелли, Росси, Трезини, Кваренги и других. Однако не менее ценным оказался вклад в процесс строительства и русских архитекторов.

Город, где архитектурные стили доведены до совершенства: Санкт-Петербург

Самое начальное строительство в Петербурге осуществляли зодчие разных архитектурных школ, которые подчиняясь вкусам русских заказчиков. А, как известно, основным заказчиком был Пётр I, выросший в окружении отечественной архитектуры. Царь сам рассматривал все проекты и предложения, отвергал то, что, с его точки зрения, не соответствовало облику строящегося города. Иногда в проекты вносил коренные изменения, часто сам указывал, где и как строить. Таким образом, он и сам становился архитектором. Важен и тот факт, что исполнителями архитектурных замыслов были плотники, каменщики, штукатуры, лепщики, прошедшие русскую школу, а потому непроизвольно вносившие в постройки элементы русской архитектуры. В результате архитектура Петербурга того времени стала своеобразным сплавом исконно русских художественных традиций и архитектурных проектов, привнесённых из западноевропейских стран. Такой стиль стали называть петровским или русским барокко.

Пётр Еропкин

Но даже в 1712 году, когда Санкт-Петербург был провозглашён столицей, его ещё трудно было назвать городом. Он возводился по берегам Невы. Здесь стояли две крепости, отдельные новые каменные строения, возведённые приглашёнными архитекторами, уничтожались деревянные и глиняные постройки, на их месте возводились каменные. Повсюду шла стройка... Город стал напоминать в полном смысле этого слова Санкт-Петербург, когда в него из-за границы начали прибывать «наполненные знаниями» петровские стипендиаты.

Одним из первых вернулся из Голландии Пётр Еропкин (1698–1740). Он возглавил первую государственную организацию – Комиссию о Санкт-Петербургском строении. Его заместителями стали И.К. Коробов и М.Г. Земцов. Главными задачами ведомства стали создание прямых и широких улиц и просторных площадей, а также уничтожение и замена ранних, деревянных домов каменными. Комиссия из русских зодчих разработала первый генеральный план города, который в итоге построили на основе так называемого еропкинского трезубца. Талантливейший зодчий предложил трёхлучевую композицию адмиралтейской части города, когда от Адмиралтейства отходили Невский проспект, Вознесенский проспект и Гороховая улица. При этом град Петров был разделён на пять частей: Адмиралтейскую, Васильевскую, Петербургскую, Литейную и Московскую. В каждой из них регламентировалось строительство и вёлся надзор за сносом деревянных строений и возведении каменных.

За свои недолгие годы творчества Еропкиным было сделано немало. Именно он, например, придумал мостить городские набережные, по его предложению проводились санитарно-технические работы, были проложены новые улицы – Гороховая и Садовая, осуществлено строительство ряда жилых домов. Он мог бы ещё многое сделать, если бы не был жестоко казнён Анной Иоанновной, обвинившей его в участии в заговоре против «засилья иностранцев».

Комиссия о строении

Заместитель Еропкина архитектор Михаил Земцов (1686–1743) образование получил на родине. Он все свои творческие силы и знания отдал молодой столице. Земцов строил в Петербурге и пригородах. От многочисленных работ этого зодчего до наших дней сохранилось здание церкви Симеона и Анны на Моховой улице, интерьер зала заседаний Сената в главном здании университета и находящийся у пересечения Невского проспекта и реки Фонтанки огромный для своего времени Аничков дворец.

Русский архитектор Алексей Квасов (начало 1730-х–1772) работал в Канцелярии от строений, а потом состоял в Комиссии о строении С.-Петербурга и Москвы, занимаясь вопросами планировки и застройки центра Петербурга. По его предложению была принята высота застройки центральных кварталов «трёхлучия», ширина Невского проспекта. При этом для домов были разработаны образцовые проекты. Он же спроектировал дугообразную границу Дворцовой площади, форма которой впоследствии была сохранена К. Росси.

В 1763 году Комиссией был объявлен первый в России архитектурный конкурс на новый план столицы. Утверждённый в 1769 году, он заложил основы развития города до середины ХIХ века. По его проектам построена часть домов на Невском проспекте, Б. Морской ул. и др. Таким образом, именно русскими архитекторами были определены планы застройки молодой столицы, положен фундамент рядового и парадного строительства Санкт-Петербурга. Иностранным архитекторам пришлось встраиваться в эту систему, приспосабливая свои знания к гармоничной застройке города.

Позднее барокко

Постепенно петровское барокко плавно перешло в позднее барокко. Одним из виртуозов этого стиля стал архитектор Адмиралтейской коллегии Савва Чевакинский (1713 – между 1774–1780). Лучшим его сооружениям присущи чёткость и ясность объёмного решения, изысканность силуэта, богатство форм и праздничность декоративного убранства. Именно таким предстаёт, например, созданный им Никольский морской собор с замечательной многоярусной колокольней. Из других многочисленных построек Чевакинского следует выделить Новую Голландию, Большой Царскосельский дворец, дворцы И.И. Шувалова, П.Б. Шереметева, институт Арктики и Антарктики, Царскосельские нижние конюшни и кавалерские дома.

Зодчий А.Ф. Кокоринов (1726–1772) происходил из семьи Тобольского священника. С 1754 года работал в Петербурге, выполняя различные прикладные задачи, связанные с гранильным ремеслом и фарфоровым производством. Им был возведён дом Демидова и в классическом стиле – дворец Разумовского, где ныне Педагогический университет им. Герцена.

Ещё один русский архитектор этого времени – Юрий Фельтен (1730–1801), как и Кокоринов, работал на рубеже переходного периода от позднего барокко к раннему классицизму. Фельтену принадлежит проект и руководство в устройстве гранитной набережной на левом берегу Невы, а также изящная ограда Летнего сада. По его проекту было возведено здание Старого Эрмитажа, совместно с Валлен-Деламотом – здание Малого Эрмитажа. В качестве ученика Растрелли он участвовал в постройке Зимнего дворца. Чесменский дворец и Чесменскую церковь он возвёл в1774–1780-х гг., Зубовский корпус в Екатерининском парке г. Пушкина – в 1779–1785 гг., фонтан «Солнце» в Петергофе – в 1772–1776 гг. и др.

Архитектор Иван Старов (1745–1808) по окончании академии как лучший ученик был послан за границу для пополнения знаний. В 1770-х годах Старов возглавлял Комиссию о каменном строении Петербурга и Москвы, занимаясь строительством обеих столиц. Самая значительная его постройка в Петербурге – знаменитый Таврический дворец. Помимо этого он создал Троицкий собор Александро-Невской лавры, усадебные ансамбли в Тайцах, Скворицах, Пелле и др.

Поздний классицизм

При позднем классицизме и последующим за ним стиле, эклектике, в Петербурге бесспорно «царили» русские архитекторы. Одним из самых талантливых русских зодчих являлся Андриан Захаров (1761–1811). Первоначальное образование он получил в Петербургской академии художеств. Дипломная работа его удостоилась большой золотой медали, за что он был послан стипендиатом в Париже за казённый счет. По возвращении в Петербург вскоре был назначен главным адмиралтейств-архитектором. Фактически это была должность главного архитектора города. В этом качестве он возглавил строительство нового здания Адмиралтейства, которое существует и поныне.

Русский зодчий Василий Стасов (1769–1848) был учеником Баженова. Уже первая его постройка в Петербурге – проект и строительство Царскосельского лицея, где учился Пушкин, обратили на себя внимание специалистов. В дальнейшем Стасов разработал проекты и руководил перестройкой казарм Павловского полка, Конюшенного двора с надвратной Спасо-Преображенской церковью, а также возведением храмов Преображенского и Троицкого. Лучшим творением Стасова считается триумфальная арка, возведённая в 1834–1838 годах в память о походах русских войск в Персии и Турции у бывшей Московской заставы (Московские ворота)...

Можно привести ещё немало и других примеров и фамилий. Понятно только, что благодаря талантам в первую очередь русских архитекторов и мастеров (не забудем, что великий Карло Росси (1775–1849), итальянец по происхождению, во всех документах подписывался русским архитектором), Санкт-Петербург стал городом, где по высказыванию европейски образованного искусствоведа Хиллари Меттерних, «все стили доведены до совершенства».

***

Один из самых красивых городов в России и в мире – Санкт-Петербург. Как раз своей архитектурой он в первую очередь знаменит и привлекает. Туристический поток сюда не прекращается. Вот и россияне, распробовавшие не вкус внутренний туризм, стремятся посетить город на Неве. Сразу что приходит на ум – Эрмитаж, Петергоф, разводные мосты. Их, кстати, несколько: Биржевой, Троицкий, Гренадерский, Тучков, Володарский и прочее. Главный мост среди всех – Дворцовый. График разводки мостов в городе можно найти в интернете в свободном доступе. Останется только оказаться при разводке на стороне, где находится дом или гостиница. Иначе место на ночлег после грандиозного зрелища нужно будет искать.

На нашем сайте читайте также:

По инф. lgz.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Притяжение «Маленького принца»
    125 лет назад родился Антуан де Сент-Экзюпери.
  • Стихи из сборников «Признание», «Есть у сердца Родина»
    Константин Демидов – автор двух поэтических сборников: «Признание» (2003), «Есть у сердца Родина» (2021). Его стихи публиковались в сборниках поселка Большой Луг, Шелехова и Москвы.
  • Юркина любовь (Рассказ)
    С этим нашим автором – Виктором Калинкиным наш читатель уже знаком (его рассказ «Сирота» был опубликован в апрельском номере «Перевала»). Виктор Николаевич родился в 1950 году в Забайкалье, окончил отделение журналистики ИГУ в 1978 году, работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002 год был собственным корреспондентом центральной газеты «Лесная промышленность» по Иркутской области. Виктор Николаевич – автор документальных книг «Гигант на Ангаре», «Помним Братск», многих очерков, опубликованных в журналах и коллективных сборниках. Его рассказы печатались в газетах и в литературно-художественных изданиях, в том числе и в альманахе «Сибирь» в 80-е годы. Позже в разные годы выходят сборники его рассказов: «Колокола», «Случайный прохожий» и сборник стихов «Возвращение в деревню». Сегодня мы познакомим вас с новым его рассказом «Юркина любовь».
  • Дурит погода (Рассказ)
    От редакции: В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся в иных местах более чем на 100 метров, и Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом, который поглотил бесчисленное количество мелких и крупных деревень.
  • Симфония юбилея
    На прошлой неделе исполнилось 50 лет народному артисту России, почетному гражданину Иркутской области и города Иркутска Денису Мацуеву. За свою карьеру знаменитый пианист успел покорить главные концертные залы мира, стать лауреатом множества престижных премий и наград, а также оказаться в центре политических скандалов, стоивших ему карьеры на Западе.
  • «У немцев одна Германия»
    150 лет назад родился писатель-антифашист Томас Манн.
  • А была ли эскадра?
    В истории нашего Отечества так много поводов для споров, что невольно задумываешься: это у нас история такая запутанная или мы сами, толкующие ее всяк по-своему, так ее запутали?
  • Таким был Ножиков
    15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета.
  • На Малый Курунгуй. Размышления в пути
    «Правда – в памяти, у кого нет памяти, у того нет жизни». Валентин Распутин
  • Самостоянье человека – залог величия его
    Отзыв о книге Галины Макагон «На изломе» о знаменитом роде Замащиковых из Заларинского района.
  • На изломе
    В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
  • Мы бережно храним их имена
    От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
  • «Сиськи-масиськи»: от перегрева к охлаждению
    Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
  • Железнодорожники в тылу и на фронте
    Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
  • «Нынче ветрено и волны с перехлестом…»
    На прошлой неделе исполнилось 85 лет со дня рождения Иосифа Бродского.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
  • «Тихий Дон» навсегда
    120 лет назад родился Михаил Шолохов.
  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
  • Его судьба – театр
    15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.