ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Главная потолочная балка русской избы – препятствие для нечистой силы и не только

По инф. cyrillitsa.ru   
16 Января 2021 г.
Изменить размер шрифта

В традиционной русской избе, строившейся по определённым канонам, центральная горизонтальная балка, поверх которой прибивались остальные потолочные доски, называлась матицей. Она была наделена сакральным смыслом и делила внутреннее пространство жилища на две равные части, обозначая условную границу за которую посторонним вход был запрещён.

Главная потолочная балка русской избы – препятствие для нечистой силы и не только

Матерь-матица

Филолог и фольклорист Неонила Криничная, изучая культовую роль матицы в крестьянском срубе, определила, что данный конструктивный элемент ассоциировался у людей с образом матери, которая собирает под одной крышей всех членов семьи.

Сделав лингвистический анализ, она пришла к выводу, что в древнерусском языке лексема матица происходит от номинации мать и весьма часто оба эти слова назывались ещё и «маткой», то есть женщиной, самкой, матушкой.

Обозначая в переносном смысле первопричину, основу, начало, источник чего-либо, термин матица в XIV веке в словаре Памвы Берынды определялся как роженица (породеля, пороженица).

По данным «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Даля в народных диалектах матица идентична по значению словам место рождения, центр, остов, середина, корень.

Являясь опорой для верхнего яруса избы, матица символизировала небеса домашнего микрокосма или череп (голову) жилища. По сведениям этнографа Дмитрия Зеленина именно поэтому при монтаже матицы, плотникам строго-настрого запрещалось бить по ней обухом топора, поскольку впоследствии обитателей дома могла постоянно преследовать головная боль.

Матичное угощение

Установка матицы на собранном срубе сопровождалась старинными ритуалами, позволявшими будущим жильцам предугадать, какая жизнь им уготована в новом доме. В ходе строительно-мантических обрядов принято было выяснять ряд предзнаменований связанных с разными жизненными циклами людей.

Этнограф Евгения Бомквист писала, что совершая самый распространённый ритуал, люди пытались узнать череду деторождений после новоселья. Для этого к лежавшей на земле матице привязывался вывернутый наизнанку полушубок, куда помещался каравай. После укрепления балки в положенном месте, этот груз перерезался и если хлеб падал на основание, это предвещало рождение в семье мальчиков, а если он лежал перевёрнутый на верхнюю корку, то ожидать следовало только девочек.

Плохим предзнаменованием считалось, если каравай, упавший с матицы катился к входной двери, поскольку это сулило скорую смерть главы избы.

Чтобы привлечь в дом удачу и благополучие, хозяева после установки центральной балки ставили на стол только что сброшенный с неё хлеб, а также другие яства, называвшиеся «матичным угощением». Они предназначались для рабочих, занимавшихся монтажом жилища. Экономить на этом застолье было не принято, поскольку строители должны были покинуть стройку довольными.

Помимо каравая, сверху для достатка в доме, могли кидать хмель или зёрна пшеницы, при этом читая определённую молитву.

Перед тем как прибить матицу на неё надевалось прочное кольцо, в которое продевался шест – оцеп, предназначенный для закрепления младенческой колыбели. Таким образом, на Руси матери-матице крестьяне доверяли самое ценное, что у них было – жизнь своих детей.

Символика

В жилых помещениях матице обычно придавали четырёхгранную форму, путём строгания бревна, а в нежилых, будь то хлев или сарай, её оставляли круглой.

При монтаже центральной балки в сруб под её основанием клали обереги и деньги, чтобы будущие жильцы не испытывали материальных проблем. А ища защиту небесных покровителей, люди украшали «тело» матицы геометрическими орнаментами, среди которых встречались как христианские распятья, так и языческий солярный символ — «колесо Юпитера».

Приметы

В прежние времена с матицей было связано много суеверий. Согласно поверью, за условную линию матицы могли заходить только домочадцы или знакомые семьи, кого хозяева лично приглашали пройти в дом. Незнакомцы или люди, не получившие соответствующего разрешения от главы дома, были обязаны сидеть на лавке, расположенной по другую сторону от центрального бруса.

В любой старинной избе обеденный стол непременно ставился перпендикулярно осевому бревну.

Большую роль оно играло в свадебном ритуале. По обычаю, если кто-то из гостей садился под матицу, это означало, что пришли они в этот дом не просто за угощеньем, а, чтобы посватать девицу. На Псковской земле в день свадьбы именно под матицей в последний раз в отчем доме причёсывали волосы дочери. Здесь же существовало поверье, по которому если невеста при входе в избу свекра первым делом смотрела на матицу, ей были обеспечены в новой семье любовь, уважение и забота.

Перед отправкой в долгую дорогу, путник обязательно должен был дотронуться до матицы, чтобы его путешествие увенчалось успехом, и он целый и невредимый вернулся в родные пенаты.

Обеспечивая безопасность новокупленного домашнего скота, крестьяне прибегали к магическим манипуляциям: выстригали клочок шерсти или выдерживали пару перьев у животных, которые подтыкали под матицу. Туда же вешался зуб от старой бороны, предохранявший дом от блох и клопов, а также лекарственные растения-обереги.

По поверьям просадка матицы в реальной жизни или в сновидении предвещала скорую смерть матери семейства.

Главная потолочная балка избы служила препятствием для ходячих мертвецов и всякой нечистой силы, поскольку именно в ней обитал древесный дух, защищавший жилище от неприятностей и мифических существ.

Раньше матица «не пускала» в часть дома посторонних, а сейчас можно и вообще туда не попасть. Мы цивилизуемся и к нам теперь только по звонку. Если время найдем, конечно.

На нашем сайте читайте также:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.
  • Записки андрагога. Из дневника «Союза неугомонных»
    С 2009 года в Иркутске действует добровольческий образовательный проект «Высшая народная школа (ВНШ) для людей пенсионного возраста», девиз которой «Не доживать, а жить!» В этом году школке исполняется 15 лет…