В традиционной русской избе, строившейся по определённым канонам, центральная горизонтальная балка, поверх которой прибивались остальные потолочные доски, называлась матицей. Она была наделена сакральным смыслом и делила внутреннее пространство жилища на две равные части, обозначая условную границу за которую посторонним вход был запрещён.
Матерь-матица
Филолог и фольклорист Неонила Криничная, изучая культовую роль матицы в крестьянском срубе, определила, что данный конструктивный элемент ассоциировался у людей с образом матери, которая собирает под одной крышей всех членов семьи.
Сделав лингвистический анализ, она пришла к выводу, что в древнерусском языке лексема матица происходит от номинации мать и весьма часто оба эти слова назывались ещё и «маткой», то есть женщиной, самкой, матушкой.
Обозначая в переносном смысле первопричину, основу, начало, источник чего-либо, термин матица в XIV веке в словаре Памвы Берынды определялся как роженица (породеля, пороженица).
По данным «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Даля в народных диалектах матица идентична по значению словам место рождения, центр, остов, середина, корень.
Являясь опорой для верхнего яруса избы, матица символизировала небеса домашнего микрокосма или череп (голову) жилища. По сведениям этнографа Дмитрия Зеленина именно поэтому при монтаже матицы, плотникам строго-настрого запрещалось бить по ней обухом топора, поскольку впоследствии обитателей дома могла постоянно преследовать головная боль.
Матичное угощение
Установка матицы на собранном срубе сопровождалась старинными ритуалами, позволявшими будущим жильцам предугадать, какая жизнь им уготована в новом доме. В ходе строительно-мантических обрядов принято было выяснять ряд предзнаменований связанных с разными жизненными циклами людей.
Этнограф Евгения Бомквист писала, что совершая самый распространённый ритуал, люди пытались узнать череду деторождений после новоселья. Для этого к лежавшей на земле матице привязывался вывернутый наизнанку полушубок, куда помещался каравай. После укрепления балки в положенном месте, этот груз перерезался и если хлеб падал на основание, это предвещало рождение в семье мальчиков, а если он лежал перевёрнутый на верхнюю корку, то ожидать следовало только девочек.
Плохим предзнаменованием считалось, если каравай, упавший с матицы катился к входной двери, поскольку это сулило скорую смерть главы избы.
Чтобы привлечь в дом удачу и благополучие, хозяева после установки центральной балки ставили на стол только что сброшенный с неё хлеб, а также другие яства, называвшиеся «матичным угощением». Они предназначались для рабочих, занимавшихся монтажом жилища. Экономить на этом застолье было не принято, поскольку строители должны были покинуть стройку довольными.
Помимо каравая, сверху для достатка в доме, могли кидать хмель или зёрна пшеницы, при этом читая определённую молитву.
Перед тем как прибить матицу на неё надевалось прочное кольцо, в которое продевался шест – оцеп, предназначенный для закрепления младенческой колыбели. Таким образом, на Руси матери-матице крестьяне доверяли самое ценное, что у них было – жизнь своих детей.
Символика
В жилых помещениях матице обычно придавали четырёхгранную форму, путём строгания бревна, а в нежилых, будь то хлев или сарай, её оставляли круглой.
При монтаже центральной балки в сруб под её основанием клали обереги и деньги, чтобы будущие жильцы не испытывали материальных проблем. А ища защиту небесных покровителей, люди украшали «тело» матицы геометрическими орнаментами, среди которых встречались как христианские распятья, так и языческий солярный символ — «колесо Юпитера».
Приметы
В прежние времена с матицей было связано много суеверий. Согласно поверью, за условную линию матицы могли заходить только домочадцы или знакомые семьи, кого хозяева лично приглашали пройти в дом. Незнакомцы или люди, не получившие соответствующего разрешения от главы дома, были обязаны сидеть на лавке, расположенной по другую сторону от центрального бруса.
В любой старинной избе обеденный стол непременно ставился перпендикулярно осевому бревну.
Большую роль оно играло в свадебном ритуале. По обычаю, если кто-то из гостей садился под матицу, это означало, что пришли они в этот дом не просто за угощеньем, а, чтобы посватать девицу. На Псковской земле в день свадьбы именно под матицей в последний раз в отчем доме причёсывали волосы дочери. Здесь же существовало поверье, по которому если невеста при входе в избу свекра первым делом смотрела на матицу, ей были обеспечены в новой семье любовь, уважение и забота.
Перед отправкой в долгую дорогу, путник обязательно должен был дотронуться до матицы, чтобы его путешествие увенчалось успехом, и он целый и невредимый вернулся в родные пенаты.
Обеспечивая безопасность новокупленного домашнего скота, крестьяне прибегали к магическим манипуляциям: выстригали клочок шерсти или выдерживали пару перьев у животных, которые подтыкали под матицу. Туда же вешался зуб от старой бороны, предохранявший дом от блох и клопов, а также лекарственные растения-обереги.
По поверьям просадка матицы в реальной жизни или в сновидении предвещала скорую смерть матери семейства.
Главная потолочная балка избы служила препятствием для ходячих мертвецов и всякой нечистой силы, поскольку именно в ней обитал древесный дух, защищавший жилище от неприятностей и мифических существ.
Раньше матица «не пускала» в часть дома посторонних, а сейчас можно и вообще туда не попасть. Мы цивилизуемся и к нам теперь только по звонку. Если время найдем, конечно.
15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета. Под руководством губернатора Юрий Геннадьевич принимал самое активное участие в успешном отстаивании в Конституционном суде РФ независимости «Иркутскэнерго» от РАО «ЕЭС России» в 1993 году, подготовке и принятии Устава (по существу, региональной конституции) Иркутской области в 1994–1995 годах.
В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.