НА КАЛЕНДАРЕ

Череп под новостройкой: старинная традиция, где-то живая и поныне

По инф. cyrillitsa.ru   
29 Октября 2020 г.

Эта странная традиция была распространена на Руси тысячелетиями и сохранялась вплоть до конца XVIII века, а в некоторых местах встречается и сейчас. Правда, не везде, а на северо-западе России: в Новгороде и на Ладоге; и в западной части Сибири, куда активно переселялись выходцы из новгородской земли.

Череп под новостройкой: старинная традиция, местами живая и поныне

Отдельные случаи встречались в Суздале и в Залесском Ярополче; ученые тоже связывают их с перемещениями новгородцев. Речь идет о «строительной жертве», в качестве которой русские издревле использовали домашний скот – птицу, коров и коней, а то и людей.

Несмотря на запрет подобного жертвоприношения Русской православной церковью, обряд продолжали практиковать и в XIX веке, используя для этого разные предметы: монеты, перстни, зерно и даже хлеб, а на Украине даже в это время в жертву приносили быков и коров.

Основа здания – череп?

Обычай этот уходит корнями в кровавые языческие времена, когда существовал культ головы – вместилища души и силы человека или животного. Из этого культа и проистекал обычай строить жилье – от княжеского терема до простой избы, – «на голове».

Самые первые строительные жертвы были найдены в Новгороде советскими археологами еще в 1953 году. На Ильинском раскопе XI века были обнаружены останки жертвенного коня, причем голова его лежала отдельно от туши; на ногах животного сохранились путы, а рядом были положены кнут и свечи. Здесь же под остатками древних жилищ были найдены черепа быков с рогами.

Оказалось, что неотъемлемой частью жертв у древних новгородцев и жителей Старой Ладоги были ковши и братчины – чаши для братания, которые символизировали вместилище души покойника. Например, в Старой Ладоге археолог Евгений Александрович Рябинин нашел заготовку ковша под наковальней древней кузницы.

Закладывали под строение и лошадиные черепа – в том же Новгороде было найдено около сорока таких «закладок», что говорит о повсеместном распространении языческих поверий в Новгороде. Одни из них лежали под венцами домов справа от входа, а другие – под углами. Самая поздняя жертва датируется XV веком.

Подобные «заклады» археологи встречали в Старой Русе, в Городке на Ловати, в Риге, в Суздале. Часто суеверные люди использовали черепа собак и домашних животных, которые закладывали под углы, но иногда клали черепа под фундамент русской печи, а на Рюриковом Городище в Приильменьи в качестве такой жертвы нашли останки целой коровы, а у хлебных печей, устроенных во дворах, обнаружили девять коровьих черепов, лежащих полукругом.

В Ярополче Залесском в XII–XIII веках черепа коровы опускали в подвал и там закапывали. Такие же «заклады» в подполах обнаружили под Нижним Новгородом в поселении Нижнее Константиново-I.

Странности Мангазеи

При переселении в Сибирь русские принесли с собой и языческие пережитки. Например, в Ляпинском остроге (Ханты-Мансийский АО) под стеной острога кто-то закопал два собачьих черепа. Много «закладов» археологи нашли в Мангазее: это черепа и скелеты собак, магические круги из разных предметов, преднамеренно порванная кожаная обувь, сломанные ножи, женские гребни, украшения и даже... нательные кресты! Самыми удивительным находками были деревянные и костяные фаллосы.

Все эти «жертвы" строители помещали под завалинками, под венцами, под фундаментами печей и даже просто под полом.

Зачем же они были нужны?

Жертва богам?

Обычай этот действительно древний и уходит корнями в человеческие жертвоприношения, когда в основание строений, чтобы умилостивить богов, замуровывали то убитых рабов, то младенцев. Было это распространено не только в древнем Вавилоне или в Месопотамии, но и на Руси и практиковалось даже в христианские времена. Например в украинском городе Василёве на раскопках храма археологи нашли «закладную жертву» – тело мужчины, которого убили, расчленили и положили в каменный гроб под пол, дополнив погребение сожженной едой и костями жертвенных животных.

А в фундамент под стеной храма живьем замуровали двух годовалых детей. Стена в этом месте пошла трещинами, и язычники осуществили «ремонт», умилостивив своих кровожадных богов.

Умиротворяли друидских духов?

Есть версия, что жертва связана с умиротворением духов, обитающих в земле, которые всегда считались самыми кровожадными.

Но российский этнограф Дмитрий Константинович Зеленин объяснял строительную жертву еще более древними верованиями – поклонением тотемам-деревьям и духам, которые в них якобы обитали. Так как на Руси дома строили из бревен, табу на вырубку деревьев, каждое из которых считалось священным, нарушалось. Кровавой жертвой славяне старались умилостивить духов, чтобы те не пришли мстить. Сначала им «отдавали» детей, женщин и мужчин, а позже стали приносить в жертву домашний скот и даже вещи. Язычники считали, что изображение мужского полового члена, закопанное под печкой, отпугнет чертей, шерсть – даст тепло, а воск – послужит оберегом.

Их спасал «дух» коня?

Что же касается конских черепов, то ученые относят традицию закладывать их под фундамент жилищ к культу коня, который существовал в Древней Руси. Древние славяне верили, что лошадь может не только унести от врага, но и отпугнуть его. Убивая жертвенную лошадь, они надеялись, что дух животного сохранит дом от несчастий. Если невозможно было принести в жертву коня, то под дом закладывали его изображение – игрушку, подвеску.

«Строительная жертва» жива?

К сожалению, никакие запреты церковников не повлияли на людей. Многие до сих пор при строительстве дома кладут под нижние венцы домов монеты и украшения. Правда, вместо кровавых жертв теперь делают жертвы бескровные, а часто даже церковными предметами – ладаном, освещенными церковными свечами, что только усугубляет грех людей перед Богом.

Правда, в некоторых местах деньги стали чаще отдавать строителям, чтобы те «не ленились».

Тем не менее, суеверия живучи. Например, в городе Ангарске Иркутской области, при ремонте в одном из домов в старой части города, которая была построена в конце 1940-х годов, под полом обнаружили скелет собаки. Была ли это «закладная жертва» судить сложно, но факт остается фактом.

  • Еще о различных традициях, имеющих глубоко мистические корни - по ссылке.

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Таким был Ножиков
    15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета. Под руководством губернатора Юрий Геннадьевич принимал самое активное участие в успешном отстаивании в Конституционном суде РФ независимости «Иркутскэнерго» от РАО «ЕЭС России» в 1993 году, подготовке и принятии Устава (по существу, региональной конституции) Иркутской области в 1994–1995 годах.
  • Самостоянье человека – залог величия его
    Отзыв о книге Галины Макагон «На изломе» о знаменитом роде Замащиковых из Заларинского района.
  • На изломе
    В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
  • Мы бережно храним их имена
    От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
  • «Сиськи-масиськи»: от перегрева к охлаждению
    Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
  • Железнодорожники в тылу и на фронте
    Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
  • «Нынче ветрено и волны с перехлестом…»
    На прошлой неделе исполнилось 85 лет со дня рождения Иосифа Бродского.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
  • «Тихий Дон» навсегда
    120 лет назад родился Михаил Шолохов.
  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
  • Его судьба – театр
    15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
  • В коричневых тонах. 14 признаков фашизма по Умберто Эко
    Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
  • Дед Осип. (Рассказ)
    Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
  • Чародей военных песен Арсений Долматовский
    5 мая исполнится 110 лет со дня рождения Евгения Долматовского.
  • Узник фашистских концлагерей Виктор Иванович Гуров: «Мне до сих пор помнится запах лагерной хлорки»
    В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.