Москва, столица России, известна своими историческими и культурными достопримечательностями. Однако, мало кто знает, что на территории Москвы в древние времена располагались языческие капища, где москвичи поклонялись древним богам славян.
Фото с сайта mixyfotos.ru
Согласно исследованиям историков и специалистов в эзотерике, Москва была городом двоеверия. Несмотря на то, что она была основана в 1147 году православным князем Юрием Долгоруким, на ее территории сохранялось двоеверие в течение нескольких веков. Христианские храмы соседствовали с языческими капищами.
Капища были организованы по определенному принципу. В центре каждого светилища горел ритуальный огонь, называемый «знич». Вокруг него размещались требище место, где москвичи требовали от своих богов благ для жизни, а также гульбище, где проводились праздничные гуляния.
Известный писатель, историк и краевед Андрей Синельников на основании изучения летописных источников установил, где и каким богам поклонялись москвичи. Сегодня известно, что на территории Москвы существовали капища семи богов: Рода, Велеса, Купалы, Ярилы, Макоши, Перуна и Трояна.
Одно из главных языческих капищ на территории Москвы было посвящено богу воинов Перуну. Оно располагалось в центре города у почитаемого камня, который находился на Красной площади у Васильева спуска. Впоследствии на этом месте был возведен Храм Покрова Пресвятой Богородицы, известный как Собор Василия Блаженного.
Капище богини судьбы Макоши находилось в Замоскворечье, на месте сегодняшней Пятницкой улицы. Москвичи поклонялись Макоше, которая отвечала за счастливую судьбу и благополучие. С приходом христианства, культ Макоши был заменен культом Параскевы Пятницы.
Культ бога Ярилы, который олицетворял Солнце и отвечал за приход весны и плодородие, был расположен на Боровицком холме Московского Кремля. Впоследствии на этом месте был возведен храм Иоанна Предтечи, известный как церковь святого Уара.
Эти капища являлись местами силы, где москвичи обращались к древним богам славян и просили их о помощи и благословении. Они просуществовали до начала смутного времени, когда царь Алексей Михайлович Романов выразил свое недовольство масштабными языческими гуляниями, проходившими в 1649 году.
Сегодня на месте языческих капищ находятся православные храмы и другие исторические сооружения. Однако, их историческое значение и связь с древними верованиями москвичей несомненно. Исследование истории языческих капищ на территории Москвы позволяет нам лучше понять историю и культуру этого города, а также сохранить память о древних верованиях и традициях наших предков.
В 2019 году наша газета сообщала о выходе в свет исторического романа Александра Ведрова "Муравьев-Амурский, преобразователь Востока". За прошедшее время книга не затерялась на полках читателей, напротив, её статус и популярность неуклонно возрастают.
Ну наконец-то, свершилось! На днях принят закон, согласно которому с 1 февраля 2025 года возвращается индексация пенсий работающим пенсионерам. Ее власти отменили еще в 2016 году.
История никогда не повторяется один в один. И время чуть иное, и персонажи изменились, и антураж, интерьер, макияж… И все же определенные, порой очень важные параллели можно найти. А раз так, то и поразмыслить, как сделать, чтобы повторить прежние успехи (пусть и в новом варианте) или, наоборот, избежать уже допущенных ошибок. Ну, или точнее, оценить нынешнюю ситуацию и спрогнозировать будущее.
Анатолий Александрович родился в 1941 г. в Иркутске. В 1965 г. окончил биолого-почвенный факультет ИГУ. Организатор и лидер неформального общественного объединения «Движение в защиту Байкала» (1987 г.). В 1991 г. избран почётным членом Фонда Байкала вместе с Галазием и Распутиным. В 2021 г. награждён Российской академией естественных наук медалью академика Моисеева за вклад в дело ликвидации БЦБК... Ну и так далее. Личность хорошо известная как минимум в Иркутской области, а тем более читателям газеты «Мои года», где он преимущественно печатается. Живёт в Иркутске.
Игорь Аброскин родился в 1958 г. в Баку. Окончил Днепропетровский университет. Служил в армии. Работал в организации «Оргхим» при строительстве «Саянскхимпрома». Один из создателей «Литературного кафе» в Саянске в 80е годы. Первый из тех, кто сколачивал неформальное литературное объединение «Помост» на рубеже 80х–90х. Автор большой подборки в солидном иркутском альманахе «Стихи по кругу» (1990 г.). Один из авторов юбилейных городских альманахов «Серебряный Саянск», «Саянск 2000», «Ковчег». Не однократно печатался в альманахах поэзии «Иркутское время». Первая книга «Все?..» вышла в 1998 г., вторая – «Самостоянье» в 2023м. Стихи из неё – в этом выпуске.
Кристоф Глюк – австрийский композитор XVIII века, представитель классической оперной школы. Известен как объединитель французских и итальянских традиций, музыкальный новатор. Рыцарь ордена Золотой шпоры.
Владимир Васильевич родился в 1951 г. в посёлке Курагино Красноярского края. В 1972 г. окончил физико-математический факультет в Красноярске, преподавал физику в школах и самостоятельно изучал психологию. После аспирантуры в Москве получил учёную степень по психологии. Пишет картины, короткие рассказы и короткие же стихи. С его литературными произведениями мы уже знакомили наших читателей, а эти «эссе» – из новых сочинений автора.
О трагедии 22 июня 1941года издано немало литературы военного и политического характера. Однако о событиях, предшествующих этой дате, на самом деле известно очень мало, а та информация, которая доступна, весьма противоречива, фрагментарна и сумбурна.
Юрий Визбор – бард, поэт, актер, журналист, художник, сценарист. В его творческом наследии свыше трех сотен песен. Всё, за что он брался, получалось ярко и талантливо.
В конце минувшей недели, уже ночью, случайно наткнулся на канале «Культура» на передачу о жизни и творчестве Юрия Визбора, популярнейшего в дни нашей молодости барда-шестидесятника. Посмотрел ее на одном дыхании до конца, а потом еще долго не мог заснуть – настолько сильно эмоционально эта передача взбудоражила, настолько всколыхнула память и чувства…
Яркая, талантливая, самобытная, неповторимая. Именно такими словами хочется охарактеризовать поэта (она терпеть не могла слово «поэтесса») Анну Ахматову. Она пережила две революции и две мировых войны, узнала на себе, что такое сталинские репрессии и смерть самых дорогих людей. Она выходила замуж три раза, но ни один из браков не принес ей настоящего женского счастья. Ее сын тоже подвергся политическим репрессиям и до последнего считал, что для матери важнее ее творчество, а не он. Долгие годы ее стихи были под запретом, некоторые увидели свет спустя два десятилетия после ее смерти.
…Толпа заполнила Театральную площадь, перелилась через дорогу к зданию Большого. От ЦУМа – дальше, по Петровке. А люди все шли и шли. И у каждого в руках – цветы. Январский снег падал на яркие бутоны, превращая их в пушистые снежные шарики. Над площадью тихо плывет траурная живая музыка. Играет Камерный оркестр, за пультом – Башмет. Зрителей, учеников, чиновников всех рангов, дипломатов многих стран – всех собрал в этот зимний день Юрий Соломин. Люди пришли поклониться его памяти. Кто-то из учеников вспомнил, как совсем недавно на его юбилее они желали ему много… много… и долго… долго… А он, улыбаясь, спокойно сказал: «Ничего, скоро вы проводите меня в другую труппу. А труппа там подобралась очень даже хорошая». И вот – провожают.
Дело в том, что все новости, в принципе, вчерашние или даже позавчерашние, так или иначе случились, произошли. И журналист ловит лишь их отзвуки…Вот и я решил заострить внимание читателей на двух новостях, оставивших в душе моей эти отзвуки, отклики.
Казалось бы, тоже мне проблема – где мы, а где Америка. Хотя бы в географическом смысле. Но сейчас причины и следствия событий, касающихся чуть ли не каждого из нас, уходят, в том числе и туда, за океан. Вот и, наверное, не самая дружественная, но расхожая прибаутка гласит: «Какая в России национальная идея? Победа Трампа на выборах в США!». А как известно, в каждой шутке есть лишь доля шутки.