ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Место, где стоит Храм Христа Спасителя в Москве, было проклято?

По инф. cyrillitsa.ru   
25 Мая 2023 г.
Изменить размер шрифта

Место основания Храма Христа Спасителя окутано мифами, легендами и преданиями мистического плана. В книге «Волхонка. Знаменка. Ленивка. Прогулки по Чертолью» историк А.А. Васькин утверждает, что задолго до крещения Руси на этом месте располагалось языческое капище, где славяне приносили жертвы Перуну.

Место, где стоит Храм Христа Спасителя в Москве, было проклято?

Участок, который ныне окружает улицу Пречистенку, изначально назывался Чертольем. Там вдоль глубокого оврага протекал ручей, он вызывал у людей отвращение из-за зловонного запаха и расположения. Верующие христиане старались миновать Чертолье и поговаривали, что овраг в нем вырыла нечистая сила.

При Иване Грозном в Чертолье перенесли Алексеевский женский монастырь, который пострадал во время Смуты, но не менял расположения сотни лет до указа Николая I. В 1830-х годах император велел переместить монастырь в Красное Село и построить на его прежнем месте Храм Христа Спасителя как символ божьей помощи в победе над армией Наполеона.

Согласно распространенной московской легенде, игуменья Алексеевского монастыря Клавдия была против замысла Николая I и прокляла участок бывшего Чертолья, чтобы это место лишилось всякого благополучия. Официальных документов, которые подтверждают это событие, нет, однако построенный храм простоял на «чертовском» месте чуть более полувека, а возведение сталинского Дворца Советов на нем закончилось, едва начавшись. Не стал исключением и бассейн «Москва», что позднее был устроен на этом участке, он тоже довольно быстро канул в Лету.

В 2017 году второй мэр Москвы Ю.М. Лужков рассказал «Комсомольской правде» о специальном обряде, на который ему пришлось пойти ради успешного воссоздания Храма Христа Спасителя на злополучном месте. «Мне пришла идея. Построить внизу, на фундаменте Дворца Советов, Храм Преображения Господня. Чтобы получить прощение игуменьи за святотатство 19 века, вынужденное разрушение нашими предками ее намоленного храма и женского монастыря.», — сообщил политик.

Место, где стоит Храм Христа Спасителя в Москве, было проклято?

По замыслу коммунистических лидеров СССР Дворец Советов должен был стать не просто большим зданием, а огромным сооружением, символизирующим громадный потенциал социалистического государства. Предполагалось, что архитектурная часть сооружения займет около 7 млн м3, а его высота составит более 400 м. Особое внимание уделяли стометровой фигуре В.И. Ленина, которая должна была находиться на самой вершине постройки. Скульптор Г.И. Кепинов называл ее неотъемлемой частью здания, без которой проект не может существовать.

Возведение фундамента Дворца Советов завершилось в 1939 году. Тогда на V пленуме правления Союза советских архитекторов совместно с художниками и скульпторами был обсужден дальнейший план реализации этого проекта. «Если пирамиды Египта и другие величайшие сооружения мира, частично сохранившиеся до нашего времени, являются памятниками эксплуатации и рабства, то наш дворец войдет в историю тысячелетий как памятник освобожденного, созидательного труда, памятник социализма и коммунизма, памятник великой сталинской эпохи.», — провозглашал на собрании архитектор А.М. Заславский.

Однако планам советской власти не удалось осуществиться. Масштаб работы над дворцом был настолько велик, что сроки его реализации сдвигались все дальше, а затем началась война и проект заморозили. Массивность, многофункциональность площадки и трудоемкость создания ее визуальной составляющей шли вразрез с существующими реалиями.

В первом выпуске журнала «Наука и жизнь» от 1989 года вышла статья инженера А.Ф. Иванова, который изучал чертежи Храма Христа Спасителя перед его взрывом. В публикации говорилось о том, что автор вместе с коллегой обнаружил тайный подземный ход, проходящий от собора к Кремлю. Планировал его использовать Сталин в своих интересах или нет, остается неизвестным. Однако существует мнение о том, что лидер СССР хотел извлечь из необычных свойств бывшего Чертолья максимальную выгоду, так как верил в сверхъестественное.

В книге И.Г. Сергиевской «Москва таинственная. Все сакральные и магические, колдовские и роковые, гиблые и волшебные места» представлена версия о том, что большевики желали видеть Дворец Советов построенным по образу и подобию священной вавилонской башни Этеменанки. Автор полагает, что огромный зиккурат со скульптурой Ленина должен был сыграть ключевое значение в сооружении мистического «места силы», которое позволило бы Сталину и его легендарному предшественнику получить небывалое могущество.

И.Г. Сергиевская сообщает, что сакральным дополнением к Дворцу Советов могли выступать семь московских высоток, которые были спроектированы по личному распоряжению вождя. Согласно позиции эзотериков, приведенной в книге, эти столичные здания представляли собой многоступенчатые пирамиды, которые возводились с целью воскрешения Ленина и Сталина.

***

Высота Храма Христа Спасителя – 103 метра. Он может вместить до 10 тысяч человек. Это культовое место, куда стремятся попасть жители столицы, туристы и религиозные паломники из разных государств мира. Грандиозное сооружение уже давно окружают городские легенды. И если в глубине исторических событий не всегда можно отыскать единственно верную канву произошедшего, то в сегодняшних днях шансы, как все было, разобраться есть.

На нашем сайте читайте также:

Источник: cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.