ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...
2024-04-04-09-35-17
Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
2024-04-04-09-33-17
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в...

Элита, за которую не стыдно

Изменить размер шрифта

29 ноября 1941 года в деревне Головково Московской области на придорожной иве фашисты повесили советскую разведчицу Веру Волошину. Ее имя не было канонизировано в пантеоне героев Великой Отечественной войны, подобно Зое Космодемьянской. Хотя Вера являлась не только ее однополчанкой, но и погибла в тот же день. Судьба сложилась так, что о подвиге Волошиной стало известно лишь в 1957 году. Подобно героям Брестской крепости, чьи истории раскопал писатель и журналист Сергей Смирнов, о Вере Волошиной страна узнала благодаря следопыту войны, московскому литератору и журналисту Георгию Фролову. Но особого резонанса это открытие тогда не возымело. Звание Героя России было присвоено Волошиной лишь в 1994 году.

Судьба этой 22-летней девушки, раненной, попавшей в плен, стойко перенесшей пытки и певшей «Интернационал», когда на нее надевали петлю, о многом заставляет задуматься нас сегодняшних. Веру Волошину по праву можно назвать типичным представителем нарождавшейся советской элиты. Выросла в Кузбассе, в семье шахтера и учительницы. Занималась спортом — гимнастикой, легкой атлетикой, плаванием. Увлекалась техникой — поступив в Московский институт физической культуры и спорта, стала курсантом аэроклуба, где освоила пилотаж современных на тот момент истребителей и прыжки с парашютом. При этом рисовала, сочиняла стихи. Существует версия, будто бы именно Вера, красивая и безупречно сложенная, послужила моделью для Ивана Шадра к его скульптуре «Девушка с веслом». Поначалу это была совсем не та, довольно вульгарная дама, которая затем встречала публику в различных парках и на стадионах Советского Союза. От первого изображения осталась лишь уменьшенная копия, хранящаяся ныне в Третьяковской галерее.

Впрочем, с Веры ее лепили или нет, сегодня не так важно. Важно то, что это была героиня своего времени. Не случись война, такие, как она, люди, в которых по-чеховски «все прекрасно», стали бы элитой советского общества, и неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба страны под их руководством, к каким высотам они бы ее привели.

В 1917 году, устраивая революцию, народ России хотел близкой себе власти. «До Бога высоко, до царя далеко» его больше не устраивало. Он не хотел элиты, спущенной сверху, которая презирала его, а он ее тихо ненавидел. Немцы, начиная войну, очень сильно просчитались, решив, что место, по сути, чужеродной, западно-ориентированной либеральной элиты последней российской монархии в СССР заняла не менее ненавистная и не менее чуждая народу «коммунистическая банда мирового интернационала». Поэтому и верили, что «красная империя» развалится еще быстрее, чем царская, ибо «фюрер идет освобождать русский народ от «жидов-комиссаров, колхозов и стахановщины».

Но Сталин учел ошибки прошлого. Немецкие стратеги проспали момент, когда во второй половине тридцатых годов началась активная смена элит. Фанатики мировой революции и их апологеты троцкистской ориентации, действительно смотревшие на русский народ лишь как на инструмент осуществления своих грандиозных планов, в массе своей были вычищены. Их место стала занимать подлинно народная элита. К моменту фашистского нападения она была еще далеко не сформирована, но и в таком виде преподнесла агрессорам неприятный сюрприз. Сталин дал народу близкую ему власть, связь и смычку с которой осуществляла та самая элита. Это потом придумали «решающее значение роли Коммунистической партии в победе в Великой Отечественной войне», хотя с именем Маркса или с криком «За коммунизм!» в атаку никто не ходил. Этот проводник: власть — элита — народ почти в идеальном сочетании и взаимопонимании позволил нам победить. Немцы поняли свою ошибку, но поздно. Власов и его армия стали судорожной попыткой навязать альтернативную «народную элиту». Но опыт оказался жалким, а персонажи и идеи убогими.

Лучшие представители страны были детьми героической эпохи и не могли ее предать. Старались своими делами, всей жизнью, каждым днем и каждым шагом доказывать стране и обществу свою состоятельность. Что они — авангард, с которого следует брать пример. За которым не стыдно идти и которому можно верить. Именно эта молодая элита красивых, умных, сильных и гордых, горячо любящих свою страну вела всех остальных на трудовой и боевой подвиг. За одними лозунгами мало кто пошел бы. А то, что наших людей заставляли совершать героические поступки лишь силой и страхом перед заградотрядами — вообще бред западных «русоведов» и их отечественных последователей.

И тех и других понять можно. Одни об СССР зубы обломали, и надо как-то оправдываться, придумывая сказки о том, что победа не настоящая, а только от страха перед «бесчеловечным режимом». Со вторыми еще проще — гранты положено отрабатывать.

Между тем советские герои модельной, как сказали бы сейчас, внешности, комсомолки, спортсменки, красавицы, разносторонне развитые личности, подобно Вере Волошиной, в большинстве своем совершали подвиги, будто некое само собой разумеющееся дело. Не на глазах боевых товарищей — с осознанием того, что о твоем подвиге, возможно, никто никогда не узнает. Но именно из этих неизвестных подвигов сложился потом великий подвиг народа. В этом малом — великом оказались равны все. Дети Сталина, наркомов, генералов и простых деревенских матерей. Единство подвига было не показным, не под камеру, не для афиши — оно было настоящим, всамделишным. Как только этого единства не стало, а людей принялись делить на номенклатурных блатных и прочих, как только перестала работать связка власть — элита — народ, страна прекратила свое существование. Без всякой военной агрессии.

Сегодня, вспоминая геройскую смерть одной из лучших дочерей русского народа, надо отдать долг памяти и тысячам других его представителей, для которых инстинкт национального самосохранения оказался сильнее инстинкта самосохранения личного. Именно это качество, а не «степень жирности», вседозволенность и неприкасаемость является подлинным признаком элиты.

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.