НА КАЛЕНДАРЕ

А вы знаете, сколько зарабатывал Пушкин?

Михаил Смиренский, argumenti.ru   
02 Февраля 2022 г.

Любой талант нуждается не только в признании и реализации, но и достойной оплате. Это аксиома. Особенно трепетно и одобрительно к ней относятся представители творческой среды: артисты, художники, драматурги, журналисты, писатели и т.д., что понятно: талант – товар штучный. Видимо поэтому труд последних еще со времен Александра Сергеевича Пушкина до «буревестников революции» оплачивался и оплачивается по особым тарифам, которые называются «гонорарами» и «потиражными». Что это такое и с чем это едят? Извольте.

А вы знаете, сколько зарабатывал Пушкин?

«И трюфели, роскошь юных лет...»

Пушкин, постоянно пребывавший во фронде к действующей власти, тем не менее, получал от нее же неслыханные по тем временам гонорары. Например, его роман в стихах «Евгений Онегин» разово обогатил поэта на 12000 рублей, а «Руслан и Людмила» принесли автору более 8000 рублей. От переизданий поэт получал иные, тоже немалые суммы – т.н. «потиражные». При этом поэт имел чин камер-юнкера при дворе Его Величества, что давало ему стабильный годовой доход более чем в 5000 рублей.

- Подумаешь... - важно хрюкнет иной косноязычный блогер, вылезая из очередного показательно разбитого «мерина» - тоже мне бабки! И будет неправ. Вот почему.

Чтобы понять, что это были за деньги, заглянем хотя бы в меню любимого поэтом ресторана Пьера Талона, куда ехал его Евгений Онегин (читай – сам Пушкин – авт.), «Пока недремлющий брегет не прозвонит ему обед». Итак, брегет прозвонил:

«Ростбиф окровавленный» - это кусок нежнейшей телячьей вырезки, который загодя повара пару часов вымачивали в парном молоке утреннего надоя. Затем полуфабрикат две-три минуты обжаривали с двух сторон на раскаленной чугунной сковороде, заливали белым «мюскаделем» или «соте́рном» и еще 15 минут томили. Готово!

Фишка блюда в том, чтобы центр куска оставался умеренно-недожаренным и был нежно-розового цвета. Мясной сок сливали в соусники, охлаждали и подавали отдельно как соус. На гарнир – пюре из сельдерея, каперсы, свежие или запеченные овощи. Сам ростбиф подавался тоже в охлажденном виде. Уверен, ни Евгений Онегин, ни его прародитель Пушкин не голодали (хотя Александр Сергеевич, будучи очень богатым, постоянно был в долгах).

А чудные чёрные трюфели, которые могли позволить себе лишь потомственные дворяне, а сегодня – лишь потомственные чиновники?

Известный французский кулинар Жан Антельм величал их не иначе как «бриллианты любой кухни», а Владимир Набоков писал: «Эти деликатесные грибы ценились так высоко, что мы в безвкусный цвет искусственных ароматов с трудом можем представить...» (Прямо о дне сегодняшнем вещал писатель, не иначе. – авт.)

А вы знаете, сколько зарабатывал Пушкин?

А уха из стерляди на шампанском? А жареная пулярка? А блины с лимбургскими сырами и творогом? А кокиль из сёмги, жаренной в вине? А сладкий суп из свежей малины и ревеня? А... Впрочем, прервусь. Пойду съем вчерашних щей и продолжу. Съел. Готово.

Так вот, все это чудо, включая обязательную бутылку брюта «Вдова Клико» или «Моёт» стоило не более двух рублей. Кстати, годовой доход квалифицированного работяги на крупной фабрике тогда не превышал пятисот рублей, что делало его в глазах соплеменников весьма состоятельным человеком. Думаю, если бы Александру Сергеевичу вышколенные халдеи Пьера Талона предложили отобедать чудным «Дошираком», нежнейшей шаурмой от трех вокзалов, загодя вымоченной в новинке отечественной молочки – «Немолоке» и запить все рюмочкой левой осетинской водочки, то поэт и до дуэли не дожил бы.

Заглянуть в карман гения заставила не зависть или грядущая голодуха, но лишь умение тех властей находить грамотный компромисс со своими авторами. А вот талантливый Сергей Довлатов, скитавшийся по Советскому Союзу даже без пары запасных брюк и пивший от безденежья портвейн без закуски, в конечном итоге свалил в Америку, где и был признан великим писателем. Да разве он один...

А вы знаете, сколько зарабатывал Пушкин?

Кстати, только за один печатный лист текста (примерно 12 машинописных страниц – авт.) Антону Павловичу Чехову издатель платил гонорар в тысячу рублей, что позволяло писателю лишь за одну изданную книгу, с учетом потиражных отчислений за ее же переиздание безвыездно жить в неге и комфорте, арендуя лучшие столичные отели, в течение нескольких лет. Что он и делал, пока в 1898 году окончательно не перебрался в Ялту. Интересно, что начинавший уже тогда расправлять литературные крылья «буревестник» Горький получал за тот же печатный лист даже более самого Чехова. Чудны дела твои, Господи...

Сколько стоит глагол, который «жжет»?

Главным стихотворным рубщиком рифмованного революционного слова был, конечно, Владимир Маяковский.

Кто не знает его интимную пропаганду: «Я достаю из широких штанин...»? Прилюдно поэт поделился со своими революционными фанатами лишь тем, что доставал он оттуда, ну естественно, – самый лучший в мире советский паспорт – «серпастый и молоткастый». Эта вам, господа-товарищи, утверждал поэт, не какой-то там циркуляр «датчан и прочих разных шведов...» На самом деле, в «широких штанинах» поэта помимо паспорта хранились бумаги куда как более ценные: а именно – его лихие авторские гонорары.

Советская власть, варварски захватившая в 1917 г. всю страну, отчаянно нуждалась в личном массовом восхвалении. Сейчас это называется «пиаром». Маяковский очень чутко уловил эту нужду, к тому же поняв, что на богемном футуризме далеко не уехать и начал «жечь глаголом» не по-детски.

«Я волком бы выгрыз бюрократизм. К мандатам почтения нету. К любым чертям с матерями катись любая бумажка. Но эту...»

Властям революционный напор бунтаря в «штанах» глянулся, ему высочайше дозволили выезжать за рубеж, договорившись однако о том, что там он постоянно будет рубить иноверцам «правду-матку» о молодой республике. Естественно, не ограничивая себя в средствах.

Чего-чего, а награбленного бабла у властей было достаточно, так что поэт в средствах не нуждался. По опубликованным финансовым документам 20-х годов, средний годовой доход Маяковского составлял не менее 20000 рулей, что в 20-30 раз(!) превышало аналогичный доход высокопоставленных совслужащих. Поэтому поэт о деньгах и не думал, он думал о том, как их красиво потратить.

Одной из фишек стала коллекция элегантных тростей с костяными и серебряными набалдашниками из красного и черного дерева. К такой коллекции, конечно, требовались и соответствующие костюмы.

А вы знаете, сколько зарабатывал Пушкин?

Став в 1923 г. главным редактором модного журнала «ЛЕФ» (прообраз нынешнего пошлого глянца – авт.), Маяковский смог собрать вокруг себя талантливых художников, модельеров и портных. Вскоре с подачи этой «могучей кучки» на ткацких фабриках стали выпускаться абсолютно новые по расцветкам и рисункам ткани. Монополии нудного однотипного сукна наступал конец, что в условиях разрухи и голодухи смотрелось также революционно, как и недавний залп Авроры.

Властям, которым слово «революционный» было примерно как пропуск в Эдем, инициатива поэта понравилась. Сам Маяковский в вещах разбирался, имел вкус и в основном предпочитал дорогой «английский стиль». Костюмы, пиджаки, обувь он предпочитал, конечно «хэнд мэйд» и заказывал экипировку в лучших европейских ателье.

Близко знавшие его люди вспоминали о том, что помимо «колоссального вкуса», он обладал и «большим шиком». Сам поэт к своему гардеробу был строг и придирчив, начиная с галстуков и заканчивая носками:

В сердце будто заноза ввинчена.

Я разомлел, одряб и раскис...

Выражаясь прозаично -

у меня продрались все носки.

Впрочем, и к нарождавшемуся в те годы автопрому Маяковский был неравнодушен и в машинах разбирался. Однажды его возлюбленная Лиля Брик (их «тройственный» союз, т.н. «шведская семья» – тема отдельная и странная – авт.) отписала любимому, пребывавшему за рубежом о том, что ей очень хочется «автомобильчик». Привези непременно «форд» последнего выпуска.»

Владимир просьбу пассии исполнил, но опять же с присущей ему изящной редактурой: вместо «форда», уже ставшего тогда автомобилем «эконом-класса», он пригнал из Парижа эпатажный «рено» ценой 20000 франков. И если ожидаемый Лилей Брик «форд» стоил тогда 256 $, то новый французский автоподарок обошелся поэту революции в переводе на доллары уже... в полторы тысячи: любовь творит чудеса!

Для самого поэта эти траты были незначительными. Как писала тогда «Нью-Йорк таймс»: «Маяковский - самый богатый поэт Советской России. Последняя книга принесла ему 10000 $. Он богат настолько, насколько это может быть позволено в России.» Здесь заокеанское СМИ попало в точку: стать и быть богатым в стране победившего социализма можно было лишь по разрешению властей. А разрешение это нужно было заслужить. В общем «служи по уставу – завоюешь честь и славу». Ну и деньги, разумеется. Но Маяковскому повезло не только тем, что он глянулся высшему партийному ареопа́гу: он был фантастически трудолюбив! Помимо стихов, поэт преуспел в работе над т.н. «окнами РОСТА» (Российского телеграфного агентства – авт.), т.к. еще и прекрасно профессионально рисовал.

Вместе с авангардным фотохудожником Александром Родченко они заложили и развили основы плакатной советской рекламы, бывшей до того в состоянии убогой агитки типа «Много работай – товары появятся» или «Кто не работает, тот не ест». За один день Маяковский мог выдумать до сотни оригинальных тем для рекламной агитки с социалистическим подтекстом, что особенно ценилось советской властью:

«Черта ли с пищей возиться дома,

если дешевле у «Моссельпрома».

Творческий дуэт не «брезговал» делать этикетки для лимонадов и водки, конфет и папирос, за что за каждый новый экземпляр получали по 15 рублей. За отдельные авторские крупные плакаты госзаказчик выплачивал им по 200 и более рублей. Так что Маяковский и Родченко зримо доказали всем, что даже в условиях разрухи и хаоса без всяких «приватизаций» деньги и немалые можно зарабатывать честно. Для этого нужно лишь одно желание работать.

«Нигде кроме, как в Моссельпроме» - авторский слоган Маяковского пережил своего создателя, покончившего жизнь в 1930 г. Жаль, а ведь мог бы еще плодотворно работать аж целых семь лет – аккурат до 1937 г.

Золотой ключик «красного графа».

Алексей Николаевич Толстой, по происхождению граф, не принял революцию и уехал в эмиграцию. Однако в 20-х годах вернулся и переделав известную итальянскую сказку про Пиноккио в «Буратино», начал фантастически богатеть.

А вы знаете, сколько зарабатывал Пушкин?

Джугашвили, уже тогда ставший Сталиным, поначалу не воспринял дворянина-перебежчика и снисходительно величал его «красным графом». Однако вскоре тот пишет «Петра-I» и становится любимцем диктатора. Толстой получает шикарный особняк, на него сыплются Сталинские премии, гонорары, потиражные, а отчисления от постановок его произведений в театрах по всей стране и вовсе возносят Алексея Николаевича в ранг т.н. «литературных небожителей».

Конечно, это многих раздражало и множило откровенных критиков. Беспощадная на язык блистательная Фаина Раневская открыто говорила: «А драматурги неплохо устроились – получают отчисления от каждого спектакля своих пьес! Больше ведь никто ничего подобного не получает. Возьмите, например, архитектора Рерберга. По его проекту построено в Москве здание Центрального телеграфа на Тверской. Даже доска висит с надписью, что здание это воздвигнуто по проекту Ивана Ивановича Рерберга. Однако же ему не платят отчисления за телеграммы, которые подаются в его доме!» Чистая правда, хотя и грустная.

Анна Ахматова вспоминала: «Приехал Толстой. Рассказывал как питался во время писательской поездки по Волге. Ежедневно: икра, копченая рыба, чудесные сливки, фрукты и какие-то особенные огурцы. А в стране-то голод...» Тоже правда...

Впрочем, сам граф на выпады в свой адрес особого внимания не обращал, ему было важнее остаться в поле личного внимания вождя. Во время войны из личных сбережений Толстой жертвует около 100 000 рублей на постройку танков. По тем временам сумма в целом огромная, для писателя же в частности – пустяк – лишь одна из трех полученных им Сталинских премий. Получается, что для победы тов. Сталина в войне Толстой расплатился деньгами... самого тов. Сталина? Отличная маркетинговая сделка!

И уж совсем не бедствовал «буревестник» революции Горький. Набор благт тот же: шикарный особняк миллиардера Рябушинского, несколько дач в Крыму, сверхгонорары, премии, потиражные и т.д.

«Вот съедутся писатели со всей страны со всех городов, а Максим Горький прилетит на самолете «Михаил Горький» - предсказывала поэтесса Агния Барто перед I-м Съездом советских писателей. Слава Богу, ошиблась: классик предпочел сухопутный путь, а самолет трагически разбился во время пролета над Красной площадью.

Говорят, Сталин его любил. Думаю, это неточно: Сталин кроме Надежды Аллилуевой и дочери Светланы не любил никого. Пожалуй, еще и самого себя. Горький был ему нужен как мощный литературный внедорожник: его слово пробивало любую оппозиционную преграду и много значило на Западе. Ну, а любой внедорожник, как известно, должен стоить дорого. Вот он так и стоил. Например, его поездка и проживание на Капри обходилась советской казне аж в 100 000 рублей золотом, но... что это такое по сравнению с вниманием самого Сталина?

P.S.

К деньгам приравняли перо.

Доходы советских пишущих миллионеров были огромны. А разве у миллионеров могут быть иные доходы? Важно другое: все они чудовищно много работали, перефразируя известный социалистический слоган «Кто не работает – тот не ест» в «Кто работает – тот ест!» А именно так и должно быть.

Ведь ни одна налоговая инспекция даже по высочайшему распоряжению не смогла бы обнаружить, например, у Сергея Михалкова на стороне пару-тройку нефтяных вышек или алюминиевые рудники: они ему просто были не нужны, хотя купить их советский классик мог бы легко.

Рассказывают, что однажды в Ленинграде у него спросили, показав на красивый четырехэтажный дореволюционный особняк: «Сергей Владимирович, а вы бы смогли купить этот дом?» Поэт посмотрел на здание и ответил: «Смог бы. Но не хочу.» Чистая правда.

А вы знаете, сколько зарабатывал Пушкин?

Стоит порадоваться за людей, которые своим трудом, не вступая в конфликт с законом, могут заработать достойные деньги. Вот бы всем их умение! А то сейчас при скачущих только ввысь ценах практически на все товары и услуги многие еле сводят концы с концами. Не о трюфелях мечтают или о «Мадам Клико», а вообще каждый день думают: чем же накормить детей и себя.

На нашем сайте читайте также:

По инф. argumenti.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Кого надо, того и убили» (Продолжение следует.)
    90 лет назад, 1 декабря 1934 года, произошло одно из наиболее загадочных, таинственных, зловещих преступлений в мировой и отечественной истории. Его жертвой стал ближайший соратник Сталина, первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Сергей Миронович Киров.
  • В ауре серебряного века. 155 лет назад родилась Зинаида Гиппиус
    Ведьма, сильфида, сатанесса – каких только прозвищ не давали Зинаиде Гиппиус ее современники. Одни преклонялись перед ее литературным талантом и «ботичеллиевской» красотой, другие боялись, оскорбляли и ненавидели.
  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».