Со дня рождения Владимира Маяковского исполнилось 128 лет |
19 Июля 2021 г. |
19 июля 1893 года родился Владимир Маяковский, один из крупнейших советских поэтов. В этом году, таким образом, отмечается 128 лет со дня рождения лирика. Личное делоВладимир Владимирович Маяковский (1893–1930) родился в селе Багдати Кутаисской губернии в семье лесничего. В 1902 году Маяковский поступил в гимназию в Кутаиси, но после смерти отца в 1906 году вместе с мамой и сестрами переехал в Москву, где поступил в IV класс 5-й классической гимназии (сейчас – московская школа №91 на Поварской улице). В марте 1908 года был исключен из V класса из-за неуплаты за обучение – семья жила в бедности. В столице Маяковский познакомился с революционно настроенными студентами, начал увлекаться марксистской литературой, в 1908 году вступил в РСДРП и за два года трижды был арестован. 11 месяцев поэт провел в одиночной камере Бутырской тюрьмы, где начал писать стихи. Из тюрьмы после третьего ареста он был освобожден в январе 1910 года. После освобождения он вышел из партии: «Отчего не в партии? Коммунисты работали на фронтах. В искусстве и просвещении пока соглашатели. Меня послали б ловить рыбу в Астрахань». В 1911 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где познакомился с Давидом Бурлюком и примкнул к кубофутуристам. Первое опубликованное стихотворение «Ночь» (1912) вошло в футуристический сборник «Пощечина общественному вкусу». В 1913 году поэт обратился к драматургии, написав трагедию «Владимир Маяковский». После начала Первой мировой пробовал записаться в добровольцы, но получил отказ, объясненный «неблагонадежностью». Только по протекции Максима Горького ему удалось попасть в петроградскую Учебную автомобильную школу. В июле 1915 года поэт познакомился с Лилей и Осипом Бриками. Последний обеспечил очередную публикацию стихов, выкупив поэмы «Флейта-позвоночник» и «Облако в штанах» – солдатам было запрещено печататься. Все лето 1917 года Маяковский энергично хлопотал о признании его негодным к военной службе и осенью был освобожден от нее. В 1919 году вышло первое собрание сочинений «Все сочиненное Владимиром Маяковским. 1909—1919». В 1918 году Маяковский организовал группу «Комфут» (коммунистический футуризм), в 1922-м издательство МАФ (Московская ассоциация футуристов), в 1923-м организовал группу ЛЕФ (Левый фронт искусств) и одноименный толстый журнал. При чтении автором поэмы о Ленине в Большом театре, сопровождавшемся 20-минутной овацией, присутствовал Сталин. В 1922–1924 годах Маяковский несколько раз ездил за границу; самой длительной – 3 месяца – стала поездка в Америку – по США, Кубе и Мексике. Итогом стал знаменитый очерк «Мое открытие Америки». В 1925–1928 годах он много ездил по Советскому Союзу. Был активным автором «Окон РОСТА» – по его словам, сделал тысячи три плакатов и тысяч шесть подписей. В 1927 году восстановил журнал ЛЕФ под названием «Новый ЛЕФ», но к 1930 году разочаровался в лефовских идеях и вступил в Российскую организацию пролетарских писателей (РАПП). Однако критики по-прежнему называли его лишь «попутчиком», а не «пролетарским писателем», каким он себя хотел видеть. Когда в 1930 году он организовал выставку, посвященную 20-летию творчества, ему всячески препятствовали, а саму экспозицию никто из писателей и руководителей государства не посетил. Хотя самой знаменитой страстью поэта стала Лиля Брик, которую они «делили» с ее мужем Осипом, у никогда не женившегося поэта было немало и других увлечений, в том числе за границей. В 1921 году у него родился сын Глеб-Никита Лавинский, а в 1926 году от русской эмигрантки Элли Джонс в Нью-Йорке родилась дочь Элен-Патрисия, ее Маяковский единственный раз увидел в 1928 году. Последним стал роман с актрисой МХАТа, супругой Михаила Яншина Вероникой Полонской, старше которой он был на 15 лет и которая пережила его более чем на 60. Она и обнаружила его после рокового выстрела 14 апреля в маленькой комнате в коммунальной квартире на Лубянке, где он работал. За два дня до самоубийства Маяковский написал знаменитое письмо («В том, что умираю, не вините никого, и, пожалуйста, не сплетничайте, покойник этого ужасно не любил…»), в котором назвал и Лилю Брик, и Веронику Полонскую членами своей семьи и попросил все стихи и архивы передать Брикам. Прощание в Доме писателей заняло три дня, и тысячи поклонников поэта под «Интернационал» проводили на Донское кладбище металлический гроб. Чем знаменитМаяковский – общепризнанный новатор в области стихосложения. В советской – да и российской – поэзии сложно найти автора, на которого он бы не повлиял в той или иной степени. Фирменным знаком поэта стала разбивка стихов «лесенкой», помогавшая правильно интонировать их при чтении вслух – к знакам препинания Маяковский относился в разное время по-разному, зачастую их опуская. Хотя поэт в основном известен благодаря «агитаторским» стихам («Хорошо!», «Владимир Ильич Ленин», «Левый марш» и другие), ему принадлежат и одни из самых пронзительных лирических строк советской литературы – в качестве самого, пожалуй, сильного примера можно назвать «Лиличка! Вместо письма». О чем надо знатьПо признанию поэта, его увлечение поэзией началось со строки Андрея Белого «В небеса запустил ананасом». Давид Бурлюк познакомил молодого поэта с поэзией Рембо, Бодлера, Верлена, Верхарна. Главным образом же на Маяковского повлиял свободный стих Уолта Уитмена. Октябрьская революция как бы подтолкнула писателя к творчеству: если за пять лет до нее им был написан всего один том стихов и прозы, то за двенадцать последующих – 11 томов. При этом он успевал в поездках проводить 2 и даже 3 выступления в день, участвовать во множестве диспутов и конференций. И это несмотря на то, что, как считают литературоведы, в середине 1920-х годов он начал разочаровываться в социалистическом строе. Помимо поэзии, Маяковский активно занимался самым молодым на тот момент искусством – кинематографом. Он играл («Драма в кабаре футуристов №13»), в том числе в фильмах по собственным сценариям («Не для денег родившийся»). К сожалению, кинематографическое наследие поэта сохранилось лишь фрагментарно. Прямая речьО первом стихотворении: «Получилось невероятно революционно и в такой же степени безобразно». О становлении себя как революционера: «Увеличилось количество газет и журналов дома. Читаю все ... Появилось слово "прокламация". Прокламации вешали грузины. Грузинов вешали казаки. Мои товарищи – грузины. Я стал ненавидеть казаков». О советской власти: «Я ни одной строкой не могу существовать при другой власти. Если вдруг история повернется вспять, от меня не останется ни строчки, меня сожгут дотла». О поэзии: «Мы пришли не для того, чтобы фотографировать мир, но для того, чтобы литературным орудием бороться за будущее, за перестройку мира. Я не привык к беспартийному разговору. Пока сволочь есть в жизни, я ее в художественном произведении не амнистирую. Всю свою жизнь я работал не над тем, чтобы красивые вещицы делать и ласкать человеческое ухо, а как-то у меня все устраивалось так, что я неприятности вам доставлял. Основная работа – это ругня, издевательство над тем, что мне кажется неправильным, с чем надо бороться. Каждую минуту приходилось отстаивать те или иные революционные литературные позиции, бороться за них». Об агитации (за которую Маяковского критиковали такие коллеги по цеху, как Борис Пастернак и Михаил Светлов): «Работа поэта революции не исчерпывается книгой. Митинговая речь, фронтовая частушка, агитка-однодневка, живой радиоголос и лозунг, мелькающий по трамвайным бокам, – равные, а иногда и ценнейшие образцы поэзии». О лирике: «В Советской России не должно и не может быть места мещанской лирике. Там идет борьба с мещанским укладом жизни. Из этого не следует, что революция исключает лирику. Но лирика революции и лирика мещанства – два борющихся мотива. Они по своему существу – прямо противоположны друг другу». Максим Горький о Маяковском: «Собственно говоря, никакого футуризма нет, а есть только Владимир Маяковский. Поэт. Большой поэт». Лиля Брик о романе с Маяковским: «Это было нападение. Володя не просто влюбился в меня, он напал на меня. Два с половиной года не было у меня спокойной минуты – буквально. Меня пугала его напористость, рост, его громада, неуемная, необузданная страсть. Любовь его была безмерна. Когда мы с ним познакомились, он сразу бросился бешено за мною ухаживать, а вокруг ходили мрачные мои поклонники. Я помню, он сказал: "Господи, как мне нравится, когда мучаются, ревнуют..."» По теме: Лиля Брик о влиянии любви на поэзию: «Страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие стихи». Андрей Вознесенский об общении с Лилей Брик: «Уже в старости Лиля Брик потрясла меня таким признанием: "Я любила заниматься любовью с Осей. Мы тогда запирали Володю на кухне. Он рвался, хотел к нам, царапался в дверь и плакал". Она казалась мне монстром, но Маяковский любил такую. С хлыстом…» О Николае II: «В воскресенье на розвальнях отправились смотреть могилу последнего русского царя. Но мне важно дать ощущение того, что ушла от нас вот здесь лежащая последняя гадина последней династии, столько крови выпившей в течение столетий». Еще по теме:
О религии (на Съезде воинствующих безбожников): «Мы можем уже безошибочно различать за католической сутаной маузер фашиста. Мы можем уже безошибочно за поповской рясой различать обрез кулака, но тысячи других хитросплетений через искусство опутывают нас той же самой проклятой мистикой. Если еще можно так или иначе понять безмозглых из паствы, вбивающих в себя религиозное чувство в течение целых десятков лет, так называемых верующих, то писателя-религиозника, который работает сознательно и работает все же религиозничая, мы должны квалифицировать или как шарлатана, или как дурака. Товарищи, обычно дореволюционные ихние собрания и съезды кончались призывом "с богом", – сегодня съезд кончится словами "на бога". Вот лозунг сегодняшнего писателя». Борис Пастернак о посмертном признании поэта: «Маяковского стали вводить принудительно, как второй картофель при Екатерине. Это было его второй смертью. В ней он неповинен». 11 фактов о Владимире Маяковском
|
|