Образ древнего худого благообразного старца с белой длинной бородой у тех, кто хоть немного знаком с историей, ассоциируется с русскими староверами. В своих всемирно известных произведениях Андрей Печерский слегка приоткрыл завесу над бытом и традициями этой уникальной социальной группы. Устав кержаческих монастырей и сложившийся на протяжении веков семейный уклад старообрядческих семей хранили старейшины обоих полов, которых, по сегодняшним меркам, мы называем долгожителями.
100 лет - не предел
На самом деле, как свидетельствуют исторические документы, к примеру, 80-летний возраст человека был обычным делом на Руси. До церковного раскола XVII века и лет сто после него подавляющее большинство христиан на Руси были старообрядцами. Возраст самых старших в их семьях варьировался от 80 до 120 лет. Об этом в своих донесениях писали иностранцы, посещавшие Россию или какое-то время жившие в ней.
Адам Олеарий – автор книги «Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию», увидевшей свет в XVII веке, пишет о том, что простые люди в Московском княжестве доживают до весьма преклонных лет и при этом не прибегают к помощи лекарств, а используют только народные средства.
Александр Сергеевич Пушкин в своих записках о посещении оренбургской крепости пишет о встрече с казаком, который хорошо помнит еще восстание Емельяна Пугачева (1773-1775). Казаку, по его собственным словам, было 120 лет.
Николай Карамзин в «Истории государства Российского» писал, что «у славян столетие называлось веком, то есть, жизнью человеческой», потому что столетний возраст не был чем-то из ряда вон выходящим.
Спокойствие, только спокойствие
Исследователи старообрядчества на Руси Е. Агеева, П. Мельников, Н. Покровский, Е. Юхименко и многие другие в первую очередь отмечают особый уклад жизни этой группы людей, способствующий их долголетию.
В основе уклада лежит формула, изобретенная самими старообрядцами: чистота действий и мысли. Это означает творить только доброе и полезное, думать только о хорошем, не завидовать, не осуждать, не причинять боль другому. Исходя из этого, утверждают авторы работ, у староверов нет измен и конфликтов. Обидчикам, если таковые находятся, старообрядцы прощают все, отпуская их с миром и желая добра и радости. Одним словом, они не нервничают.
Спокойствие, по мнению ученых всего мира, одна из основных составляющих долголетия. Когда в 1997 году на 123 году жизни умерла одна из старейших жительниц Земли Жанна Кальман, геронтолог Жан-Мари Робин, написавший книгу о своей пациентке, отметил, что она была «биологически невосприимчива к стрессу».
Щи да каша - пища наша
Еще одной не менее важной причиной долголетия старообрядцев является их кухня и система постов, в состав которых включены дни полного голодания. Многие ученые, изучавшие жизнь староверов, отмечают, с каким благоговением и неподдельной радостью эти люди говорят о постах, называя их крупнейшей благодатью. Самые старшие уверяют, что с каждым продолжительным постом они молодеют.
Принцип «омолаживания» организма с помощью голодания описывает в своей книге известный американский натуропат Поль Брэгг. Он не только подробно рассказал о процессе очищения и возрождения организма, но и на себе доказал пользу голодания. Поль Брэгг ушел из жизни в 95 лет в результате несчастного случая, произошедшего с ним во время занятий серфингом в океане.
Основу рациона староверов составляют те самые «щи да каша – пища наша». Обязательно употребляются овощи, но только сезонные и выращенные в той местности, где живут – никаких консервантов, солений. Свекла, морковь, репа, редька при правильном хранении способны пролежать всю зиму. Приветствуются также тыква, фасоль, яблоки, сливы, всевозможная ягода из родных мест, орехи, мед, грибы (сегодня к ним добавляются томаты, виноград).
Мясо употребляется редко. У старообрядцев постных дней больше, чем скоромных. Большое внимание уделяется рыбе. В книгах Мельникова-Печерского (он считался главным знатоком старообрядчества) описаны застолья кержаков, где из всевозможных видов рыбы приготовлены разнообразные блюда.
Сегодня ученые доказали, что человек будет здоровым и проживет дольше, если основу его питания составляют овощи, фрукты, рыба. Так, новозеландские ученые из университета Отаго исследовали рацион почти 300 человек. Добровольцы ежедневно вели онлайн записи о продуктах, которые употребляют. Выяснилось, что наиболее уравновешенными, бодрыми и даже счастливыми считали себя те, кто больше всего ел овощей и фруктов.
Что же касается рыбы, то она – неотъемлемый фактор долголетия. По данным Всемирной организации здравоохранения, самая высокая продолжительность жизни в мире на сегодня у японцев. Она составляет в среднем 83,6 года: 86 лет у женщин и 81 год у мужчин. Основную причину ученые видят в рыбе, на которой «японцы буквально помешаны». Ее у берегов этой страны до трех тысяч видов. Каждый японец в год съедает почти 70 килограмм морепродуктов (в других странах меньше в три–четыре раза).
Ни минуты без дела
Третьим китом долгожительства староверов можно назвать постоянную физическую занятость. Эти люди не сидят без дела. В их домах, дворах, сараях – всегда идеальный порядок. Выскобленный деревянный пол и хрустящие накрахмаленные белоснежные занавески – и сейчас почти в каждом доме старообрядцев.
Чистоту в доме они сочетают с чистотой в душе. Как поясняют сами старообрядцы, они делают все, чтобы «внешний мир» не отвлекал их от главного в этой жизни – тихой спокойной богоугодной семейной жизни. В домах староверов нет телевизоров, радиоприемников и вообще любых современных гаджетов. Они не читают газет и светских книг. Женщины заняты исключительно детьми, мужчины – заработком для семьи.
По словам одного из современных староверов, проживающего на Байкале, люди, которые целые дни готовы смотреть телевизор, становятся рабами. Они засоряют свою голову всяким мусором, что и является причиной всех человеческих болезней.
Основы долголетия староверов, общем-то, не открыли Америку. Но полностью, наверное, люди, которые не относятся к приверженцам таких религиозных взглядов и уклада жизни, не смогут отказаться ни от гаджетов, ни от телевизоров. А вот больше физической активности, фруктов, рыбы и овощей в рационе и поменьше нервничать - такое можно себе позволить. Старовер ты или не старовер – нет при этом никакой разницы.
Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2е место).
Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.