НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

История крымских староверов

21 Марта 2014 г.

history5

Культура старообрядцев привлекает не только ученых-этнографов, но и простых людей, неравнодушных к истории родной страны. Всегда интересно узнать что-то новое о тех, кто сумел сохранить почти в первозданном виде уклад жизни и мировосприятие своих предков. В связи с недавними событиями на Украине особое внимание обращено к истории и традициям крымской земли. В 19 веке на Азовском побережье Крыма рядом с поселком, основанным крымскими татарами и называемым Мамáт (или Мамак), возникло старообрядческое поселение, получившее название Мама Русская. В ведомостях о казенных волостях за 1829 год село уже записано как Мамá, для отличия двух населенных пунктов позже добавили определяющие Мама Русская и Мама Татарская.

По утверждению самих местных старообрядцев, их община была основана около 1847 г. семью старообрядцами-беглопоповцами, работавшими на рыбном заводе старовера Типакова. Со слов Лаврентия Типакова, его прадед Типаков с другим старовером Кабановым вместе со своими семьями бежали в Крым из-под Астрахани, спасаясь от преследований со стороны новообрядцев. Здесь они и основали новое село. А. Г. Овчинникова, некогда правившая службу в местном храме, давала другую версию: «Деревню Маму Русскую основала семья Московских, которые не были старообрядцами. Но затем здесь поселилось несколько старообрядческих семей: Грачевы, Типаковы, Овчинниковы, Арефьевы, Кабановы. Это были поволжские рыбаки из-под Нижнего Новгорода, кроме Овчинниковых (они из Черниговской губернии).

mama1

От Мамы Татарской, увы, сохранилась лишь память. Население крымско-татарских сел было депортировано в мае 1944 года. Дома были из саманного и сырцового кирпича, так что от них и следа не осталось. На их местонахождение указывают теперь густые заросли репьев татарника, буйно произрастающего на самане. Сохранились и каменоломни поблизости, но, скорее всего, ломали здесь камень еще греческие колонисты Боспорского царства.

Староверы, пришедшие из России, искали удобного места для поселения. Поселенцы прежде испросили разрешения у местных жителей поселиться рядом. Рыбаки, прибывшие с Поволжья, не случайно выбрали побережье Азовского моря для основания своего села, ведь и раньше они жили в основном рыболовством. На новом месте поселенцы также занялись хорошо известным ремеслом, которое кормило все село. Здесь не было источников пресной воды, поэтому поля не распахивались и сперва даже огорода у дома не держали. Правда, неподалеку, всего в нескольких километрах от Мамы Русской, была деревня Кезы, где выращивали овощи и охотно меняли их на рыбу.

 mama2

Первым делом выстроили… баню — считали, что жить нужно в чистоте. Жили очень скромно, домики были совсем маленькие, что-то вроде полуземлянок, складывали их из небольших камней и скрепляли глиной, крыши делали из камыша, благо он близ Чокрака рос в изобилии. Внутри дома была чаще всего одна большая комната, перегороженная занавесками. На тесноту не жаловались, хотя семьи были большие, детей по пять, семь, а то и десять. Кормились, главным образом, за счет моря: оно было тогда очень богато рыбой, в море водились даже крупные осетровые. Море тогда было намного богаче, чем сейчас. У поволжских староверов рыболовство было одним из привычных промыслов, поэтому в Крыму они им же и занялись, добывая на продажу благородную рыбу. Ее сдавали рыбопромышленникам — как правило, тоже своим, из старообрядцев.

В этом селе до сих пор живут потомки первых поселенцев — Типаковых и Кабановых, здесь еще помнят фамилию богача-старовера Дирина, который в 1913 г. на свои деньги выстроил для местных жителей настоящую каменную церковь, посвященную Рождеству Пресвятой Богородицы, а до того молились в часовне. Была здесь в те времена и своя начальная школа, чем могло похвастаться далеко не каждое большое крымское село, а в Маме Русской тогда жило не больше 250 человек. Учить детей стремились здесь же, чтобы не отпускать на сторону, тем более считалось: чтения, письма и арифметики будущим рыбакам и многодетным мамам хватит за глаза.

mama3

Село принадлежит к Белокриницкой иерархии (Русской православной Старообрядческой Церкви). В рапорте унтер-офицера Ильина от 8 августа 1884 г. есть такое упоминание: «В этой же самой деревне проживает Николай Иванович Типаков и брат его Егор, построившие молельню». Это значит, что в начале 1880-х уже существовала молельня, построенная ранее усилиями семьи Типаковых. Община приглашала к себе уставщиков из Стародубья (Черниговская губерния), а сам приход относился к Одесской епархии, откуда и приезжал священник-старообрядец.

После революции Советская власть закрыла церковь, а в здании был устроен клуб. В годы Великой Отечественной войны немцы использовали помещение под свою конюшню, а оккупанты румыны «переосвятили» храм и открыли здесь новообрядческую церковь. После изгнания румын церковь была вновь закрыта Советской властью, но вскоре возвращена местной старообрядческой общине и освящена вновь по старому чину. По возвращении храма общине сюда приезжали священники: о. Константин из Днепропетровска (1950-1960-е гг.), о. Савелий из Донецка(1990-1993 гг.), о. Михаил из Кисловодска (1994-1995 гг.) и о. Илия из Одессы (1996-1997 гг.).

Во времена Второй мировой войны старообрядческий храм сильно пострадал, лишился крыши, которую пустили на строительство военного блиндажа. Одна из верующих успела частично спасти церковную утварь, которую хранила в своем доме, а после войны вернула в храм. Но и эти сокровища не долго прослужили в церкви, были украдены и не найдены до сих пор. Вряд ли пожилые люди думали, что настанет время еще страшнее и безбожнее, чем то, которое они уже пережили.

У крымских староверов, живших в Маме Русской, всего-то богатства было - старинная церковная утварь, которую удалось сохранить в войну. Но нашелся «предприимчивый» человек, лишивший маленький храм и этого достояния. Однажды сюда привезли отпевать умершего, родившегося и жившего здесь. Гроб сопровождали родственники и некие знакомые, среди которых были молодые люди из тех, что считают себя хозяевами жизни и не слишком разборчивы в средствах. Скорее всего, кто-то из них и высмотрел старинные иконы, украшавшие храм. Однажды утром бабушки обнаружили сбитый замок и опустошенное помещение. Добрые люди помогли постепенно приобрести иконы, конечно, уже современные, а те - старинные, традиционного письма, - увы, сгинули безвозвратно.

mama4

Большое внимание исследованию жизни местных староверов уделил бывший керчанин, кандидат исторических наук Александр Владимирович Бельский. Из его диссертации «Старообрядцы на юге Украины» и других работ на ту же тему можно почерпнуть немало важных фактов, дополняющих историю интересующей нас общины. Так, в Статистических сведениях о старообрядцах по Феодосийскому уезду, как видно из л. 125, по состоянию на 1 января 1912г. следует: «…Старообрядцы деревни Мамы Русской и Казантипа принадлежат к окружникам Белокриницкой иерархии. Общее число в д. Мама Староминской (Сарайминской - А.Б.) волости: 228 человек; имеется один молитвенный дом и одна церковно-приходская школа для детей старообрядцев». О распространении общины говорит проживание трех ее членов в д. Казантип Петровской волости того же уезда.

В 1948 году село Мама Русская было переименовано в поселок Курортное. Это единственное место в Крыму, где до сих пор живут старообрядцы. Керченский приход входит в состав епископии Киевской и всея Украины РПСЦ. Община, спаянная едиными убеждениями, единой работой (рыбный промысел) на одном же предприятии, единым происхождением (русские из Поволжья), единой исторической судьбой и единым же местом проживания, претерпела весьма сильное агрессивное влияние: сначала православных властей, а затем и Советской власти. Только экстремальные обстоятельства 1920-1930-х гг. привели к распаду общины. Но в послевоенное время она вновь собралась и существует доныне.

В начале 1990-х она пережила общий подъем религиозности, но сейчас община уменьшилась, в ней остались люди в основном преклонного возраста, всего около 30 человек. Они нуждаются в помощи и поддержке, которую трудно оказать Московской митрополии РПСЦ. Молодежь уезжает из «малоперспективного» Крыма в Россию или в Киев, в селе появилось много новых людей, не связанных со старообрядцами и не интересующихся вовсе религией. Впору задуматься о том, чтобы предложить перебираться в эти места старообрядцам из других государств.

Polit.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!