До 60-х годов ХХ века в большинстве советских квартир был совмещенный санузел. И только в эпоху Леонида Брежнева появились многоэтажки с раздельными ванными и туалетами. Понятно, что совмещенный санузел экономил пространство. Но зачем нужно было разделять ванную комнату и туалет?
Фото с dzen.ru
Одной из причин, по которой в СССР было принято делать раздельные санузлы, была острая проблема жилищного вопроса. В то время строилось много фабрик и заводов, вокруг которых образовывались города. Это приводило к большому притоку населения, и коммунальные квартиры стали одним из решений этой проблемы. В коммунальных квартирах с совмещенным санузлом было нецелесообразно строить, поэтому они оснащались отдельной ванной комнатой и туалетом. Это позволяло одному жителю принимать душ, а другому посещать уборную. Кроме того, семьи в СССР обычно насчитывали не менее четырех человек, и раздельный санузел был гораздо удобнее при таком количестве домочадцев. Именно поэтому квартиры с раздельными ванной и туалетом считались престижными и пользовались спросом.
Еще одной причиной, по которой в советских квартирах делали раздельные санузлы, было половое воспитание. В СССР половое воспитание ограничивалось простыми запретами, и интимные стороны жизни человека почти не касались. Курс «Основы советской семьи и семейного воспитания» в школе декларировал в основном семейные ценности. Пикантные сцены вырезались цензурой даже из классических литературных произведений. Поэтому раздельные санузлы в домах-новостройках были спроектированы для «запрещающих» целей. Особенно это касалось многокомнатных квартир, которые обычно получали семьи с разнополыми детьми.
Также в строительстве квартир с раздельным санузлом играла роль забота о здоровье и гигиене советских граждан. Держать в одном помещении с унитазом зубные щетки, полотенца и другие предметы личной гигиены было негигиенично. При смыве унитаза бактерии разлетались в радиусе 2-х метров, и при совмещенном санузле существовала вероятность, что они попадут на предметы личной гигиены.
***
Не все советские квартиры были с раздельными ванной комнатой и туалетом, где-то эти два гигиенических помещения совмещались. А раздельный вариант считался верхом удобства. Сейчас тоже встречаются и раздельные, и смежные решения. Что касается смежных, то во многих новых домах о том, что бактерии с унитаза отлетят к зубным щеткам, можно не беспокоиться. Внушительные площади современных санузлов позволяют спокойно приземлиться микроорганизмам в другом месте.
Никак я не могу понять: отчего это так все в нашем отечестве происходит? Причем за редким исключением с завидным постоянством. Ну, вот хотя бы на протяжении всей моей уже совсем не короткой – более чем семидесятипятилетней – жизни, что слышим мы от власть имущих разной высоты и ранга занимаемого ими положения одно, а на деле видим совсем другое. Порой совершенно противоположное, ими же самими сказанного о грандиозных или не очень грандиозных планах. Например, по улучшению жизни народа, а вовсе не отдельных его представителей. Ну, тех, что и народом-то уже давно не являются, ибо живут совсем в ином мире и совсем в другом мире. То есть в конечном итоге все получается у нас по присловью Виктора Степановича Черномырдина, человека остроумного и знающего властные структуры не понаслышке, стоявшего во главе российского правительства с 1992 по 1998 год: «Хотели как лучше, а получилось как всегда…»
Удивительное дело – всегда с детства любила собак – разных, больших и маленьких, они были моими друзьями. В разные годы в нашей семье жили-были красивый пудель Барик, мощный лайка Дик, музыкальная дворняжка Лада и изящная кокер-спаниель Бэтти – мы о них вспоминаем часто…
Виктор Секерин был журналист и учёный, писал статьи, книги и – миниатюры в газеты. Так учили раньше на факультетах журналистики, когда вёрстка осуществлялась вручную укладкой в наборную форму отлитых на линотипе, порой ещё тёплых, строк при помощи шила, которым мастерски владел каждый метранпаж, а макеты страниц будущей газеты создавались при помощи линейки-строкомера. Если рядом с большими материалами оставался «воздух», его заполняли «информашками», а на последнюю полосу шли лирические миниатюры. Виктору Секерину они удавались всегда, их можно было найти от газет Выборга, где он проходил студенческую практику, до нового рода газет Читы середины 1990-х.
В 2024 году педагогический институт Иркутского государственного университета отмечает 115 лет со дня основания. За это время в его стенах получили высшее образование десятки тысяч педагогов, работавших в самых различных школах Восточной Сибири. Их готовили преподаватели, о которых помнят выпускники института, и о которых хочется говорить стихами. Большое им спасибо за их благородный труд.
Леонид Борисович продолжал:
– Здесь есть очень теплые и неподдельно искренние куски встречи матери и сына. Это заслуга Саши, хорошего оператора, сумевшего не прозевать, увидеть, снять их с хорошим светом. Есть волнующий рассказ матери, как она лишилась своего малыша. Есть еще не менее емкие фрагменты, но это, в общем-то, гладко, если хотите, почти благостно. А мы делаем фильм о войне, о величайшей трагедии человечества. В эту трагедию попал маленький русский мальчишка, который вырос в Германии немцем. Кажется, маленькая личная трагедия, но на самом деле она гораздо глубже, если хотите, громадная трагедия, принесенная войной.
Читая прозу Ирины Аркадьевны Апарченко, часто хочется сопоставить звучащие в ней мотивы с её же душевными и наполненными глубокими чувствами стихами. Сейчас припомнились такие строки:
Давно замечено, чем сложнее и нестабильнее обстановка в стране, тем активнее и наглее ведут себя всевозможные ведуны, экстрасенсы, целители, маги и прочие представители околонаучных сфер. Именно тогда, в неспокойном 1989 году, появился в эфире Центрального телевидения СССР «маг» и «волшебник» Анатолий Кашпировский.
Сложно сказать, сколько поколений советских людей воспитывалось на книге Николая Островского «Как закалялась сталь». Он смог подобрать такие слова, которые «цепляли» за живое, заставляли по-новому оценивать свои мысли и поступки. Впрочем, большинству молодых людей XXI века его имя мало о чем говорит.
От редакции: Как мы и обещали в прошлом номере, сегодня печатаем произведения победителей первого (августовского) литературного конкурса, организованного газетой «Мои года» и литературной студией «Зеленый трамвай». Напомним, что в победители конкурса отбираются 10 лучших стихотворений и 5 прозаических миниатюр. На этот раз жюри конкурса приняло решение отобрать 9 стихотворений и 6 миниатюр.
По утрам на траве блестит роса, но ранняя свежесть на солнце тает быстро, и лишь из ближайшего леска тянет осенним холодком. А в лужах на садовых дорожках желтые листья напоминают о завершении работ на дачных участках.