В 1812 году в России появилась особая фальсификация – так называемое «Завещание Петра Великого». Точный источник происхождения этого документа не установлен. «Завещание» было издано на французском языке, что предполагало ознакомление с ним образованной части населения. Целью создания этого документа могло быть оказание определенного влияния на международную политическую обстановку.
История происхождения
По мнению историков, «Завещание Петра Великого» - плод коллективного труда, предположительно, французских политиков. Известный канадский доктор истории и философии Орест Субтельный попытался реконструировать путь создания «Завещания». Его исследования привели к интересным результатам. Оказывается, схожие с имеющимися в данном документе пункты есть еще в писаниях послов князя Ференца II Ракоци (Трансильвания) начала XVIII века. Позднее интересную идею подхватил запорожский гетман Филипп Орлик, который исполнял обязанности российского посла при французском дворе. Там-то он и познакомился с мыслями о русской экспансии. От него эти идеи перешли в собрание польских князей Черторыйских.
Окончательная версия «Завещания» была создана усилиями генерала Михаила Сокольницкого (Польша) и политика-публициста Шарля-Луи Лезюра (Франция). После разгрома наполеоновской армии, в декабре 1812 года Лезюр издает книгу, в которой описывает все большее возрастание мощи Российского государства. Автор ссылается на некое «Завещание Петра Великого». Но эта книга особого ажиотажа тогда не вызвала.
Более поздние упоминания о мифическом завещании Петра появляются в 30-х годах XIX века. Полностью опубликован этот документ только в 1836-ом. При этом он содержал существенные изменения по отношению к версии 1812-го.
Публикаторы «Завещания» создали интригующую легенду, как был обнаружен этот документ. По их версии, послание Петра Великого потомкам нашел в секретных хранилищах императрицы Елизаветы I прославленный авантюрист и тайный агент шевалье д'Эон. Произошло это якобы в 1757-ом. С этого момента фальшивка приобрела бешеную популярность. Ее неоднократно использовали в различных пропагандистских целях, в том числе во время Крымской войны середины XIX века и Первой мировой.
Содержание «Завещания»
Документ начинался с официального обращения самодержца всероссийского к своим преемникам, в частности, и всему правительству России, в целом. «Завещание» содержало 14 основных тезисов, согласно которым Петр I почему-то советовал постоянно держать русский народ в состоянии войны. По мнению создателей документа, только в этом российский царь мог видеть постоянное поддержание боевого духа и навыков солдат. Далее Петр I якобы завещал использовать любые методы для расширения границ государства. Следовало также постоянно обучаться ратному делу у лучших иностранных военачальников, ради чего их нужно было «выписывать из-за границы».
Петр завещал преемникам на престоле всегда активно вмешиваться в любые межгосударственные политические распри для получения территориальной выгоды для России. Еще одним успешным политическим приемом, способным принести стране немалую выгоду, Петр Великий считал стравливание наиболее сильных европейских держав между собою. Это ослабляет могущественных противников и играет на руку России.
Далее следовали конкретные указания, с кем надлежало поддерживать видимость мира, а кого – подавлять своей боевой мощью. Восточный регион следовало захватить ради имеющихся там месторождений золота. Это подняло бы уровень экономического развития России.
По итогам «Завещания» выходило, что Петр придумал идеальный план установления мирового господства путем постоянного ведения войн и использования коварных дипломатических ходов. Четкие руководства, как это следует делать и к каким странам какие тактики применять, придавало документу еще больше достоверности и значимости. Первое научно доказанное опровержение подлинности «Завещания» было опубликовано в 1877 году. Исследование провел историк Сергей Шубинский. После него было еще много ученых, интересовавшихся документом. Все они в один голос утверждали, что «Завещание Петра Великого» - фальшивка. При этом оно еще долгое время использовалось для антироссийской пропаганды.
Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.
С 2009 года в Иркутске действует добровольческий образовательный проект «Высшая народная школа (ВНШ) для людей пенсионного возраста», девиз которой «Не доживать, а жить!» В этом году школке исполняется 15 лет…
Козлов Василий Васильевич. Родился в 1947 году на ст. Оловянная Читинской области. Учился в Иркутском госуниверситете на филологическом факультете. Автор поэтических книг «Уроки доброты». Иркутск, 1975; «Есть у меня на свете брат». Иркутск, 1979; «Стихотворения». Иркутск, 1985; «Гончарный круг». Стихи разных лет». Иркутск, 2021; «Рядом с Распутиным. Очерки. Статьи. Воспоминания». Иркутск, 2022.
В этом году исполняется 150 лет со дня рождения Николая Константиновича Рериха – великого художника, просветителя, общественного деятеля, 145 лет со дня рождения уникального философа и писательницы – Елены Ивановны Рерих и 120 лет их младшему сыну Святославу Николаевичу Рериху – Учителю, выдающемуся живописцу, общественному деятелю.
Олег Павлович Пеньков в детстве проживал в Казахстане, затем в шахтерском поселке Кемеровской области. По окончании химико-технологического техникума с профессией «механик» был распределен в Усолье-Сибирское на «Химпром».
Дмитрий Иванович Менделеев – русский ученый с широким кругом научных интересов, от химии до гидродинамики, геологии, экономики и воздухоплавания. Его таланты признавал весь научный мир, открытую им периодическую систему химических элементов считали самой глубокой и плодотворной научной идеей. В этом году исполняется 190 лет со дня рождения великого ученого.
Чуть больше месяца остается до выборов президента России. Это очень маленький срок для агитации за каждого кандидата, тем более, что только Владимир Путин хорошо известен населению страны, остальные редко появлялись на страницах газет и на телевизионном экране.
Над моим пространством витает ночь, хороводят звёзды вокруг ковша, на экране строчка – «удалено»… И слепым кутёнком скулит душа. Почему нескладно сложился паззл, не найду ответа, себя виню: что имеем – не привлекает нас, нет чего-то – тут же «ценю… храню…». Мне б нажать «escape», отменить «delete», и судьбу поправить, как черновик, только этих опций у жизни нет, и к судьбе своей человек привык. Отпускает боль непростых минут, и плотнеет ночи кофейный чад. К паутине снов сожаленья льнут – от сплошных бессонниц полы скрипят, и блуждает мысль далеко во ржи: всё предусмотреть… и нажать клаксон… И простой ответ – завтра снова жить. И грядёт рассвет, и приходит сон.