ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Чем Петр Первый обидел русский народ?

Ашхен Аванесова, cyrillitsa.ru   
10 Ноября 2021 г.
Изменить размер шрифта

Прорубание Петром I «окна в Европу» разделила историю России на до и после. Жизнь народа изменилась кардинальным образом, и конечно, не все были этому рады. Да, в принципе, почти никто не был рад. Ни отяжелевшая аристократия, ни голодавшие крепостные.

Становление русского социума: стыдиться себя и никогда на себя не походить

Причины стыда

Желая показать свою причастность и приверженность европейской цивилизации высшие слои общества стремительно перенимали внешний лоск европейской жизни, открещиваясь от самобытного наследия предков, казавшимся им на новом фоне варварским и непросвещенным.

Размышляя над фактором быстрого изменения фасадной стороны жизни дворянства, Достоевский полагал следующее: «...мы все стыдимся самих себя... Всё это из самого полного внутреннего убеждения, что собственное лицо у каждого русского - непременно ничтожное и комическое... а что если он возьмет французское лицо, английское, одним словом, не свое лицо, то выйдет нечто гораздо почтеннее, и что под этим видом его никак не узнают».

Истоки русской ксенофилии, иными словами любви ко всему иностранному, берут начало из отрицания привлекательности собственной культуры и превознесения достижений нации-идола, на которую ксенофилы смотрят с трепетом и благоговением.

Стремясь стать похожим на своего кумира, чтобы ему оказывали аналогичные почести и не упрекали в его отсталости, русская аристократия с азартом ударилась в германоманию, которую позже сменили галломания и англомания.

Германомания

Моду на германоманию ввел Петр I, который после путешествия по Северной Европе решил провести в стране серьезные преобразования, дабы попытаться приблизить её к уровню западных соседей. Этот процесс не мог проходить без ломки старых устоев, которые в одночасье превратились в предмет нападок, заставлявших русское дворянство стесняться своей самобытности.

Историк Карамзин, изучая причины возникновения этого чувства стыда, писал: «Искореняя древние навыки, представляя их смешными, глупыми, хваля и вводя иностранные, Государь России [Петр I] унижал россиян в их собственном сердце».

А известный своими прозападными взглядами, Герцен объективно считал, что Петр I провел крупномасштабную работу по денационализации родной культуры и замечал: «Правительство, помещик, офицер, столоначальник, управитель, иноземец только то и делали, что повторяли – и это в течение, по меньшей мере, шести поколений – повеление Петра Первого: перестань быть русским и ты окажешь великую услугу человечеству».

Начав с отрубания бород, император провел реформы практически во всех сферах российской жизни, привлекая на помощь профессионалов - иностранцев, отлично разбиравшихся в тонкостях доверенного им дела.

Видя, как мастерски они справлялись с поставленными задачами, русское дворянство, прониклось уважением к ним, и захотело походить на них. Эту особенность приметил еще Достоевский, написавший такие строки: «Нет ни немца, ни француза, нет в целом мире такого англичанина, который, сойдясь с другими, стыдился бы своего лица... Вот почему он и хочет казаться поскорей французом иль англичанином, именно затем, чтоб и его приняли поскорей за такого же, который нигде и никогда не стыдится своего лица».

Галло- и англомания

Галломания или ориентация на достижения Франции проникла в Россию с приходом к власти Елизаветы Петровны, достигла апофеоза при большой любительнице французских философов Екатерине II, и пошла на убыль при Александре I, победившим корсиканца Наполеона.

Ей на смену тут же пришла англомания со своими традициями, нравами, стилем жизни и словарным запасом, который в спешном порядке осваивали аристократы до этого изъяснявшиеся исключительно на французском языке.

Внедряя моду на всё иностранное, правители, по разумению Достоевского, поощряли становление русского социума «под непременным, еще двести лет тому указанным принципом: ни за что и никогда не быть самим собою, взять другое лицо, а свое навсегда оплевать, всегда стыдиться себя и никогда не походить на себя».

Постсоветские реалии

Еще одна волна пристыжения и отрицания всего русского накрыла Россию в начале 90-х годов XX века, когда после падения «железного занавеса» люди увидели, как живут их современники по ту сторону границы. На угнетение национальной самобытности русских и разрушение свойственных ей нравственных черт работала красочная массовая культура запада, в её американизированной вариации.

В период с 1992 по 1997 год страну покинуло свыше 1 миллиона человек, которые предпочли патриотизму хороший заработок и комфортные условия быта. Оставшиеся в России каждый день испытывали на себе влияние пропаганды, уничтожавшей национальное сознание.

Становление русского социума: стыдиться себя и никогда на себя не походить

Однако

Однако на этот раз самобичевание русского народа продолжалось около 10 лет: вовремя поняв, что его намеренно хотят лишить корней, он не стал закрываться от передовых веяний инокультур, одновременно культивируя свои традиции.

Кстати эту странность русского народа опять-таки заметил Достоевский, оставивший в своем дневнике такую запись: «Отмечу при этом нечто весьма характерное: весь этот дрянной стыдишка за себя и всё это подлое самоотрицание себя в большинстве случаев бессознательны... но в сознании русские - хотя бы и самые полные самоотрицатели из них - все-таки с ничтожностию своею не так скоро соглашаются в таком случае и непременно требуют уважения: «Я ведь совсем как англичанин, - рассуждает русский, - стало быть, надо уважать и меня, потому что всех англичан уважают».

На нашем сайте читайте также:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.
  • Записки андрагога. Из дневника «Союза неугомонных»
    С 2009 года в Иркутске действует добровольческий образовательный проект «Высшая народная школа (ВНШ) для людей пенсионного возраста», девиз которой «Не доживать, а жить!» В этом году школке исполняется 15 лет…