Прорубание Петром I «окна в Европу» разделила историю России на до и после. Жизнь народа изменилась кардинальным образом, и конечно, не все были этому рады. Да, в принципе, почти никто не был рад. Ни отяжелевшая аристократия, ни голодавшие крепостные.
Причины стыда
Желая показать свою причастность и приверженность европейской цивилизации высшие слои общества стремительно перенимали внешний лоск европейской жизни, открещиваясь от самобытного наследия предков, казавшимся им на новом фоне варварским и непросвещенным.
Размышляя над фактором быстрого изменения фасадной стороны жизни дворянства, Достоевский полагал следующее: «...мы все стыдимся самих себя... Всё это из самого полного внутреннего убеждения, что собственное лицо у каждого русского - непременно ничтожное и комическое... а что если он возьмет французское лицо, английское, одним словом, не свое лицо, то выйдет нечто гораздо почтеннее, и что под этим видом его никак не узнают».
Истоки русской ксенофилии, иными словами любви ко всему иностранному, берут начало из отрицания привлекательности собственной культуры и превознесения достижений нации-идола, на которую ксенофилы смотрят с трепетом и благоговением.
Стремясь стать похожим на своего кумира, чтобы ему оказывали аналогичные почести и не упрекали в его отсталости, русская аристократия с азартом ударилась в германоманию, которую позже сменили галломания и англомания.
Германомания
Моду на германоманию ввел Петр I, который после путешествия по Северной Европе решил провести в стране серьезные преобразования, дабы попытаться приблизить её к уровню западных соседей. Этот процесс не мог проходить без ломки старых устоев, которые в одночасье превратились в предмет нападок, заставлявших русское дворянство стесняться своей самобытности.
Историк Карамзин, изучая причины возникновения этого чувства стыда, писал: «Искореняя древние навыки, представляя их смешными, глупыми, хваля и вводя иностранные, Государь России [Петр I] унижал россиян в их собственном сердце».
А известный своими прозападными взглядами, Герцен объективно считал, что Петр I провел крупномасштабную работу по денационализации родной культуры и замечал: «Правительство, помещик, офицер, столоначальник, управитель, иноземец только то и делали, что повторяли – и это в течение, по меньшей мере, шести поколений – повеление Петра Первого: перестань быть русским и ты окажешь великую услугу человечеству».
Начав с отрубания бород, император провел реформы практически во всех сферах российской жизни, привлекая на помощь профессионалов - иностранцев, отлично разбиравшихся в тонкостях доверенного им дела.
Видя, как мастерски они справлялись с поставленными задачами, русское дворянство, прониклось уважением к ним, и захотело походить на них. Эту особенность приметил еще Достоевский, написавший такие строки: «Нет ни немца, ни француза, нет в целом мире такого англичанина, который, сойдясь с другими, стыдился бы своего лица... Вот почему он и хочет казаться поскорей французом иль англичанином, именно затем, чтоб и его приняли поскорей за такого же, который нигде и никогда не стыдится своего лица».
Галло- и англомания
Галломания или ориентация на достижения Франции проникла в Россию с приходом к власти Елизаветы Петровны, достигла апофеоза при большой любительнице французских философов Екатерине II, и пошла на убыль при Александре I, победившим корсиканца Наполеона.
Ей на смену тут же пришла англомания со своими традициями, нравами, стилем жизни и словарным запасом, который в спешном порядке осваивали аристократы до этого изъяснявшиеся исключительно на французском языке.
Внедряя моду на всё иностранное, правители, по разумению Достоевского, поощряли становление русского социума «под непременным, еще двести лет тому указанным принципом: ни за что и никогда не быть самим собою, взять другое лицо, а свое навсегда оплевать, всегда стыдиться себя и никогда не походить на себя».
Постсоветские реалии
Еще одна волна пристыжения и отрицания всего русского накрыла Россию в начале 90-х годов XX века, когда после падения «железного занавеса» люди увидели, как живут их современники по ту сторону границы. На угнетение национальной самобытности русских и разрушение свойственных ей нравственных черт работала красочная массовая культура запада, в её американизированной вариации.
В период с 1992 по 1997 год страну покинуло свыше 1 миллиона человек, которые предпочли патриотизму хороший заработок и комфортные условия быта. Оставшиеся в России каждый день испытывали на себе влияние пропаганды, уничтожавшей национальное сознание.
Однако
Однако на этот раз самобичевание русского народа продолжалось около 10 лет: вовремя поняв, что его намеренно хотят лишить корней, он не стал закрываться от передовых веяний инокультур, одновременно культивируя свои традиции.
Кстати эту странность русского народа опять-таки заметил Достоевский, оставивший в своем дневнике такую запись: «Отмечу при этом нечто весьма характерное: весь этот дрянной стыдишка за себя и всё это подлое самоотрицание себя в большинстве случаев бессознательны... но в сознании русские - хотя бы и самые полные самоотрицатели из них - все-таки с ничтожностию своею не так скоро соглашаются в таком случае и непременно требуют уважения: «Я ведь совсем как англичанин, - рассуждает русский, - стало быть, надо уважать и меня, потому что всех англичан уважают».
Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2е место).
Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.