НА КАЛЕНДАРЕ

Чем Петр Первый обидел русский народ?

Ашхен Аванесова, cyrillitsa.ru   
10 Ноября 2021 г.

Прорубание Петром I «окна в Европу» разделила историю России на до и после. Жизнь народа изменилась кардинальным образом, и конечно, не все были этому рады. Да, в принципе, почти никто не был рад. Ни отяжелевшая аристократия, ни голодавшие крепостные.

Становление русского социума: стыдиться себя и никогда на себя не походить

Причины стыда

Желая показать свою причастность и приверженность европейской цивилизации высшие слои общества стремительно перенимали внешний лоск европейской жизни, открещиваясь от самобытного наследия предков, казавшимся им на новом фоне варварским и непросвещенным.

Размышляя над фактором быстрого изменения фасадной стороны жизни дворянства, Достоевский полагал следующее: «...мы все стыдимся самих себя... Всё это из самого полного внутреннего убеждения, что собственное лицо у каждого русского - непременно ничтожное и комическое... а что если он возьмет французское лицо, английское, одним словом, не свое лицо, то выйдет нечто гораздо почтеннее, и что под этим видом его никак не узнают».

Истоки русской ксенофилии, иными словами любви ко всему иностранному, берут начало из отрицания привлекательности собственной культуры и превознесения достижений нации-идола, на которую ксенофилы смотрят с трепетом и благоговением.

Стремясь стать похожим на своего кумира, чтобы ему оказывали аналогичные почести и не упрекали в его отсталости, русская аристократия с азартом ударилась в германоманию, которую позже сменили галломания и англомания.

Германомания

Моду на германоманию ввел Петр I, который после путешествия по Северной Европе решил провести в стране серьезные преобразования, дабы попытаться приблизить её к уровню западных соседей. Этот процесс не мог проходить без ломки старых устоев, которые в одночасье превратились в предмет нападок, заставлявших русское дворянство стесняться своей самобытности.

Историк Карамзин, изучая причины возникновения этого чувства стыда, писал: «Искореняя древние навыки, представляя их смешными, глупыми, хваля и вводя иностранные, Государь России [Петр I] унижал россиян в их собственном сердце».

А известный своими прозападными взглядами, Герцен объективно считал, что Петр I провел крупномасштабную работу по денационализации родной культуры и замечал: «Правительство, помещик, офицер, столоначальник, управитель, иноземец только то и делали, что повторяли – и это в течение, по меньшей мере, шести поколений – повеление Петра Первого: перестань быть русским и ты окажешь великую услугу человечеству».

Начав с отрубания бород, император провел реформы практически во всех сферах российской жизни, привлекая на помощь профессионалов - иностранцев, отлично разбиравшихся в тонкостях доверенного им дела.

Видя, как мастерски они справлялись с поставленными задачами, русское дворянство, прониклось уважением к ним, и захотело походить на них. Эту особенность приметил еще Достоевский, написавший такие строки: «Нет ни немца, ни француза, нет в целом мире такого англичанина, который, сойдясь с другими, стыдился бы своего лица... Вот почему он и хочет казаться поскорей французом иль англичанином, именно затем, чтоб и его приняли поскорей за такого же, который нигде и никогда не стыдится своего лица».

Галло- и англомания

Галломания или ориентация на достижения Франции проникла в Россию с приходом к власти Елизаветы Петровны, достигла апофеоза при большой любительнице французских философов Екатерине II, и пошла на убыль при Александре I, победившим корсиканца Наполеона.

Ей на смену тут же пришла англомания со своими традициями, нравами, стилем жизни и словарным запасом, который в спешном порядке осваивали аристократы до этого изъяснявшиеся исключительно на французском языке.

Внедряя моду на всё иностранное, правители, по разумению Достоевского, поощряли становление русского социума «под непременным, еще двести лет тому указанным принципом: ни за что и никогда не быть самим собою, взять другое лицо, а свое навсегда оплевать, всегда стыдиться себя и никогда не походить на себя».

Постсоветские реалии

Еще одна волна пристыжения и отрицания всего русского накрыла Россию в начале 90-х годов XX века, когда после падения «железного занавеса» люди увидели, как живут их современники по ту сторону границы. На угнетение национальной самобытности русских и разрушение свойственных ей нравственных черт работала красочная массовая культура запада, в её американизированной вариации.

В период с 1992 по 1997 год страну покинуло свыше 1 миллиона человек, которые предпочли патриотизму хороший заработок и комфортные условия быта. Оставшиеся в России каждый день испытывали на себе влияние пропаганды, уничтожавшей национальное сознание.

Становление русского социума: стыдиться себя и никогда на себя не походить

Однако

Однако на этот раз самобичевание русского народа продолжалось около 10 лет: вовремя поняв, что его намеренно хотят лишить корней, он не стал закрываться от передовых веяний инокультур, одновременно культивируя свои традиции.

Кстати эту странность русского народа опять-таки заметил Достоевский, оставивший в своем дневнике такую запись: «Отмечу при этом нечто весьма характерное: весь этот дрянной стыдишка за себя и всё это подлое самоотрицание себя в большинстве случаев бессознательны... но в сознании русские - хотя бы и самые полные самоотрицатели из них - все-таки с ничтожностию своею не так скоро соглашаются в таком случае и непременно требуют уважения: «Я ведь совсем как англичанин, - рассуждает русский, - стало быть, надо уважать и меня, потому что всех англичан уважают».

На нашем сайте читайте также:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Пренебрегая правдой
    С момента печально известного XX съезда компартии Советского Союза прошло 68 лет (1956 г.)
  • Классик, который всегда с тобой
    21 июля исполнилось 125 лет со дня рождения Эрнеста Хемингуэя.
  • Искушение «Валькирией»
    А если бы Гитлер был убит 20 июля 1944 года?
  • Поклон «Одессе-маме»
    130 лет назад родился Исаак Бабель
  • Сказание о Муравьеве-Амурском
    В 2019 году наша газета сообщала о выходе в свет исторического романа Александра Ведрова "Муравьев-Амурский, преобразователь Востока". За прошедшее время книга не затерялась на полках читателей, напротив, её статус и популярность неуклонно возрастают.
  • Возвращение индексации
    Ну наконец-то, свершилось! На днях принят закон, согласно которому с 1 февраля 2025 года возвращается индексация пенсий работающим пенсионерам. Ее власти отменили еще в 2016 году.
  • Цезарю и не снилось. Древний мир и современная эпоха
    История никогда не повторяется один в один. И время чуть иное, и персонажи изменились, и антураж, интерьер, макияж… И все же определенные, порой очень важные параллели можно найти. А раз так, то и поразмыслить, как сделать, чтобы повторить прежние успехи (пусть и в новом варианте) или, наоборот, избежать уже допущенных ошибок. Ну, или точнее, оценить нынешнюю ситуацию и спрогнозировать будущее.
  • Солнце светит всем
    Анатолий Александрович родился в 1941 г. в Иркутске. В 1965 г. окончил биолого-почвенный факультет ИГУ. Организатор и лидер неформального общественного объединения «Движение в защиту Байкала» (1987 г.). В 1991 г. избран почётным членом Фонда Байкала вместе с Галазием и Распутиным. В 2021 г. награждён Российской академией естественных наук медалью академика Моисеева за вклад в дело ликвидации БЦБК... Ну и так далее. Личность хорошо известная как минимум в Иркутской области, а тем более читателям газеты «Мои года», где он преимущественно печатается. Живёт в Иркутске.
  • «Жизнь на исходе – чудо!»
    Игорь Аброскин родился в 1958 г. в Баку. Окончил Днепропетровский университет. Служил в армии. Работал в организации «Оргхим» при строительстве «Саянскхимпрома». Один из создателей «Литературного кафе» в Саянске в 80­е годы. Первый из тех, кто сколачивал неформальное литературное объединение «Помост» на рубеже 80­х–90­х. Автор большой подборки в солидном иркутском альманахе «Стихи по кругу» (1990 г.). Один из авторов юбилейных городских альманахов «Серебряный Саянск», «Саянск 2000», «Ковчег». Не однократно печатался в альманахах поэзии «Иркутское время». Первая книга «Все?..» вышла в 1998 г., вторая – «Самостоянье» в 2023­м. Стихи из неё – в этом выпуске.
  • На музыкальном Олимпе: 210 лет со дня рождения Кристофа Глюка
    Кристоф Глюк – австрийский композитор XVIII века, представитель классической оперной школы. Известен как объединитель французских и итальянских традиций, музыкальный новатор. Рыцарь ордена Золотой шпоры.
  • Кирзовые сапоги
    Владимир Васильевич родился в 1951 г. в посёлке Курагино Красноярского края. В 1972 г. окончил физико-математический факультет в Красноярске, преподавал физику в школах и самостоятельно изучал психологию. После аспирантуры в Москве получил учёную степень по психологии. Пишет картины, короткие рассказы и короткие же стихи. С его литературными произведениями мы уже знакомили наших читателей, а эти «эссе» – из новых сочинений автора.
  • Вот что нужно повторить
    Вслед 80-летию открытия Второго фронта
  • Если завтра война…
    О трагедии 22 июня 1941года издано немало литературы военного и политического характера. Однако о событиях, предшествующих этой дате, на самом деле известно очень мало, а та информация, которая доступна, весьма противоречива, фрагментарна и сумбурна.
  • Исполнилось 90 лет со дня рождения Юрия Визбора
    Юрий Визбор – бард, поэт, актер, журналист, художник, сценарист. В его творческом наследии свыше трех сотен песен. Всё, за что он брался, получалось ярко и талантливо.
  • «Не верь, разлукам, старина…»: вспоминая Юрия Визбора
    В конце минувшей недели, уже ночью, случайно наткнулся на канале «Культура» на передачу о жизни и творчестве Юрия Визбора, популярнейшего в дни нашей молодости барда-шестидесятника. Посмотрел ее на одном дыхании до конца, а потом еще долго не мог заснуть – настолько сильно эмоционально эта передача взбудоражила, настолько всколыхнула память и чувства…
  • 135 лет со дня рождения Анны Ахматовой
    Яркая, талантливая, самобытная, неповторимая. Именно такими словами хочется охарактеризовать поэта (она терпеть не могла слово «поэтесса») Анну Ахматову. Она пережила две революции и две мировых войны, узнала на себе, что такое сталинские репрессии и смерть самых дорогих людей. Она выходила замуж три раза, но ни один из браков не принес ей настоящего женского счастья. Ее сын тоже подвергся политическим репрессиям и до последнего считал, что для матери важнее ее творчество, а не он. Долгие годы ее стихи были под запретом, некоторые увидели свет спустя два десятилетия после ее смерти.
  • Сцена – выше жизни: вспоминая Юрия Соломина
    …Толпа заполнила Театральную площадь, перелилась через дорогу к зданию Большого. От ЦУМа – дальше, по Петровке. А люди все шли и шли. И у каждого в руках – цветы. Январский снег падал на яркие бутоны, превращая их в пушистые снежные шарики. Над площадью тихо плывет траурная живая музыка. Играет Камерный оркестр, за пультом – Башмет. Зрителей, учеников, чиновников всех рангов, дипломатов многих стран – всех собрал в этот зимний день Юрий Соломин. Люди пришли поклониться его памяти. Кто-то из учеников вспомнил, как совсем недавно на его юбилее они желали ему много… много… и долго… долго… А он, улыбаясь, спокойно сказал: «Ничего, скоро вы проводите меня в другую труппу. А труппа там подобралась очень даже хорошая». И вот – провожают.
  • Вчерашние новости
    Дело в том, что все новости, в принципе, вчерашние или даже позавчерашние, так или иначе случились, произошли. И журналист ловит лишь их отзвуки…Вот и я решил заострить внимание читателей на двух новостях, оставивших в душе моей эти отзвуки, отклики.
  • А что если Трамп?
    Казалось бы, тоже мне проблема – где мы, а где Америка. Хотя бы в географическом смысле. Но сейчас причины и следствия событий, касающихся чуть ли не каждого из нас, уходят, в том числе и туда, за океан. Вот и, наверное, не самая дружественная, но расхожая прибаутка гласит: «Какая в России национальная идея? Победа Трампа на выборах в США!». А как известно, в каждой шутке есть лишь доля шутки.
  • Несравненные «олимпийцы»
    Быстрее. Выше. Сильнее. Олимпийский девиз