Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз...
Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того,...
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в...
Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному...
Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли...
[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2015/15-09-bronepoezd как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.
Бронепоезда списывать рано — такое решение принял недавно министр обороны Сергей Шойгу. Отменив распоряжение своего предшественника Анатолия Сердюкова о ликвидации этого довольно экзотического, на современный взгляд, вида военной техники. Неужели романтический символ Гражданской пригодится и в битвах XXI века? Корреспонденту «Культуры» довелось побывать внутри одного из российских бронепоездов.
Это было во время очередной командировки на Северный Кавказ. Февраль 2000 года, незаконные вооруженные формирования второй раз выбиты из Грозного. Боевые действия шли вяло. Знакомый офицер в Ханкале предложил: «Поедем к железнодорожникам. У них в бронепоезде столовая — что столичный ресторан». Не обманул. Впрочем, рассказ о другом.
{gallery}TXTS/2015/15-09-bronepoezd{/gallery}
Современный наследник основного средства передвижения товарищей Троцкого и Сталина выглядел не менее грозно, чем его предшественники. Изрезанный щелями-бойницами основной броневагон, бронеплощадка с задранными вверх стволами легких зенитных установок. Тепловозы обшиты стальными листами. Два плацкартных вагона с броней 30 мм для личного состава, две платформы с балластом спереди и позади состава — чтобы подрывать заложенные на пути мины и фугасы. Для защиты от пуль — мешки с песком, шпалы, танковые траки, прочий металлолом. На платформах — танк и БМП. Весь поезд увешан глушилками — чтобы быть «незаметным» для радиоуправляемых мин. Вагончик-каптерка для хранения обмундирования. Остальное пространство отдано под ремкомплект. Одного хватало для восстановления 150 м пути.
Всего бронепоездов (официально они именовались «спецпоездами», СП) в Чечне было четыре — «Дон», «Амур», «Терек», «Байкал». В их задачи входило сопровождение при перевозке подразделений и грузов, а также инженерная разведка. В 2009 году их вывели из республики и поставили на консервацию в Ставропольском крае...
Первые бронепоезда появились почти одновременно с первой железной дорогой — еще в позапрошлом веке. В России проявили себя во время Гражданской. Их было тогда 120–150 — по обе стороны фронта. В Добровольческой армии, например, сражался бронепоезд «Единая Россия». Воевали и в Великую Отечественную. Яркий факт из истории тех времен — дуэль бронепоездов «Илья Муромец» и «Адольф Гитлер». Одолел советский богатырь. Однако танки и авиация практически вытеснили бронепоезда. До 1953 года они еще несли службу на Западной Украине — патрулировали железнодорожные магистрали от нападений бандеровских отрядов. Но к концу пятидесятых на вооружении не осталось ни одного.
В 1970-х раздоры с Китаем заставили вспомнить забытое оружие. Вдоль границы, обороняя Транссибирскую магистраль, курсировали пять составов. На платформах стояли танки и бронетранспортеры, в бронированных коробах сидели мотострелки. Отношения с восточным соседом вошли в норму, бронепоезда вновь вывели в резерв и вспомнили о них только в начале 1990 года: задействовали при подавлении волнений в Баку, охране узловых станций, сопровождении составов с войсками и грузами. В зону конфликта в Нагорном Карабахе два бронепоезда поступили уже переданными от Минобороны во Внутренние войска.
Спустя два года по просьбе руководства Абхазии расчет спецпоезда «Терек» восстанавливал железнодорожное сообщение между Сухумом и Очамчирой — со стороны грузинских спецслужб можно было ожидать диверсий и провокаций. Работа осложнялась тем, что между шпалами успели прорасти деревья и кусты, рельсы разъезжались под колесами...
К 2011 году на вооружении остались только бронепоезда-артефакты — «Байкал» и «Амур». Отметины от пуль и осколков на стенах вагонов и бортах платформ красноречиво свидетельствовали о боевом прошлом. Их планировалось снять с вооружения, что и было позже сделано. Однако министр обороны России Сергей Шойгу, который во время контртеррористической операции на Северном Кавказе возглавлял МЧС, еще тогда отмечал работу бронепоездов как полезную и перспективную. Это и решило их судьбу. Сегодня, насколько можно судить по высказываниям военных, БП сохранены для сопровождения составов со строительными и военными грузами, прикрытия инженерных и саперных частей, быстрого восстановления рельсового полотна. Они могут быть чрезвычайно эффективны в локальных асимметричных и гибридных войнах — против банд террористов, для обеспечения безопасности железных дорог, для поддержки саперов и вывоза раненых.
Как известно, опыт постройки и применения бронепоездов в свое время пригодился при создании БЖРК — боевых железнодорожных ракетных комплексов «Молодец» с ракетами РС-22 (SS-24 «Скальпель»). Ракетный поезд с виду представлял собой состав рефрижераторов. Только приглядевшись, можно было обнаружить, что «рефрижераторы» были метра на полтора длиннее обычных.
«Молодцы» сняты с вооружения в 2005-м. Но с прошлого года идут разработки нового БЖРК — «Баргузин». На нем разместят шесть ракет типа «Тополь-М», «Ярс» и «Рубеж». На рельсы он встанет в 2020 году. Вполне возможно, Шойгу, держа в уме совершенствование диверсионных средств предполагаемого противника, задумал усилить охранение новых БЖРК с помощью бронепоездов. Поставят на них реактивные системы залпового огня (РСЗО), оперативно-тактические комплексы «Искандер», гаубицу «Мста», усилят противодиверсионные группы, замаскируют, и ищи ветра в поле.
Кстати, и тащить такие поезда есть кому. В стратегическом резерве на случай ядерной войны у Российской армии есть... паровозы. Не все переплавили на иголки. Достоинство паровоза в том, что он может работать автономно — при наличии воды и топлива (угля, дров, солярки, мазута). У тепловозов и электровозов органы управления могут быть уничтожены воздействием электромагнитного импульса — одного из факторов ядерного удара. Паровоз же для такого воздействия неуязвим — у него нет электроприборов и электрических цепей.
15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета. Под руководством губернатора Юрий Геннадьевич принимал самое активное участие в успешном отстаивании в Конституционном суде РФ независимости «Иркутскэнерго» от РАО «ЕЭС России» в 1993 году, подготовке и принятии Устава (по существу, региональной конституции) Иркутской области в 1994–1995 годах.
В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.