Вот мчится тройка почтовая... |
27 Июня 2014 г. | ||||||
Почтовое сообщение в России берёт своё начало с XVIII века, когда между Москвой и Санкт-Петербургом помчались первые почтовые повозки. Появление первых почтовых ямов – дорожных станций, где производилась смена лошадей – можно отнести к 1598 году.
Век спустя, 12 ноября 1698 года, глава Сибирского приказа А. А. Виниус, согласно распоряжению Петра I, отправил воеводам сибирских городов наказ «О сборе в сибирских и поморских городах с товаров таможенных пошлин», в котором среди многих пунктов был один: об организации регулярной ямской гоньбы (почтовой службы) и, таким образом, организовал регулярную доставку писем в Сибирь. Оплата ямщикам прогонов одного рейса из Москвы до Иркутска составляла 15 рублей 24 алтына 2 деньги. Первое упоминание о регулярной доставке почты в Иркутск датируется 1699 годом, когда 8 января из Москвы выехал почтарь, который вёз 28 царских указов воеводам различных городов Урала и Сибири и 12 частных, купеческих писем, называвшихся в те времена грамотками. Интересно, что из 12 грамоток пять были адресованы в Иркутск. Таким образом, уже в те далёкие времена Иркутск выделялся на фоне других сибирских городов по объёму получаемой корреспонденции. Для связи огромных пространств Зауралья с Россией в первой половине XVIII в века был устроен Большой Сибирский тракт. Уже в 1701 году от Москвы до Великого Новгорода действовали почтовые станции, которые назывались станами. Расположены были они друг от друга на расстоянии 3 вёрст. Промедление в почтовой гоньбе строго наказывалось, вплоть до смертной казни. Особенно это относилось к казённым «эстафетам». Весной 1721 г. начинается учреждение почтовых станций в Сибири. Указ об учреждении почты в Сибири вышел в 1724 году. Главнокомандующий Почтового департамента Л. Голицын 18 декабря 1724 г. представил на утверждение в Сибирском департаменте «Секретной экспедиции». При Сибирском почтамте под непосредственным надзором сибирского почт-директора может быть организована Секретная экспедиция, в ведение которой входила переадресация почтовых отправлений. В 1731 году новым правительственным распоряжением основали специальную почту для государственных посылок и партикулярных писем. 16 марта 1733 году по Указу о проведении самого длинного тракта в мире, В. Берингом был организован тракт Иркутск – Петербург. Уже 17 июня 1734 г. В. Беринг доносил в Адмиралтейскую коллегию: «Следуя от Есаулово к Иркутску, усмотрел... учреждению почтовых станов удобные места...». Уже в 1743 г. по Московскому тракту существовал «Зиминский станец» — почтовая станция, ставшая основанием будущего города. В этом же году для ямской гоньбы открылся ещё один «станец» — Черемховский, также положивший начало городу Черемхово. Первые жители этих населённых пунктов занимались исключительно ямским извозом. Извоз в Сибири получил своё особое развитие и во второй половине XVIII века. В 1768 году на всем протяжении пути от Иркутска до Томска были устроены почтовые станции. Здесь меняли лошадей, отдыхали после трудной дороги. И с этого времени устанавливается регулярная почтовая связь Иркутска с центральными районами России. Между Иркутском и Москвой с 1786 г. налаживается еженедельное отправление почты. Каждую субботу с утра, в половине девятого часа, иркутские ямщики отправлялись с почтой в далёкий и опасный путь протяжённостью 5155 вёрст. 27 января 1800 года установлен особый Почтамт для Иркутской и Тобольской губерний. По утвержденному штату Сибирского почтамта в нём состояли: экспедитор, протоколист, перевозчик, архивариус, эконом, экзекутор, архитектор, лекарь и офицеры для осмотра почтовых станций. А в 1804 году почтовые отделения появились в Олёкминском, Жигаловском и Верхоянском комиссарствах Иркутской губернии. В Иркутске первое собственное здание для Почтовой конторы появилось в 1809 году. По этому случаю улица, на которой размещалась почта, стала называться Почтамтской. По императорскому указу в 1830 году губернские почтамты упразднились и вместо них появились почтовые конторы. Развитие почты в губернии не стояло на месте, в 1843 году появились почтовые станции по Большой Московской дороге от Красноярска до Иркутска через каждые 30 вёрст. С 50-х годов XIX века в Иркутской губернии насчитывалось уже 120 станций и 836 пар почтовых лошадей. Из Иркутска корреспонденция пересылалась по нескольким направлениям. Действовали две Московские почты — лёгкая и тяжёлая. В Иркутске располагалась Губернская почтовая контора во главе с почтмейстером. Работа почты осложнялась многими факторами. Хотя почта и считалась регулярной, но часто, и в основном из-за весенне-осенних распутиц, когда Московский тракт местами становился непроходимым, отправление почты приостанавливалось. При нормальных погодных условиях почтовая кибитка преодолевала по 240 вёрст в сутки, а при распутице средний суточный пробег составлял 192 версты. На все остановки, предусмотренные в пути, планировалось восемь суток. Практически почта покрывала расстояние от Санкт-Петербурга до Иркутска за 29-35 суток. Этот длинный путь был не только физически тяжёл, но и очень опасен. Бывали случаи нападения преступников на почтовые повозки. Например, только при одном нападении на почту по Московскому тракту, совершённом в марте 1889 года, было похищено денег и ценностей на сумму 4101 рубль. По высочайше утверждённому Положению Сибирского комитета 4 апреля 1861 г. Иркутская Губернская Почтовая контора возведена в первый класс. К середине XIX в. потребность в телеграфном сообщении с центральными городами России особенно остро ощущали не только промышленники и торговцы, но и простые граждане. Но такое предприятие стоило больших денег. И первой решила взяться за организацию сверхдальней телеграфной линии Амурская компания. 1 января 1864 года из Иркутска была отправлена первая телеграмма. Это событие ознаменовало открытие в Иркутске Телеграфного сообщения. А в феврале 1873 года в Иркутске открылось губернское отделение «Международного Телеграфного Агентства», и в октябре был получен указ об учреждении в городе Сибирского телеграфного агентства. С марта 1876 г. в Иркутске начинает функционировать городская почта, основным отправлением которой были открытки. В 1879 году разразился сильный пожар, который значительно повредил здание Почтовой конторы. Сгорели все находящиеся в нём на тот момент почтовые отправления. Отремонтировать полностью здание удалось лишь в 1884 году, и контора вновь заняла собственные помещения. Два года спустя было открыто Управление Иркутского почтово-телеграфного округа. В его состав были включены Иркутская, Енисейская и Якутская губернии. В Иркутской губернии были выделены Иркутская губернская, Нижнеудинская, Киренская, Витимская почтовые конторы. В этом же 1886 году почта и телеграф были объединены в Иркутский почтово-телеграфный округ 1 класса. Первым его начальником стал бывший начальник телеграфного округа, коллежский советник Г. Э. Норенберг. 1 августа 1888 года в Иркутске была открыта почтово-телеграфная контора первого класса. К услугам почты прибегало всё большее количество жителей Иркутска. Так, в 1889 году в городе насчитывалось уже 20 почтовых ящиков. С приходом в Иркутск Великого Сибирского железнодорожного пути в 1898 г. «ямщицкая гоньба» отошла в историю, и почта, а также и другие отправления стали доставляться в специальных железнодорожных вагонах в составе пассажирских поездов. Начиная с 1900-1908 гг. открываются почтовые отделения во многих населённых пунктах Иркутской губернии, и даже в глубинных деревнях и сёлах. О двух таких сёлах 1 апреля 1916 г. сообщала газета «Иркутская жизнь»: «...В сёлах Шамановском и Коноваловском Иркутской губернии открылись почтовые отделения со сберегательными при них кассами». 6 января 1905 года открылось первое Иркутское Городское почтовое отделение, размещалось оно в доме Файвусова. Однако вывеска была настолько мала, что найти почтовое отделение представлялось делом нелегким. Поначалу отделение принимало и обрабатывало различную корреспонденцию, и через него нельзя было отправить посылки или денежные переводы. Только с 31 декабря 1905 года отделение стало оказывать услуги по приёму заказной корреспонденции и денежных переводов. С 1905 по 1915 годы в Иркутске повсеместно стали открываться почтовые отделения. При вокзале железной дороги стало функционировать почтовое отделение, в котором осуществлялся приём и выдача денежных и ценных пакетов, узлов, посылок и заказной корреспонденции. Жителям привокзального района разносились на дом различные повестки. В этом же году в пригородном селении Смоленщине также открывается почтовое отделение для приёма и выдачи корреспонденции. В Глазковском открылось почтово-телеграфное отделение, в Рабочей слободе - почтовое отделение, одновременно там открылось отделение Государственной Сберегательной кассы. Здесь по улице Гончарной в доме № 10 производились приём простых и заказных отправлений и продажа знаков почтовой оплаты. В Знаменско-Ремесленном предместье почтово-телеграфное отделение открылось 30 января 1915 года. С началом Первой Мировой войны работа почты перешла на военный режим работы. Теперь любая казённая корреспонденция с грифом «по мобилизации» сразу же обрабатывалась вне зависимости от времени суток, письма из действующей армии доставлялись жителям города в первую очередь, ускорилась обработка почтовых отправлений военнослужащих из Иркутска, вся международная корреспонденция подвергалась цензуре, появилась новая категория «клиентов» почты — военнопленные. Военнослужащие имели право бесплатной пересылки простых открыток и закрытых писем внутри империи. В хронологическом плане историю почты Иркутска можно условно разделить на три периода: доштемпельный (1699-1784 гг.), домарочный (1785-1857 гг.) и марочный (с 1858 г. по наши дни). В марочном периоде различаются следующие этапы: С 1858-1904 года шло становление Иркутской губернской почтовой конторы, с 1905 по 1917 годы происходило расширение сети почтовых учреждений Иркутска. 1918 год ознаменовал начало периода разрушения имперской почты во время гражданской войны – вплоть до 1919 года. С 1920 года началось становление советской почты. К 1937 году существовало 200 отделений связи. Почту доставляли 946 почтальонов, из которых 570 пеших, 376 конных. В годы войны почта была связующим звеном между тылом и фронтом, нужно было организовать их доставку. После войны было расширено использование авиатранспорта для перевозки почты, что значительно ускорило передвижение корреспонденции. На сегодняшний день почтовая связь по-прежнему остаётся самой доступной для жителей области. Управление Федеральной почтовой связи Иркутской области, образованное в 1993 году, с 2004 года работает в составе ФГУП «Почта России», которое является единым почтовым оператором. В состав управления входит 737 отделений связи, из них 441 находится в сельской местности.
Тэги: |
|