НА КАЛЕНДАРЕ

Убийство Иисуса Христа: расследование провели журналисты

По инф. polit.ru   
16 Октября 2020 г.

Кем же действительно был Иисус? И кому на самом деле была выгодна его смерть? Об этом можно узнать из книги Билла О’Рейли и Мартина Дьюгарда «Убийство Иисуса. Расследование самого громкого преступления в истории». Предлагаем прочитать отрывок из данной любопытной работы.

Убийство Иисуса Христа: расследование провели журналисты

Понтий Пилат едет в Иерусалим верхом, его жена Клавдия — рядом в экипаже. Небольшой караван со всех сторон окружен охраной: местность здесь пустынна и недружелюбна. В распоряжении у Пилата три тысячи человек. Это не настоящие римские легионеры, а всё та же смесь арабских, самарянских и сирийских наемников, что защищали и Ирода Великого.

Вооруженный отряд Пилата держит путь из приморской крепости Кесария. Три раза в год, на иудейские праздники, римский прокуратор посещает Иерусалим[1]. Ему предстоит проехать сотню километров на юг по мощеной римской дороге вдоль берега Средиземного моря. Затем немощеный проселок, отходящий от дороги, сворачивает вглубь материка, ведет через равнину Шарон и вверх по горам, к Иерусалиму.

Пилат намерен присутствовать как официальный представитель Рима на празднике Кущей[2] — одном из трех великих празднеств иудейского религиозного календаря. Как и на Пасху, в этот день в Иерусалим стекаются сотни тысяч паломников со всех концов света. Иудеи вспоминают сорокалетнее странствие их предков по пустыне, а кроме того, отмечают сбор урожая. Пилата иудейские обычаи раздражают. Он уверен, что все эти люди не лояльны Риму. Во время каждого праздника прокуратор идет по лезвию ножа: если иудеи взбунтуются — к чему они очень склонны, особенно когда собираются большими толпами, — обвинят его; если он надавит на них слишком сильно — будет отозван в Рим за неповиновение приказу Тиберия, велевшего обращаться с этим народом «как со святыней».

Итак, Пилату предстоит пережить праздничную неделю. Они с Клавдией размещаются в роскошном дворце Ирода Великого и выходят на улицу, лишь когда совершенно уверены в своей безопасности.

Уже три года Понтий Пилат — префект Иудеи. На первый взгляд, обязанности прокуратора просты — хранить мир и разрешать местные споры. Однако роль оккупанта всегда чревата гибелью. Позднее иудейский философ Филон Александрийский напишет, что Пилат был «человек нрава несговорчивого, упрямого и жестокого». И тем не менее иудеям уже удалось его перехитрить и навредить его карьере. Когда Пилат приказал украсить Храм римскими штандартами, жители Иерусалима не только добились их удаления, но и отправили императору Тиберию жалобу, где в красках расписали неподобающее поведение прокуратора.

Тиберий пришел в ярость. Как сообщает историк Филон Александрийский, «немедленно, не дожидаясь даже следующего дня, он написал Пилату, обрушив на него тысячи упреков и обвинений за такую неразумную дерзость».

В этом году ситуация накалилась еще сильнее — и виноватым снова выходил Пилат. Его осенила идея провести в Иерусалим водопровод. Казалось, что здесь плохого? Однако деньги на исполнение этого благого замысла он решил взять из храмовой сокровищницы. Иудеи были разгневаны таким использованием «священной казны», и во время одного недавнего праздника группа иудеев окружила Пилата с требованием прекратить строительство водопровода. Когда Пилат появлялся на иерусалимских улицах, из толпы ему вслед летели проклятия: многолюдность помогала его противникам остаться неузнанными и придавала смелости.

Однако Пилат предвидел протест: он заранее отправил на улицы переодетых солдат, нарядив их в одежды иудейских паломников и приказав каждому спрятать под одеждой дубинку или кинжал. Когда разъяренная толпа окружила дворец Пилата, эти солдаты, смешавшись с толпой, выхватили оружие и атаковали безоружных пилигримов. «Таким образом было убито множество людей, — писал позднее историк Иосиф Флавий, — а другие, израненные, бежали. Так был положен конец мятежу».

Для еврейского народа Пилат — злодей. Его считают «свирепым и безжалостным», говорят о его «мздоимстве, насилии, воровстве, высокомерии, частых казнях узников без суда и бесконечной зверской жестокости»[3].

Однако по крайней мере один иудей повинен во всем этом не менее Пилата.

***

Убийство Иисуса Христа: расследование провели журналисты

Понтий Пилат не смог бы править еврейским народом без помощи Иосифа Кайафы, первосвященника и главы иудейского религиозного суда, известного как Синедрион. Кайафа — хитроумный политик: ему известно, что император Тиберий не только считает важным поддерживать иудейские традиции, но и держит Пилата на очень коротком поводке. Быть может, Пилат отвечает за Иудею перед Римом; но управляет Иерусалимом именно Кайафа, под маской религиозности и благочестия скрывающий собственные эгоистические цели. Немногие в Иерусалиме понимают: этот человек, что отпускает им грехи, что в Пасху и на Йом-Киппур выходит во двор Храма в великолепном церемониальном одеянии первосвященника[4], — на самом деле главный союзник Рима и его распутного императора.

Важность роли первосвященника особенно очевидна во время ежегодной церемонии отпущения грехов в Йом-Киппур, когда Кайафа в одиночестве входит в храмовое святилище, именуемое Святая Святых, где, как говорят, обитает Бог. В глазах иудейских верующих это приближает его к Богу более какого-либо иного смертного. Затем первосвященник выходит оттуда и предстает перед толпой верующих, заполнившей храмовый двор. По обе стороны от Кайафы ставят двух козлов. Ритуал очищения требует, чтобы одного из них первосвященник отпустил на волю, а другого принес в жертву за грехи Израиля.

Но этот человек, предстоящий перед Богом и прощающий грехи, не возражает, когда Пилат грабит храмовую казну. Молчит Кайафа и тогда, когда иудеев избивают на улицах Святого Города. Не жалуется, когда в конце каждого праздника Пилат заставляет его снять и вернуть роскошное одеяние, расшитое золотом и драгоценными камнями. Подобные ценности римляне предпочитают держать у себя под охраной как напоминание о своей власти. Одеяние первосвященника Кайафа получает лишь за семь дней до праздника, чтобы иметь возможность очистить его от скверны.

До Кайафы первосвященники были безвольными марионетками Рима: за малейшее неповиновение их смещали с должности. Но Кайафа, член группировки саддукеев, выработал простую и блестящую технику, позволяющую остаться у власти: не лезть в римские дела.

А Рим, в свою очередь, не лезет в дела Храма.

Первое помогает остаться на своем месте Пилату.

Второе увеличивает власть Кайафы.

Иудей и римлянин заключили «пакт о ненападении» — и оба им довольны. Поэтому, хотя никто из четверых предшественников Кайафы не сидел на своем месте дольше года, сам он остается первосвященником уже двенадцать лет — и, судя по всему, уходить не собирается.

И с каждым годом, что он у власти, всё теснее становится связь между Храмом и Римом, всё шире — пропасть между первосвященником и простым иудейским людом.

Пилат и Кайафа сблизились не случайно: общего у них больше, чем различий. Пилат родился в состоятельной римской семье из сословия всадников[5], Кайафа — в древнем и сказочно богатом первосвященническом роду. Оба средних лет, оба женаты. Скорее всего, оба не возражают против бокала вина в конце трудного дня. Когда Пилат в Иерусалиме, оба они живут всего в нескольких сотнях метров друг от друга, в шикарном Верхнем Городе, во дворцах, полных рабов и рабынь. И оба считают себя людьми богобоязненными, хоть и поклоняются очень разным божествам.

Возмутитель спокойствия, способный поломать этот тщательно выстроенный баланс сил, — последнее, что нужно и Пилату, и Кайафе. Вот почему Кайафа и его присные планируют схватить Иисуса, едва он появится в Святом Городе.

Фарисеи, отправленные в Галилею, вернулись из своей миссии. С собой они принесли список прегрешений Назареянина против религиозного закона. Остается лишь решить, как именно его убить.

[1] Три великих иудейских праздника, во время которых верующим предписывалось паломничество в Иерусалим, — это Пасха, Праздник Кущей и Пятидесятница, по-еврейски Песах, Суккот и Шавуот. Многие иудеи предпочитали бывать в Иерусалиме только на Пасху, которая иногда совпадала с Праздником Опресноков. Со времени разрушения Храма в 70 году н. э. паломничества в Иерусалим утратили смысл и прекратились. Вместо этого иудеи теперь отмечают праздники в местных синагогах. Стоит отметить, что самым священным днем еврейского календаря является Йом-Киппур, День Очищения.

[2] В Суккот, как называется этот праздник по-еврейски, иудеи вспоминают, как их предки, кочевавшие по пустыне, разбили лагерь и поставили палатки («кущи»), ожидая возвращения Моисея, отправившегося на поиски Земли Обетованной.

[3] Описание взято у философа и историка Филона, иудея, жившего в Египте.

[4] «Великолепный» — еще мягко сказано применительно к храмовому одеянию первосвященника! Кайафа носил синюю, туго подпоясанную тунику до земли, украшенную колокольцами и лентами необычайной длины. Поверх нее накидывал короткий, расшитый золотом плащ-безрукавку: на плечах его были вышиты наименования двенадцати колен Израилевых, а нагрудник расшит драгоценными камнями, сверкающими на солнце. Голову Кайафа покрывал тюрбаном, на котором покоился трехзубый венец с начертанным на нем именем Божьим.

[5] Сословие всадников в римском обществе — это следующий слой после аристократов-сенаторов. Чтобы продвинуться наверх, всаднику необходимо было проявить политические и военные таланты, а также сколотить приличное состояние. Стать префектом — это был идеальный способ разбогатеть, главным образом благодаря доходам с лицензий на добычу полезных ископаемых, процентов от монополий и налогов. По-видимому, до назначения в Иудею Пилат не имел дипломатического опыта, так что очень вероятно, что на эту должность пристроил его какой-нибудь высокопоставленный друг. Некоторые полагают, что Пилат был близок к Луцию Элию Сеяну, злосчастному администратору Тиберия, надзиравшему за значительной частью Римской империи, пока Тиберий отдыхал на Капри.

Книгу Билла О’Рейли и Мартина Дьюгарда «Убийство Иисуса. Расследование самого громкого преступления в истории» (перевод Наталии Холмогоровой) представляет издательство «Эксмо».

Религиозный фанатик? Отчаянный революционер? Спаситель мира? Опасный преступник? Кем же действительно был Иисус? И кому на самом деле была выгодна его смерть? За дело о самом громком преступлении в истории берутся известные журналисты-расследователи. Они отправятся на место преступления, обнаружат скрытые факты, прольют свет на темные подробности, распутают целый клубок интриг и узнают истинные мотивы подозреваемых. И после этого вынесут свой вердикт. Новый сенсационный взгляд на обстоятельства гибели главного «оппозиционера» в истории вызвал поистине шквал обсуждения. Рекордные 52 недели эта книга была в рейтинге бестселлеров The New York Times. Телеканал National Geographic снял по ней научно-популярный фильм, номинированный на премию «Эмми».

Кто же такой Иисус Христос, центральная личность христианства, и кто был заинтересован в его смерти – ответы на эти вопросы интересуют не только людей, близких к религии. И надеемся, что книга сможет что-то в этой области нам объяснить. Прочитаем?

А на нашем сайте найдётся в связи с поднятой темой также:

Polit.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • В ауре серебряного века. 155 лет назад родилась Зинаида Гиппиус
    Ведьма, сильфида, сатанесса – каких только прозвищ не давали Зинаиде Гиппиус ее современники. Одни преклонялись перед ее литературным талантом и «ботичеллиевской» красотой, другие боялись, оскорбляли и ненавидели.
  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
  • Тыл за колючей проволокой
    Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.