ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Что православные богословы понимают под судьбой человека

По инф. cyrillitsa.ru   
04 Мая 2020 г.
Изменить размер шрифта

По мнению известного исследователя языка Владимира Даля, судьба – это стечение обстоятельств, которые не зависят от воли человека. Данное определение, казалось бы, только подтверждает речь одного из библейских персонажей по имени Иов к Господу: «Ты, Бог, решаешь, сколько жить кому, Ты устанавливаешь нам пределы жизни, и их ничто не может изменить» (Иов 14:5). Получается, что все в жизни предопределено, и рок ничем не отличается от воли Божьей?

Что православные богословы понимают под судьбой человека

Религиозные тексты о судьбе

На самом деле понятие «судьба» встречается в религиозных текстах не слишком часто. Тем не менее, пусть и редко, но данное слово все же можно прочесть на страницах Библии, в притчах и псалмах. Например, «Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои – бездна великая!» (Пс. 35, 7), «... дивны судьбы Его, велика премудрость Его!» (Ис 28:29), «Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим. 11, 33). Однако «судьба» здесь употребляется не в привычном нам понимании этого слова, не в значениях «рок» или «неизбежность». По мнению большинства священников и богословов, «судьба» по крайней мере в данных случаях является производным от словосочетания «суд Божий», а трактуется не иначе как «Божья мысль по отношению к людям» (архимандрит Тихон (Шевкунов)).

«Судьба» же, соответствующая определению Даля, появляется в христианских писаниях исключительно в негативном ключе: «А вас, которые оставили Господа, забыли святую гору Мою, ... и растворяете полную чашу для Мени» (Ис.65:11). Как объясняет профессор Александр Лопухин в своем труде «Толковая библия», Мени – это сирийское божество, которое по предположениям занималось распределением счастья между людьми, то есть по сути являлось олицетворением судьбы.

Воля человека, а не случай

Православной церковью понятие «судьба» вообще отвергается: оно считается неприемлемым для истинного христианина. Богослов Иоанн Златоуст был уверен в том, что «учение о судьбе посеяно диаволом». Златоуст утверждал, что вера в судьбу является самым настоящим грехом, в частности благодаря тому, что устраняет от управления жизнью волю самого человека. Богослов сравнивает веру в судьбу с ситуацией, когда заболевший человек отказывается от лекарств. Патриарх Алексий II говорил о том, что люди сами выбирают направления своего жизненного пути.

Даже Иисус Христос, зная, что согласно воле Божьей ему предстоит страшная казнь, тем не менее пытался что-то изменить как в своей жизни, так и в жизни любимых им апостолов. Так, Спаситель не стал разоблачать вора, а после предателя Иуду. Напротив, Христос пытался вразумить его посредством любви. Стал бы он так стараться, если бы верил в то, что все предопределено судьбой? Так размышляет на эту тему протоиерей Аркадий Шатов.

Божий промысел

Таким образом, умозаключения православных богословов сходятся на том, что судьба, являясь набором случайных обстоятельств («Толковый словарь» В. Даля), противопоставляется пути человека, который как раз таки способен изменить свою жизнь. Что же касается воли Божьей, то, как пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), именно Бог управляет всей Вселенной, а вовсе не случай. «И ни одна из них (из птиц) не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены ( Мф. 10:29). Кроме того, недаром существует не только понятие суд Божий, но и попущение. По словам святителя Игнатия, Господь «как бы ограничил Себя, не изменив произволения человеческого».

Сама же воля Божия, как утверждает Брянчанинов, есть ничто иное как заповеди. Соответственно, следование им равно следованию божественной воле. Именно путь к спасению и предопределен Господом: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего» (Рим. 8:29-30).

Разные точки зрения есть на то, что такое судьба, Божья воля и другие подобные понятия. Если во всё это уйти с головой, то, наверное, иногда можно счесть, что и пальцем-то шевелить не особо нужно. Ведь всё и так должно само выстроиться, как задумано кем-то сверху. Но тогда, наверное, наш мир не развивался бы и стремительно не прогрессировал активно в разных направлениях – науке, искусстве, технологиях, отраслях и т.д. Ждали бы все от судьбы подарков, то, что предопределено, поплевывали в потолок и бездействовали. Не слетал бы человек в Космос, не покорил Эверест, не научился с помощью роботов упрощать производство и себе жизнь. А значит, действие важно и необходимо, а не пассивное возлежание в надеждах. Судьбу своим трудом и своим выбором строим мы всё-таки сами.

Еще в связи с поднятой темой читайте также:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.