ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Трагедия и история любви скульптора Веры Мухиной

Тимур Сагдиев, cyrillitsa.ru   
23 Октября 2022 г.
Изменить размер шрифта

В творчестве скульптора-монументалиста Веры Мухиной женские образы, как правило, были несколько тяжеловесны, подобно крестьянке в композиции «Рабочий и колхозница». Подобным типом внешности отличалась и сама Вера Мухина – классическая «сильная женщина» сталинской эпохи. Лишь самые близкие люди знали, что лицо Мухиной – результат «скульптурной» работы пластического хирурга.

Трагедия и история любви скульптора Веры Мухиной

Роковое катание

Вера Мухина родилась 19 июня 1889 года в Риге, административном центре Лифляндской губернии. Её отец, богатый купец Игнатий Мухин, унаследовал давний семейный бизнес по торговле зерном, смолой, коноплей и пенькой, а кроме того, был известен как благотворитель и изобретатель. Он умер в 1903 году. Мать Веры, происходившая из семьи немецкого аптекаря Мюде, скончалась ещё раньше, в 1891 году, от туберкулеза. Веру и её сестру Марию взяли «под крыло» жившие в Курске братья отца, не менее состоятельные, чем он.

В 1912 году с 22-летней Верой Мухиной стряслось ещё одно несчастье. 2 января она каталась на санях в имении родственников Кочаны, под Смоленском. На крутом спуске со снежной горы сани врезались в ствол дерева. Полулежавшая в санях Вера сильно пострадала. Её миловидное лицо с одной стороны оказалось разбито в кровавое месиво, верхняя губа защемилась между зубами.

«Глаза залило кровью, мне показалось, что треснул череп. Я провела рукой по лбу и лицу. Рука не нащупала носа. Нос был оторван», – вспоминала Мухина.

В больнице в Смоленске девушка провела 18 дней, за это время врачи наложили ей девять швов. Родственники долго не позволяли пострадавшей смотреть в зеркало. Лицо Веры так и осталось бы изуродовано шрамами, если бы не деньги родственников. Для дальнейшего лечения они позволили девушке выехать в Париж. Там специалисты по пластической хирургии провели семь операций. Лицо Мухиной избавили от рубцов, но теперь оно выглядела уже не так, как до происшествия. Сама Мухина была не в восторге от своей новой внешности: черты казались ей мужскими, грубыми. Ко всему прочему, девушка, по некоторым данным, и прежде имела физический дефект – тугоухость. Всё это сильно повлияло на Мухину психологически – от её девичьей весёлости и кокетства не осталось и следа. Однако Мухина, по её словам, даже была благодарна тому, что «поранила лицо в спортивной катастрофе». Этот определило её дальнейший жизненный путь. Вера и раньше просилась во Францию, чтобы учиться искусству, но опекуны не пускали. Теперь же двери парижских студий были открыты. Вера Мухина стала учиться у скульптора Эмиля Бурделя, который, в свою очередь, был учеником знаменитого Огюста Родена. Забыв о балах и вечеринках, девушка усердно трудилась и в результате стала первоклассным скульптором.

Личная жизнь Мухиной

На сердечном фронте у Веры Мухиной всё складывалось непросто. Но дело было вовсе не в последствиях травмы. Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война отняла у Мухиной возлюбленного, с которым она познакомилась в Париже. Это был художник Александр Вертепов, социалист-революционер, убивший губернатора Одессы генерала Карангозова. Вертепов ушёл добровольцем во французскую армию и погиб на фронте.

В следующий раз Мухина влюбилась уже в Москве, где она два года проработала медсестрой в госпитале Общества русского коннозаводства. Здесь девушку встретил пришедший с войны военнослужащий Алексей Замков. Собственно, познакомились они ещё в 1914 году, поскольку Замков входил в круг подруги Мухиной Изы Бурмейстер.

Согласно романтической версии, в 1916 году Замкова привезли в госпиталь умирающим от тифа. Благодаря уходу Мухиной он быстро пошёл на поправку. Рассказывали, что в период революционных потрясений 1917 года в госпиталь попал снаряд, и Мухина потеряла сознание. Когда она очнулась, Замков признался девушке, что если бы она погибла, он бы умер вслед за ней.

Но скорее всего, история любви была более прозаической – Замков был врачом, и в госпиталь приехал по делам. Есть также предположение, что Замков лечил Мухину от заболевания крови. Так или иначе, 11 августа 1918 года они поженились. В 1920 году в браке родился сын Всеволод.

«Я выиграла Алёшу, как сто тысяч по трамвайному билету», – говорила Вера Мухина о своём муже.

Она считала, что Замков «очень красив» и сравнивала его с Наполеоном. Замков часто позировал жене, с него, она, например, лепила скульптуру Брута, убийцы Юлия Цезаря.

Муж Веры Мухиной отличался не только внешними данными, но и нетривиальным умом. Будучи выходцем из крестьянской семьи, он получил хорошее медицинское образование. А изобретённый Замковым препарат гравидан, который изготавливался из мочи беременных женщин, наделал много шуму в 1930-х годах. Врач уверял, что инъекции гравидана омолаживают и оздоровляют. Поговаривали, что «волшебным средством» лечился писатель Максим Горький и такие кремлёвские вожди, как Будённый и Орджоникидзе. Впрочем, после недолгого «бума» о гравидане все забыли. Коллеги Замкова обличали его как «шарлатана» и «знахаря».

Опасаясь за жизнь мужа, Вера Мухина поддалась на чекистскую провокацию. Агент ОГПУ Ахмед Матушев предложил ей совершить побег через Персию в Латвию, где у Мухиной оставались богатые родственники. Пару задержали в Харькове, но от серьёзных репрессий их спасло заступничество Горького. Вместе с Замковым Вера Мухина провела полтора года в ссылке в Воронеже, пока семье не разрешили вернуться в Москву. Успех «Рабочего и колхозницы» на выставке в Париже в 1937 году на короткое время возвёл Мухину и Замкова в сонм советских «небожителей». Но за этим последовала опала. Сталин был недоволен тем, что Мухина соглашалась изваять его бюст только с натуры. Институт урогравиданотерапии Замкова закрыли, а сам он в итоге стал внештатным консультантом в институте Склифосовского. Алексей Замков умер в 1942 году от инфаркта, вскоре после возвращения из эвакуации. Обожавшая мужа Вера Мухина пережила его на 11 лет. Ныне прах супругов покоится в общей могиле на Новодевичьем кладбище.

Скульптура «Рабочий и колхозница» – одно из значимых советских монументальных творений. В знакомом советским людям виде памятник был возведен в 1937 году. Этот грандиозный монумент смотрится монолитом, но на самом деле состоит из пяти тысяч мелких деталей. Шарф колхозницы в свое время вызвал серьезные споры – цензоры требовали его убрать. Но Вера Мухина отстояла данный элемент, обосновывая свою точку зрения тем, что отсутствие шарфа на пользу памятнику не пойдет, без него исчезнет иллюзия движения.

На нашем сайте читайте также:

Источник: cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.