Скульптор Страны Советов |
Использованы материалы culture.ru, biographe.ru |
12 Июля 2021 г. |
1 июля 2021 исполнилось 132 года со дня рождения известного скульптора Веры Игнатьевны Мухиной. Автор самого известного советского памятника по происхождению не относилась ни к рабочим, ни к колхозникам. Она родилась в 1889 году в Риге и была дочерью состоятельного купца. Ее дед Кузьма Мухин заработал многомиллионное состояние на продаже пеньки, льна и хлеба. На свои средства он построил гимназию, больницу, реальное училище и в шутку сравнивал себя с Козимо Медичи — основателем знаменитой флорентийской династии меценатов. Мать девочки умерла от туберкулеза, когда Вере было всего два года, отец перевез ее вместе со старшей сестрой в Феодосию. В 1904 году девочки потеряли отца, и сирот приняли в свой дом родственники. Спустя три года сестры переехали в Москву. Здесь Вера Мухина начала учиться рисунку и живописи. Первым учителем Мухиной стал Константин Юон. В 1912 году произошел несчастный случай. Во время катания на санках, Вера врезалась в дерево, веткой ей отрезало часть носа. Пришлось сделать девять пластических операций, в результате лицо девушки изменилось очень сильно: из нежного и миловидного оно стало грубоватым, с жесткими «волевыми» чертами. «Живут и хуже», — сказала Мухина, впервые сняв бинты. Чтобы отвлечь девушку, родственники разрешили поездку в Париж. Вера Мухина поселилась в пансионе и стала брать уроки у Эмиля Антуана Бурделя — известнейшего скульптора эпохи, ученика самого Родена. Монументальная скульптураИз Парижа Мухина с другими молодыми художниками отправилась в Италию. Заехала в Москву, планируя затем вернуться в Париж, но грянула Первая мировая война. Художница стала медсестрой в госпитале. В 1914 году она познакомилась с отбывавшим на фронт молодым доктором — Алексеем Замковым. Вскоре судьба свела их вновь. Замкова, умирающего от тифа, привезли в госпиталь, Мухина его выходила. В 1918 году молодые люди поженились, у них родился сын Всеволод. В 1916 году художница стала сотрудничать с Камерным театром Александра Таирова. Сначала лепила скульптурные части декораций, затем взялась за моделирование сценических костюмов. В 1918 году новое Советское государство выработало программу развития монументального искусства в качестве агитационного средства революции при оформлении городских улиц. В рамках этой программы Вера Мухина выполнила несколько государственных заказов, из чего стало ясно, что ей подвластна монументальная скульптура.
В 1920-е годы она создала несколько известных работ: «Пламя революции», «Юлия», «Ветер». Особых восторгов удостоилась «Крестьянка» — «сделанная из чернозема» баба, «вросшая» ногами в землю, с мужскими руками (Мухина лепила их с рук своего мужа). В 1934 году «Крестьянку» экспонировали в Венеции, после чего продали в музей Триеста, потом скульптура попала в Ватикан. Для Третьяковской галереи отлили копию. Жизнь Веры Мухиной, несмотря на очевидный успех, была вовсе не безоблачной. Ее муж доктор Замков был талантливым ученым, работал в институте экспериментальной биологии, был крайне увлечен вопросами омоложения и продления жизни. Многие считают, что именно Замков – один из прототипов профессора Преображенского из «Собачьего сердца». Замков создал в 1929 году первый советский гормональный препарат гравидан из мочи беременных женщин. Гравиданотерапия считалась настоящей панацеей, эликсиром молодости. Пациентами знаменитого доктора были Молотов, Калинин, Клара Цеткин, Буденный и Максим Горький. Замков дважды попадал в опалу из-за доносов коллег, его высылали из Москвы, уничтожали оборудование. Вера следовала за ним, хотя ей было разрешено остаться в столице. В Москву она приезжала только на время работы. В 1930 году Алексей Замков вместе с Верой Мухиной пытался бежать из СССР в Персию, но в Харькове семью сняли с поезда и отправили обратно. От серьезных неприятностей их спас Максим Горький – давний друг семьи и пациент доктора Замкова. Символ СССРСвою самую известную работу «Рабочий и колхозница» Вера Игнатьевна создала в 1937 году. Но не для ВДНХ, а для Парижской всемирной выставки, где скульптура должна была украшать советский павильон. Считается, что вдохновлялась автор античными статуями «Тираноборцы» и крылатой Никой. Моделью для колхозницы послужила 18-летняя Анна Богоявленская – телефонистка в НКВД. Тело рабочего «позаимствовали» у бывшего артиста балета Игоря Басенко. «Лицо» Мухина встретила на параде физкультурников. Оно принадлежало строителю Игорю Каснеру. Изначально обе фигуры были обнаженными, но в таком виде скульптуру не пропустили, и ее пришлось срочно «одевать». К счастью, главные идеи автора — много воздуха между фигурами, чтобы создать легкость, и развевающийся шарф, подчеркивающий динамичность, — остались без изменений. Мухина лепила уменьшенный макет частями и тут же передавала для увеличения в Институт машиностроения. Здесь фрагменты вырезали из дерева, затем рабочие забирались внутрь деталей и обстукивали их, подложив лист металла толщиной всего 0,5 миллиметра. Когда деревянное «корыто» разбивали, получался металлический фрагмент.
Оболочка статуи создана из хромоникелевой стали, которую применяли в обшивках самолетов. Детали между собой сварены при монтаже, а не соединены заклепками. Изготовление было очень сложным. В итоге в Париж все детали статуи везли в 28 вагонах. Французы предложили выкупить «Рабочего и колхозницу», но советские власти отказали. После выставки статую «разбирали», просто распиливая автогеном, в результате почти все части статуи были повреждены. Их воссоздали вновь — из более толстых стальных листов. Скульптурной группой решили украсить ВДНХ. Но сама Мухина хотела видеть свое творение на Ленинских горах или Крымском валу. Постамент — «пенек», как его называла скульптор, — сделали высотой чуть более 10 метров, поэтому исчезло ощущение полета. Лишь в 2009 году после реконструкции «Рабочего и колхозницу» установили в специально возведенный павильон. Стекло и тканиВера Мухина много и успешно занималась дизайном одежды. В 1925 году вместе с лучшей подругой знаменитым модельером Надеждой Ламановой разработала линейку моделей из дешевых и доступных материалов. Они вместе выпустили альбом «Искусство в быту». Это были платья и кафтаны из холста, льна, платков, шляпы из рогожи. Пояса были расшиты крашеным горохом, пуговицы выточены из дерева. Коллекция получила гран-при на выставке в Париже. Вера Игнатьевна увлекалась созданием художественного стекла, посуды. Есть миф, приписывающий ей идею граненого стакана, но это именно миф. Зато по более правдоподобной версии именно она придумала гладкий ободок на верхней части этого самого стакана. Также она автор популярных в СССР пивных кружек – полулитровых, которые использовались в общепите. Вера Мухина создала скульптурные портреты многих прославленных современников. А ее собственный портрет создал известный художник Михаил Нестеров. «Он сам выбрал все, и статую, и мою позу, и точку зрения. Сам определил точно размер полотна. Все — сам», — говорила Мухина. В 1941–1952 годах Мухина пять раз становилась лауреатом Сталинской премии. Одной из последних ее работ был памятник Чайковскому перед зданием Московской консерватории. Установили его уже после смерти скульптора. Веры Мухиной не стало 6 октября 1953 года. Она похоронена рядом с мужем, которому памятник делала сама, и на надгробной плите которого есть надпись «Для людей я сделал все, что мог». Ее собственный памятник создала скульптор Нина Зеленская, и на надгробной плите Веры Мухиной она написала: «И я тоже»...
|
|