
В декабре 1929 года И. В. Сталин заявил: «Задержать темпы – это значит отстать. А отсталых бьют. Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут!». И полураздетый и ещё не досыта евший народ начал строить. Вся страна – гигантская стройка: фабрики, домны, каналы, комбинаты, заводы должны были работать на оборону. Тогда от Урала поднимались корпуса авиазаводов: Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ, Арсеньев, Комсомольск-на-Амуре. Именно здесь – на тревожном юго-восточном рубеже – заводы должны давать военные самолёты.
 |
Дётчик М. Явлинский |
Заводы прочно связала цепочка аэродромов. И в Иркутской области: в Усть-Орде, на 39-ом имени Сталина авиазаводе и в степи за Усольем – два: Северный и Южный (по имени протекающей поблизости реки аэродромы, как один, для краткости стали называть Белая).
Увы, прикоснувшись к истории аэродрома, я с удивлением обнаружил, что в ней есть зияющая пустота. От послевоенного времени – отсчёт есть: типы самолётов, номера частей, имена командиров. Но с 1941 по 1945 – будто и не было ничего. И здесь надо вспомнить про перегонку: Комсомольский (на Амуре) завод выпускал бомбардировщики Ил-4. Наш, иркутский, строил Ил-4, Пе-2, Пе-3, Ер-2.
Эти самолёты на фронт доставляла 12-я авиагруппа особого назначения (позже АОН расформировали, создав 73-ю смешанную авиадивизию – с теми же функциями). А ещё за машинами прибывали боевые полки. Здесь, на Белой, лётчики «объезжали» своих «коней», учились стрелять и метать бомбы. И только после отбывали на фронт. Что касается фактов и цифр – за ними следует обратиться в архивы...
Авиагруппа-12 была сформирована из опытных гражданских пилотов, основной костяк – пилоты Сибири и Дальнего Востока. Например, в сентябре 1941 года в группу был зачислен пилот ГВФ Борис Иванович Кузнецов, умевший летать по радиомаякам, имевший 1690 часов общего безаварийного налета на пяти типах самолётов, в том числе 57 часов слепого полета и 40 часов ночного.
Командиром одной из эскадрилий назначили командира Ли-2 магистрали Москва – Иркутск Михаила Александровича Руднева, имевшего налет свыше 500 000 километров. Награждённый знаком «Отличник Аэрофлота», Руднев лично перегнал 8 бомбардировщиков, лидируя группы самолётов, а 15 марта 1942 года был назначен командиром авиагруппы.
С июня 1941 г. по апрель 1942 года группа перегнала 240 самолётов Ил-4.
Не обошлось без поломок и вынужденных посадок. Не выдерживал металл, да и люди не были «железными». Так, у пилота Финакова из-за переутомления пошла носом кровь, и он произвёл вынужденную посадку в Казани.
Иногда спасали «акробатические» номера. Например, при прилёте в Свердловск самолёт пилота Жоглика более часа кружил над аэродромом из-за неполного выпуска шасси. Было принято решение садиться. Но самолёт от резкого удара о землю подскочил и колёса встали в замки.
К сожалению, в 12-й группе были и жертвы. По архивным данным удалось установить 9 катастроф и ещё примерно столько же – вероятных. Кстати, встретилась знакомая фамилия: Явлинский. Известный политик в автобиографии пишет: «Брат отца, Михаил – лётчик, погиб во время войны». Всего семь слов. Может, больше не знает? Что ж, восполним пробел.
Явлинский Михаил Григорьевич (на фото), еврей, родился 12 августа 1914 года в г. Черкассы. Окончил Балашовскую школу пилотов. С мая 1935 г. – в Дальневосточном УГВФ (Хабаровск). 4 июня 1942 года с бортмехаником Шитовым Геннадием Андреевичем вылетели из Читы на Красноярск. Близ станции Онохой Забайкальской железной дороги их Ил-4 «в сложных метеоусловиях вошёл в облачность, не справился со слепым полётом и с работающими моторами врезался в землю...»
А теперь – трагедии, случившиеся с экипажами маршевых полков (эти данные – публикуются впервые).
2 декабря 1941 г. в районе аэродрома Белая. Катастрофа самолёта СБ № 14/к. Экипаж 23 ЗАП:
- пилот сержант Коваленко Дмитрий Петрович, 1920 г. р. – жив,
- стрелок-бомбардир сержант Вощинкин Иван Тихонович, 1918 г. р. – погиб,
- стрелок-радист сержант Артамонов Владимир Георгиевич, 1917 г. р. – ранен.
- При наборе высоты потерял горизонт, перешёл в снижение и врезался в землю.
- 4 января 1942 г. Аэродром Усть-Орда. Самолёт Пе-2 № 2502.
- Пилот 8 ББАП младший лейтенант Шуриков Михаил Константинович.
 |
Радиостанция на аэродроме Белая |
- Штурман младший лейтенант Федоренко Ф. М.
- Ошибка при взлёте, потерял скорость, перешёл в пикирование и врезался в землю.
- 14 марта 1942 г. Северный аэродром станции Белая. Самолёт Пе-2 № 11018, выпуск 28.02.1942 г. Экипаж 38 БАП:
- лётчик мл. лейтенант Хлынов Пётр Андреевич – ранен,
- стрелок-бомбардир сержант Гусев Михаил Игнатьевич, 1919 г. р. – погиб.
- При взлёте не удержал самолёт, врезался в снег, скапотировал.
- 20 марта 1942 г. В 50 км юго-восточнее ст. Белая, в 2 км от д. Парфёново. Самолёт Пе-2 № 1117, выпуск 19.02.1942 г. Экипаж 38 БАП погиб:
- лётчик сержант Рябцев Николай Алексеевич, 1920 г. р.,
- стрелок-бомбардир сержант Костин Николай Васильевич, 1921 г. р.,
- ВСР сержант Ткаченко Михаил Авраамович (Абрамович), 1918 г. р.
- При выходе из облачности лётчик не справился с техникой пилотирования, ударился о землю.
- 2 апреля 1942 г. Район ст. Мальта (аэродром Белая). Самолёт Пе-2 № 1318, выпуск – март 1942 г. Экипаж 30 БАП.
- Пилот младший лейтенант Черятников Виктор Ананьевич – спасся на парашюте.
- Стрелок-бомбардир Русин Н. А. – погиб.
- Стрелок-радист Субботин С. Я.– погиб.
- Перегон Пе-2 из Белой в Энгельсскую ВАШП, группа капитана Малиновского. При заходе на посадку во время производства третьего разворота самолёт резко вошел в левый крен. Лётчик сорвал фонарь и выпрыгнул с парашютом. Неуправляемый самолёт со скольжением и пикированием врезался в землю и сгорел.
- 15 апреля 1942 г. на границе аэродрома Белая. Самолёт Пе-2 № 1302, выпуск 5.03.1942 г. Экипаж 213 БАП в 23 ЗАП:
- пилот старший сержант Мазяев Петр Фадеевич, 1918 г. р.,
- штурман Данилюк.
- Катастрофа во время взлета: дал просадку, задел землю и скапотировал.
- 30 мая 1942 г. в районе Северного аэродрома Белая. Самолёт Пе-2 № 1833906, выпуск 5.04.1942 г. (завод № 39). Экипаж 134 БАП погиб:
- пилот младший лейтенант Хорьков Александр Петрович, 1918 г. р.,
- стрелок-бомбардир лейтенант Трощев Павел Иванович, 1915 г. р.,
- стрелок-радист сержант Халимоненко Валентин Ефимович.
- Ошибка лётчика: срыв в спираль. Самолёт врезался в землю.
- 11 июня 1942 г. близ д. Заморская в 30 км западнее аэродрома Белая. Самолёт СБ № 3/3. Экипаж 23 ЗАП:
- пилот сержант Иванников Михаил Серафимович, 1922 г. р.,
- стрелок-бомбардир сержант Воскресов Виктор Григорьевич, 29.09.1922 г. р.,
- стрелок-радист сержант Кононов Федор Васильевич, 1918 г. р.
- 23 июля 1942 г. в районе полигона 23 ЗАП – в 7 км западнее деревни Тайтурка Усольского района. Самолёт Пе-2 № 2708 (завод № 39). Экипаж 284 маршевого БАП:
- пилот младший лейтенант Кузнецов Михаил Ксенофонтович,
- стрелок-бомбардир старший сержант Бельчаков Иван Иосифович,
- стрелок-радист сержант Гаврюшенко Федор Павлович.
- Под самолётом взорвалась бомба. Самолёт врезался в р. Белая и затонул.
- 25 июля 1942 г., аэродром Белая. Самолёт Пе-2. Экипаж 30 ББАП погиб:
- пилот младший лейтенант Дзгоев Андрей Кильцикоевич, 12.12.1916 г. р.,
- стрелок-бомбардир старший сержант Щеголихин Юрий Иванович,
- стрелок-радист сержант Киселёв Валентин Иванович.
- Самолёт сгорел.
- 16 августа 1942 г. Место неизвестно. Самолёт Пе-2. Экипаж 39 БАП погиб:
- лётчик капитан Ячников,
- стрелок-бомбардир старший сержант Троцик,
- ВСР сержант Цветков.
- Отказ рулей глубины. Самолёт сгорел.
 |
Экипаж Пе-2 обсуждает маршрут |
- 6 октября 1942 г. полигон аэродрома Белая – пос. Могой. Самолёт Пе-2 № 3133905, выпуск 11.08.1942 г. Экипаж 23 ЗАП:
- пилот лейтенант Шипицын Анатолий Петрович, 1914 г. р.,
- стрелок-бомбардир лейтенант Меньшов Александр Борисович, 1917 г. р.,
- ВСР сержант Гагарин Иван Иванович, 1915 г. р.
- При бомбометании две бомбы столкнулись в воздухе и взорвались, осколками был поражен самолёт, с пикирования врезался в землю.
- 11 ноября 1942 г. в районе аэродрома Белая. Перегон Белая – Красноярск. Самолёт Пе-3бис № 40507. Экипаж 4 ДРАП:
- замкомандира эскадрильи старший лейтенант Барсков Виктор Иванович, 1915 г. р.,
- штурман эскадрильи старший лейтенант Хомиченко Петр Фомич,
- механик звена младший воентехник Нецветай.
- Отказ руля высоты на взлете, потерял скорость, свалился в штопор, врезался в землю.
- 14 ноября 1942 г. Полигон ст. Белая. Катастрофа Пе-2 № 3133909, выпуск 14.08.1942 г.
- Лётчик перемен. состава 23 ЗБАП сержант Дергунов Евгений Иванович, 1921 г. р.,
- стрелок-бомбардир старший сержант Волков Василий Иванович, 1918 г. р.,
- ВСР сержант Пудич Иван Иванович, 1920 г. р.
- Поздний выход из пикирования, дал просадку, ударился о землю.
- 18 декабря 1942 г. катастрофа Пе-2 № 2203, аэродром Белая.
- Лётчик 23 ЗБАП старший сержант Киселёв выпрыгнул с парашютом..
- Штурман (данных нет) – погиб.
На пикировании оторвался правый руль поворота и разрушилось хвостовое оперение. Самолёт перешел в плоский штопор и врезался в землю.
Итого: во время Великой Отечественной войны в районе аэродрома Белая погибли 36 лётчиков. Тела троих навсегда поглотила река. Старожилы утверждают, что в расположении гарнизона и аэродрома захоронений нет. Следовательно, на кладбищах Тайтурки или Мальты упокоены останки 33-х сталинских соколов. Найдём ли теперь их мы.
-
Расскажите об этом своим друзьям!
-
Вселенная звука: непревзойденный Бах
Исполнилось 340 лет со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха.
-
«Желаю всем мира и благополучия»
Продолжаем рассказы жителей Иркутска, в детстве – узников фашистских концлагерей. Эти немолодые уже люди пронесли через всю жизнь тяжелые воспоминания об испытаниях, выпавших на их неокрепшие детские души, но не сломившие их дух.
-
Крушение. Рассказ (ч.5)
Придя в квартиру, он быстро заварил крепкий чай, сел у окна и, отхлебывая маленькими глоточками, еще раз пропускал через себя слова, сказанные Любовью Васильевной:
-
Известное о Неизвестном
Исполнилось 100 лет со дня рождения знаменитого скульптора, ветерана Великой Отечественной войны.
-
И стали они жить вместе…
Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков.
-
Легенда советского джаза Леонид Утесов
Исполнилось 130 лет со дня рождения Леонида Утёсова. Он не считал себя певцом, говорил, что голоса как не было, так и нет, но в то же время добавлял, что поет сердцем.
-
«Мама отдала свою жизнь, чтобы спасти наши»
Иркутский городской совет ветеранов и газета «Мои года» начинают печатать воспоминания людей, в детстве узников фашистских концлагерей. Сейчас они живут в Иркутске.
-
Крушение. Рассказ (ч.4)
Все вспоминалось без внутреннего трепета, а как о чем-то постороннем. Потом вспомнил, как ездил на похороны матери.
-
98-летний ветеран трех войн Алтай Дадуев: «День Победы отмечаем всей семьей»
На оргкомитете администрации Иркутска под руководством мэра Руслана Болотова по подготовке к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне еще в феврале было принято решение о проведении в городе ряда мероприятий.
-
«Мы недооценили противника»
Когда руководству вермахта стало ясно, что блицкриг провалился.
-
Крушение. Рассказ (ч.3)
– Летать стали на «боингах», свои авиазаводы еле-еле существовали, и только потому, что армия не могла остаться без истребителей, бомбардировщиков. А профсоюз не помог и не вступился, он завял, о нем у нас даже никто не вспоминает. Вы-то лучше меня это знаете, – она понимающе взглянула на Свистунова. – Муж с завода не стал уходить, иногда по вечерам и даже в праздники занимался извозом на машине, как говорят у них, таксовал. Слава богу, гараж рядом с домом… удобно. Я ужасно переживала, потому что он чаще всего выезжал вечером, сейчас такой беспредел, бандит на бандите… Выживали кое-как, а потом неожиданно поступил заказ, и работа появилась, не в таком объеме, как раньше, но жить стало получше.
-
Возвращение к Можайскому (ч.2)
Подведу итоги сказанного ранее.
-
Вначале была война: к 100-летию Иннокентия Смоктуновского
Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых детей.
-
Крушение. Рассказ (часть 2)
Дома Лариса встретила своего мужа с расстроенным выражением лица.
-
Возвращение к Можайскому (ч.1)
21 марта исполняется 200 лет со дня рождения Александра Федоровича Можайского.
-
День весеннего равноденствия. Рассказ
Это было не сегодня, а сегодня рассказано, то есть вошло в этот солнечный день, как явь. Могло случиться вчера, а не более пятидесяти лет назад, как на самом деле. Есть большая разница: одно – когда о чем-то рассказывает очевидец, другое – когда рассказывают о том времени, когда его очевидцев ни одного не осталось. В первом случае давнее полно неостывшего трепета, и слова, о нем сообщающие, наполнены воздухом и дыханием.
-
До и после Колымы: дороги судьбы Георгия Жжёнова
22 марта исполняется 110 лет со дня рождения народного артиста СССР Георгия Жжёнова.
-
Можем повторить?
Тема Второй мировой и Великой Отечественной войн, казалось бы, по своему масштабу несовместима с конъюнктурщиной и суетливостью.
-
Достойны, но не удостоены. Герои-фронтовики без звезды Героя
Еще в апреле 2020 года дума Иркутска обратилась к руководству страны с инициативой о присвоении посмертно звания Героя Российской Федерации уроженцу Прибайкалья, летчику Николаю Ковалеву за подвиги, совершенные в период Великой Отечественной войны.
-
Крушение. Рассказ (ч.1)
Он пришел домой подавленным. Работы больше нет. Вставали простые жизненные вопросы: на что жить, есть, пить. Нависла пустота, в душе пропасть, казалось, что наступила непоправимая безвыходность.
|