Гонения советской власти на Русскую церковь были таковы, что не то что сказать о своей вере, но даже молча следовать ей было подвигом. Прославленные в лике святых новомученики и исповедники не поступились ничем: верили, молились и безропотно шли на свои голгофы.
Стоит вспомнить тех, кто отдал свою жизнь за веру и чьими молитвами жива Русская церковь — даже если кроме имени до нас почти ничего не дошло. (Тексты обработаны Кириллом Харатьяном).
Священномученики Александр Вислянский и Даниил Алферов
Александр Вислянский — сын псаломщика села Архангельского Землянского уезда Воронежской губернии (ныне Задонский район Липецкой области). В 16 лет, в 1886 году окончил Задонское духовное училище, в 1893 году — Воронежскую духовную семинарию. С сентября 1893 по июнь 1894 года состоял штатным учителем пения при Введенской церковноприходской школе в городе Воронеже. Женился.
В 1894 году был рукоположен во диакона. С 17 октября 1894 года по 16 марта 1897 года он служил штатным диаконом в женском Богородице-Тихоновском Тюнинском монастыре, где также с ноября 1896 года преподавал пение в монастырской школе. 30 марта 1897 года был рукоположен во священника к Архангельской церкви в селе Рогожино Задонского уезда. С 1905 по 1908 годы состоял членом благочиннического совета. В Рогожине отец Александр прослужил до 1917 года.
Все небогатое имущество семьи, в которой к тому времени уже росли пятеро детей, состояло из лошади, коровы и 30 десятин. Все это было отобрано новой властью.
С 1917 года служил в храмах села Пружинка, затем — села Дмитриевка. Перед арестом в 1930 проживал и служил в селе Семидесятное Гремяченского района Усманского округа.
Ревностью о чистоте православной веры среди местных крестьян Гремяченского района выделялся Сергей Степанов, который в 1924 году начал ежедневно собирать верующих для бесед о православной вере, чтения Священного Писания и его разъяснения. Первоначально число собиравшихся было невелико, 5-7 человек. Со временем их стало больше. Главной целью этих собраний было всемерное противодействие бесчинным акциям обновленцев-раскольников. В эту группу влилось немало монашествующих, которые после закрытия монастырей селились поближе к храмам. Сергея Степанова арестовали, судили и сослали в Соловецкий лагерь, и с 1928 года духовную поддержку и руководство общиной взял на себя священник Александр Вислянский.
В конце 1920-х гг. большевики приступили к уничтожению единоличных хозяйств, но крестьяне противились и выступали против изъятия хлебных запасов, создания колхозов, против непосильных налогов и займов, против массового закрытия церквей. Начался голод. Видя тяжелое положение крестьян, о. Александр вместе с причтом церкви создал денежный фонд для оказания помощи разоренным семьям.
Один из свидетелей рассказывал следствию:
«Ктитор нашей церкви Тимофей Бердников после службы очень часто выдавал деньги в виде помощи верующим, при даче денег обычно образовывалась очередь... Помощь оказывалась с ведома священников»
7 февраля 1930 года был арестован вместе со священником Даниилом Алферовым и 64 прихожанами по обвинению в «создании контрреволюционной организации, деятельность которой была направлена на свержение существующего строя».
Даниил Алферов — сын крестьянина из села Тройня Бобровского уезда Воронежской губернии (ныне Бобровский район Воронежской области). В 20 лет, в 1890 году окончил Воронежское духовное училище, а в 1896 году — Воронежскую духовную семинарию. В 1900 году служил псаломщиком в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Нижняя Грайворонка Нижнедевицкого уезда (ныне Советский район Курской области). Женился
20 апреля 1901 года был рукоположен в сан священника к храму Рождества Богородицы слободы Капанной Бирюченского уезда. 19 июля 1904 года, по прошению, перемещен к Николаевской церкви села Николаевки Валуйского уезда. 25 ноября 1911 года, снова по прошению, перешел служить в Троицкий храм села Старо-Никольского, по соседству с селом Семидесятным, где служил священник Александр Вислянский.
Как священник отец Даниил был лишен избирательских прав, однако налоги должен был платить большие. До 1929 года священник еще справлялся с поборами. Весной же 1929 года он должен был сдать государству 600 пудов зерна, а сдал только 200. За недопоставку остального зерна его отдали под суд, который присудил отнять у священника для погашения долга дом и скот. К осени того же года отец Даниил должен был сдать государству еще 500 пудов муки.
Отец Даниил был допрошен 5 февраля. Следствие обвинило его в активном участии в деятельности Союза русского народа, в приверженности монархизму и в связи с белой армией. На вопросы следователя священник кратко отвечал:
— Связей каких-либо, кроме своих служебных, я ни с кем не имею. Агитацией или разговорами против власти или колхозов я никогда нигде не занимался. Также и не слышал, занимается ли этим кто другой.
5 марта 1930 года приговорен к расстрелу тройкой ОГПУ.
Из показаний о. Александра на допросе 8 февраля:
— За время моего служения ко мне неоднократно обращались из группы верующих... например, с такими вопросами: нужно ли отдавать излишки хлеба, скоро ли будет конец света, скоро ли кончится такая жизнь: обирают, гонение на Церковь и так далее. Я отвечал, что хлебозаготовки нужно выполнять, как кто сможет. На вопрос: скоро ли наступит конец света, я говорил, что от нас это закрыто и объяснял это в духе Евангелия. В том же духе я отвечал и на последний вопрос, то есть нужно любить врагов своих, за безбожника нужно молиться.
Я как священник принадлежу к древне-апостольской Православной Церкви, за богослужением поминаю митрополита Петра Крутицкого и епископа Алексия... Ктитор мог из церковных средств оказывать помощь нуждающимся, но формального постановления церковного совета на этот счет я не видел. Случаи были, когда церковь оказывала помощь нуждающимся. Кто такие нуждающиеся: кулак ли экспроприированный или бедняк, — церковь не знает.
Священник не признал себя и других виновными в проведении контрреволюционной деятельности.
5 марта 1930 года приговорен к расстрелу тройкой ОГПУ.
6 марта 1930 года в 23 часа священники Александр Вислянский и Даниил Алферов были расстреляны за городом Воронежем и погребены в общей безвестной могиле.
А у нас есть и другие любопытные публикации по теме веры, церкви и ее представителей:
15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета. Под руководством губернатора Юрий Геннадьевич принимал самое активное участие в успешном отстаивании в Конституционном суде РФ независимости «Иркутскэнерго» от РАО «ЕЭС России» в 1993 году, подготовке и принятии Устава (по существу, региональной конституции) Иркутской области в 1994–1995 годах.
В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.