ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...
2024-04-04-09-35-17
Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
2024-04-04-09-33-17
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в...

Старые песни о "главном"

Изменить размер шрифта

stalin 1

С приближением 70-летия Победы активизировались - как и каждый раз в канун 9 мая - "рассказы о Сталине". Причем на сей раз это не только слова, но и какие-то мелкие жесты - в Москве баннер повесили, в Уссурийске (где, кстати, Сталин сроду не был) мемориальная доска, а в деревне Хорошево Ржевского района создадут Музей по случаю единственной за 4 года войны поездки Верховного Главнокомандующего "в сторону фронта". Пишет "Российская Газета".

Здесь есть две РАЗНЫЕ темы. Отношение к историческому персонажу по имени И.В. Сталин. Политическое и идеологическое отношение к Системе власти - сталинизму.

Ясно, что многих людей оскорбляют любые памятники (доски, музеи и т.д.) в честь Сталина, которого они считают одним из самых кровожадных садистов в Истории. Ясно, что другие люди (их значительно больше) считают Сталина одним из самых великих государственных деятелей в истории России, вообще ХХ века и даже при "неоднозначном отношении" его память надо увековечить - так сказать "дровосеку от благодарных щепок".

Что ж - если никакой закон не нарушен, то, понятно, что любые граждане, организации и т.д. имеют полное право делать что хотят. В том числе пропиарить себя-любимого "под Сталиным", потроллить "либерастов" и т.д.

Споры о любом политике ("однозначных фигур" в Истории вообще нет) - норма. Если это не сугубо научные споры, а широкое общественное мнение, то оно, понятно, зависит от СМИ, тиражируемых им мифов.

За последние годы "оборонное сознание", "охранительная идеология", "антиамериканизм", "либералофобия", господствующие в обществе, вернули Сталину харизму. Правда, пока критика в его адрес еще не считается "святотатством".

Едва ли газетная статья - место для содержательной, с подробными аргументами, дискуссии об исторической роли Сталина. Скажу лишь о двух моментах.

Естественно, его не отделяют от победы в ВОВ. Аргумент, что победил народ "не благодаря, а вопреки Сталину", конечно же - демагогия. Народ надо организовать - "стихийные толпы" не бегали даже во время Гражданской войны, а уж тем более во время ВОВ. Командование - прежде всего Верховное - несет ответственность за весь ход войны, и за поражения 1941-42, и за победы 1943-45, и за соотношение потерь с противником и за организацию производства и т.д. Это настолько самоочевидно, что просто непонятно, с чем тут можно спорить.

"Война есть продолжение политики другими средствами". Например, Франция на фронте 1940 года продолжала свою политику 1930-х годов - и капитулировала, и людей сберегла. Сталин воевал так же, как вел свою "мирную" политику 1930-х - и победил, и людей положил немеряно-несчитанно. Тоталитарная Система смогла - своими методами и своей ценой - вести и выиграть тотальную войну. Вполне возможно, что одержать в войне с Гитлером победу меньшей ценой было бы нереально - впрочем, проверить это все равно невозможно.

Что касается вклада Сталина в модернизацию страны, то часто повторяют "взял с сохой, оставил с Бомбой". Эта цитата из второстепенного английского историка Исаака Дойчера - не более чем звонкая метафора. Сталин "взял страну" отнюдь не "с сохой". А с промышленностью, которая позволяла достаточно успешно воевать с Германией в 1914-17, с десятком университетов, с быстро растущей экономикой, четвертой в Европе и т.д. И "оставил страну" не только с Бомбой, но и с той самой сохой, которой пахали во многих нищих колхозах и в 1953 г. Россия прошла "при Сталине" период индустриализации и стала Сверхдержавой. Но это - меньшее Чудо, чем если бы самое большое по населению государство Европы ухитрилось, в отличие от всех других крупных стран, не пройти индустриализацию, точнее, ухитрилось прервать ту самую индустриализацию, которая успешно началась в России в конце XIX века. Историки могут бесконечно спорить о цене, темпе и итогах этого периода, но ясно, что индустриализация - общий этап развития Европы, это везде сопровождалось большими социальными потрясениями. Ясно и другое - есть объективно неизбежные трудности, а есть бессмысленный и беспощадный террор (паранойя "госстраха"), когда, например, в 1937 г. из Москвы во все области спускались нормативы на тысячи расстрелов (приказ НКВД N 00447) и тут же начиналось "соцсоревнование" по "перевыполнению плана по трупам".

В общем, ИСТОРИЧЕСКИЙ разговор о соотношении целей и средств при Сталине - это одна тема. Сама по себе едва ли более важная, чем спор о любом другом Царе. Совсем другое дело - ПОЛИТИЧЕСКИЙ разговор. Определенная, находящаяся сейчас в мейнстриме категория "политологов" явно хочет реабилитировать под видом покойного Сталина - Сталинизм как Идеологию. Эта идеология известна. Психология "осажденной крепости", поиск врагов Народа и их заговоров, презрение к писаным законам и вера только в Силу - внутри и вне страны. Система Власти, построенная на страхе, система единомыслия, построенная на лжи ("двоемыслие"), система "патриотизма ненависти".

В целом так никто не формулирует, цепь пытаются вытянуть звеньями ("заговоры Запада против России"), "пятая колонна внутри страны" (кстати, термин 1930-х) и т.д. И еще в пользу такой Системы приводят мощный аргумент - "с нами иначе нельзя"! Этот русофобский девиз вывернутому наизнанку садо-мазо-сознанию кажется "патриотизмом"...

Можно спорить, в какой мере сталинизм был адекватен задачам индустриализации, переходу от сельского к городскому обществу. Но в XXI веке попытка имитации подобной Системы стала бы большим Историческим Конфузом - бегом против часовой стрелки, да по граблям. "Диктатура рывка" в постиндустриальном обществе означала бы только рывок назад. Экономику знаний из стали склепать нельзя - кувалда тут бессильна.

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.