НА КАЛЕНДАРЕ

Сибиряк – это тот же русский. Или нет?

По инф. cyrillitsa.ru   
12 Января 2022 г.

Во время проведения Всероссийской переписи населения в 2010 году больше 4 тысяч человек назвались сибиряками по национальности. Учёные и общественные деятели до сих пор не пришли к согласию, есть ли такая национальность, отдельная от русских.

Из кого раньше состояли сибиряки?

По мнению многих, это политический проект, направленный на подрыв русского национального сознания и единства России. Однако и этнографы, и лингвисты с XIX века называли признаки, отличавшие сибиряков от русских европейской части России.

Отличия по языку

«Этимологический словарь русских диалектов Сибири», изданный в 2000 году Сибирским отделением РАН, насчитывает больше 4 000 специфических сибирских слов, нигде больше за пределами Сибири не употребляемых. Эти слова считаются заимствованными в русские говоры Сибири из алтайских, уральских и палеоазиатских языков. К сожалению, этот словарь не перечисляет слов славянского происхождения, которые весьма распространены в сибирских диалектах и часто заменяют слова, привычные жителю европейской части России («вершить» – решать, «вольгота» – свобода и т. д.).

Владимир Даль в середине XIX века отметил четырнадцать особенностей речи русского населения Сибири. Впрочем, некоторые из них – оканье, предлог «по» вместо «за» (по воду, по грибы), вопросительное «чего» вместо «что» и утвердительное «ну» вместо «да» – наблюдаются и в иных местностях России. Другие, видимо, были не сильно распространены за пределами Сибири: отсутствие склонения существительных в винительном падеже («топить баня», «принести вода»), краткая форма прилагательных, отличия в расстановке ударений и т. д.

Почему Сибирь долго была слабо связана с европейской Россией

Лингвистические отличия были особенно характерны для периода, предшествовавшего началу массовой колонизации Сибири русскими крестьянами. Вплоть до начала ХХ века, точнее – до начала проведения аграрной реформы по плану председателя Совета министров П. А. Столыпина в 1906 году, царское правительство умышленно сдерживало стихийную колонизацию русскими Сибири. Оно опасалось, что колонисты на этих бескрайних просторах выйдут из-под контроля царской администрации и перестанут платить подати.

Боялись петербургские бюрократы и той роли, которую предрекали Сибири радикальные публицисты, вроде А. И. Герцена – быть чем-то вроде американских колоний для старой Англии, отделиться от России и образовать вольные «Соединённые Штаты Сибири». Правда, властям ещё в XIX веке пришлось пойти на послабления в этом режиме, а после отмены крепостного права в 1861 году стало трудно сдерживать переселенческий поток в Сибирь из губерний европейской части, особенно украинских и чернозёмных южнорусских. По ревизии 1795 года, за Уралом жило 412 тысяч русских.

Первая всероссийская перепись населения 1897 года зафиксировала больше 4 млн русских жителей азиатской части империи (не считая живших в Средней Азии). То есть население Сибири за столетие выросло в десять раз, тогда как в целом по Российской империи – в три с половиной раза.

Особенно бурный приток населения в Сибирь происходил в ХХ веке. В 1926 году в Сибири, несмотря на большие потери местного населения погибшими и эмигрировавшими в ходе Гражданской войны, насчитывалось уже более 9 млн человек. «Великие стройки коммунизма» увеличили численность населения азиатской части РСФСР к моменту роспуска СССР до 32 млн человек. С начала 1990-х годов происходит сокращение населения Сибири.

Из кого состояли сибиряки

В начале ХХ века сибиряками называли только потомков тех, кто поселился в Сибири ещё до отмены крепостного права. Прочих ещё долго звали по их малым историческим родинам – тамбы (тамбовские), резаны (рязанские), хохлы (все уроженцы Украины, а также Чернозёмного центра России, произносившие с придыханием «г»), витебшане, могыли (белорусы) и т. д.

Всего было три группы сибиряков. Первая – это старожилы. Этот пласт весьма неоднороден. Древнейшее население Сибири, имеющее русские корни, издавна называлось чалдонами. Обитало оно в некоторых местах Западной Сибири. Происхождение этнонима неясно, а сами чалдоны за века сильно смешались с местными коренными народностями. Потомки русских первопоселенцев в Сибири, оказываясь в инородческом окружении и без подпитки новыми русскими колонистами, больше ассимилировались местными народностями, чем сами ассимилировали их.

Подобное чалдонам происхождение имели также камчадалы и ещё несколько малочисленных русско-аборигенных этнических групп.

Вторую группу сибиряков составляли казаки, с XVIII века целенаправленно переселявшиеся всё дальше на восток царским правительством. Время от времени в число казаков повёрстывали туземцев (например, сибирских татар, бурятов). Так что казаки в Сибири (сибирские, забайкальские и т. д.), как и старожилы, имели смешанное этническое происхождение.

Наконец, третью группу составляли старообрядцы и сектанты, бежавшие в Сибирь от преследований царских властей в XVII-XIX веках. Старообрядцы до ХХ века практически не смешивались с иноверцами и православными и сохранили гораздо больше русского, чем старожилы и казаки.

Сибиряки, как видим, не представляли собой единого этноса, а мечта, возникшая в революционных кругах в середине XIX века, что из всех этих групп сложится «сибирская нация», подобная североамериканской, так и осталась мечтой.

Исчезновение сибиряков в наше время

Про «сибирский характер» написано много спекуляций, которые нет смысла ни перечислять, ни опровергать. Скажем лишь несколько вещей, которые полезно иметь в виду. Каждый народ, живущий натуральным сельским хозяйством, вынужден приспосабливаться к местным природным условиям. Естественно, что в такой ситуации он ориентируется на те народы, которые в данных условиях живут уже много веков и у которых сформировался комплекс бытовых адаптаций. Поэтому и у сибиряков тоже появилось в быту и языке много такого, что сближало их с сибирскими аборигенными народами. Эти особенности с течением времени стали отличать сибиряков русского происхождения от прочих русских.

Колонизация Сибири в индустриальную эпоху нивелировала самобытность сибиряков. В настоящее время под именем «сибиряк» многие понимают только место рождения. Потомки старожилов, сибирских казаков и старообрядцев численно в разы уступают русскоязычным, приехавшим в Сибирь за десятилетия советской власти, и их потомкам, растворяясь в их среде. Стандартный русский язык, распространяемый благодаря всеобщему образованию и средствам массовой информации, стирает местные говоры, выводит из обихода диалектизмы. Быт жителей Сибири, особенно в больших городах, ничем принципиально не отличается от такового в других больших городах России. Причём это признак уже не ассимиляции, а глобализации.

На нашем сайте читайте также:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Вратарь всех времен: памяти Валерия Колчанова
    13 апреля 2025 года на 80-м году скончался легендарный иркутский футбольный голкипер Валерий Григорьевич Колчанов.
  • Переправа
    Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.
  • «Главное – работа, за которую не стыдно»
    Ветеран из Иркутска Николай Иванович Галкин – командир экипажа легендарного Т-34.
  • Иван Львович Марков. Стихи
    Ветеран труда, ветеран военной службы, к. т. н., член-корреспондент АН авиации и воздухоплавания Иван Львович Марков – потомственный сибиряк (родился в деревне Шорохова Киренского района в большой крестьянской семье). После школы, окончив в 1970 году ИВАТУ по специальности «авиационный техник», был направлен на Северный флот на должность старшего техника корабля. Литературным творчеством занялся во время учебы в академии Жуковского (1980–1984 гг.), где был внештатным литсотрудником газеты академии «Вперед и выше». Там же начал писать и стихи, но, как выражается сам Иван Львович, больше в стол. После 1993 года в связи увольнением со службы по выслуге лет связей с ВС РФ не потерял, многие годы занимался производственными и экологическими проблемами (переработка затонувшей древесины), ведет активную общественную работу (в Совете ветеранов Октябрьского округа Иркутска, в составе ТОСа «Городок ИВАТУ»), помогая людям защищать их интересы и… продолжает писать стихи. Сегодня у него премьера в нашем «Перевале».
  • Сирота
    Виктор Николаевич Калинкин родился в 1950 году в Забайкалье. Окончил отделение журналистики Иркутского государственного университета. Работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002 год был собственным корреспондентом центральной газеты «Лесная промышленность» по Иркутской области. Автор документальных книг «Гигант на Ангаре», «Помним Братск», многих очерков, опубликованных в журналах и коллективных сборниках. Награжден почетными грамотами Министерства лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР, Федеральной службы лесного хозяйства России, почетной грамотой Верховного Совета РСФСР.
  • Давайте уважать прошлое!
    Как-то в нашей редакции собрались отметить день рождения одного из нас коллеги – бывшие журналисты и редакторы различных СМИ. Нас было тогда шесть человек, и все разных возрастов – от 45 до 85. В ходе этого сабантуйчика мы, кроме всего прочего, вспоминали и нашу прежнюю жизнь (каждый свою). И как-то сам собой возник спор: а когда, черт побери, нашему народу все же «жилося весело, вольготно на Руси»? Какой период СССР и какого правителя тех времен можно бы было назвать лучшим и худшим по отношению государства к своим подданным?
  • Вселенная звука: непревзойденный Бах
    Исполнилось 340 лет со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха.
  • «Желаю всем мира и благополучия»
    Продолжаем рассказы жителей Иркутска, в детстве – узников фашистских концлагерей. Эти немолодые уже люди пронесли через всю жизнь тяжелые воспоминания об испытаниях, выпавших на их неокрепшие детские души, но не сломившие их дух.
  • Крушение. Рассказ (ч.5)
    Придя в квартиру, он быстро заварил крепкий чай, сел у окна и, отхлебывая маленькими глоточками, еще раз пропускал через себя слова, сказанные Любовью Васильевной:
  • Известное о Неизвестном
    Исполнилось 100 лет со дня рождения знаменитого скульптора, ветерана Великой Отечественной войны.
  • И стали они жить вместе…
    Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков.
  • Легенда советского джаза Леонид Утесов
    Исполнилось 130 лет со дня рождения Леонида Утёсова. Он не считал себя певцом, говорил, что голоса как не было, так и нет, но в то же время добавлял, что поет сердцем.
  • «Мама отдала свою жизнь, чтобы спасти наши»
    Иркутский городской совет ветеранов и газета «Мои года» начинают печатать воспоминания людей, в детстве узников фашистских концлагерей. Сейчас они живут в Иркутске.
  • Крушение. Рассказ (ч.4)
    Все вспоминалось без внутреннего трепета, а как о чем-то постороннем. Потом вспомнил, как ездил на похороны матери.
  • 98-летний ветеран трех войн Алтай Дадуев: «День Победы отмечаем всей семьей»
    На оргкомитете администрации Иркутска под руководством мэра Руслана Болотова по подготовке к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне еще в феврале было принято решение о проведении в городе ряда мероприятий.
  • «Мы недооценили противника»
    Когда руководству вермахта стало ясно, что блицкриг провалился.
  • Крушение. Рассказ (ч.3)
    – Летать стали на «боингах», свои авиазаводы еле-еле существовали, и только потому, что армия не могла остаться без истребителей, бомбардировщиков. А профсоюз не помог и не вступился, он завял, о нем у нас даже никто не вспоминает. Вы-то лучше меня это знаете, – она понимающе взглянула на Свистунова. – Муж с завода не стал уходить, иногда по вечерам и даже в праздники занимался извозом на машине, как говорят у них, таксовал. Слава богу, гараж рядом с домом… удобно. Я ужасно переживала, потому что он чаще всего выезжал вечером, сейчас такой беспредел, бандит на бандите… Выживали кое-как, а потом неожиданно поступил заказ, и работа появилась, не в таком объеме, как раньше, но жить стало получше.
  • Возвращение к Можайскому (ч.2)
    Подведу итоги сказанного ранее.
  • Вначале была война: к 100-летию Иннокентия Смоктуновского
    Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых детей.
  • Крушение. Рассказ (часть 2)
    Дома Лариса встретила своего мужа с расстроенным выражением лица.