ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Сибиряк – это тот же русский. Или нет?

По инф. cyrillitsa.ru   
12 Января 2022 г.
Изменить размер шрифта

Во время проведения Всероссийской переписи населения в 2010 году больше 4 тысяч человек назвались сибиряками по национальности. Учёные и общественные деятели до сих пор не пришли к согласию, есть ли такая национальность, отдельная от русских.

Из кого раньше состояли сибиряки?

По мнению многих, это политический проект, направленный на подрыв русского национального сознания и единства России. Однако и этнографы, и лингвисты с XIX века называли признаки, отличавшие сибиряков от русских европейской части России.

Отличия по языку

«Этимологический словарь русских диалектов Сибири», изданный в 2000 году Сибирским отделением РАН, насчитывает больше 4 000 специфических сибирских слов, нигде больше за пределами Сибири не употребляемых. Эти слова считаются заимствованными в русские говоры Сибири из алтайских, уральских и палеоазиатских языков. К сожалению, этот словарь не перечисляет слов славянского происхождения, которые весьма распространены в сибирских диалектах и часто заменяют слова, привычные жителю европейской части России («вершить» – решать, «вольгота» – свобода и т. д.).

Владимир Даль в середине XIX века отметил четырнадцать особенностей речи русского населения Сибири. Впрочем, некоторые из них – оканье, предлог «по» вместо «за» (по воду, по грибы), вопросительное «чего» вместо «что» и утвердительное «ну» вместо «да» – наблюдаются и в иных местностях России. Другие, видимо, были не сильно распространены за пределами Сибири: отсутствие склонения существительных в винительном падеже («топить баня», «принести вода»), краткая форма прилагательных, отличия в расстановке ударений и т. д.

Почему Сибирь долго была слабо связана с европейской Россией

Лингвистические отличия были особенно характерны для периода, предшествовавшего началу массовой колонизации Сибири русскими крестьянами. Вплоть до начала ХХ века, точнее – до начала проведения аграрной реформы по плану председателя Совета министров П. А. Столыпина в 1906 году, царское правительство умышленно сдерживало стихийную колонизацию русскими Сибири. Оно опасалось, что колонисты на этих бескрайних просторах выйдут из-под контроля царской администрации и перестанут платить подати.

Боялись петербургские бюрократы и той роли, которую предрекали Сибири радикальные публицисты, вроде А. И. Герцена – быть чем-то вроде американских колоний для старой Англии, отделиться от России и образовать вольные «Соединённые Штаты Сибири». Правда, властям ещё в XIX веке пришлось пойти на послабления в этом режиме, а после отмены крепостного права в 1861 году стало трудно сдерживать переселенческий поток в Сибирь из губерний европейской части, особенно украинских и чернозёмных южнорусских. По ревизии 1795 года, за Уралом жило 412 тысяч русских.

Первая всероссийская перепись населения 1897 года зафиксировала больше 4 млн русских жителей азиатской части империи (не считая живших в Средней Азии). То есть население Сибири за столетие выросло в десять раз, тогда как в целом по Российской империи – в три с половиной раза.

Особенно бурный приток населения в Сибирь происходил в ХХ веке. В 1926 году в Сибири, несмотря на большие потери местного населения погибшими и эмигрировавшими в ходе Гражданской войны, насчитывалось уже более 9 млн человек. «Великие стройки коммунизма» увеличили численность населения азиатской части РСФСР к моменту роспуска СССР до 32 млн человек. С начала 1990-х годов происходит сокращение населения Сибири.

Из кого состояли сибиряки

В начале ХХ века сибиряками называли только потомков тех, кто поселился в Сибири ещё до отмены крепостного права. Прочих ещё долго звали по их малым историческим родинам – тамбы (тамбовские), резаны (рязанские), хохлы (все уроженцы Украины, а также Чернозёмного центра России, произносившие с придыханием «г»), витебшане, могыли (белорусы) и т. д.

Всего было три группы сибиряков. Первая – это старожилы. Этот пласт весьма неоднороден. Древнейшее население Сибири, имеющее русские корни, издавна называлось чалдонами. Обитало оно в некоторых местах Западной Сибири. Происхождение этнонима неясно, а сами чалдоны за века сильно смешались с местными коренными народностями. Потомки русских первопоселенцев в Сибири, оказываясь в инородческом окружении и без подпитки новыми русскими колонистами, больше ассимилировались местными народностями, чем сами ассимилировали их.

Подобное чалдонам происхождение имели также камчадалы и ещё несколько малочисленных русско-аборигенных этнических групп.

Вторую группу сибиряков составляли казаки, с XVIII века целенаправленно переселявшиеся всё дальше на восток царским правительством. Время от времени в число казаков повёрстывали туземцев (например, сибирских татар, бурятов). Так что казаки в Сибири (сибирские, забайкальские и т. д.), как и старожилы, имели смешанное этническое происхождение.

Наконец, третью группу составляли старообрядцы и сектанты, бежавшие в Сибирь от преследований царских властей в XVII-XIX веках. Старообрядцы до ХХ века практически не смешивались с иноверцами и православными и сохранили гораздо больше русского, чем старожилы и казаки.

Сибиряки, как видим, не представляли собой единого этноса, а мечта, возникшая в революционных кругах в середине XIX века, что из всех этих групп сложится «сибирская нация», подобная североамериканской, так и осталась мечтой.

Исчезновение сибиряков в наше время

Про «сибирский характер» написано много спекуляций, которые нет смысла ни перечислять, ни опровергать. Скажем лишь несколько вещей, которые полезно иметь в виду. Каждый народ, живущий натуральным сельским хозяйством, вынужден приспосабливаться к местным природным условиям. Естественно, что в такой ситуации он ориентируется на те народы, которые в данных условиях живут уже много веков и у которых сформировался комплекс бытовых адаптаций. Поэтому и у сибиряков тоже появилось в быту и языке много такого, что сближало их с сибирскими аборигенными народами. Эти особенности с течением времени стали отличать сибиряков русского происхождения от прочих русских.

Колонизация Сибири в индустриальную эпоху нивелировала самобытность сибиряков. В настоящее время под именем «сибиряк» многие понимают только место рождения. Потомки старожилов, сибирских казаков и старообрядцев численно в разы уступают русскоязычным, приехавшим в Сибирь за десятилетия советской власти, и их потомкам, растворяясь в их среде. Стандартный русский язык, распространяемый благодаря всеобщему образованию и средствам массовой информации, стирает местные говоры, выводит из обихода диалектизмы. Быт жителей Сибири, особенно в больших городах, ничем принципиально не отличается от такового в других больших городах России. Причём это признак уже не ассимиляции, а глобализации.

На нашем сайте читайте также:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.