НА КАЛЕНДАРЕ

Сибиряк – это тот же русский. Или нет?

По инф. cyrillitsa.ru   
12 Января 2022 г.

Во время проведения Всероссийской переписи населения в 2010 году больше 4 тысяч человек назвались сибиряками по национальности. Учёные и общественные деятели до сих пор не пришли к согласию, есть ли такая национальность, отдельная от русских.

Из кого раньше состояли сибиряки?

По мнению многих, это политический проект, направленный на подрыв русского национального сознания и единства России. Однако и этнографы, и лингвисты с XIX века называли признаки, отличавшие сибиряков от русских европейской части России.

Отличия по языку

«Этимологический словарь русских диалектов Сибири», изданный в 2000 году Сибирским отделением РАН, насчитывает больше 4 000 специфических сибирских слов, нигде больше за пределами Сибири не употребляемых. Эти слова считаются заимствованными в русские говоры Сибири из алтайских, уральских и палеоазиатских языков. К сожалению, этот словарь не перечисляет слов славянского происхождения, которые весьма распространены в сибирских диалектах и часто заменяют слова, привычные жителю европейской части России («вершить» – решать, «вольгота» – свобода и т. д.).

Владимир Даль в середине XIX века отметил четырнадцать особенностей речи русского населения Сибири. Впрочем, некоторые из них – оканье, предлог «по» вместо «за» (по воду, по грибы), вопросительное «чего» вместо «что» и утвердительное «ну» вместо «да» – наблюдаются и в иных местностях России. Другие, видимо, были не сильно распространены за пределами Сибири: отсутствие склонения существительных в винительном падеже («топить баня», «принести вода»), краткая форма прилагательных, отличия в расстановке ударений и т. д.

Почему Сибирь долго была слабо связана с европейской Россией

Лингвистические отличия были особенно характерны для периода, предшествовавшего началу массовой колонизации Сибири русскими крестьянами. Вплоть до начала ХХ века, точнее – до начала проведения аграрной реформы по плану председателя Совета министров П. А. Столыпина в 1906 году, царское правительство умышленно сдерживало стихийную колонизацию русскими Сибири. Оно опасалось, что колонисты на этих бескрайних просторах выйдут из-под контроля царской администрации и перестанут платить подати.

Боялись петербургские бюрократы и той роли, которую предрекали Сибири радикальные публицисты, вроде А. И. Герцена – быть чем-то вроде американских колоний для старой Англии, отделиться от России и образовать вольные «Соединённые Штаты Сибири». Правда, властям ещё в XIX веке пришлось пойти на послабления в этом режиме, а после отмены крепостного права в 1861 году стало трудно сдерживать переселенческий поток в Сибирь из губерний европейской части, особенно украинских и чернозёмных южнорусских. По ревизии 1795 года, за Уралом жило 412 тысяч русских.

Первая всероссийская перепись населения 1897 года зафиксировала больше 4 млн русских жителей азиатской части империи (не считая живших в Средней Азии). То есть население Сибири за столетие выросло в десять раз, тогда как в целом по Российской империи – в три с половиной раза.

Особенно бурный приток населения в Сибирь происходил в ХХ веке. В 1926 году в Сибири, несмотря на большие потери местного населения погибшими и эмигрировавшими в ходе Гражданской войны, насчитывалось уже более 9 млн человек. «Великие стройки коммунизма» увеличили численность населения азиатской части РСФСР к моменту роспуска СССР до 32 млн человек. С начала 1990-х годов происходит сокращение населения Сибири.

Из кого состояли сибиряки

В начале ХХ века сибиряками называли только потомков тех, кто поселился в Сибири ещё до отмены крепостного права. Прочих ещё долго звали по их малым историческим родинам – тамбы (тамбовские), резаны (рязанские), хохлы (все уроженцы Украины, а также Чернозёмного центра России, произносившие с придыханием «г»), витебшане, могыли (белорусы) и т. д.

Всего было три группы сибиряков. Первая – это старожилы. Этот пласт весьма неоднороден. Древнейшее население Сибири, имеющее русские корни, издавна называлось чалдонами. Обитало оно в некоторых местах Западной Сибири. Происхождение этнонима неясно, а сами чалдоны за века сильно смешались с местными коренными народностями. Потомки русских первопоселенцев в Сибири, оказываясь в инородческом окружении и без подпитки новыми русскими колонистами, больше ассимилировались местными народностями, чем сами ассимилировали их.

Подобное чалдонам происхождение имели также камчадалы и ещё несколько малочисленных русско-аборигенных этнических групп.

Вторую группу сибиряков составляли казаки, с XVIII века целенаправленно переселявшиеся всё дальше на восток царским правительством. Время от времени в число казаков повёрстывали туземцев (например, сибирских татар, бурятов). Так что казаки в Сибири (сибирские, забайкальские и т. д.), как и старожилы, имели смешанное этническое происхождение.

Наконец, третью группу составляли старообрядцы и сектанты, бежавшие в Сибирь от преследований царских властей в XVII-XIX веках. Старообрядцы до ХХ века практически не смешивались с иноверцами и православными и сохранили гораздо больше русского, чем старожилы и казаки.

Сибиряки, как видим, не представляли собой единого этноса, а мечта, возникшая в революционных кругах в середине XIX века, что из всех этих групп сложится «сибирская нация», подобная североамериканской, так и осталась мечтой.

Исчезновение сибиряков в наше время

Про «сибирский характер» написано много спекуляций, которые нет смысла ни перечислять, ни опровергать. Скажем лишь несколько вещей, которые полезно иметь в виду. Каждый народ, живущий натуральным сельским хозяйством, вынужден приспосабливаться к местным природным условиям. Естественно, что в такой ситуации он ориентируется на те народы, которые в данных условиях живут уже много веков и у которых сформировался комплекс бытовых адаптаций. Поэтому и у сибиряков тоже появилось в быту и языке много такого, что сближало их с сибирскими аборигенными народами. Эти особенности с течением времени стали отличать сибиряков русского происхождения от прочих русских.

Колонизация Сибири в индустриальную эпоху нивелировала самобытность сибиряков. В настоящее время под именем «сибиряк» многие понимают только место рождения. Потомки старожилов, сибирских казаков и старообрядцев численно в разы уступают русскоязычным, приехавшим в Сибирь за десятилетия советской власти, и их потомкам, растворяясь в их среде. Стандартный русский язык, распространяемый благодаря всеобщему образованию и средствам массовой информации, стирает местные говоры, выводит из обихода диалектизмы. Быт жителей Сибири, особенно в больших городах, ничем принципиально не отличается от такового в других больших городах России. Причём это признак уже не ассимиляции, а глобализации.

На нашем сайте читайте также:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «У немцев одна Германия»
    150 лет назад родился писатель-антифашист Томас Манн.
  • А была ли эскадра?
    В истории нашего Отечества так много поводов для споров, что невольно задумываешься: это у нас история такая запутанная или мы сами, толкующие ее всяк по-своему, так ее запутали?
  • Таким был Ножиков
    15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета.
  • На Малый Курунгуй. Размышления в пути
    «Правда – в памяти, у кого нет памяти, у того нет жизни». Валентин Распутин
  • Самостоянье человека – залог величия его
    Отзыв о книге Галины Макагон «На изломе» о знаменитом роде Замащиковых из Заларинского района.
  • На изломе
    В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
  • Мы бережно храним их имена
    От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
  • «Сиськи-масиськи»: от перегрева к охлаждению
    Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
  • Железнодорожники в тылу и на фронте
    Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
  • «Нынче ветрено и волны с перехлестом…»
    На прошлой неделе исполнилось 85 лет со дня рождения Иосифа Бродского.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
  • «Тихий Дон» навсегда
    120 лет назад родился Михаил Шолохов.
  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
  • Его судьба – театр
    15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
  • В коричневых тонах. 14 признаков фашизма по Умберто Эко
    Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.