НА КАЛЕНДАРЕ

Съемки фильма "Они сражались за Родину": что увидел фотокорр ТАСС

Ирина Проровская, sobesednik.ru   
14 Мая 2020 г.

В мае 1975 года на экраны страны вышел один из самых пронзительных фильмов о войне – «Они сражались за Родину». Годом раньше в Волгоградскую область, где Сергей Бондарчук начал съемки кинокартины, приехал фотокорреспондент ТАСС Анатолий Ковтун. Накануне юбилея фильма он показал свой архив и рассказал, что тогда увидел.

Съемки фильма "Они сражались за Родину": что увидел фотокорр ТАСС

Две недели ожидания

– Я приехал на площадку фильма в мае 1974 года – в самом начале съемок. Пригласил меня Василий Шукшин, о котором я до этого делал фотоочерк. Он же и встретил меня на аэродроме в станице Клетской. Уже на месте я узнал от него, что съемки откладываются, потому что не прибыла военная техника. Никто не представлял, как долго придется ждать.

Прошло почти две недели, прежде чем к берегу причалила долгожданная баржа и оттуда с ревом стала выходить техника. С этого момента в съемочной группе что-то изменилось. Прекратились шутки, анекдоты, смех. Актеры стали походить на своих героев. Все словно почувствовали дыхание войны.

Кают-кампания

– В ожидании техники Сергей Бондарчук в основном занимался читкой сценария с актерами и обсуждением ролей. Происходило все на пароходе «Дунай», где жила съемочная группа, – его специально поставили у хутора Мелологовский. Сергей Фёдорович собирал актёров в кают-кампании. Никулин и Бурков обычно начинали с шуток. Шукшин постепенно «размагничивался» и уже не только улыбался, но и смеялся очередной юмореске. Я искал удачную точку для фотосъёмок, однако не снимал – не комедия же. Бондарчук смотрел, слушал, но не реагировал. Было видно, он целиком в шолоховском тексте. Шли минуты, а соревновательный тандем Никулина и Буркова расходился все больше. И вдруг Бондарчук, не останавливая смешки, говорил что-то вроде: «Василий, сегодня снимаем ваш диалог, надо чуть изменить текст». Наступала полная тишина. Все мгновенно переключались на режиссёра.

Съемки фильма "Они сражались за Родину": что увидел фотокорр ТАСС

Живое место

– Хутор Мелологовский, где развернулись съемки, во время войны был почти полностью разрушен – там шли ожесточенные бои. Для фильма его восстановили – поставили мельницу, казачьи дома, огородили лозой дворы. Это всегда довольно скрупулезная работа: художник киногруппы изучает исторический, этнографический материал – снимки, записи, создает рисунки, по ним потом декораторы восстанавливают объекты. Не всегда это, например, целый дом – иногда ставят просто две стены. Но Бондарчуку было важно именно восстановить хутор, чтобы показать, что это жилое, живое место. Выглядело все очень реалистично.

Рыбалка

– В один из дней я оказался в одной лодке с Сергеем Бондарчуком, Василием Шукшиным, Алексеем Ваниным, оператором Вадимом Юсовым и военным консультантом картины – генералом армии Михаилом Казаковым. Накануне вечером ко мне подошел Шукшин и позвал на рыбалку, сказав, что предупредит Бондарчука – тот меня не приглашал. У нас с Сергеем Федоровичем были несколько натянутые отношения, потому что я приехал снимать в первую очередь Шукшина и по его личному приглашению – и Бондарчук это знал. Он немного ревновал к Василию Макаровичу. Это, конечно, никак не отражалось на их отношениях – Шукшина Бондарчук очень любил, но у всех есть свои слабости, даже у гениев.

Рыбалки как таковой не было. Удочку, насколько я помню, взял только Шукшин, и то для вида. Но когда утром я прибежал к причалу, нашел там его и Алексея Ванина копающими червей. Думаю, это была идея Ванина. Он был человек из деревни, который, в отличие от Шукшина, так и не стал городским. У него было такое хозяйское отношение ко всему: надо что-то выбросить – нет, пригодится; собрались на рыбалку – надо червей накопать; о чем-то спросили – ответ должен быть обстоятельный. Ванина Шукшин очень ценил за эту его крестьянскую жилку, они дружили.

Машина для шуток

– Этот снимок сделал Валентин Ковальчук, штатный фотограф киногруппы: на нем Георгий Бурков, я, Петр Меркурьев, Юрий Никулин. Имени женщины я, к сожалению, не помню – кажется, это декоратор «Мосфильма». На съемках часто бывали забавные ситуации, когда люди из киногруппы специально делали так, чтобы как бы случайно попасть в кадр.

Помню, Никулин что-то очень смешно рассказывал про своего героя, какую-то историю о том, как Некрасов сидел на полке и чесался. У него это было экспромтом, он многое придумывал на ходу. Машина для шуток работала беспрерывно.

Рядовой Никифоров

– Это момент отдыха. В перерывах к Шукшину всегда кто-то подсаживался. Часто это были Юрий Никулин, Георгий Бурков или актер Николай Волков, как на этой фотографии. Волков был фронтовик, прошел войну танкистом, имел множество наград. У него было очень интересное лицо, поразительное сходство с Михаилом Шолоховым. Мне кажется, Сергей Бондарчук пригласил его на роль рядового Никифорова именно поэтому – как некий прообраз автора романа.

Съемки фильма "Они сражались за Родину": что увидел фотокорр ТАСС

Грим для режиссера

– Бондарчука, кинокомандующего съемками, в гримуборной удавалось застать нечасто. На этой фотографии я снимаю зеркало, передо мной руки гримеров – они работают. В то время подобный кадр считался бы бракованным, но иногда ценность приходит со временем – сейчас интересно рассматривать, как шла работа, в каких условиях. Бондарчука готовят к роли Ивана Звягинцева, уже нанесен грим. На столе перед ним стоит бутылка с водой, ее кто-то принес для режиссера, не дожидаясь, когда попросит. Так делали не для всех. В киногруппе режиссер – как бог. Ухаживать за ним, предвидеть его потребности – это в порядке вещей. Хотя Бондарчук не был особо требовательным.

Он поражал меня своей способностью к перевоплощению. Понятно, что это талантливый, признанный в мире режиссёр, но на репетиции, в образе воина, он становился совершенно другим человеком. Вспоминаю его в роли Пьера Безухова в фильме «Война и мир». Казалось бы, он всего-то читает монолог своего героя, но перед тобой – Безухов, увидевший, что приносит война. И его слова – как набат.

Съемки фильма "Они сражались за Родину": что увидел фотокорр ТАСС

Неуловимый Юсов

– Выдающийся оператор Вадим Юсов, работавший, например, с Тарковским в «Солярисе» и с Данелией в фильме «Берегись автомобиля», был молчуном. Я снимал его за камерой, а вне работы – только один раз, когда мы поехали на рыбалку. Другого случая просто не представилось, потому что Юсов не любил компаний и избегал их. Юсову было важно оставаться одному, в перерывах он уходил в себя или вообще покидал площадку. Отснял – и исчез.

Самый тихий человек

– Говорить про Ивана Лапикова мне трудно. Это был самый скромный, самый тихий человек, который не требовал никакого внимания, не ждал никакой реакции, ничего не делал, чтобы обратить на себя внимание. Ему на тот момент было 52 года, но он был как мудрый старец, который все понимает – что происходит, кто перед ним, как он должен играть. Лапиков был абсолютно не суетным. Думаю, таким его сделала война – он ведь воевал, участвовал в обороне Сталинграда. Лапиков почти ничего не говорил, практически не смеялся, но была в нем какая-то внутренняя сила, которая притягивала и заставляла к нему прислушиваться.

Черно-белая война

– Актерский состав, который собрал Бондарчук, был как алмазное ожерелье. Каждый актер самодостаточный, каждый – яркая, сильная личность. Находиться рядом с такими людьми, как Шукшин или Лапиков, было счастьем, и очень жаль, что я не застал Николая Губенко и Вячеслава Тихонова, которого снимал раньше и мечтал увидеть в работе.

За две недели я снял много материала, но не дождался батальных съемок, о чем сожалею – Сергей Бондарчук был одним из главных мировых кинорежиссеров, умеющих снимать такие сцены. Уже после выхода фильма кинооператор Валерий Ловков, мой приятель, рассказал такую историю. Он приехал на площадку снимать материал для киноархива по заказу Центральной студии документальных фильмов, и попал как раз на батальные сцены. Фильм, как известно, был снят на цветную пленку, а Ловков снимал на черно-белую. Узнав об этом, Бондарчук попросил разрешения посмотреть его материал. После просмотра Бондарчук долго сидел молча, потом встал и ушел, не прощаясь. Ловков понял, почему. Цветной война не бывает. Война – черно-белая.

Съемки фильма "Они сражались за Родину": что увидел фотокорр ТАСС

Великая Отечественная война – одна из центральных тем нашего кинематографа. Фильмов о войне снималось и снимается немало, но не все являются такими, которые живут в сердцах людей на протяжении долгих лет. Одна из непроходных работ – «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука. В фильме была показана цена победы, которая, конечно, не делалась без каждодневной работы и маленьких и больших подвигов конкретных людей. Прекрасно, что можно не только посмотреть это гениальное кино, но и узнать, как оно создавалось, об актерах, в этой работе задействованных, моментах съемок и отдыха кинематографической группы. Информация, раскрывающая внутренню жизнь съемок кино, как хороший и приятный бонус в дополнение к замечательной картине.

Еще публикации об индустрии кино и о людях - ярких представителях сферы культуры ниже:

Sobesednik.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
  • Тыл за колючей проволокой
    Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.
  • Старик и белка. Рассказ
    Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.