ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

МультиВход
 

Съемки фильма "Они сражались за Родину": что увидел фотокорр ТАСС

Ирина Проровская, sobesednik.ru   
14 Мая 2020 г.
Изменить размер шрифта

В мае 1975 года на экраны страны вышел один из самых пронзительных фильмов о войне – «Они сражались за Родину». Годом раньше в Волгоградскую область, где Сергей Бондарчук начал съемки кинокартины, приехал фотокорреспондент ТАСС Анатолий Ковтун. Накануне юбилея фильма он показал свой архив и рассказал, что тогда увидел.

Съемки фильма "Они сражались за Родину": что увидел фотокорр ТАСС

Две недели ожидания

– Я приехал на площадку фильма в мае 1974 года – в самом начале съемок. Пригласил меня Василий Шукшин, о котором я до этого делал фотоочерк. Он же и встретил меня на аэродроме в станице Клетской. Уже на месте я узнал от него, что съемки откладываются, потому что не прибыла военная техника. Никто не представлял, как долго придется ждать.

Прошло почти две недели, прежде чем к берегу причалила долгожданная баржа и оттуда с ревом стала выходить техника. С этого момента в съемочной группе что-то изменилось. Прекратились шутки, анекдоты, смех. Актеры стали походить на своих героев. Все словно почувствовали дыхание войны.

Кают-кампания

– В ожидании техники Сергей Бондарчук в основном занимался читкой сценария с актерами и обсуждением ролей. Происходило все на пароходе «Дунай», где жила съемочная группа, – его специально поставили у хутора Мелологовский. Сергей Фёдорович собирал актёров в кают-кампании. Никулин и Бурков обычно начинали с шуток. Шукшин постепенно «размагничивался» и уже не только улыбался, но и смеялся очередной юмореске. Я искал удачную точку для фотосъёмок, однако не снимал – не комедия же. Бондарчук смотрел, слушал, но не реагировал. Было видно, он целиком в шолоховском тексте. Шли минуты, а соревновательный тандем Никулина и Буркова расходился все больше. И вдруг Бондарчук, не останавливая смешки, говорил что-то вроде: «Василий, сегодня снимаем ваш диалог, надо чуть изменить текст». Наступала полная тишина. Все мгновенно переключались на режиссёра.

Съемки фильма "Они сражались за Родину": что увидел фотокорр ТАСС

Живое место

– Хутор Мелологовский, где развернулись съемки, во время войны был почти полностью разрушен – там шли ожесточенные бои. Для фильма его восстановили – поставили мельницу, казачьи дома, огородили лозой дворы. Это всегда довольно скрупулезная работа: художник киногруппы изучает исторический, этнографический материал – снимки, записи, создает рисунки, по ним потом декораторы восстанавливают объекты. Не всегда это, например, целый дом – иногда ставят просто две стены. Но Бондарчуку было важно именно восстановить хутор, чтобы показать, что это жилое, живое место. Выглядело все очень реалистично.

Рыбалка

– В один из дней я оказался в одной лодке с Сергеем Бондарчуком, Василием Шукшиным, Алексеем Ваниным, оператором Вадимом Юсовым и военным консультантом картины – генералом армии Михаилом Казаковым. Накануне вечером ко мне подошел Шукшин и позвал на рыбалку, сказав, что предупредит Бондарчука – тот меня не приглашал. У нас с Сергеем Федоровичем были несколько натянутые отношения, потому что я приехал снимать в первую очередь Шукшина и по его личному приглашению – и Бондарчук это знал. Он немного ревновал к Василию Макаровичу. Это, конечно, никак не отражалось на их отношениях – Шукшина Бондарчук очень любил, но у всех есть свои слабости, даже у гениев.

Рыбалки как таковой не было. Удочку, насколько я помню, взял только Шукшин, и то для вида. Но когда утром я прибежал к причалу, нашел там его и Алексея Ванина копающими червей. Думаю, это была идея Ванина. Он был человек из деревни, который, в отличие от Шукшина, так и не стал городским. У него было такое хозяйское отношение ко всему: надо что-то выбросить – нет, пригодится; собрались на рыбалку – надо червей накопать; о чем-то спросили – ответ должен быть обстоятельный. Ванина Шукшин очень ценил за эту его крестьянскую жилку, они дружили.

Машина для шуток

– Этот снимок сделал Валентин Ковальчук, штатный фотограф киногруппы: на нем Георгий Бурков, я, Петр Меркурьев, Юрий Никулин. Имени женщины я, к сожалению, не помню – кажется, это декоратор «Мосфильма». На съемках часто бывали забавные ситуации, когда люди из киногруппы специально делали так, чтобы как бы случайно попасть в кадр.

Помню, Никулин что-то очень смешно рассказывал про своего героя, какую-то историю о том, как Некрасов сидел на полке и чесался. У него это было экспромтом, он многое придумывал на ходу. Машина для шуток работала беспрерывно.

Рядовой Никифоров

– Это момент отдыха. В перерывах к Шукшину всегда кто-то подсаживался. Часто это были Юрий Никулин, Георгий Бурков или актер Николай Волков, как на этой фотографии. Волков был фронтовик, прошел войну танкистом, имел множество наград. У него было очень интересное лицо, поразительное сходство с Михаилом Шолоховым. Мне кажется, Сергей Бондарчук пригласил его на роль рядового Никифорова именно поэтому – как некий прообраз автора романа.

Съемки фильма "Они сражались за Родину": что увидел фотокорр ТАСС

Грим для режиссера

– Бондарчука, кинокомандующего съемками, в гримуборной удавалось застать нечасто. На этой фотографии я снимаю зеркало, передо мной руки гримеров – они работают. В то время подобный кадр считался бы бракованным, но иногда ценность приходит со временем – сейчас интересно рассматривать, как шла работа, в каких условиях. Бондарчука готовят к роли Ивана Звягинцева, уже нанесен грим. На столе перед ним стоит бутылка с водой, ее кто-то принес для режиссера, не дожидаясь, когда попросит. Так делали не для всех. В киногруппе режиссер – как бог. Ухаживать за ним, предвидеть его потребности – это в порядке вещей. Хотя Бондарчук не был особо требовательным.

Он поражал меня своей способностью к перевоплощению. Понятно, что это талантливый, признанный в мире режиссёр, но на репетиции, в образе воина, он становился совершенно другим человеком. Вспоминаю его в роли Пьера Безухова в фильме «Война и мир». Казалось бы, он всего-то читает монолог своего героя, но перед тобой – Безухов, увидевший, что приносит война. И его слова – как набат.

Съемки фильма "Они сражались за Родину": что увидел фотокорр ТАСС

Неуловимый Юсов

– Выдающийся оператор Вадим Юсов, работавший, например, с Тарковским в «Солярисе» и с Данелией в фильме «Берегись автомобиля», был молчуном. Я снимал его за камерой, а вне работы – только один раз, когда мы поехали на рыбалку. Другого случая просто не представилось, потому что Юсов не любил компаний и избегал их. Юсову было важно оставаться одному, в перерывах он уходил в себя или вообще покидал площадку. Отснял – и исчез.

Самый тихий человек

– Говорить про Ивана Лапикова мне трудно. Это был самый скромный, самый тихий человек, который не требовал никакого внимания, не ждал никакой реакции, ничего не делал, чтобы обратить на себя внимание. Ему на тот момент было 52 года, но он был как мудрый старец, который все понимает – что происходит, кто перед ним, как он должен играть. Лапиков был абсолютно не суетным. Думаю, таким его сделала война – он ведь воевал, участвовал в обороне Сталинграда. Лапиков почти ничего не говорил, практически не смеялся, но была в нем какая-то внутренняя сила, которая притягивала и заставляла к нему прислушиваться.

Черно-белая война

– Актерский состав, который собрал Бондарчук, был как алмазное ожерелье. Каждый актер самодостаточный, каждый – яркая, сильная личность. Находиться рядом с такими людьми, как Шукшин или Лапиков, было счастьем, и очень жаль, что я не застал Николая Губенко и Вячеслава Тихонова, которого снимал раньше и мечтал увидеть в работе.

За две недели я снял много материала, но не дождался батальных съемок, о чем сожалею – Сергей Бондарчук был одним из главных мировых кинорежиссеров, умеющих снимать такие сцены. Уже после выхода фильма кинооператор Валерий Ловков, мой приятель, рассказал такую историю. Он приехал на площадку снимать материал для киноархива по заказу Центральной студии документальных фильмов, и попал как раз на батальные сцены. Фильм, как известно, был снят на цветную пленку, а Ловков снимал на черно-белую. Узнав об этом, Бондарчук попросил разрешения посмотреть его материал. После просмотра Бондарчук долго сидел молча, потом встал и ушел, не прощаясь. Ловков понял, почему. Цветной война не бывает. Война – черно-белая.

Съемки фильма "Они сражались за Родину": что увидел фотокорр ТАСС

Великая Отечественная война – одна из центральных тем нашего кинематографа. Фильмов о войне снималось и снимается немало, но не все являются такими, которые живут в сердцах людей на протяжении долгих лет. Одна из непроходных работ – «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука. В фильме была показана цена победы, которая, конечно, не делалась без каждодневной работы и маленьких и больших подвигов конкретных людей. Прекрасно, что можно не только посмотреть это гениальное кино, но и узнать, как оно создавалось, об актерах, в этой работе задействованных, моментах съемок и отдыха кинематографической группы. Информация, раскрывающая внутренню жизнь съемок кино, как хороший и приятный бонус в дополнение к замечательной картине.

Еще публикации об индустрии кино и о людях - ярких представителях сферы культуры ниже:

Sobesednik.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

Загрузка...
Загрузка...
  • Общительная чтица Злата Вовнинкина
  • Александр III – могучий монарх, крепко державший штурвал великой империи
    Он вступил на престол в кризисные для империи дни, после гибели ставшего жертвой убийц родителя. В начале 1880-х Россия для всего мира превратилась в страну революционной вакханалии. Новости о покушениях, взрывах и судебных процессах над боевиками не сходили с первых полос международной прессы.
  • 5 животных, которые, кажется, что не с нашей планеты
  • Венчание пожилых: есть возрастные рамки, но желающим навстречу идут
    Согласно церковном брачному праву, высший возрастной предел для венчания - это 60 лет для женщин и 70 для мужчин. Такой ценз был указан еще святителем Василием Великим и обусловлен он, в основном, тем, что одной из целей (хоть и не главной) брачного союза, определяется рождение и воспитание потомства.
  • Филолог Борис Ланин: Антиутопии — взгляд на то, что и так уже есть вокруг
    О важности антиутопий не только для литературы, но и для социума в целом состоялся разговор с исследователем антиутопий, филологом Борисом Ланиным
  • Все про «уколы красоты»: ботокс и филлеры
    В прошлый раз мы начали серию статей про косметические процедуры, относящиеся к группе «уколов красоты», которыми пользуются многие женщины элегантного возраста. Рассказав про биоревитализацию и мезотерапию, сегодня осветим популярнейшие разновидности уколов - ботокс и филлеры.
  • 5 самых опасных пород собак, запрещенных во многих странах мира
  • Похороны «по-репному» для умерших не своей смертью: с языческой Руси и по наши дни
    В языческой Руси такой прозаический для современного человека овощ, как репа, имел сакральный смысл. Ее «корешки» находились в земле и принадлежали миру мертвых, а «вершки» – находились над землей и были в мире живых. Это половинчатое состояние наделяло репу особыми свойствами – в сознании людей она навсегда была соединена с покойниками, со смертью.
  • Грустный комик Фрунзик Мкртчан: большой успех при огромной человеческой трагедии
    4 июля исполнилось бы 90 лет народному артисту СССР Фрунзику Мкртчяну. Его нельзя было ни с кем спутать: человек с большим носом, печальными глазами, но веселым именем – Фрунзик. «Солнце» – называли его друзья. А он отвечал: «Если солнце, то очень грустное».
  • Чернобыль: ликвидатор аварии «хватал» просто запредельные дозы
    Константин Чечеров – один из самых «радиоактивных» людей в мире, ученый, физик-ядерщик, старший научный сотрудник Института имени Курчатова, один из первых ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС.
  • 5 добрейших пород собак в мире
  • Раньше считалось, что свист может привлечь в дом нечистую силу
    Насвистывать любят многие. Существует даже такое музыкальное направление, как художественный свист. Но если вы засвистите в доме у русских, то рискуете вызвать как минимум раздражение. Вам тут же скажут: «Не свисти – денег не будет!» На Руси свистеть в доме издавна считалось дурной приметой.
  • Не все знают: какие народы, кроме евреев, тяготели к иудаизму?
    Во времена эллинизма, когда Палестина стала частью сначала обширной империи Селевкидов, потом Египетского царства Птолемеев, иудеи широко занимались прозелитизмом. Эллинистическое общество проявляло повышенный интерес к религии Ветхого завета. Последний был переведён на греческий язык в Александрийской академии наук по велению царя Птолемея II (285-245 гг. до н.э.). Но после взятия Иерусалима римлянами в 70 году н.э., вторичного разрушения храма Соломона и рассеяния иудеев по Римской империи и вне её, иудейские общины стали проявлять тенденцию к замкнутости.
  • «Стрыя» вы или «вуйна», а всё равно – тетка. Откуда пошло это слово?
    «Тетка» - одно из самых распространенных слов в лексиконе современного русского человека. Интересно, а откуда оно вообще взялось?
  • «Главная казачка Советского Союза»
    luchko klara Так называли блистательную актрису Клару Лучко. Она родилась 1 июля 1925 года в украинской деревне Чутово. Ее родители были крестьянами: отец возглавлял совхоз в селе Яковцы, а мать работала в колхозе в соседнем районе. Воспитанием будущей актрисы занималась ее тетя Акулина Лучко по прозвищу баба Киля.
  • Самые большие собаки-охранники
  • Родина
    Когда «железного занавеса», некогда отделявшего нашу страну от остального мира, не стало, наши граждане получили возможность массово выезжать за рубеж. И многие буквально хлынули туда. Что их влекло? Плод, бывший так долго запретным, представлялся им сладким? Или искреннее желание познакомиться с окружающим миром? Видимо, и то и другое. Может, это и неплохо, если только не ведёт к уничижению своей Родины.
  • Ложка: это сейчас только лишь для трапез, а раньше она и от нечисти защищала!
    Для русских ложка – это не просто прибор, чтобы щи похлебать, но и многофункциональная вещь, помогающая решать массу житейских проблем.
  • «По небу полуночи ангел летел». Конспект судьбы
    Этот очерк написан мною в девяностых годах прошлого столетия. Тогда он был опубликован в «Молодёжке». Недавно я нашёл его в своём архиве. Обычно не люблю перечитывать свои материалы, тем более давние. Но тут что-то торкнуло – перечитал. И понял – эти судьбы со временем стали ещё трагичнее. Главные герои, Людмила и Игорь Шешуковы, их жизни и дела, давно и прочно забыты. Не стало и остальных «действующих лиц и исполнителей» – Тамары Шешуковой, Эдуарда Володарского, Николая Караченцова, Людмилы Гурченко, Веры Глаголевой, Олега Борисова, Николая Рыбникова. Фильмы режиссёра Игоря Шешукова снова легли на полку. На этот раз на полку времени – с неё обычно не возвращаются. Но я думаю, что они были бы интересны и нынешним зрителям. По крайней мере, два из них: «Вторая попытка Виктора Крохина» и «Танк Клим Ворошилов-2». Да и «Преферанс по пятницам», «Последняя охота» и «Красная стрела» зрители стали бы смотреть, тем более что в двух из них снимался замечательный артист Кирилл Лавров. Кстати, все эти фильмы доступны пользователям интернета. Но главная моя забота – оживить память о наших замечательных земляках Тамаре Леонидовне, Людмиле и Игоре Шешуковых. Со времени первой публикации очерка прошло 27 лет. Выросло новое поколение читателей. Из старого многие или забыли, или ушли из жизни. Только поэтому я решился на то, чего никогда не делал – предложил опубликовать материал ещё раз.
  • «Не писать полностью, а вставить пропущенное»: люди теряют... навык письма!
    Норвежский экономист Эрик Райнерт как-то сказал, что бывают времена, когда знания и умения, прежде укоренившиеся и широко распространённые, забываются, словно их не было. И речь не о том, что преодолено поступательным движением цивилизации. Нет – просто забыто. Обронено по дороге к вершинам прогресса. Обнулилось.