НА КАЛЕНДАРЕ

Роковой рейс: катастрофа теплохода «Александр Суворов»

Михаил Смиренский, argumenti.ru   
17 Апреля 2022 г.

Известно, что человек готов бесконечно созерцать три стихии: облака, огонь и воду. Но именно вода, такая спокойная на вид, ласково журчащая на речных перекатах и мирно набегающая на прибрежный морской песок, в реальной жизни часто становится самой беспощадной и убийственной машиной смерти в природе.

Роковой рейс: катастрофа теплохода «Александр Суворов»

И волны сомкнулись над ними...

Трагичный перечень громких катастроф на воде известен: «Титаник», «Олимпик», «Британик», «Луизитания», «Михаил Лермонтов», «Эстония», «Нахимов» и т.д. - список так же обширен и беспощаден, как и число тех, кого эти и другие суда навечно забрали в свой последний рейс – на дно. Еще более страшно то, что многие катастрофы произошли в мирное время при отличной погоде и полном комплекте спасательных средств на борту. Человеческий фактор? Увы, очень часто именно эта причина и отмечается в поминальных актах расследования многих аварий.

1 июня 1983 г. от причала Горьковского речного порта под звуки пафосного марша отошел пассажирский теплоход «Александр Суворов», построенный в Чехословакии по заказу советского правительства.

Круизный четырехпалубный лайнер действительно был хорош по многим показателям: комфортабельные каюты, отделанные красным деревом, прекрасная кухня, несколько ресторанов, баров и танцзалов, сауны, солярий и прочее зримо доказывали, что в Советском Союзе тот, кто «хорошо трудится, и отдыхает достойно». Пароход мог свободно взять на борт до 336 пассажиров и 90 членов экипажа, включая матросов, горничных, музыкантов, поваров и прочих необходимых в рейсе специалистов. Правда, в том, ставшем роковым для всех рейсе, помимо перечисленных членов экипажа на борт поднялось изрядное количество т.н. «зайцев» - родственников и друзей капитана Владимира Клейменова и членов их семей, которые решили таким «простым» образом и до Москвы добраться, и несколько суток провести в бесплатном комфорте и отдыхе. По трагичной иронии сегодняшнего дня основной костяк пассажиров составляли отпускники-шахтеры из Донбасса.

Впоследствии правительственная комиссия так и не смогла установить точное число всех находившихся на борту: ведь номенклатурных безбилетников никто официально не регистрировал! Приблизительное общее число, загрузившихся в тот день на борт «Суворова» приближалось к полутысяче человек, что грубо нарушало разрешенную максимальную загрузку, но... капитан Клеймёнов предстоящий маршрут знал наизусть, верил и в свой пароход, и, конечно, в собственный гений судоводителя. Расцвеченный сигнальными огнями лайнер со счастливыми пассажирами вальяжно набирая ход, вышел на фарватер...

Через несколько суток, 5 июня, «Суворов» подошел к Ульяновску, где по плану круиза была запланирована стоянка с экскурсиями по «ленинским местам» (куда же без них? – авт.) и прочий необременительный отдых на берегу.

На борту только-только завершился ужин, отдыхающие, кто в баре, кто на танцплощадке, кто в каютах продолжали «на троих» радоваться отпуску и хорошему настроению. Многие семьями двинулись в кинозал на премьеру нового советского детектива «Возвращение Святого Луки». По проекту изготовителей и кинозал, и танцплощадка лайнера находились на самой верхней палубе, откуда светлым днём открывались дивные виды на берега могучей Волги. Все помещения, естественно, были забиты отдыхающими и их детьми. Ничто не предвещало беды.

В 20:00 капитан Клеймёнов сдал вахту своему старпому Евгению Митенкову и, сделав необходимую запись в вахтенном журнале, отправился отдыхать в свою каюту. Заступивший старпом Митенков акваторию плавания тоже знал отлично, проходил этим маршрутом не раз, а потому капитан сошёл с мостика со спокойным сердцем. На верхней палубе гремела музыка, по судовому радио отдыхающие и экипаж поздравляли судового кока с его днем рождения, неподалеку от борта лайнера время от времени из волжских глубин выныривали блестящие как торпеды массивные осетры и тут же тяжело плюхались обратно. Не видевшие до того ничего подобного отпускники из Донбасса с интересом заворожено смотрели на это природное представление. На полном ходу «Суворов» приближался к железнодорожному мосту через Волгу. До роковой развязки оставались считанные минуты...

Свистать всех наверх!

По всем судоходным правилам любой предстоящий маршрут еще до команды «отдать швартовы» тщательно анализируется и изучается на берегу. Это правило свято как для морских, так и для речных судов. А для пассажирских – тем паче!

На картах отмечаются все мели, течения, глубины, рельефы дна. Особое внимание уделяется всевозможным ориентирам, бакенам, маякам, особенностям берегового рельефа и, конечно, визуальным стационарным препятствиям, среди которых мосты – наиболее важное! Железнодорожный мост через Волгу, к которому «Суворов» почему-то приближался с максимальной скоростью более 12 узлов (почти 25 км/час – авт.), волжским судоводителям конечно был хорошо известен: все капитаны не раз проходили под ним и прекрасно знали его габариты. Знал их и Митенков, но...

За минуту до столкновения он по инструкции запросил у диспетчера габариты пролета, куда так уверенно направил судно и получил тревожный, на грани истерики ответ о том, что габариты этого пролета по высоте всего... 13,8 метра, что было гораздо ниже высоты надстроек самого парохода! Т.е. по оставшимся неизвестными причинам, лайнер полным ходом шел совсем не в тот пролет, что был предписан ему и картой глубин, и самим фарватером.

Странный маневр «Суворова» заметили не только диспетчеры, но и военизированная охрана моста (объект-то стратегический! – авт.), которая попыталась привлечь внимание вахтенной службы «Суворова» стрельбой в воздух. Но то ли музыка играла слишком громко, то ли вахта вообще в этот момент полностью отвлеклась от выполнения своих обязанностей (по одной из версий, и рулевой, и старпом незадолго до этого лично «отметились» на дне рождения шеф-повара – авт.), пароход на полном ходу влетел в нестандартный пролет моста, по которому именно в тот момент двигался товарный поезд. Страшный удар! Скрежет. Крики... Верхние надстройки вместе с пассажирами в секунду срезало как карточный домик. От удара десяток вагонов товарняка сошли на мосту с рельсов, их груз: уголь и бревна стали сыпаться на то, что осталось от верхней палубы «Суворова», окончательно калеча и добивая всех, кто там в это время находился. По «счастливой» случайности несколько цистерн с бензином застряли в перекрытиях моста и топливо из них чудом не выплеснулось на пароход и не загорелось.

Раненый теплоход тем временем по инерции продолжал двигаться вперед, окончательно стирая надстройки верхней палубы вместе со всеми, кто там находился.

Из воспоминаний очевидцев. Владимир П.: «Около половины одиннадцатого жена предложила пойти наверх – посмотреть ночной Ульяновск с воды: «А то сидим в каюте как тараканы. Я отмахнулся, она пошла одна. Больше живой я ее не видел. Ощутил удар. Бросился к трапу. По нему сверху сплошным потоком текла кровь. Увидел ужасное: горы изуродованных тел, кто-то еще шевелился, кто-то затих навсегда. Какая-то девушка... без ног... смотрела на меня и в агонии просила лишь сообщить ее маме, что она жива. Через минуту она умерла. Неподалеку увидел свою жену. Она тоже погибла!»

Мария С.: «... То, что было на теплоходе простыми словами передать невозможно. Матросы и проводницы вытаскивали из-под обломков раненых, если их таковыми можно было назвать: без рук, без ног... они просили о помощи, еще не понимая всего ужаса своего положения. Криков я не слышала: один тяжкий протяжный стон. Искалеченные детские тела. Труп девушки, разорванной пополам. И реки крови.»

Капитан Владимир Клеймёнов после удара бросился на мостик, которого уже тоже не было. На палубе увидел свою жену. Мёртвую. Смог спустить шлюпку на воду. Спаслись несколько пассажирок, которых ударом выбросило за борт. В воде было много пассажиров, многие не умели плавать. Тонули.

О ЧП доложили в ЦК. Подключили КГБ: такая авария, да еще на родине Ильича! Теракт! - не иначе. В Ульяновске немедленно организовали спасательную операцию. По тревоге подняли военных, милицию, пожарных, медиков, портовые службы. Сотни добровольцев из студентов, рабочих, рыбаков, простых граждан собирались в мобильные группы, многие на личных катерах и шлюпках подплывали к «Суворову» и вылавливали из воды раненных. Многих спасли, низкий всем им за это поклон!

Так кто виноват? И что делать?

Место аварии немедленно оцепили. На берегу выставили посты из милиции и военных, городских зевак немедленно изолировали, упрямых отправляли в райотделы. Фотоаппаратуру отбирали, пленку засвечивали. Город наводнили высокие чины КГБ и Генпрокуратуры. Следствие шло быстро и дотошно.

Версия первая – теракт, отпала быстро: никакого взрыва или сознательной порчи навигационного и рулевого оборудования экспертизы не обнаружили. Все обстоятельства больше указывали на т.н. «человеческий фактор», т.е. халатность. Отпало и подозрение в том, что вахтенный штурман и рулевой могли перед заступлением на вахту выпить чарку-другую на дне рождения судового повара: в их телах алкоголя не обнаружили. Невнимательность? Пожалуй...

Члены команды припомнили, что штурман Митенков на мостик пришел, держа подмышкой какой-то детектив и время от времени читал его, уже управляя судном. Рулевой Уваров, в отличие от опытного штурмана, по сути был новичком, фарватер знал плохо и легко мог спутать судоходный пролет под мостом с несудоходным. Тем более, в густых сумерках они были очень похожи. Ко всему прочему, сам мост вопреки правилам, не был достаточно освещен: путевой обходчик почему-то забыл включить сигнальные огни. И именно на шестом, том самом пролете-убийце моста стояла путевая будка самого обходчика, которая внешне очень напоминала сигнальный щит, обозначавший сам судоходный пролёт. Но... штурман возможно читал детектив, а рулевой просто ошибся по неопытности. Ценой этой «ошибки» стали сотни погибших и покалеченных.

Вскоре состоялся суд. Единственным обвиняемым на нем был капитан Клеймёнов, его прямой вины в трагедии как раз не было никакой (кроме безбилетников – авт.): по графику он законно отдыхал в каюте перед заступлением на ночную ходовую вахту. Но... такие жертвы и общественный резонанс требовали социального отмщения. Штурман Митенков и рулевой Уваров погибли мгновенно при столкновении, их тела подняли через несколько дней после аварии. Клеймёнову дали 10 лет, из которых он в колонии отбыл 6 лет. Перенес инфаркт, был освобожден в 1990 г. и умер от сердечного приступа уже дома. Историю в лучших советских традициях быстро «замолчали». О ней сегодня помнят лишь близкие погибших, да те спасатели, кто растаскивал завалы из судового железа и искалеченных тел.

P.S. Месть Нептуна?

Лайнер подняли, отремонтировали и... снова пустили обслуживать туристов на Волге, что по всем судоходным традициям было кощунством. Оно и проявилось: в первом же рейсе, упав с трапа, покалечилась женщина-турист. Затем внезапно в своей каюте неожиданно умерла другая туристка. При швартовке в одном из портов Суворов сильно ударился о стенку причала, помяв борт. Слава Богу, без жертв. Нептун предупреждает...?

Получилась целая цепочка «халатностей», приведшая к страшной трагедии. Кто-то на борту судна что-то недовыполнил, кто-то на суше. И в итоге за разгильдяйство своими смертями, здоровьем и покалеченными судьбами ответили люди. Человеческий фактор часто ставится основной причиной катастроф на транспорте. Будет ли это когда-нибудь изменено?

На нашем сайте читайте также:

По инф. argumenti.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
  • Тыл за колючей проволокой
    Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.
  • Старик и белка. Рассказ
    Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.