При разговорах об этикете дворянства первое, что приходит в голову - это галантность дам, ухоженность кавалеров и роскошные балы. Однако манеры дворян распространялись не только на светские мероприятия, но и на повседневную жизнь. Справлять нужду также полагалось по-особому, исходя из некоторых правил.
Гигиена в дворянском этикете
Строгие правила поведения аристократы начинали осваивать с самых юных лет. Нонна Марченко пишет в книге «Приметы милой страны. Нравы и быт пушкинской эпохи», что главным признаком аристократа являлось именно умение держаться на людях. Этикет высшего сословия в то время представляется смешением правил, заимствованных из Европы, в первую очередь, из Франции.
Этикетом от дворян строго требовалось следование всем правилам личной гигиены. Безупречный вид и запах аристократа выступал неукоснительными атрибутами. Было принято менять перчатки после каждого посещения туалета. Такая смена происходила до шести раз за день.
Ватерклозеты
Первым в России туалетом с проточным смывом был оснащен Санкт-Петербургский Летний дворец в 1710 г. Первым личным ватерклозетом обзавелся сподвижник Петра Великого Александр Меншиков.Историк Игорь Зимин в книге «Зимний дворец. Люди и стены» пишет, что канализация появилась в этой императорской резиденции в 1826 г. Архитектор Карло Росси выделил специальные «места ватерклосетов» поблизости от Георгиевского зала.
В отличие от столичных аристократов, провинциальные дворяне пользовались обычными для той эпохи строениями с выгребными ямами вплоть до начала XX века.
В ночные часы
В то время как у крестьян в ходу были металлические горшки, дворяне пользовались фаянсовыми вазами. Эти сосуды тщательно прятали в спальне в предназначенных для этого шкафчиках. Выносить ночные вазы входило в утренние обязанности слуг.
Русский историк Игорь Зимин, описывая предметы мебели Зимнего дворца, включил в него «Ночной стул с кожаной подушкой и фаянсовым горшком». Аристократы с комфортом восседали на интимном предмете обстановки, а их испражнения оказывались прямо в вазе. Такие изделия нередко стоили дорого и выглядели как произведения искусства.
А что в дороге?
Путешествия в жизни дворянина занимали немалое количество времени. У мужчин в этом плане не было больших проблем, так как им не представляло труда отъехать на своем коне в сторону и справить нужду в ближайших зарослях. Дамы, путешествующие в каретах, использовали особый аналог ночной вазы – бурдалю, представляющий из себя продолговатой формы судно.
Зимин обнаружил в архивных документах Николая I показательный факт. В бухгалтерском отчете за 1840 г. упомянута плата 18 руб. за изготовление «дорожного судна». Бурдалю имели изящную форму и компактные размеры и с легкостью скрывались пышными юбками с кринолинами.
Конечно, этикет у дворян должен был присутствовать, ведь приходилось поддерживать о себе в обществе подобающее статусу мнение. Но наедине-то с собой, интересно, зачем было такие уж строгости при деликатностях соблюдать? Перчатки, наверное, можно было перед посещением энной комнаты, например, просто снять, чтобы не расходовать в день много пар? Или нельзя?..
90 лет назад родился Олег Табаков. Он стал выдающимся актером театра и кино, талантливым режиссером и вдумчивым педагогом, который подготовил не одно поколение артистов.
В Каменске-Уральском произошёл необычный случай: 16-летняя девушка вышла замуж за 65-летнего профессора юридических наук из местной юридической академии, проживающего в Ноябрьске. Инициатором брака выступили мать и бабушка Александры, рассчитывавшие на финансовую поддержку и возможность получения жилья. Однако этот брак не принес счастья — спустя несколько лет Александра смогла развестись и встретить новую любовь, пишет life.ru
Будущий основатель «МММ» появился на свет 11 августа 1955 года в Москве. Как заявлял сам Мавроди, в детстве у него была феноменальная память и он побеждал на олимпиадах по физике и математике. В МФТИ, как хотел, не поступил. Но был зачислен в МИЭМ на факультет прикладной математики.
Могут ли привести к войне разногласия по поводу трактовки истории? Еще как могут, но дело тут не столько в большой любви операторов политических систем к истории, сколько в стремлении удержать власть.
Константин Демидов – автор двух поэтических сборников: «Признание» (2003), «Есть у сердца Родина» (2021). Его стихи публиковались в сборниках поселка Большой Луг, Шелехова и Москвы.
С этим нашим автором – Виктором Калинкиным наш читатель уже знаком (его рассказ «Сирота» был опубликован в апрельском номере «Перевала»). Виктор Николаевич родился в 1950 году в Забайкалье, окончил отделение журналистики ИГУ в 1978 году, работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002 год был собственным корреспондентом центральной газеты «Лесная промышленность» по Иркутской области. Виктор Николаевич – автор документальных книг «Гигант на Ангаре», «Помним Братск», многих очерков, опубликованных в журналах и коллективных сборниках. Его рассказы печатались в газетах и в литературно-художественных изданиях, в том числе и в альманахе «Сибирь» в 80-е годы. Позже в разные годы выходят сборники его рассказов: «Колокола», «Случайный прохожий» и сборник стихов «Возвращение в деревню». Сегодня мы познакомим вас с новым его рассказом «Юркина любовь».
От редакции: В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся в иных местах более чем на 100 метров, и Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом, который поглотил бесчисленное количество мелких и крупных деревень.
На прошлой неделе исполнилось 50 лет народному артисту России, почетному гражданину Иркутской области и города Иркутска Денису Мацуеву. За свою карьеру знаменитый пианист успел покорить главные концертные залы мира, стать лауреатом множества престижных премий и наград, а также оказаться в центре политических скандалов, стоивших ему карьеры на Западе.