ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Просто «до кончиков ногтей»! Дворянский этикет распространялся… и на личную гигиену

По инф. cyrillitsa.ru   
16 Апреля 2020 г.
Изменить размер шрифта

При разговорах об этикете дворянства первое, что приходит в голову - это галантность дам, ухоженность кавалеров и роскошные балы. Однако манеры дворян распространялись не только на светские мероприятия, но и на повседневную жизнь. Справлять нужду также полагалось по-особому, исходя из некоторых правил.

Просто «до кончиков ногтей»! Дворянский этикет распространялся… и на личную гигиену

Гигиена в дворянском этикете

Строгие правила поведения аристократы начинали осваивать с самых юных лет. Нонна Марченко пишет в книге «Приметы милой страны. Нравы и быт пушкинской эпохи», что главным признаком аристократа являлось именно умение держаться на людях. Этикет высшего сословия в то время представляется смешением правил, заимствованных из Европы, в первую очередь, из Франции.

Этикетом от дворян строго требовалось следование всем правилам личной гигиены. Безупречный вид и запах аристократа выступал неукоснительными атрибутами. Было принято менять перчатки после каждого посещения туалета. Такая смена происходила до шести раз за день.

Ватерклозеты

Первым в России туалетом с проточным смывом был оснащен Санкт-Петербургский Летний дворец в 1710 г. Первым личным ватерклозетом обзавелся сподвижник Петра Великого Александр Меншиков. Историк Игорь Зимин в книге «Зимний дворец. Люди и стены» пишет, что канализация появилась в этой императорской резиденции в 1826 г. Архитектор Карло Росси выделил специальные «места ватерклосетов» поблизости от Георгиевского зала.

В отличие от столичных аристократов, провинциальные дворяне пользовались обычными для той эпохи строениями с выгребными ямами вплоть до начала XX века.

В ночные часы

В то время как у крестьян в ходу были металлические горшки, дворяне пользовались фаянсовыми вазами. Эти сосуды тщательно прятали в спальне в предназначенных для этого шкафчиках. Выносить ночные вазы входило в утренние обязанности слуг.

Русский историк Игорь Зимин, описывая предметы мебели Зимнего дворца, включил в него «Ночной стул с кожаной подушкой и фаянсовым горшком». Аристократы с комфортом восседали на интимном предмете обстановки, а их испражнения оказывались прямо в вазе. Такие изделия нередко стоили дорого и выглядели как произведения искусства.

А что в дороге?

Путешествия в жизни дворянина занимали немалое количество времени. У мужчин в этом плане не было больших проблем, так как им не представляло труда отъехать на своем коне в сторону и справить нужду в ближайших зарослях. Дамы, путешествующие в каретах, использовали особый аналог ночной вазы – бурдалю, представляющий из себя продолговатой формы судно.

Зимин обнаружил в архивных документах Николая I показательный факт. В бухгалтерском отчете за 1840 г. упомянута плата 18 руб. за изготовление «дорожного судна». Бурдалю имели изящную форму и компактные размеры и с легкостью скрывались пышными юбками с кринолинами.

Конечно, этикет у дворян должен был присутствовать, ведь приходилось поддерживать о себе в обществе подобающее статусу мнение. Но наедине-то с собой, интересно, зачем было такие уж строгости при деликатностях соблюдать? Перчатки, наверное, можно было перед посещением энной комнаты, например, просто снять, чтобы не расходовать в день много пар? Или нельзя?..

Еще любопытное об историческом можно найти здесь:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.