Иван IV — первый из российских великих князей венчаный на царство, получил прозвище Грозный за свой крутой нрав и вспыльчивость. При всей противоречивости, фигура первого русского царя притягивала внимание не только историков, но и деятелей культуры. При этом, в советском кинематографе и театре к личности Ивана Васильевича сложилось неоднозначное отношение: многие актеры считали роль самодержца притягивающей несчастье.
В истории
Иван IV является сыном великого князя Василия III и Елены Глинской. На счету родившегося в 1530 году правителя ряд внешнеполитических побед, таких как завоевание Казанского и Астраханского ханств, созыв первого в истории Земского собора в 1549 году, создание Судебника и регулярных стрелецких частей. При этом его правление было омрачено такими явлениями как опричнина, закрепощение крестьян, а также кровопролитной Ливонской войной и конфликтом с крымским ханством, вылившимся в набеги и разорение русских земель.
Отдельного внимания заслуживают периоды насилия и репрессий в государстве, которые нередко связывают с одиозной личностью царя. Так, Руслан Григорьевич Скрынников в своей работе «Иван Грозный» пишет следующее: «Царь Иван всю жизнь воевал со своей знатью. Он пролил потоки крови, чтобы подорвать ее влияние. Эта цель стала едва ли не главной целью его жизни... Грозный расколол дворянское сословие, чтобы добиться неограниченной власти. Но воздвигнутое им здание оказалось непрочным.
Понадобились считанные недели, чтобы оно рухнуло». При этом, историк отмечает такие достижения как начало освоения Сибири и Урала, установление взаимоотношений с западноевропейскими государствами. По его мнению, прозвище «Грозный» Иван IV получил уже в последовавшее за его смертью Смутное время. Несмотря на свою неоднозначность, личность царя оказала глубокое влияние на историю российского государства.
В культуре
В культурной сфере образ Ивана Грозного по-разному интерпретировался художниками, писателями и режиссерами. Одним из самых известных в истории стал портрет кисти Виктора Васнецова. На нем царь, стоящий в полный рост, олицетворяет собой могущество и силу.
Еще одним значительным изображением стала написанная также в XIX веке картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». На ней зафиксирована трагическая сцена из жизни Ивана Васильевича: царь нанес смертельный удар собственному сыну, холодеющее тело которого он держит в руках. В глазах правителя художник изобразил безумие и ужас от содеянного.
В литературе над образом русского царя работали Алексей Константинович Толстой и Михаил Афанасьевич Булгаков. В литературных воплощениях Ивана Грозного сохранилась его жестокость и непреклонность. «Душегубства его были всегда облачены в наружность строгого правосудия» — пишет Толстой в своем романе «Князь Серебряный».
Проклятие роли
Кино и театр также активно эксплуатировали кровавый образ. Однако, после ряда случаев, в актерской среде сложилось поверье о том, что роль Ивана Грозного таит в себе проклятие, готовое обрушиться на каждого, кто возьмется за нее.
Одним из первых с ним столкнулся в 1945 году актер театра Николай Хмелев игравший Ивана Васильевича в спектакле «Трудные времена» по роману Алексея Толстого. Артист скончался от сердечного приступа прямо на генеральной репетиции постановки. На нем был полный грим и облачение царя.
Еще одним ярким примером стал фильм «Иван Грозный» культового советского режиссера Сергея Эйзенштейна. Великий художник не выдержал нагрузок при работе над фильмом и вскоре после работы над ним пережил инфаркт, который и стал причиной скорой смерти режиссера в 1948 году. Сыгравший в фильме главную роль Николай Черкасов позже снова взялся за ту же роль, на это раз в спектакле «Великий государь». Катастрофа не заставила себя ждать: в ходе поездки в Чехословакию Черкасов попал в аварию. Находившаяся в машине Любовь Орлова не пострадала вовсе, а сопровождавший их Григорий Александров сломал ключицу. Самому Черкасову повезло гораздо меньше — актер получил сильную травму лица и потерял несколько зубов.
Не миновала страшная участь и отца Михаила Боярского, Сергея. Подобно Хмелеву, актер скончался в ходе подготовки к постановке «Смерть Иоанна Грозного» в 1976 году. Он также играл главную роль.
Уже в 90-е годы роль унесла жизнь великого актера Евгения Евстигнеева. Съемки сериала «Ермак» так и не были завершены. Даже обследования у врачей не спасли Евстигнеева от сердечного приступа.
Позже, в 1995 году, смерти чудом избежал Александр Михайлов. Во время репетиций уже печально известного спектакля «Смерть Иоанна Грозного» у него пошла кровь из горла. Михайлов принял мужественное решение не отказываться от роли, однако настоял на том, чтобы слово «смерть» убрали из названия. Кроме того, перед каждым спектаклем или репетицией он читал вслух «Отче наш» и только после этого приступал к работе.
Несмотря на столь внушительный список трагических событий, проклятие постигало далеко не всех: Юрий Яковлев, игравший в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» с блеском воплотил образ самодержца и благополучно продолжил карьеру. Воплотивший в 2009 году кровавый образ музыкант Петр Мамонов прожил больше десяти лет, после съемок фильма «Царь». Таким образом, «проклятие» можно списать на череду роковых совпадений, что нисколько не мешает легенде жить в актерских кругах.
«Проклятыми» бывали и другие роли. Например, роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» воплотил на экране режиссер Михаил Бортко. Здесь на исполнителей разных ролей тоже сыпались всевозможные беды. Александр Адабашьян (Берлиоз) после окончания съемок перенес сердечный приступ. Олег Басилашвили (играл роль Воланда) произносил монолог и внезапно лишился голоса из-за кровоизлияния в голосовые связки. Хотя ничто, как говорят, не предвещало. Александр Галибин (по фильму – Мастер) попал в аварию и тяжело заболел бронхитом. И хоть не хочется верить именно в проклятье ролей, но возникают закономерные вопросы: почему же столько негативных и даже трагических ситуаций случается, совпадение?
90 лет назад, 1 декабря 1934 года, произошло одно из наиболее загадочных, таинственных, зловещих преступлений в мировой и отечественной истории. Его жертвой стал ближайший соратник Сталина, первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Сергей Миронович Киров.
Ведьма, сильфида, сатанесса – каких только прозвищ не давали Зинаиде Гиппиус ее современники. Одни преклонялись перед ее литературным талантом и «ботичеллиевской» красотой, другие боялись, оскорбляли и ненавидели.
Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2е место).
Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.