НА КАЛЕНДАРЕ

Проклятие Ивана Грозного: что произошло с актерами, сыгравшими царя

Кирилл Савушкин, cyrillitsa.ru   
05 Сентября 2022 г.

Иван IV — первый из российских великих князей венчаный на царство, получил прозвище Грозный за свой крутой нрав и вспыльчивость. При всей противоречивости, фигура первого русского царя притягивала внимание не только историков, но и деятелей культуры. При этом, в советском кинематографе и театре к личности Ивана Васильевича сложилось неоднозначное отношение: многие актеры считали роль самодержца притягивающей несчастье.

ПроклятиеИвана Грозного: что произошло с актерами, сыгравшими царя

В истории

Иван IV является сыном великого князя Василия III и Елены Глинской. На счету родившегося в 1530 году правителя ряд внешнеполитических побед, таких как завоевание Казанского и Астраханского ханств, созыв первого в истории Земского собора в 1549 году, создание Судебника и регулярных стрелецких частей. При этом его правление было омрачено такими явлениями как опричнина, закрепощение крестьян, а также кровопролитной Ливонской войной и конфликтом с крымским ханством, вылившимся в набеги и разорение русских земель.

Отдельного внимания заслуживают периоды насилия и репрессий в государстве, которые нередко связывают с одиозной личностью царя. Так, Руслан Григорьевич Скрынников в своей работе «Иван Грозный» пишет следующее: «Царь Иван всю жизнь воевал со своей знатью. Он пролил потоки крови, чтобы подорвать ее влияние. Эта цель стала едва ли не главной целью его жизни... Грозный расколол дворянское сословие, чтобы добиться неограниченной власти. Но воздвигнутое им здание оказалось непрочным.

Понадобились считанные недели, чтобы оно рухнуло». При этом, историк отмечает такие достижения как начало освоения Сибири и Урала, установление взаимоотношений с западноевропейскими государствами. По его мнению, прозвище «Грозный» Иван IV получил уже в последовавшее за его смертью Смутное время. Несмотря на свою неоднозначность, личность царя оказала глубокое влияние на историю российского государства.

В культуре

В культурной сфере образ Ивана Грозного по-разному интерпретировался художниками, писателями и режиссерами. Одним из самых известных в истории стал портрет кисти Виктора Васнецова. На нем царь, стоящий в полный рост, олицетворяет собой могущество и силу.

Еще одним значительным изображением стала написанная также в XIX веке картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». На ней зафиксирована трагическая сцена из жизни Ивана Васильевича: царь нанес смертельный удар собственному сыну, холодеющее тело которого он держит в руках. В глазах правителя художник изобразил безумие и ужас от содеянного.

В литературе над образом русского царя работали Алексей Константинович Толстой и Михаил Афанасьевич Булгаков. В литературных воплощениях Ивана Грозного сохранилась его жестокость и непреклонность. «Душегубства его были всегда облачены в наружность строгого правосудия» — пишет Толстой в своем романе «Князь Серебряный».

Проклятие роли

Кино и театр также активно эксплуатировали кровавый образ. Однако, после ряда случаев, в актерской среде сложилось поверье о том, что роль Ивана Грозного таит в себе проклятие, готовое обрушиться на каждого, кто возьмется за нее.

Одним из первых с ним столкнулся в 1945 году актер театра Николай Хмелев игравший Ивана Васильевича в спектакле «Трудные времена» по роману Алексея Толстого. Артист скончался от сердечного приступа прямо на генеральной репетиции постановки. На нем был полный грим и облачение царя.

Проклятие Ивана Грозного: что произошло с актерами, сыгравшими царя

Еще одним ярким примером стал фильм «Иван Грозный» культового советского режиссера Сергея Эйзенштейна. Великий художник не выдержал нагрузок при работе над фильмом и вскоре после работы над ним пережил инфаркт, который и стал причиной скорой смерти режиссера в 1948 году. Сыгравший в фильме главную роль Николай Черкасов позже снова взялся за ту же роль, на это раз в спектакле «Великий государь». Катастрофа не заставила себя ждать: в ходе поездки в Чехословакию Черкасов попал в аварию. Находившаяся в машине Любовь Орлова не пострадала вовсе, а сопровождавший их Григорий Александров сломал ключицу. Самому Черкасову повезло гораздо меньше — актер получил сильную травму лица и потерял несколько зубов.

Не миновала страшная участь и отца Михаила Боярского, Сергея. Подобно Хмелеву, актер скончался в ходе подготовки к постановке «Смерть Иоанна Грозного» в 1976 году. Он также играл главную роль.

Уже в 90-е годы роль унесла жизнь великого актера Евгения Евстигнеева. Съемки сериала «Ермак» так и не были завершены. Даже обследования у врачей не спасли Евстигнеева от сердечного приступа.

Позже, в 1995 году, смерти чудом избежал Александр Михайлов. Во время репетиций уже печально известного спектакля «Смерть Иоанна Грозного» у него пошла кровь из горла. Михайлов принял мужественное решение не отказываться от роли, однако настоял на том, чтобы слово «смерть» убрали из названия. Кроме того, перед каждым спектаклем или репетицией он читал вслух «Отче наш» и только после этого приступал к работе.

Проклятие Ивана Грозного: что произошло с актерами, сыгравшими царя

Несмотря на столь внушительный список трагических событий, проклятие постигало далеко не всех: Юрий Яковлев, игравший в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» с блеском воплотил образ самодержца и благополучно продолжил карьеру. Воплотивший в 2009 году кровавый образ музыкант Петр Мамонов прожил больше десяти лет, после съемок фильма «Царь». Таким образом, «проклятие» можно списать на череду роковых совпадений, что нисколько не мешает легенде жить в актерских кругах.

Проклятие Ивана Грозного: что произошло с актерами, сыгравшими царя

«Проклятыми» бывали и другие роли. Например, роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» воплотил на экране режиссер Михаил Бортко. Здесь на исполнителей разных ролей тоже сыпались всевозможные беды. Александр Адабашьян (Берлиоз) после окончания съемок перенес сердечный приступ. Олег Басилашвили (играл роль Воланда) произносил монолог и внезапно лишился голоса из-за кровоизлияния в голосовые связки. Хотя ничто, как говорят, не предвещало. Александр Галибин (по фильму – Мастер) попал в аварию и тяжело заболел бронхитом. И хоть не хочется верить именно в проклятье ролей, но возникают закономерные вопросы: почему же столько негативных и даже трагических ситуаций случается, совпадение?

На нашем сайте читайте также:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Пренебрегая правдой
    С момента печально известного XX съезда компартии Советского Союза прошло 68 лет (1956 г.)
  • Классик, который всегда с тобой
    21 июля исполнилось 125 лет со дня рождения Эрнеста Хемингуэя.
  • Искушение «Валькирией»
    А если бы Гитлер был убит 20 июля 1944 года?
  • Поклон «Одессе-маме»
    130 лет назад родился Исаак Бабель
  • Сказание о Муравьеве-Амурском
    В 2019 году наша газета сообщала о выходе в свет исторического романа Александра Ведрова "Муравьев-Амурский, преобразователь Востока". За прошедшее время книга не затерялась на полках читателей, напротив, её статус и популярность неуклонно возрастают.
  • Возвращение индексации
    Ну наконец-то, свершилось! На днях принят закон, согласно которому с 1 февраля 2025 года возвращается индексация пенсий работающим пенсионерам. Ее власти отменили еще в 2016 году.
  • Цезарю и не снилось. Древний мир и современная эпоха
    История никогда не повторяется один в один. И время чуть иное, и персонажи изменились, и антураж, интерьер, макияж… И все же определенные, порой очень важные параллели можно найти. А раз так, то и поразмыслить, как сделать, чтобы повторить прежние успехи (пусть и в новом варианте) или, наоборот, избежать уже допущенных ошибок. Ну, или точнее, оценить нынешнюю ситуацию и спрогнозировать будущее.
  • Солнце светит всем
    Анатолий Александрович родился в 1941 г. в Иркутске. В 1965 г. окончил биолого-почвенный факультет ИГУ. Организатор и лидер неформального общественного объединения «Движение в защиту Байкала» (1987 г.). В 1991 г. избран почётным членом Фонда Байкала вместе с Галазием и Распутиным. В 2021 г. награждён Российской академией естественных наук медалью академика Моисеева за вклад в дело ликвидации БЦБК... Ну и так далее. Личность хорошо известная как минимум в Иркутской области, а тем более читателям газеты «Мои года», где он преимущественно печатается. Живёт в Иркутске.
  • «Жизнь на исходе – чудо!»
    Игорь Аброскин родился в 1958 г. в Баку. Окончил Днепропетровский университет. Служил в армии. Работал в организации «Оргхим» при строительстве «Саянскхимпрома». Один из создателей «Литературного кафе» в Саянске в 80­е годы. Первый из тех, кто сколачивал неформальное литературное объединение «Помост» на рубеже 80­х–90­х. Автор большой подборки в солидном иркутском альманахе «Стихи по кругу» (1990 г.). Один из авторов юбилейных городских альманахов «Серебряный Саянск», «Саянск 2000», «Ковчег». Не однократно печатался в альманахах поэзии «Иркутское время». Первая книга «Все?..» вышла в 1998 г., вторая – «Самостоянье» в 2023­м. Стихи из неё – в этом выпуске.
  • На музыкальном Олимпе: 210 лет со дня рождения Кристофа Глюка
    Кристоф Глюк – австрийский композитор XVIII века, представитель классической оперной школы. Известен как объединитель французских и итальянских традиций, музыкальный новатор. Рыцарь ордена Золотой шпоры.
  • Кирзовые сапоги
    Владимир Васильевич родился в 1951 г. в посёлке Курагино Красноярского края. В 1972 г. окончил физико-математический факультет в Красноярске, преподавал физику в школах и самостоятельно изучал психологию. После аспирантуры в Москве получил учёную степень по психологии. Пишет картины, короткие рассказы и короткие же стихи. С его литературными произведениями мы уже знакомили наших читателей, а эти «эссе» – из новых сочинений автора.
  • Вот что нужно повторить
    Вслед 80-летию открытия Второго фронта
  • Если завтра война…
    О трагедии 22 июня 1941года издано немало литературы военного и политического характера. Однако о событиях, предшествующих этой дате, на самом деле известно очень мало, а та информация, которая доступна, весьма противоречива, фрагментарна и сумбурна.
  • Исполнилось 90 лет со дня рождения Юрия Визбора
    Юрий Визбор – бард, поэт, актер, журналист, художник, сценарист. В его творческом наследии свыше трех сотен песен. Всё, за что он брался, получалось ярко и талантливо.
  • «Не верь, разлукам, старина…»: вспоминая Юрия Визбора
    В конце минувшей недели, уже ночью, случайно наткнулся на канале «Культура» на передачу о жизни и творчестве Юрия Визбора, популярнейшего в дни нашей молодости барда-шестидесятника. Посмотрел ее на одном дыхании до конца, а потом еще долго не мог заснуть – настолько сильно эмоционально эта передача взбудоражила, настолько всколыхнула память и чувства…
  • 135 лет со дня рождения Анны Ахматовой
    Яркая, талантливая, самобытная, неповторимая. Именно такими словами хочется охарактеризовать поэта (она терпеть не могла слово «поэтесса») Анну Ахматову. Она пережила две революции и две мировых войны, узнала на себе, что такое сталинские репрессии и смерть самых дорогих людей. Она выходила замуж три раза, но ни один из браков не принес ей настоящего женского счастья. Ее сын тоже подвергся политическим репрессиям и до последнего считал, что для матери важнее ее творчество, а не он. Долгие годы ее стихи были под запретом, некоторые увидели свет спустя два десятилетия после ее смерти.
  • Сцена – выше жизни: вспоминая Юрия Соломина
    …Толпа заполнила Театральную площадь, перелилась через дорогу к зданию Большого. От ЦУМа – дальше, по Петровке. А люди все шли и шли. И у каждого в руках – цветы. Январский снег падал на яркие бутоны, превращая их в пушистые снежные шарики. Над площадью тихо плывет траурная живая музыка. Играет Камерный оркестр, за пультом – Башмет. Зрителей, учеников, чиновников всех рангов, дипломатов многих стран – всех собрал в этот зимний день Юрий Соломин. Люди пришли поклониться его памяти. Кто-то из учеников вспомнил, как совсем недавно на его юбилее они желали ему много… много… и долго… долго… А он, улыбаясь, спокойно сказал: «Ничего, скоро вы проводите меня в другую труппу. А труппа там подобралась очень даже хорошая». И вот – провожают.
  • Вчерашние новости
    Дело в том, что все новости, в принципе, вчерашние или даже позавчерашние, так или иначе случились, произошли. И журналист ловит лишь их отзвуки…Вот и я решил заострить внимание читателей на двух новостях, оставивших в душе моей эти отзвуки, отклики.
  • А что если Трамп?
    Казалось бы, тоже мне проблема – где мы, а где Америка. Хотя бы в географическом смысле. Но сейчас причины и следствия событий, касающихся чуть ли не каждого из нас, уходят, в том числе и туда, за океан. Вот и, наверное, не самая дружественная, но расхожая прибаутка гласит: «Какая в России национальная идея? Победа Трампа на выборах в США!». А как известно, в каждой шутке есть лишь доля шутки.
  • Несравненные «олимпийцы»
    Быстрее. Выше. Сильнее. Олимпийский девиз