Евгений Евстигнеев: грани таланта |
06 Октября 2016 г. |
9 октября исполняется 90 лет со дня рождения любимого советского актёра Евгения Евстигнеева. Евгений Евстигнеев родился и вырос в Нижнем Новгороде – на окраине, которая называлась посёлком Володарского. Его родители были рабочими на заводе. Женя рано, шести лет, остался без отца, мама второй раз вышла замуж, но и отчим умер, когда мальчику было семнадцать. До войны Женя успел окончить семилетку и в сорок первом пошёл работать электромонтёром. Потом год проучился в техникуме, но после смерти отчима вернулся слесарем на завод. В 1944 году Евстигнеев поступил в студию при Драматическом театре имени Горького. Но мама будущего артиста пришла на приём к начальнику отдела кадров и упросила его не отдавать сыну документы. Тот пошёл навстречу матери и не отпустил Евгения на учёбу. Тогда Евстигнеев начал в свободное от работы время играть в любительском драмкружке и в самодеятельном джазе. Евгений был очень музыкален и освоил не только гитару, но и ударные, рояль и даже вилки! Вечерами талантливый юноша играл в джаз-оркестре, и его выступления приводили публику в полный восторг. Слава Евстигнеева достигла ушей Виталия Лебского, занимавшего должность директора Горьковского театрального училища. Виталий Александрович предложил Евстигнееву попробовать себя в качестве драматического актёра. Через два дня Евгений без экзаменов был принят в театральное училище. Окончив курс, молодой актёр еще три года работал по распределению во Владимирском областном театре. Там он открыл в себе талант комического актёра, но решил учиться дальше, уже в Москве. 28-летнего Евгения сразу же приняли на третий курс школы-студии МХАТ. Его сокурсниками были Доронина, Басилашвили, Козаков и Галина Волчек. Вот как вспоминала Галина Волчек о своей первой встрече с Евстигнеевым: «Вдруг среди нас на лестничной площадке встал до дикости странный парень. Стоял он очень прямо, по третьей балетной позиции — руки висели по бокам, одна чуть согнута, мизинец левой руки с длинным ногтем был оттопырен, из-под брюк виднелись жёлтые модельные ботинки с узором из дырочек. Голова была без пышной шевелюры, на правой руке висел плащ, именуемый «мантель», и, время от времени кидая в урну свой согнутый «Беломор» и видя проходящую мимо какую-нибудь студентку, он, как бы прочищая глотку, как это делают певцы, говорил: «Розочка, здрасте!». Он произносил именно «здрас-сте», нажимая на букву «с» и пропуская все остальные, называл всех женщин «Розочка», потому что в его представлении именно так должен был стоять, говорить и действовать светский лев, интеллигент и будущий столичный артист». После окончания школы-студии Евгению Александровичу предложили остаться в труппе МХАТа. Многие молодые актёры не смели и мечтать о таком счастье, но Евстигнеев отказался. Он хотел большей самостоятельности и новых открытий в искусстве. Как раз в то время создавался «Современник». Евстигнеев органично вписался в молодую компанию, с лёгкостью преодолев возрастную разницу в семь лет. «Современник» и МХАТ В 1960 году Евстигнеев сыграл свою звёздную роль в «Современнике» — короля-жениха в спектакле «Голый король». Успех у спектакля был оглушительный. При этом критики отзывались о постановке очень резко, и даже ходили слухи о закрытии театра. В 1971 году Евстигнеев всё-таки вернулся во МХАТ следом за Олегом Ефремовым и Олегом Табаковым. В 1974 году за театральную работу ему была присуждена Государственная премия. Сам Евстигнеев говорил о себе так: «Я всю жизнь набирал мастерство. Постепенно. У меня не было творческих взлётов или провалов. Работал, двигался. Я – характерный актёр, потому и роли играл разные, преимущественно не главные. Считаю, что актёр должен уметь и хотеть играть всё, то есть как профессионал я должен уметь и хотеть играть и Шекспира, и Шкваркина. Другой вопрос – надо ли актёру давать играть всё, что он ни пожелает, но уметь он обязан».
В кадре В 1957 году Евстигнеев дебютировал на экране небольшой ролью капитана Петерсона в фильме «Поединок» по одноимённой повести Куприна. Первой большой работой в кино для артиста стала роль начальника пионерского лагеря Дынина в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним воспрещён», который вышел на экраны в 1964 году. Особую страницу в творчестве Евгения Евстигнеева занимает его сотрудничество с режиссёром Эльдаром Рязановым. Их первой совместной работой стала комедия «Берегись автомобиля». Актёр в очередной раз доказал, что не бывает маленьких ролей, и любой персонаж, сыгранный настоящим мастером, запоминается зрителям на десятилетия. Евстигнеев перевоплотился в режиссёра самодеятельного театра, и его фраза «А не замахнуться ли нам на Вильяма нашего, Шекспира» стала поистине крылатой. Евстигнеев снялся ещё в нескольких фильмах Рязанова: «Зигзаг удачи», «Старики-разбойники», «Невероятные приключения итальянцев в России». «Приходил на сцену человек, невероятно естественный, органичный, талантливый, входил в кадр, в сцену и делал сразу всё, что я от него хотел», — вспоминал Эльдар Рязанов. Евгению Александровичу прекрасно удавались не только комические роли. До сих пор невозможно себе представить кого-либо другого, кроме Евстигнеева, в роли Корзухина в фильме «Бег» или профессора Плейшнера в фильме «Семнадцать мгновений весны». Глубоко драматические образы тронули сердца миллионов зрителей. Перечислять работы Евгения Евстигнеева можно долго. Все они – многочисленные грани одного огромного бриллианта. Как тут определить, какая из всех перечисленных ролей является самой-самой?.. И всё-таки, если сейчас можно было бы спросить у Евстигнеева, каким он хотел бы остаться в памяти зрителей, вполне вероятно, что он, вероятно, назвал бы профессора Преображенского из фильма «Собачье сердце». В этой роли актёр воплотил образ настоящего русского учёного и интеллигента, человека честного, очень порядочного, не терпящего хамства и невежества. Три женщины Евгений Александрович был трижды женат. Со своей первой женой актрисой Галиной Волчек он познакомился в Школе-студии. Их брак вызвал неоднозначную реакцию окружающих, а родные Галины и вовсе были в шоке от лысеющего жениха деревенского происхождения. Лиловый бостоновый костюм «на вырост», крепдешиновый бант на шее... Но Галина Борисовна вспоминала: «Самым важным было для меня то, что я сразу увидела в нём большого артиста, а потому личность... Несмотря на всякие разговоры, мы поженились». У супругов родился сын Денис, но потом брак распался. Второй женой Евстигнеева стала актриса «Современника» красавица Лилия Журкина. В 1968 году родилась дочь Маша. Поначалу семейные отношения были безоблачными, потом Лилия тяжело заболела. Её актерская судьба не сложилась, и она очень ревновала мужа к успеху. В 1986 году Лилии Журкиной не стало. В конце восьмидесятых актёр женился вновь на своей студентке Ирине Цивиной. Брак был очень счастливым. Все заметили, что Евгений Александрович ухожен, лучше выглядит, у него появились новые силы. Трагедия Первого марта 1992 года Евгений Евстигнеев сыграл спектакль, а второго улетел с женой в Лондон. Там ему должны были делать операцию на сердце, которое было серьёзно подорвано двумя инфарктами. Ирина Цивина: «Он говорил: «У меня столько сил и энергии, я столько ещё могу сделать, а сердце, как двигатель в старой машине, не тянет. Надо только двигатель отремонтировать, и всё будет в порядке». Евгений Александрович хотел успеть к следующему своему спектаклю «Игроки» в конце марта. Но актёр скончался за день до предполагаемой операции, 4 марта в Лондоне, в возрасте 65 лет. Тэги: |
|