НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Евгений Евстигнеев: грани таланта

06 Октября 2016 г.

evstigneev evgenii 

9 октября исполняется 90 лет со дня рождения любимого советского актёра Евгения Евстигнеева.

Евгений Евстигнеев родился и вырос в Нижнем Новгороде – на окраине, которая называлась посёлком Володарского. Его родители были рабочими на заводе. Женя рано, шести лет, остался без отца, мама второй раз вышла замуж, но и отчим умер, когда мальчику было семнадцать. До войны Женя успел окончить семилетку и в сорок первом пошёл работать электромонтёром. Потом год проучился в техникуме, но после смерти отчима вернулся слесарем на завод.

В 1944 году Евстигнеев поступил в студию при Драматическом театре имени Горького. Но мама будущего артиста пришла на приём к начальнику отдела кадров и упросила его не отдавать сыну документы. Тот пошёл навстречу матери и не отпустил Евгения на учёбу. Тогда Евстигнеев начал в свободное от работы время играть в любительском драмкружке и в самодеятельном джазе.

Евгений был очень музыкален и освоил не только гитару, но и ударные, рояль и даже вилки! Вечерами талантливый юноша играл в джаз-оркестре, и его выступления приводили публику в полный восторг.

Слава Евстигнеева достигла ушей Виталия Лебского, занимавшего должность директора Горьковского театрального училища. Виталий Александрович предложил Евстигнееву попробовать себя в качестве драматического актёра. Через два дня Евгений без экзаменов был принят в театральное училище.

Окончив курс, молодой актёр еще три года работал по распределению во Владимирском областном театре. Там он открыл в себе талант комического актёра, но решил учиться дальше, уже в Москве.

28-летнего Евгения сразу же приняли на третий курс школы-студии МХАТ. Его сокурсниками были Доронина, Басилашвили, Козаков и Галина Волчек.

Вот как вспоминала Галина Волчек о своей первой встрече с Евстигнеевым: «Вдруг среди нас на лестничной площадке встал до дикости странный парень. Стоял он очень прямо, по третьей балетной позиции — руки висели по бокам, одна чуть согнута, мизинец левой руки с длинным ногтем был оттопырен, из-под брюк виднелись жёлтые модельные ботинки с узором из дырочек. Голова была без пышной шевелюры, на правой руке висел плащ, именуемый «мантель», и, время от времени кидая в урну свой согнутый «Беломор» и видя проходящую мимо какую-нибудь студентку, он, как бы прочищая глотку, как это делают певцы, говорил: «Розочка, здрасте!». Он произносил именно «здрас-сте», нажимая на букву «с» и пропуская все остальные, называл всех женщин «Розочка», потому что в его представлении именно так должен был стоять, говорить и действовать светский лев, интеллигент и будущий столичный артист».

После окончания школы-студии Евгению Александровичу предложили остаться в труппе МХАТа. Многие молодые актёры не смели и мечтать о таком счастье, но Евстигнеев отказался. Он хотел большей самостоятельности и новых открытий в искусстве. Как раз в то время создавался «Современник». Евстигнеев органично вписался в молодую компанию, с лёгкостью преодолев возрастную разницу в семь лет.

«Современник» и МХАТ

В 1960 году Евстигнеев сыграл свою звёздную роль в «Современнике» — короля-жениха в спектакле «Голый король». Успех у спектакля был оглушительный. При этом критики отзывались о постановке очень резко, и даже ходили слухи о закрытии театра.

В 1971 году Евстигнеев всё-таки вернулся во МХАТ следом за Олегом Ефремовым и Олегом Табаковым. В 1974 году за театральную работу ему была присуждена Государственная премия.

Сам Евстигнеев говорил о себе так: «Я всю жизнь набирал мастерство. Постепенно. У меня не было творческих взлётов или провалов. Работал, двигался. Я – характерный актёр, потому и роли играл разные, преимущественно не главные. Считаю, что актёр должен уметь и хотеть играть всё, то есть как профессионал я должен уметь и хотеть играть и Шекспира, и Шкваркина. Другой вопрос – надо ли актёру давать играть всё, что он ни пожелает, но уметь он обязан».

В кадре

В 1957 году Евстигнеев дебютировал на экране небольшой ролью капитана Петерсона в фильме «Поединок» по одноимённой повести Куприна. Первой большой работой в кино для артиста стала роль начальника пионерского лагеря Дынина в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним воспрещён», который вышел на экраны в 1964 году.

Особую страницу в творчестве Евгения Евстигнеева занимает его сотрудничество с режиссёром Эльдаром Рязановым. Их первой совместной работой стала комедия «Берегись автомобиля». Актёр в очередной раз доказал, что не бывает маленьких ролей, и любой персонаж, сыгранный настоящим мастером, запоминается зрителям на десятилетия. Евстигнеев перевоплотился в режиссёра самодеятельного театра, и его фраза «А не замахнуться ли нам на Вильяма нашего, Шекспира» стала поистине крылатой.

Евстигнеев снялся ещё в нескольких фильмах Рязанова: «Зигзаг удачи», «Старики-разбойники», «Невероятные приключения итальянцев в России».

«Приходил на сцену человек, невероятно естественный, органичный, талантливый, входил в кадр, в сцену и делал сразу всё, что я от него хотел», — вспоминал Эльдар Рязанов.

Евгению Александровичу прекрасно удавались не только комические роли. До сих пор невозможно себе представить кого-либо другого, кроме Евстигнеева, в роли Корзухина в фильме «Бег» или профессора Плейшнера в фильме «Семнадцать мгновений весны». Глубоко драматические образы тронули сердца миллионов зрителей.

Перечислять работы Евгения Евстигнеева можно долго. Все они – многочисленные грани одного огромного бриллианта. Как тут определить, какая из всех перечисленных ролей является самой-самой?.. И всё-таки, если сейчас можно было бы спросить у Евстигнеева, каким он хотел бы остаться в памяти зрителей, вполне вероятно, что он, вероятно, назвал бы профессора Преображенского из фильма «Собачье сердце». В этой роли актёр воплотил образ настоящего русского учёного и интеллигента, человека честного, очень порядочного, не терпящего хамства и невежества.

Три женщины

Евгений Александрович был трижды женат. Со своей первой женой актрисой Галиной Волчек он познакомился в Школе-студии. Их брак вызвал неоднозначную реакцию окружающих, а родные Галины и вовсе были в шоке от лысеющего жениха деревенского происхождения. Лиловый бостоновый костюм «на вырост», крепдешиновый бант на шее... Но Галина Борисовна вспоминала: «Самым важным было для меня то, что я сразу увидела в нём большого артиста, а потому личность... Несмотря на всякие разговоры, мы поженились». У супругов родился сын Денис, но потом брак распался.

Второй женой Евстигнеева стала актриса «Современника» красавица Лилия Журкина. В 1968 году родилась дочь Маша. Поначалу семейные отношения были безоблачными, потом Лилия тяжело заболела. Её актерская судьба не сложилась, и она очень ревновала мужа к успеху. В 1986 году Лилии Журкиной не стало.

В конце восьмидесятых актёр женился вновь на своей студентке Ирине Цивиной. Брак был очень счастливым. Все заметили, что Евгений Александрович ухожен, лучше выглядит, у него появились новые силы.

Трагедия

Первого марта 1992 года Евгений Евстигнеев сыграл спектакль, а второго улетел с женой в Лондон. Там ему должны были делать операцию на сердце, которое было серьёзно подорвано двумя инфарктами. Ирина Цивина: «Он говорил: «У меня столько сил и энергии, я столько ещё могу сделать, а сердце, как двигатель в старой машине, не тянет. Надо только двигатель отремонтировать, и всё будет в порядке». Евгений Александрович хотел успеть к следующему своему спектаклю «Игроки» в конце марта. Но актёр скончался за день до предполагаемой операции, 4 марта в Лондоне, в возрасте 65 лет.

  • Расскажите об этом своим друзьям!