В прошлом суровая профессия палача была образом жизни. Внушая суеверный страх другим людям, «работники меча и топора», тем не менее, имели и особые привилегии.
Запятнанное ремесло
История знает немало примеров того, как много в иные времена у палачей было работы. Вспомнить хотя бы Великую французскую революцию. Согласно «Истории Французской революции» Владимира Ревункова, в те кровавые дни на плахе сложило головы не только монаршее семейство, но и несколько тысяч граждан самых разных сословий.
В России положение было ничуть не лучше. Зная несправедливость власть имущих, простые граждане не могли поручиться за то, что не окажутся на плахе завтра сами. Палач с его окровавленным топором был символом ужасной и несправедливой гибели.
Его профессия становилась клеймом на всю жизнь и передавалась по наследству. К палачам боялись прикасаться. За них не хотели идти замуж девушки из благородных родов. Палачи заключали браки с представительницами таких же «отверженных» семейств.
Одной из самых известных династий палачей был парижский род Сансонов. Согласно словарю Брокгауза и Эфрона, они рубили головы французам всех сословий на протяжении нескольких веков (1688—1847).
Зато на рынке всё бесплатно
Помимо описанных неудобств, профессия палача имела и свои выгоды. Во-первых, это было надежное рабочее место. На пост палача претендентов было немного, так что конкуренции опасаться не приходилось.
Во-вторых, от каждой казни «заплечных дел мастер» получал неплохую мзду. Как писал в «Записках палача» один из Сансонов, приговоренные всегда старались ему заплатить, чтобы казнь прошла максимально быстро и безболезненно.
Еще одним преимуществом этой профессии было то, что палача в городе все отлично знали и брать его запятнанные кровью деньги не хотели. Он просто приходил на рынок и получал любые продукты даром. Никому из торговцев даже в голову не приходило требовать с палача какую-то плату. Это правило действовало практически во всех европейских странах и России.
Работнику эшафота оно было только на руку, ведь официальная зарплата оставляла желать лучшего. По Уложению 1649 года в России палач получал всего 4 рубля в год. При таком окладе дармовые продукты с рынка были очень даже кстати. Кроме этого, после каждой казни палач мог забрать себе сапоги, ремень и другие ценные вещи казненного.
Нет казней — нет доходов
Пока в государстве происходило много казней, исполнявшим их людям жилось хорошо. Однако отсутствие работы неизбежно приводило к кризису. Последнему из Сансонов, Клеману Анри, довелось жить в достаточно мирную эпоху. Головы гражданам стали рубить редко. Доходы палача резко сократились.
Закончилось все неслыханным событием: Сансон влез в ужасные долги и был вынужден заложить гильотину. Чуть ли не в тот же день было объявлено о предстоящей казни. Палач бросился к ростовщику забирать орудие производства, но тот из принципа отказался его возвращать. За такое разбазаривание казенного имущества Сансон был с позором уволен со своего поста.
И еще чуть подробнее о Сансонах — династии парижских палачей. Шарль Сансон был назначен главным палачом Парижа в 1688 году указом Людовика XIV, где и основал свою династию. Все известные уголовные и политические преступники Франции в течение двух столетий были казнены членами семьи Сансонов. Ух, кровожадная же была семейка!
Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.