НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2025-06-19-06-51-14
На прошлой неделе исполнилось 50 лет народному артисту России, почетному гражданину Иркутской области и города Иркутска Денису Мацуеву. За свою карьеру знаменитый пианист успел покорить главные концертные залы мира, стать лауреатом множества престижных премий и наград, а также оказаться в центре...
2025-06-20-06-27-49
От редакции: В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся в иных местах более чем на 100 метров, и Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом, который поглотил бесчисленное количество мелких и крупных...
2025-07-01-09-36-58
125 лет назад родился Антуан де Сент-Экзюпери.
2025-07-01-10-18-32
Константин Демидов – автор двух поэтических сборников: «Признание» (2003), «Есть у сердца Родина» (2021). Его стихи публиковались в сборниках поселка Большой Луг, Шелехова и...
2025-07-01-10-24-11
С этим нашим автором – Виктором Калинкиным наш читатель уже знаком (его рассказ «Сирота» был опубликован в апрельском номере «Перевала»). Виктор Николаевич родился в 1950 году в Забайкалье, окончил отделение журналистики ИГУ в 1978 году, работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002...

Императрица Мария Фёдоровна: венценосная модница

06 Января 2020 г.

Российская императрица Мария Фёдоровна — жена императора Павла I и мать самодержцев Александра I и Николая I — пристально следила за всеми новинками в мире моды и вовремя шила новые платья

Императрица Мария Фёдоровна: пристально следила за всеми новинками в мире моды и вовремя шила новые платья

Портрет великой княгини Марии Федоровны. Около 1777, Рослин Александр (1718 – 1793)

Императрица Мария Фёдоровна, жена императора Павла I и мать самодержцев Александра I и Николая I, слыла большой модницей. Свой высокий статус она подтверждала не только делом — а она патронировала многие учебные заведения России и воспитательные дома, — но и нарядами, причёсками, осанкой. Об этом писали современники царицы, в этом можно убедиться и сейчас: в Павловске, любимой загородной резиденции Марии Фёдоровны, открылась выставка её костюмов.

Платья в наследство

Кроме вещей из Павловска, здесь представлены платья императрицы из Эрмитажа и Гатчинского музея. А Музеи Кремля прислали изображения сохранившихся элементов коронационного наряда Марии Фёдоровны — корсета, шлейфа и туфель: исторические ткани могли не пережить переезда из Москвы в Петербург.

Известно, что у императрицы было множество платьев — сотни, если не тысячи. Но в экспозиции их только 14. Тем не менее это — её полный сохранившийся гардероб.

«В то время платья были очень дорогими, их шили из роскошных тканей, каждое было настоящим произведением искусства, — рассказала директор Государственного музея-заповедника «Павловск» Вера Дементьева. — Ценные платья завещали, передавали по наследству, даруя им вторую жизнь».

Императрица Мария Фёдоровна: пристально следила за всеми новинками в мире моды и вовремя шила новые платья

Портрет императрицы Марии Фёдоровны. Художник Джордж Доу,1820-е. Холст, масло

Платья в подарок получали не только приближённые фрейлины. По традиции, богато расшитые наряды передавали церквям и монастырям — там из них шили облачения священников, алтарные покровы, пологи. Кстати, так же происходило во всей Европе. Вот и англичане недавно обнаружили ткань с наряда королевы Елизаветы I в крошечной деревенской церквушке в графстве Хартфордшир. По договору с церковью драгоценный материал поместили на выставку в музей. Посетители могут убедиться, что декор ткани полностью соответствует платью, в котором королева-девственница изображена на одном из самых известных своих портретов.

«В нашей стране — с учётом революционных бурь — такие находки вряд ли возможны», — вздохнула Вера Дементьева.

Так что на выставке в Павловске — только те платья, которые так и остались нарядами Марии Фёдоровны. Показывают публике их редко: ткани очень нежные, им требуются особые условия хранения. И то, что выставка открылась в канун Нового года, — очень кстати: возможно, что в каком-то из этих бальных платьев Мария Фёдоровна танцевала на Рождественском балу, а в каких-то парадных нарядах принимала официальные поздравления от сановников и послов.

Императрица Мария Фёдоровна: пристально следила за всеми новинками в мире моды и вовремя шила новые платья

Бальное платье, 1827 год. После смерти Марии Фёдоровны на этом платье нашли приколотую записку, гласящую, что это её любимое платье. Наряд сшит из жёлтого шелкового атласа с муаровым узором. Завышенная линия талии. Рукава короткие и пышные, «фонариком», покрыты жёлтым тюлем и лентами из атласа. Юбка сильно расширяется книзу и завершается шлейфом. Форму юбки внизу поддерживают три валика. Подол обшит оборкой из кружева блонды и тюля.

Весь день в нарядах

София Мария Доротея Августа Луиза, принцесса Вюртембергская должна была стать герцогиней Гессенской. Но когда свадьба с принцем Людвигом была на носу, на прелестную девушку пал выбор русской императрицы Екатерины II: она решила, что её рано овдовевшему сыну Павлу именно такая вторая жена и нужна. Помолвку с Людвигом расторгли, а Павла отправили в Берлин знакомиться с невестой.

По свидетельствам современников, юная София, получившая в России имя Мария Фёдоровна, целыми днями ходила в пышных нарядах: «То, что утомляет других женщин, ей нипочём, — писал церемониймейстер двора Павла I граф Фёдор Головкин. — Даже во время беременности она не снимает с себя парадного платья, и между обедом и балом, когда другие женщины надевают капот, она, неизменно затянутая в корсет, занимается перепиской, вышиванием и иногда работает даже с медальером Лампрехтом».

Мария Фёдоровна пристально следила за всеми новинками в мире моды и вовремя шила новые платья. Во время европейского Гран-тура, который великокняжеская чета совершила в 1781-1782 годах, российская принцесса ни в чём не уступала в пышности нарядов принимавшей их королеве Франции Марии-Антуанетте. Версальский двор надолго запомнил небольшую птичку из драгоценных камней, прикреплённую пружинкой к причёске Марии Фёдоровны, — во время ходьбы она раскачивалась и хлопала крыльями по бутону розы.

Императрица Мария Фёдоровна: пристально следила за всеми новинками в мире моды и вовремя шила новые платья

Платье кавалерственной дамы ордена Святой Екатерины Большого креста, 1790-е годы Единственное из сохранившихся в российских музеях орденских женских платьев. Хотя когда-то их было много: каждый год 24 ноября все кавалериссы Ордена собирались в Зимнем дворце именно в таких нарядах — начальницу Ордена отличала лишь зелёная мантия с горностаями. Корсаж из серебряного глазета на двенадцати пластинках китового уса со шнуровкой на спине. Отделка из зелёного бархата с вышивкой блёстками по краям. Вырез и рукава обшиты кружевными воланами. Юбка из серебряного глазета с отделкой зелёным бархатом, как и бархатный шлейф, украшена вышитым орнаментом из золочёной нити, канителью и блёстками. Подлинное кружево не сохранилось: так оно было очень дорогим, его постоянно перешивали с одного платья на другое. При реставрации его заменила имитация, выполненная в начале XX века.

Наряды великая княгиня заказывала у лучших модельеров Европы. Например, во Франции она сшила несколько платьев у Роз Бертен, личной модистки королевы, а по возвращении в Россию продолжала пользоваться её услугами. Кроме того, Марию Фёдоровну обшивали прибывшие из-за границы портные - Иоганн Петерсон, Иоганн Геттингер, Иоганн Ральф, мадам Дауни, мадам Дювердир. Императрица прожила в России 50 лет, так что сегодня по её гардеробу можно проследить, как менялась мода от рококо до классицизма, ампира и романтизма.

«Все эти платья уникальные, — уверен замдиректора Павловского музея по научной работе Ринат Гафифуллин. — По традиции лишь коронационные платья передавали в Оружейную палату, поэтому они сохранились, а гражданские после смерти императриц отдавали церквям. Сохранились частично гардеробы жён Александра III и Николая II, потому что случилась революция. Но если говорить о XVIII-XIX веках, то существует только гражданский гардероб Марии Фёдоровны. Свои лучшие платья она завещала женским учебным заведениям, которые патронировала, — в первую очередь Екатерининскому и Смольнинскому институтам, и после 1917 года они оказались в музеях. Несколько платьев остались у её сына Константина Павловича, несколько разошлись по фрейлинам, камердинерам».

Императрица Мария Фёдоровна: пристально следила за всеми новинками в мире моды и вовремя шила новые платья

«Русское» придворное платье, 1790-е годы. Фасон придумала Екатерина II. Платье состоит из верхнего распашного платья и юбки на фижмах. К плечам пришиты ложные рукава. Ткань — белый шерстяной креп. Украшено вышивкой из серебряной нити, блёстками, аппликацией из серебряной фольги и искусственным жемчугом.

Кстати, военным костюмам самодержцев повезло больше: мужские мундиры было принято раздавать гвардейским полкам, в которых они состояли. Сохранились и военные платья Екатерины II, многие из них хранятся в Павловске. Но её бальных, придворных, визитных нарядов не осталось совсем.

Революция в гардеробе

Начало жизни Марии Фёдоровны в России пришлось на эпоху рококо, и в гардеробе молодой жены цесаревича преобладали платья фасона «а-ля франсе», которые состояли из распашной робы, корсета и пышной юбки, которую поддерживали фижмы — каркас из овальных обручей. Главная особенность силуэта — очень тонкая талия, стянутая лифом, и огромная юбка, окружность подола которой могла достигать четырёх метров. И неимоверное количество кружев, рюшек, воланов, лент, вышивки. Вдобавок костюмы и причёски украшали цветами — чаще искусственными, так как свежие не выдерживали многочасовых церемоний.

Правда, с 1782 года французским платьям пришлось уступить пальму первенства «русским» нарядам. Так распорядилась императрица Екатерина II, решив, что необходимо следовать своим традициям, а не подражать Западу. Одной из главных примет «русского» костюма стали откидные рукава — элемент, заимствованный из боярской одежды допетровского времени. Такие придворные парадные платья использовались при дворе аж до самой революции 1917 года. Разумеется, было оно и в гардеробе Марии Фёдоровны. К счастью, оно сохранилось; сейчас им владеет Гатчинский музей, который предоставил наряд для выставки в Павловске.

Императрица Мария Фёдоровна: пристально следила за всеми новинками в мире моды и вовремя шила новые платья

Придворное платье, 1800-1801 годы. В нём императрица была в ночь убийства Павла I. Сшито из атласа цвета морской волны. Отделка из бархата песочного цвета с рельефным узором. Короткий лиф, плотно облегающий грудь и плечи, высокая линия талии — юбка начинается под грудью. Покрой асимметричен: полы лифа и разрез юбки смещены в противоположных направлениях. Платье оторочено чёрной бархатной тесьмой.

«На левой стороне груди этого платья нашит маленький мальтийский крестик, — показала хранитель фонда тканей Наталья Вершинина. — Хотя вообще-то в мальтийские рыцари женщин не принимали, а членам Ордена даже запрещалось жениться. Но Павел смотрел на эти правила широко, по-русски».

В конце XVIII века на смену рококо в моду пришёл классицизм, подчёркивающий природные линии тела. Пышные юбки на фижмах уступили место ниспадающим, с длинным шлейфом. А вскоре вместо отдельных лифа и юбок модницы стали носить цельные платья, напоминающие свободные древнегреческие туники. Шили их из дорогих «статусных» тканей — шёлка, бархата, атласа. Кстати, некоторые фасоны из гардероба Марии Фёдоровны, выглядят вполне современно и сегодня.

Например, зелёное придворное платье вполне подошло бы и для нынешних празднеств. Его асимметричный покрой привлекает внимание модельеров и сейчас.

Императрица Мария Фёдоровна: пристально следила за всеми новинками в мире моды и вовремя шила новые платья

Придворное платье, 1826-1828 годы. Сшито из голубого шёлка. Завышенная линия талии, круглое декольте, короткие рукава фонариком, покрытые петлями из тюля и расшитые мишурой. Юбка книзу расширяется, укреплена валиком. Вышивка по подолу выполнена серебряной нитью, мишурой и битью с изображением ромашек и колокольчиков. Края рукавов и декольте обшиты узким кружевом блонды. Пояс из голубого атласа с бантом на застёжке.

«Это французская мода времён Директории, до прихода к власти Наполеона, — рассказала Вершинина. — Тогда всё было по-новому, и в одежде тоже. Это был очень кроткий период, всё быстро закончилось. Так что подобных платьев сохранилось мало».

Но ценно платье не только этим. Именно в нём Мария Фёдоровна была в последний раз в статусе жены — она надевала его в тот вечер, когда убили Павла I. А утром она проснулась уже вдовой.

Как одевались "и в пир, и в мир" венценосные особы, конечно, любопытно узнать. Да и вообще жизнь королевских семей очень интересна многим под любым ракурсом. В чем-то очень похожие на обычных людей, но ведущие с другой стороны существование, до которого мало кто может «дотянуться руками» – монархические семьи в зависимости от рассказов о них становятся нам то ближе, то дальше. Вот императрица Мария Федоровна оказалась настоящей модницей, желающей быть актуальной своими нарядами. Среди современных женщин тоже найдется немало таких.

А на портале «Мои года» , напомним, есть и другие публикации о разнообразной жизни монархов, заслуживающие внимания. Например:

По инф. pnp.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Притяжение «Маленького принца»
    125 лет назад родился Антуан де Сент-Экзюпери.
  • Стихи из сборников «Признание», «Есть у сердца Родина»
    Константин Демидов – автор двух поэтических сборников: «Признание» (2003), «Есть у сердца Родина» (2021). Его стихи публиковались в сборниках поселка Большой Луг, Шелехова и Москвы.
  • Юркина любовь (Рассказ)
    С этим нашим автором – Виктором Калинкиным наш читатель уже знаком (его рассказ «Сирота» был опубликован в апрельском номере «Перевала»). Виктор Николаевич родился в 1950 году в Забайкалье, окончил отделение журналистики ИГУ в 1978 году, работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002 год был собственным корреспондентом центральной газеты «Лесная промышленность» по Иркутской области. Виктор Николаевич – автор документальных книг «Гигант на Ангаре», «Помним Братск», многих очерков, опубликованных в журналах и коллективных сборниках. Его рассказы печатались в газетах и в литературно-художественных изданиях, в том числе и в альманахе «Сибирь» в 80-е годы. Позже в разные годы выходят сборники его рассказов: «Колокола», «Случайный прохожий» и сборник стихов «Возвращение в деревню». Сегодня мы познакомим вас с новым его рассказом «Юркина любовь».
  • Дурит погода (Рассказ)
    От редакции: В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся в иных местах более чем на 100 метров, и Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом, который поглотил бесчисленное количество мелких и крупных деревень.
  • Симфония юбилея
    На прошлой неделе исполнилось 50 лет народному артисту России, почетному гражданину Иркутской области и города Иркутска Денису Мацуеву. За свою карьеру знаменитый пианист успел покорить главные концертные залы мира, стать лауреатом множества престижных премий и наград, а также оказаться в центре политических скандалов, стоивших ему карьеры на Западе.
  • «У немцев одна Германия»
    150 лет назад родился писатель-антифашист Томас Манн.
  • А была ли эскадра?
    В истории нашего Отечества так много поводов для споров, что невольно задумываешься: это у нас история такая запутанная или мы сами, толкующие ее всяк по-своему, так ее запутали?
  • Таким был Ножиков
    15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета.
  • На Малый Курунгуй. Размышления в пути
    «Правда – в памяти, у кого нет памяти, у того нет жизни». Валентин Распутин
  • Самостоянье человека – залог величия его
    Отзыв о книге Галины Макагон «На изломе» о знаменитом роде Замащиковых из Заларинского района.
  • На изломе
    В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
  • Мы бережно храним их имена
    От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
  • «Сиськи-масиськи»: от перегрева к охлаждению
    Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
  • Железнодорожники в тылу и на фронте
    Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
  • «Нынче ветрено и волны с перехлестом…»
    На прошлой неделе исполнилось 85 лет со дня рождения Иосифа Бродского.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
  • «Тихий Дон» навсегда
    120 лет назад родился Михаил Шолохов.
  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
  • Его судьба – театр
    15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.