Еще в первобытную эпоху поклон – преклонение головы и тела к земле – практиковался как ритуальное действие во время отправления культа божеству, выражающее смирение и благоговение перед высшими силами. Большое значение поклоны имели и в традиционной культуре России. За века своего существования традиция бить поклоны претерпевала многократные изменения, обрастая новыми смыслами, часть из которых сохраняется в Русской православной церкви до сегодняшнего дня.
Наследие Золотой Орды
Древнейшей формой поклона было падение ниц, лицом к земле. Не разделяя власти земной и небесной, древние люди падали ниц не только во время молитвы, но и перед государственными правителями, символически признавая тем самым, сакральность их власти. На Русь традиция падать ниц пришла вместе с татаро-монгольским нашествием. Позаимствовавшие эту традицию у Китая, татарские ханы принуждали русских князей во время официального приема соблюдать весь принятый у ордынцев церемониал, включавший непременное падение ниц и целование ковра перед ханским троном. Закрепившись в русской придворной культуре, падения ниц совершались перед русским царем во время официальных мероприятий вплоть до XVI века.
Церковная традиция
В то же время в христианской традиции, в соответствии с библейскими указаниями, появляется земной, или, по-другому, великий поклон – положение, когда молящийся, стоя на коленях и опираясь на руки, касается лбом земли. Придя на Русь вместе с православием, христианский земной поклон одновременно изменяет символический смысл прикосновения к земле, существовавший прежде у славян. Если изначально в русском язычестве целование земли считалось источником силы и благодати, то с установлением христианства земной поклон начинает символизировать обращение себя в прах.
Так, например, по древним русским уставам земной поклон непременно полагалось класть на молитве «Достойно есть» или во время Пасхи на задостойник «Светися, светися». Молиться, касаясь земли коленями и лбом, на Руси было принято до церковных реформ патриарха Никона, а старообрядцы сохранили эту традицию до наших дней. В знак особого благоговения последователи старообрядчества кладут земные поклоны при поклонении святыням или во время главных моментов богослужения, причем вне зависимости от того, будничный это день, воскресный или праздничный. В то же время после реформ патриарха Никона в Русской православной церкви богослужебные традиции начинают изменяться, приобретая более «византийские» формы.
Так троекратные земные поклоны остаются в традиции Русской православной церкви на Великий пост или назначаются в качестве епитимьи, накладываемой священником на раскаивающегося грешника. При этом, в соответствии с запретом Первого Никейского собора, в воскресные дни и великие праздники, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, а также перед причастием класть земные поклоны стало не принято, поскольку они знаменуют рабское состояние человека и его падение. На смену же земным поклонам приходят поклоны малые, или поясные. Они совершаются во время всех храмовых и домашних молитвах и на богослужении.
Светская традиция
Если коленопреклонение осуществлялось русскими только в особо торжественных случаях, при большой народной беде или при лобызании высокочтимых чудотворных икон, то поясной поклон в дореволюционной России использовался не только во время молитвы, но и являлся основной формой учтивого приветствия в обществе. Поясным поклоном чествовали родителей и выражали почтение обществу, простолюдины также кланялись «в пояс» представителям духовенства, дворянам и царю. В случаях особой признательности или почитания использовался также сердечный поклон – при поясном поклоне правую руку прижимали к сердцу.
У дворян же поясной поклон был принят только при чествовании высшего духовенства и членов царской фамилии, а между собой они при приветствии ограничивались легким наклоном головы. Также покаянный поясной поклон был принят у дворян перед казнью – тем самым они не только просили прощения у народа, но и знаменовали свою чистоту и невинность.
И сейчас традиции кланяться сохранились – когда входим в церковь или выходим из нее, около икон, где происходят молитвы, на церемонии бракосочетания жених и невеста таким образом могут поблагодарить своих родителей и т.д. А ещё мы можем поклониться шутя, например, перед гостями: «Заходите, дорогие!», и в пояс, чтобы видели они и по нашим забавным действиям тоже, как сильно мы им на самом деле рады.
Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков. Один из них – Виктор Иванович Евстратенков.
Завтра мы отметим один их самых любимых праздников – День весны и труда. Когда-то он назывался Днем международной солидарности трудящихся, но вместе с уходом от власти КПСС солидарность куда-то исчезла…
Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.