НА КАЛЕНДАРЕ

Почти 10 тысяч километров пути: Центрально-Азиатская экспедиция Рериха

Ольга Ладыгина, rgo.ru   
23 Октября 2023 г.

Центрально-Азиатская экспедиция дала Николаю Рериху возможность посетить Россию, куда художник всю жизнь стремился вернуться, и подарила ему вдохновение для знаменитой серии гималайских картин. Она же едва не стоила ему жизни.

Почти 10 тысяч километров пути: Центрально-Азиатская экспедиция Рериха

  • Николай Рерих, rerih.org.

Из России с любовью

Интерес к Востоку вырос у Рериха, как ни странно, из его увлечения русской культурой. Еще в студенческие годы он задумался о возможной связи искусства родной страны с азиатским влиянием, о чем писал в своем дневнике: «Часа три обсуждали тему для сочинения. Мне весьма любопытно. Было ли на русское искусство два влияния: византийское и западное — или еще было и непосредственное восточное. Кое-где нахожу смутные указания на это».

Уже в молодые годы художник читал труды Рамакришны и Вивекананды, а также духовные стихи Рабиндраната Тагора. Он изучал мифологию Индии, ее фольклор, иллюстрации буддийской настенной живописи пещер Аджанты и в одной из своих статей заметил: «Живет в Индии красота. Заманчив великий индийский путь».

Почти 10 тысяч километров пути: Центрально-Азиатская экспедиция Рериха

  • Николай Рерих «Горная обитель‎». Фото‎: Государственный музей Востока

К 1923 году Рерих, сделав небольшой крюк через Европу и Америку, наконец получил индийскую визу и средства на длительную экспедицию по Центральной Азии, куда отправился вместе с любимой супругой Еленой и сыном Юрием. Задачи перед собой они ставили весьма обширные: создать живописную панораму земель и народов Средней Азии, провести археологические изыскания, собрать коллекцию этнографических материалов, чтобы по ним изучить духовную культуру районов, по которым пролегал маршрут, и постараться реконструировать их историю. Еще одной задачей было изучение местных языков и диалектов — за ее выполнение отвечал Юрий, владевший более чем 30 европейскими и азиатскими языками и диалектами, в частности монгольским, тибетским и хинди.

30 ноября Рерихи прибыли из Парижа в Индию, впереди был путь протяженностью свыше 3 тыс. км. Они посетили Бомбей, Джайпур, Агру, Сарнатх, Бенарес (ныне Варанаси), Калькутту, монастыри Сиккима, налаживая культурные и деловые связи. В Сиккиме разработали маршрут будущей экспедиции, после чего вновь вернулись в Америку и Европу для оформления многочисленных документов и разрешений. Наконец в начале 1925 года началась собственно экспедиция.

Проехав через Кашмир, Ладак и Китай, Рерих добрался до Москвы. При оформлении въездных документов художник указал, что выполняет миссию посланца махатм Гималаев. На 13 июня была назначена встреча с наркомом иностранных дел Георгием Чичериным и наркомом просвещения Анатолием Луначарским, которым он вручил послание от махатм и переданный ими ларец со священной землей. «Вы избавили землю от предателей денежных. Вы признали ничтожность личной собственности. Вы угадали эволюцию общины. <...> Вы открыли окна дворцов. Вы увидели неотложность построения домов общего блага. <...> Мы признали своевременность Вашего движения и посылаем Вам всю нашу помощь. <...> Привет вам, ищущим общего блага!» — гласило послание.

Почти 10 тысяч километров пути: Центрально-Азиатская экспедиция Рериха

  • Николай Рерих (в центре) и Юрий Рерих (справа) на маршруте Центральноазиатской экспедиции, Карашар, Китайский Туркестан, март 1926 года. Фото: Государственный музей Востока

— Рерих понимал, что будущее России связано с общественными процессами в Азии, и предлагал проект сближения коммунизма с буддизмом как идеологическую платформу будущих социальных преобразований, — поясняет старший научный сотрудник отдела «Наследие Рерихов» Государственного музея Востока Лариса Келим. — Чичерин даже назвал его «полубуддист-полукоммунист» — определение упрощенное, но показывает, что точку пересечения, в которой СССР мог бы сотрудничать с азиатскими странами, наркомы увидели.

Дальше путь Рерихов вновь вел к Тибету — на этот раз через Алтай и Монголию. «День прекрасный по краскам. Синие горы, шелковистая степь. По левую руку — снега Тарбагатая, а прямо на север — отроги самого Алтая. Алтай — середина Азии. Стада в степи. Большие табуны коней, и юрты черно-синие и бело-молочные, и солнце, и ветер, и неслыханная прозрачность тонов. Это даже звучнее Ладака», — писал позже художник в своей книге «Алтай — Гималаи». Перезимовав в монгольской Урге (ныне Улан-Батор), экспедиция преодолела юго-западную пустыню Гоби и через Тибетское нагорье двинулась в сторону Лхасы.

Негостеприимный Тибет

Путешественникам удалось преодолеть цайдамские болота и солончаковую пустыню, перейти через хребты Марко Поло, Кокушили, Дунгбуре и Тангла. До тибетской столицы оставалось около десяти дней пути, и тут экспедицию остановили местные пограничные войска. Без объяснения причин Рерихам запретили двигаться вперед, ссылаясь на необходимость получить разрешение правительства. Начались долгие месяцы ожидания в холодном лагере, где бушевал ураганный ветер, а мороз по зимнему времени достигал –60 °С.

Оказавшись запертыми в долине реки Чу-На-Кхе на высоте свыше 4,5 км, Рерихи безуспешно отправляли письма губернаторам Нагчу, верховному комиссару, далай-ламе и официальному британскому представителю в Сиккиме полковнику Фредерику Бейли. Ответов не последовало. Послания к двум последним местные чиновники попросту отказывались отправлять под тем или иным предлогом.

Ситуация между тем становилась критической. Октябрь сменил ноябрь, за ним декабрь. Погода ухудшалась, вокруг бродили стаи голодных собак, порой нападавшие на людей, ночью к лагерю пытались подобраться волки, стрелять в которых задержавший экспедицию майор не позволил, ссылаясь на то, что стрельба в Тибете строго запрещена. Стаи воронов кружили, привлеченные трупами павших вьючных животных. Юрий Рерих вспоминал: «Их нахальство было настолько велико, что они крали продовольствие из кухонной палатки и иногда даже уносили чайные чашки».

Верблюдам, мулам и лошадям не хватало пищи — засыпанная снегом грубая трава их не насыщала, норма зерна уменьшалась с каждым днем, а продавать животных майор не позволил, ссылаясь на то, что подобные решения может принимать лишь правительство. «Здоровье нескольких членов нашей экспедиции начинало давать поводы для серьезного беспокойства. Большинство жаловались на сердечные приступы», — писал Юрий Рерих. Со временем в лагере разыгралась цинга. Не хватало теплой одежды.

«Положение каравана становилось отчаянным. Каждый день мы находили умирающего мула или лошадь. Находящиеся при смерти животные неизменно пытались войти в палатки, словно пытаясь найти более защищенные места. <...> Долина Чу-На-Кхе открыта всем ветрам, и юго-западный ветер был иногда настолько яростен, что невозможно было находиться вне палатки. <...> После получасового сидения в палатке приходилось снова выходить и двигаться, чтобы согреться, и так продолжалось в течение целого дня. Чтобы сохранять ноги в тепле, мы сделали дополнительные войлочные чехлы из седел верблюдов, которые умерли».

  • Юрий Рерих «По тропам Срединной Азии»

Почти 10 тысяч километров пути: Центрально-Азиатская экспедиция Рериха

  • Архивное экспедиционное фото лагеря во время вынужденного стояния экспедиции на плато Чантанг, 1927 год . Фото: Государственный музей Востока

Топлива еле-еле хватало для кухонных палаток, туда к огню и приходили греться замерзшие люди. То и дело возникали конфликты между сопровождавшими Рерихов монголами и тибетскими солдатами, пытавшимися запретить первым общаться с караванами проходивших мимо земляков. Рерихи продолжали писать письма, несмотря на безысходность ситуации. «Казалось, безнадежно ждать ответа от правительства, которое решило уморить голодом целый караван, людей и животных, — писал Юрий Рерих. — Местные кочевники были утомлены поставкой нам топлива и продовольствия. Их стойбища были далеко, и снег затруднял доставку провизии к Чу-на-кхе».

Несмотря на невыносимые условия, Рерихи продолжали работать. Сам художник делал этюды тибетских пейзажей, его жена описывала этические учения Востока, сын собирал этнографические материалы о кочевниках хоппа. В монастыре Шаругене они обнаружили многотомное собрание писаний тибетского добуддийского шаманизма бон, которое взялись изучать.

Только в марте наконец удалось получить разрешение ехать дальше. Правда, не в Лхасу, а в юго-западном направлении, вдоль южных берегов Великих озер Тибета — прежде в этих местах не ступала нога европейца или американца. Перевалив Трансгималаи, Рерихи вышли в южный окраинный район Тибета и несколько дней следовали по течению великой реки Брахмапутры, а в мае 1928 года пересекли границу между Тибетом и Индией. Экспедиция подошла к концу.

Азиатские краски

— Начало гималайского периода некоторые исследователи считают кульминацией творчества Николая Рериха, — отмечает Лариса Келим. — В эти годы его живописная техника после многих экспериментов уже устоялась. Он полностью перешел на темперную краску, причем, пожалуй, как никакой другой художник, сумел раскрыть ее выразительный потенциал. Он использовал жидко разведенную темперу, что позволило сохранять пигмент как можно более чистым, именно это придало его картинам светоносность.

Рерих применял идею цветного фона, причем нижний слой его полотен всегда контрастирует с верхним. Порой он наносил, точнее наливал, слои жидкой краски на горизонтально лежащий холст. Затем выполнял размывки, благодаря чему появлялись мягкие переходы между тонами. Четко очерченные контуры переднего плана он прорисовывал уже поверх многочисленных слоев. Мастерская техника многослойного нанесения краски так называемыми размывками позволила передать глубину пространства и создать тончайшие цветовые градиентные переливы. Из-за этой многослойности его картины очень сложно реставрировать — малейшая царапина сразу видна, а чтобы воспроизвести первоначальный цвет, надо понять, как именно Рерих добился того или иного оттенка.

В работе художнику очень помогала жена, на редкость тонко чувствовавшая цвет. Рерих постоянно с ней советовался по поводу картин, а в конце жизни писал, что под каждой надо ставить имена двух авторов — его и Елены, поскольку «творили вместе, и недаром давно сказано, что произведения должны бы носить два имени: женское и мужское».

Почти 10 тысяч километров пути: Центрально-Азиатская экспедиция Рериха

  • Николай и Елена Рерихи. Фото: Государственный музей Востока

Путешествия продолжали манить живописца, и в 1935–1936 годах он организовал долгосрочную экспедицию в Маньчжурию и Северный Китай. Его по-прежнему занимала идея единения Азии, которое, с его точки зрения, должно было начаться с Монголии, Маньчжурии, Северного Китая и Южной и Юго-Восточной Сибири. Однако, будучи в путешествии, Рерих не только занимался научной работой, но и стал заметным культурным лидером в среде русской эмиграции. Это вызвало недовольство федеральных властей США, спонсировавших экспедицию, и дело закончилось разрывом с американским правительством, оказывавшим Рериху поддержку.

Дальний Восток пришлось покинуть, в Америке его больше не ждали. Семья художника осела в Индии, в Кулу, где он продолжил свое художественное и литературное творчество. Среди многочисленных картин особой выразительностью выделяются горные пейзажи, в которых тонкие состояния природы перекликаются с возвышенными состояниями человеческой души.

— Если вначале Рерих писал Гималаи, фиксируя облик географических мест, которые увидел, то на завершающем этапе своего творчества художник пишет максимально обобщенно, — объясняет Лариса Келим. — Его этюды уже, как правило, не имеют географической привязки. Даже конкретные точки вроде гор Кайлас и Канченджанга выступают больше как символы высшей реальности, которая нас зовет, — горы на его картинах становятся символами духовного восхождения человека.

Вернуться на родину Рериху так и не удалось, но он всегда жил ее интересами. «Ты прав — зачем на Гималаях греметь во славу Руси, когда можно всем вместе дружно потрудиться на любимой родине, — писал художник в 1946 году своему другу и коллеге Игорю Грабарю. — В смысле служения русской культуре мы оба всегда были верны ей и знали, на какую высоту взойдет народ русский. И ты, и я работали во имя Руси, и нынешний общий подъем для нас великая радость».

Так и работал Рерих до последних своих дней во имя Руси в Индии. В долине Кулу до сих пор можно найти камень, на котором выбито: «Тело Махариши Николая Рериха, великого друга Индии, было предано сожжению на этом месте 30 магхар 2004 года Викрам-эры, отвечающего 15 декабря 1947 года. Ом рам».

Почти 10 тысяч километров пути: Центрально-Азиатская экспедиция Рериха

  • «Лахул». 1932 год. Фото: Государственный музей Востока

Любопытные факты

  • В ходе Центрально-Азиатской экспедиции Рерихи прошли свыше 9650 км пути, пересекли 35 высочайших горных хребтов, при этом художник написал порядка 500 картин.
  • По итогам экспедиции Николай Рерих создал в Сиккиме гималайский институт научных исследований «Урусвати» (научное учреждение при Музее Рериха в Нью-Йорке).
  • В 1929 году Рерих посетил Европу и Америку с проектом международного договора по охране культурных ценностей (в первую очередь памятников архитектуры) в случаях военных конфликтов, который назвал Пактом знамени мира и «красным крестом культуры». Проект стремительно получил широчайшую международную поддержку.
  • На идеях Рериха в десятках стран возникли культурно-просветительские общества, составившие рериховское движение. Сам художник поддерживал их создание и деятельность.
  • 15 апреля 1935 года в Вашингтоне США и 20 стран Латинской Америки подписали Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, получивший название «Пакт Рериха».
  • Во время Великой Отечественной войны художник проводил в Индии персональные выставки, где продавал картины в пользу Красной армии и советского Красного Креста.

На нашем сайте читайте также:

По инф. rgo.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
  • Тыл за колючей проволокой
    Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.
  • Старик и белка. Рассказ
    Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.