НА КАЛЕНДАРЕ

Почти 10 тысяч километров пути: Центрально-Азиатская экспедиция Рериха

Ольга Ладыгина, rgo.ru   
23 Октября 2023 г.

Центрально-Азиатская экспедиция дала Николаю Рериху возможность посетить Россию, куда художник всю жизнь стремился вернуться, и подарила ему вдохновение для знаменитой серии гималайских картин. Она же едва не стоила ему жизни.

Почти 10 тысяч километров пути: Центрально-Азиатская экспедиция Рериха

  • Николай Рерих, rerih.org.

Из России с любовью

Интерес к Востоку вырос у Рериха, как ни странно, из его увлечения русской культурой. Еще в студенческие годы он задумался о возможной связи искусства родной страны с азиатским влиянием, о чем писал в своем дневнике: «Часа три обсуждали тему для сочинения. Мне весьма любопытно. Было ли на русское искусство два влияния: византийское и западное — или еще было и непосредственное восточное. Кое-где нахожу смутные указания на это».

Уже в молодые годы художник читал труды Рамакришны и Вивекананды, а также духовные стихи Рабиндраната Тагора. Он изучал мифологию Индии, ее фольклор, иллюстрации буддийской настенной живописи пещер Аджанты и в одной из своих статей заметил: «Живет в Индии красота. Заманчив великий индийский путь».

Почти 10 тысяч километров пути: Центрально-Азиатская экспедиция Рериха

  • Николай Рерих «Горная обитель‎». Фото‎: Государственный музей Востока

К 1923 году Рерих, сделав небольшой крюк через Европу и Америку, наконец получил индийскую визу и средства на длительную экспедицию по Центральной Азии, куда отправился вместе с любимой супругой Еленой и сыном Юрием. Задачи перед собой они ставили весьма обширные: создать живописную панораму земель и народов Средней Азии, провести археологические изыскания, собрать коллекцию этнографических материалов, чтобы по ним изучить духовную культуру районов, по которым пролегал маршрут, и постараться реконструировать их историю. Еще одной задачей было изучение местных языков и диалектов — за ее выполнение отвечал Юрий, владевший более чем 30 европейскими и азиатскими языками и диалектами, в частности монгольским, тибетским и хинди.

30 ноября Рерихи прибыли из Парижа в Индию, впереди был путь протяженностью свыше 3 тыс. км. Они посетили Бомбей, Джайпур, Агру, Сарнатх, Бенарес (ныне Варанаси), Калькутту, монастыри Сиккима, налаживая культурные и деловые связи. В Сиккиме разработали маршрут будущей экспедиции, после чего вновь вернулись в Америку и Европу для оформления многочисленных документов и разрешений. Наконец в начале 1925 года началась собственно экспедиция.

Проехав через Кашмир, Ладак и Китай, Рерих добрался до Москвы. При оформлении въездных документов художник указал, что выполняет миссию посланца махатм Гималаев. На 13 июня была назначена встреча с наркомом иностранных дел Георгием Чичериным и наркомом просвещения Анатолием Луначарским, которым он вручил послание от махатм и переданный ими ларец со священной землей. «Вы избавили землю от предателей денежных. Вы признали ничтожность личной собственности. Вы угадали эволюцию общины. <...> Вы открыли окна дворцов. Вы увидели неотложность построения домов общего блага. <...> Мы признали своевременность Вашего движения и посылаем Вам всю нашу помощь. <...> Привет вам, ищущим общего блага!» — гласило послание.

Почти 10 тысяч километров пути: Центрально-Азиатская экспедиция Рериха

  • Николай Рерих (в центре) и Юрий Рерих (справа) на маршруте Центральноазиатской экспедиции, Карашар, Китайский Туркестан, март 1926 года. Фото: Государственный музей Востока

— Рерих понимал, что будущее России связано с общественными процессами в Азии, и предлагал проект сближения коммунизма с буддизмом как идеологическую платформу будущих социальных преобразований, — поясняет старший научный сотрудник отдела «Наследие Рерихов» Государственного музея Востока Лариса Келим. — Чичерин даже назвал его «полубуддист-полукоммунист» — определение упрощенное, но показывает, что точку пересечения, в которой СССР мог бы сотрудничать с азиатскими странами, наркомы увидели.

Дальше путь Рерихов вновь вел к Тибету — на этот раз через Алтай и Монголию. «День прекрасный по краскам. Синие горы, шелковистая степь. По левую руку — снега Тарбагатая, а прямо на север — отроги самого Алтая. Алтай — середина Азии. Стада в степи. Большие табуны коней, и юрты черно-синие и бело-молочные, и солнце, и ветер, и неслыханная прозрачность тонов. Это даже звучнее Ладака», — писал позже художник в своей книге «Алтай — Гималаи». Перезимовав в монгольской Урге (ныне Улан-Батор), экспедиция преодолела юго-западную пустыню Гоби и через Тибетское нагорье двинулась в сторону Лхасы.

Негостеприимный Тибет

Путешественникам удалось преодолеть цайдамские болота и солончаковую пустыню, перейти через хребты Марко Поло, Кокушили, Дунгбуре и Тангла. До тибетской столицы оставалось около десяти дней пути, и тут экспедицию остановили местные пограничные войска. Без объяснения причин Рерихам запретили двигаться вперед, ссылаясь на необходимость получить разрешение правительства. Начались долгие месяцы ожидания в холодном лагере, где бушевал ураганный ветер, а мороз по зимнему времени достигал –60 °С.

Оказавшись запертыми в долине реки Чу-На-Кхе на высоте свыше 4,5 км, Рерихи безуспешно отправляли письма губернаторам Нагчу, верховному комиссару, далай-ламе и официальному британскому представителю в Сиккиме полковнику Фредерику Бейли. Ответов не последовало. Послания к двум последним местные чиновники попросту отказывались отправлять под тем или иным предлогом.

Ситуация между тем становилась критической. Октябрь сменил ноябрь, за ним декабрь. Погода ухудшалась, вокруг бродили стаи голодных собак, порой нападавшие на людей, ночью к лагерю пытались подобраться волки, стрелять в которых задержавший экспедицию майор не позволил, ссылаясь на то, что стрельба в Тибете строго запрещена. Стаи воронов кружили, привлеченные трупами павших вьючных животных. Юрий Рерих вспоминал: «Их нахальство было настолько велико, что они крали продовольствие из кухонной палатки и иногда даже уносили чайные чашки».

Верблюдам, мулам и лошадям не хватало пищи — засыпанная снегом грубая трава их не насыщала, норма зерна уменьшалась с каждым днем, а продавать животных майор не позволил, ссылаясь на то, что подобные решения может принимать лишь правительство. «Здоровье нескольких членов нашей экспедиции начинало давать поводы для серьезного беспокойства. Большинство жаловались на сердечные приступы», — писал Юрий Рерих. Со временем в лагере разыгралась цинга. Не хватало теплой одежды.

«Положение каравана становилось отчаянным. Каждый день мы находили умирающего мула или лошадь. Находящиеся при смерти животные неизменно пытались войти в палатки, словно пытаясь найти более защищенные места. <...> Долина Чу-На-Кхе открыта всем ветрам, и юго-западный ветер был иногда настолько яростен, что невозможно было находиться вне палатки. <...> После получасового сидения в палатке приходилось снова выходить и двигаться, чтобы согреться, и так продолжалось в течение целого дня. Чтобы сохранять ноги в тепле, мы сделали дополнительные войлочные чехлы из седел верблюдов, которые умерли».

  • Юрий Рерих «По тропам Срединной Азии»

Почти 10 тысяч километров пути: Центрально-Азиатская экспедиция Рериха

  • Архивное экспедиционное фото лагеря во время вынужденного стояния экспедиции на плато Чантанг, 1927 год . Фото: Государственный музей Востока

Топлива еле-еле хватало для кухонных палаток, туда к огню и приходили греться замерзшие люди. То и дело возникали конфликты между сопровождавшими Рерихов монголами и тибетскими солдатами, пытавшимися запретить первым общаться с караванами проходивших мимо земляков. Рерихи продолжали писать письма, несмотря на безысходность ситуации. «Казалось, безнадежно ждать ответа от правительства, которое решило уморить голодом целый караван, людей и животных, — писал Юрий Рерих. — Местные кочевники были утомлены поставкой нам топлива и продовольствия. Их стойбища были далеко, и снег затруднял доставку провизии к Чу-на-кхе».

Несмотря на невыносимые условия, Рерихи продолжали работать. Сам художник делал этюды тибетских пейзажей, его жена описывала этические учения Востока, сын собирал этнографические материалы о кочевниках хоппа. В монастыре Шаругене они обнаружили многотомное собрание писаний тибетского добуддийского шаманизма бон, которое взялись изучать.

Только в марте наконец удалось получить разрешение ехать дальше. Правда, не в Лхасу, а в юго-западном направлении, вдоль южных берегов Великих озер Тибета — прежде в этих местах не ступала нога европейца или американца. Перевалив Трансгималаи, Рерихи вышли в южный окраинный район Тибета и несколько дней следовали по течению великой реки Брахмапутры, а в мае 1928 года пересекли границу между Тибетом и Индией. Экспедиция подошла к концу.

Азиатские краски

— Начало гималайского периода некоторые исследователи считают кульминацией творчества Николая Рериха, — отмечает Лариса Келим. — В эти годы его живописная техника после многих экспериментов уже устоялась. Он полностью перешел на темперную краску, причем, пожалуй, как никакой другой художник, сумел раскрыть ее выразительный потенциал. Он использовал жидко разведенную темперу, что позволило сохранять пигмент как можно более чистым, именно это придало его картинам светоносность.

Рерих применял идею цветного фона, причем нижний слой его полотен всегда контрастирует с верхним. Порой он наносил, точнее наливал, слои жидкой краски на горизонтально лежащий холст. Затем выполнял размывки, благодаря чему появлялись мягкие переходы между тонами. Четко очерченные контуры переднего плана он прорисовывал уже поверх многочисленных слоев. Мастерская техника многослойного нанесения краски так называемыми размывками позволила передать глубину пространства и создать тончайшие цветовые градиентные переливы. Из-за этой многослойности его картины очень сложно реставрировать — малейшая царапина сразу видна, а чтобы воспроизвести первоначальный цвет, надо понять, как именно Рерих добился того или иного оттенка.

В работе художнику очень помогала жена, на редкость тонко чувствовавшая цвет. Рерих постоянно с ней советовался по поводу картин, а в конце жизни писал, что под каждой надо ставить имена двух авторов — его и Елены, поскольку «творили вместе, и недаром давно сказано, что произведения должны бы носить два имени: женское и мужское».

Почти 10 тысяч километров пути: Центрально-Азиатская экспедиция Рериха

  • Николай и Елена Рерихи. Фото: Государственный музей Востока

Путешествия продолжали манить живописца, и в 1935–1936 годах он организовал долгосрочную экспедицию в Маньчжурию и Северный Китай. Его по-прежнему занимала идея единения Азии, которое, с его точки зрения, должно было начаться с Монголии, Маньчжурии, Северного Китая и Южной и Юго-Восточной Сибири. Однако, будучи в путешествии, Рерих не только занимался научной работой, но и стал заметным культурным лидером в среде русской эмиграции. Это вызвало недовольство федеральных властей США, спонсировавших экспедицию, и дело закончилось разрывом с американским правительством, оказывавшим Рериху поддержку.

Дальний Восток пришлось покинуть, в Америке его больше не ждали. Семья художника осела в Индии, в Кулу, где он продолжил свое художественное и литературное творчество. Среди многочисленных картин особой выразительностью выделяются горные пейзажи, в которых тонкие состояния природы перекликаются с возвышенными состояниями человеческой души.

— Если вначале Рерих писал Гималаи, фиксируя облик географических мест, которые увидел, то на завершающем этапе своего творчества художник пишет максимально обобщенно, — объясняет Лариса Келим. — Его этюды уже, как правило, не имеют географической привязки. Даже конкретные точки вроде гор Кайлас и Канченджанга выступают больше как символы высшей реальности, которая нас зовет, — горы на его картинах становятся символами духовного восхождения человека.

Вернуться на родину Рериху так и не удалось, но он всегда жил ее интересами. «Ты прав — зачем на Гималаях греметь во славу Руси, когда можно всем вместе дружно потрудиться на любимой родине, — писал художник в 1946 году своему другу и коллеге Игорю Грабарю. — В смысле служения русской культуре мы оба всегда были верны ей и знали, на какую высоту взойдет народ русский. И ты, и я работали во имя Руси, и нынешний общий подъем для нас великая радость».

Так и работал Рерих до последних своих дней во имя Руси в Индии. В долине Кулу до сих пор можно найти камень, на котором выбито: «Тело Махариши Николая Рериха, великого друга Индии, было предано сожжению на этом месте 30 магхар 2004 года Викрам-эры, отвечающего 15 декабря 1947 года. Ом рам».

Почти 10 тысяч километров пути: Центрально-Азиатская экспедиция Рериха

  • «Лахул». 1932 год. Фото: Государственный музей Востока

Любопытные факты

  • В ходе Центрально-Азиатской экспедиции Рерихи прошли свыше 9650 км пути, пересекли 35 высочайших горных хребтов, при этом художник написал порядка 500 картин.
  • По итогам экспедиции Николай Рерих создал в Сиккиме гималайский институт научных исследований «Урусвати» (научное учреждение при Музее Рериха в Нью-Йорке).
  • В 1929 году Рерих посетил Европу и Америку с проектом международного договора по охране культурных ценностей (в первую очередь памятников архитектуры) в случаях военных конфликтов, который назвал Пактом знамени мира и «красным крестом культуры». Проект стремительно получил широчайшую международную поддержку.
  • На идеях Рериха в десятках стран возникли культурно-просветительские общества, составившие рериховское движение. Сам художник поддерживал их создание и деятельность.
  • 15 апреля 1935 года в Вашингтоне США и 20 стран Латинской Америки подписали Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, получивший название «Пакт Рериха».
  • Во время Великой Отечественной войны художник проводил в Индии персональные выставки, где продавал картины в пользу Красной армии и советского Красного Креста.

На нашем сайте читайте также:

По инф. rgo.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
  • Его судьба – театр
    15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
  • В коричневых тонах. 14 признаков фашизма по Умберто Эко
    Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
  • Дед Осип. (Рассказ)
    Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
  • Чародей военных песен Арсений Долматовский
    5 мая исполнится 110 лет со дня рождения Евгения Долматовского.
  • Узник фашистских концлагерей Виктор Иванович Гуров: «Мне до сих пор помнится запах лагерной хлорки»
    В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
  • Виктор Евстратенков: «Самое страшное на войне, когда страдают и гибнут дети»
    Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков. Один из них – Виктор Иванович Евстратенков.
  • Май, труд, профсоюзы
    Завтра мы отметим один их самых любимых праздников – День весны и труда. Когда-то он назывался Днем международной солидарности трудящихся, но вместе с уходом от власти КПСС солидарность куда-то исчезла…
  • Вначале – Манька-Облигация
    К юбилею народной артистки России Ларисы Удовиченко.
  • Читая Жукова и Манштейна. Война воспоминаний как зеркало эпохи
    Мемуары участников событий – исторический источник, что называется, из первых рук. Впрочем, оборот «что называется» не случаен.
  • Тарифы «от Рыжика»
    Дональд Трамп, мировая экономика и жизнь в России.
  • «Самая страшная картина детства – казнь партизан»
    Узник фашистских концлагерей Плотников Алексей Семенович.
  • Вратарь всех времен: памяти Валерия Колчанова
    13 апреля 2025 года на 80-м году скончался легендарный иркутский футбольный голкипер Валерий Григорьевич Колчанов.
  • Переправа
    Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.
  • «Главное – работа, за которую не стыдно»
    Ветеран из Иркутска Николай Иванович Галкин – командир экипажа легендарного Т-34.