НА КАЛЕНДАРЕ

Не пойдешь ты в армию, сынок! Каких народов России это касалось и что сейчас?

По инф. cyrillitsa.ru   
18 Октября 2020 г.

Почётная обязанность защищать Россию всегда лежала на плечах её народов. Основную нагрузку несла титульная нация – русские. Другие народности, особенно живущие на окраинах страны, пользовались послаблениями.

Не пойдешь ты в армию, сынок! Какие народы в России это касалось и что сейчас?

Царская Россия

В царской России всеобщая воинская повинность законодательно была введена в 1874 году. Согласно программе реформирования, в каждом военном подразделении должно было быть как минимум 75% русских военных. Но некоторые народности получили поблажки.

Например, финны, имеющие собственное военное законодательство и собственные вооруженные силы. В 1899 году автономия Финляндии была упразднена, однако набор в русскую армию новобранцев встретил там сопротивление. В 1903 году по призыву явилось только две трети новобранцев. Через два года под воздействием революционных событий правительство снова предоставило финнам автономию. Правда, теперь они обязались нести финансовые расходы на содержание российской армии: 12 миллионов марок ежегодно.

Не призывали в царскую армию представителей тех национальностей, которые проживали в дальних краях: на полуострове Камчатка, на острове Сахалин, в трех округах Якутии - Среднеколымском, Верхоянском и Вилюйском; на севере Енисейской и Томской губерний, в тобольских уездах Берёзовский и Сургутский.

От службы в армии Российской империи освободили коренные народы Сибири, Астраханской губернии и всей Средней Азии. Не подлежали призыву самоеды Мезенского уезда Архангельской губернии и Печоры.

Поблажки были даны коренным народам Кавказа: курдам, абхазам, ногайцам, азербайджанцам, черкесам и многим другим. Освобождалось от службы мусульманское население Терской и Кубанской областей. Вместо этого все они платили особый денежный налог.

От армии освобождались иркутские и енисейские казаки - они несли повинность на местах.

Советский Союз

В Советской России положение не изменилось, коренным народам окраин было дано много прав, вплоть до самоуправления. Однако в 1939 году был принят закон «О воинской повинности», который сделал её всеобщей. В годы войны сразу выяснилось, что выходцы с Кавказа и из Средней Азии зачастую не могут воевать. Они не понимали языка, не обладали нужными знаниями и навыками, некоторые из них просто сбегали, истосковавшись по дому.

30 июля 1942 года Государственный комитет обороны СССР был вынужден запретить призыв в армию представителей горских народов, живущих на Северном Кавказе, в Закавказье и Средней Азии. Не призывались на фронт узбеки, туркмены, таджики, казахи, киргизы, грузины, армяне, азербайджанцы, дагестанцы, чеченцы, ингуши, кабардинцы, балкарцы и осетины.

Во время войны был приостановлен призыв немцев, поляков, сванов и хевсур.

Правда, эти меры не запрещали приток в армию добровольцев.

После войны с 1948 по 1953 год был отменен призыв некоторых категорий граждан, и это затронуло многие национальности, в первую очередь русских. Юношей отправляли в школы фабрично-заводского производства, и отказаться от учёбы они не могли под страхом уголовного наказания.

Позже была введена всеобщая воинская обязанность, отдать свой долг Родине должен был каждый советский гражданин, независимо от национальности. Поэтому в позднем СССР в одной казарме можно было встретить дагестанцев, русских, якутов и казахов.

Совет министров СССР определял категории граждан, которые могут получить отсрочку от призыва. Однако фактически не призывались только представители действительно малых народов.

Россия

В современной России малочисленным коренным народам (тех, чья численность не превышает 50 000 человек) предоставляется право выбрать альтернативную службу. Они могут остаться работать на родной земле в традиционных отраслях. В перечень таких народов вошли абазины (их численность составляет 43 341 человек), алеуты (482 человек), бесермяне (2 201), вепсы (5 936), водь (64), долганы (7 885) ижорцы (226), ительмены (3193), камчадалы (1927), кереки (4), кеты (1219), коряки (7953), алтайские кумандинцы (2892), манси (12 269), нагайбаки (8 148), нанайцы (12 003), нангасаны (862), негидальцы (513), ненцы (44 640), нивхи (4 652), ороки (295), орочи (596), саамы (1 771), секульпы (3 649), сету (214), сойоты (3 608), тазы (274), телегиты (3 712), телеуты (2 643), тофолары (762), тубалары (1965), тувинцы-тоджинцы (1858), удэгейцы (1496), ульчи (2765), ханты (30 943), челканцы (1 181), чуванцы (1002), чукчи (15 908), чулымцы (355), шапсуги (3882), эвенки (38 396), эвены (21830), энцы (227), эскимосы (1738) и наконец юкагиры (1603).

По факту не служат и представители других народов, живущих на просторах Сибири и Дальнего Востока. Это связано с тем, что призывники находятся на дальних стойбищах, и нет возможности организовать их явку на призывной пункт.

Выбрать альтернативную службу вольны и народы Дагестана. Право составлять их перечень имеет Государственный совет Республики.

Некоторые молодые люди освобождены от службы в армии, другие и сами не всегда желают в ней служить. Среди причин называют чаще, конечно, неуставные отношения и вопиющие трагические ситуации иногда из-за этого происходящие. Если бы армия была действительно такой, какой представляют её военачальники, наверное, служить бы стремилось в ней большее число парней.

И вот ещё публикации на армейскую тему:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
  • В коричневых тонах. 14 признаков фашизма по Умберто Эко
    Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
  • Дед Осип. (Рассказ)
    Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
  • Чародей военных песен Арсений Долматовский
    5 мая исполнится 110 лет со дня рождения Евгения Долматовского.
  • Узник фашистских концлагерей Виктор Иванович Гуров: «Мне до сих пор помнится запах лагерной хлорки»
    В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
  • Виктор Евстратенков: «Самое страшное на войне, когда страдают и гибнут дети»
    Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков. Один из них – Виктор Иванович Евстратенков.
  • Май, труд, профсоюзы
    Завтра мы отметим один их самых любимых праздников – День весны и труда. Когда-то он назывался Днем международной солидарности трудящихся, но вместе с уходом от власти КПСС солидарность куда-то исчезла…
  • Вначале – Манька-Облигация
    К юбилею народной артистки России Ларисы Удовиченко.
  • Читая Жукова и Манштейна. Война воспоминаний как зеркало эпохи
    Мемуары участников событий – исторический источник, что называется, из первых рук. Впрочем, оборот «что называется» не случаен.
  • Тарифы «от Рыжика»
    Дональд Трамп, мировая экономика и жизнь в России.
  • «Самая страшная картина детства – казнь партизан»
    Узник фашистских концлагерей Плотников Алексей Семенович.
  • Вратарь всех времен: памяти Валерия Колчанова
    13 апреля 2025 года на 80-м году скончался легендарный иркутский футбольный голкипер Валерий Григорьевич Колчанов.
  • Переправа
    Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.
  • «Главное – работа, за которую не стыдно»
    Ветеран из Иркутска Николай Иванович Галкин – командир экипажа легендарного Т-34.
  • Иван Львович Марков. Стихи
    Ветеран труда, ветеран военной службы, к. т. н., член-корреспондент АН авиации и воздухоплавания Иван Львович Марков – потомственный сибиряк (родился в деревне Шорохова Киренского района в большой крестьянской семье). После школы, окончив в 1970 году ИВАТУ по специальности «авиационный техник», был направлен на Северный флот на должность старшего техника корабля. Литературным творчеством занялся во время учебы в академии Жуковского (1980–1984 гг.), где был внештатным литсотрудником газеты академии «Вперед и выше». Там же начал писать и стихи, но, как выражается сам Иван Львович, больше в стол. После 1993 года в связи увольнением со службы по выслуге лет связей с ВС РФ не потерял, многие годы занимался производственными и экологическими проблемами (переработка затонувшей древесины), ведет активную общественную работу (в Совете ветеранов Октябрьского округа Иркутска, в составе ТОСа «Городок ИВАТУ»), помогая людям защищать их интересы и… продолжает писать стихи. Сегодня у него премьера в нашем «Перевале».
  • Сирота
    Виктор Николаевич Калинкин родился в 1950 году в Забайкалье. Окончил отделение журналистики Иркутского государственного университета. Работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002 год был собственным корреспондентом центральной газеты «Лесная промышленность» по Иркутской области. Автор документальных книг «Гигант на Ангаре», «Помним Братск», многих очерков, опубликованных в журналах и коллективных сборниках. Награжден почетными грамотами Министерства лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР, Федеральной службы лесного хозяйства России, почетной грамотой Верховного Совета РСФСР.
  • Давайте уважать прошлое!
    Как-то в нашей редакции собрались отметить день рождения одного из нас коллеги – бывшие журналисты и редакторы различных СМИ. Нас было тогда шесть человек, и все разных возрастов – от 45 до 85. В ходе этого сабантуйчика мы, кроме всего прочего, вспоминали и нашу прежнюю жизнь (каждый свою). И как-то сам собой возник спор: а когда, черт побери, нашему народу все же «жилося весело, вольготно на Руси»? Какой период СССР и какого правителя тех времен можно бы было назвать лучшим и худшим по отношению государства к своим подданным?