Почётная обязанность защищать Россию всегда лежала на плечах её народов. Основную нагрузку несла титульная нация – русские. Другие народности, особенно живущие на окраинах страны, пользовались послаблениями.
Царская Россия
В царской России всеобщая воинская повинность законодательно была введена в 1874 году. Согласно программе реформирования, в каждом военном подразделении должно было быть как минимум 75% русских военных. Но некоторые народности получили поблажки.
Например, финны, имеющие собственное военное законодательство и собственные вооруженные силы. В 1899 году автономия Финляндии была упразднена, однако набор в русскую армию новобранцев встретил там сопротивление. В 1903 году по призыву явилось только две трети новобранцев. Через два года под воздействием революционных событий правительство снова предоставило финнам автономию. Правда, теперь они обязались нести финансовые расходы на содержание российской армии: 12 миллионов марок ежегодно.
Не призывали в царскую армию представителей тех национальностей, которые проживали в дальних краях: на полуострове Камчатка, на острове Сахалин, в трех округах Якутии - Среднеколымском, Верхоянском и Вилюйском; на севере Енисейской и Томской губерний, в тобольских уездах Берёзовский и Сургутский.
От службы в армии Российской империи освободили коренные народы Сибири, Астраханской губернии и всей Средней Азии. Не подлежали призыву самоеды Мезенского уезда Архангельской губернии и Печоры.
Поблажки были даны коренным народам Кавказа: курдам, абхазам, ногайцам, азербайджанцам, черкесам и многим другим. Освобождалось от службы мусульманское население Терской и Кубанской областей. Вместо этого все они платили особый денежный налог.
От армии освобождались иркутские и енисейские казаки - они несли повинность на местах.
Советский Союз
В Советской России положение не изменилось, коренным народам окраин было дано много прав, вплоть до самоуправления. Однако в 1939 году был принят закон «О воинской повинности», который сделал её всеобщей. В годы войны сразу выяснилось, что выходцы с Кавказа и из Средней Азии зачастую не могут воевать. Они не понимали языка, не обладали нужными знаниями и навыками, некоторые из них просто сбегали, истосковавшись по дому.
30 июля 1942 года Государственный комитет обороны СССР был вынужден запретить призыв в армию представителей горских народов, живущих на Северном Кавказе, в Закавказье и Средней Азии. Не призывались на фронт узбеки, туркмены, таджики, казахи, киргизы, грузины, армяне, азербайджанцы, дагестанцы, чеченцы, ингуши, кабардинцы, балкарцы и осетины.
Во время войны был приостановлен призыв немцев, поляков, сванов и хевсур.
Правда, эти меры не запрещали приток в армию добровольцев.
После войны с 1948 по 1953 год был отменен призыв некоторых категорий граждан, и это затронуло многие национальности, в первую очередь русских. Юношей отправляли в школы фабрично-заводского производства, и отказаться от учёбы они не могли под страхом уголовного наказания.
Позже была введена всеобщая воинская обязанность, отдать свой долг Родине должен был каждый советский гражданин, независимо от национальности. Поэтому в позднем СССР в одной казарме можно было встретить дагестанцев, русских, якутов и казахов.
Совет министров СССР определял категории граждан, которые могут получить отсрочку от призыва. Однако фактически не призывались только представители действительно малых народов.
Россия
В современной России малочисленным коренным народам (тех, чья численность не превышает 50 000 человек) предоставляется право выбрать альтернативную службу. Они могут остаться работать на родной земле в традиционных отраслях. В перечень таких народов вошли абазины (их численность составляет 43 341 человек), алеуты (482 человек), бесермяне (2 201), вепсы (5 936), водь (64), долганы (7 885) ижорцы (226), ительмены (3193), камчадалы (1927), кереки (4), кеты (1219), коряки (7953), алтайские кумандинцы (2892), манси (12 269), нагайбаки (8 148), нанайцы (12 003), нангасаны (862), негидальцы (513), ненцы (44 640), нивхи (4 652), ороки (295), орочи (596), саамы (1 771), секульпы (3 649), сету (214), сойоты (3 608), тазы (274), телегиты (3 712), телеуты (2 643), тофолары (762), тубалары (1965), тувинцы-тоджинцы (1858), удэгейцы (1496), ульчи (2765), ханты (30 943), челканцы (1 181), чуванцы (1002), чукчи (15 908), чулымцы (355), шапсуги (3882), эвенки (38 396), эвены (21830), энцы (227), эскимосы (1738) и наконец юкагиры (1603).
По факту не служат и представители других народов, живущих на просторах Сибири и Дальнего Востока. Это связано с тем, что призывники находятся на дальних стойбищах, и нет возможности организовать их явку на призывной пункт.
Выбрать альтернативную службу вольны и народы Дагестана. Право составлять их перечень имеет Государственный совет Республики.
Некоторые молодые люди освобождены от службы в армии, другие и сами не всегда желают в ней служить. Среди причин называют чаще, конечно, неуставные отношения и вопиющие трагические ситуации иногда из-за этого происходящие. Если бы армия была действительно такой, какой представляют её военачальники, наверное, служить бы стремилось в ней большее число парней.
Она сумела с лету покорить Москву и все то, что имелось в главном городе страны. Самые успешные, красивые и знаменитые мужчины были счастливы оказаться в числе ее поклонников. Она, которая так и не избавилась от своего харьковского акцента и пробелов в воспитании и образовании, сумела легко обставить московских умниц и красавиц.
Петра Ильина в молодости хорошо знали и актив, и рядовые комсомольцы огромного «передового отряда советской молодежи» от Иркутской области, как признанного вожака молодых. Ведь вся его биография была неразрывно связана с комсомолом – школа, армия, завод, вуз, ССО, областной комитет ВЛКСМ…
Желтоногова Анна Владимировна – член Ангарского городского литобъединения (филиал Иркутского отделения СП России) – родилась 16 августа 1981 года в Ангарске. Стихи пишет с 16 лет. Является лауреатом и дипломантом городских, областных и международных конкурсов. Автор двух поэтических сборников. Публикуется в городских, областных, российских изданиях и коллективных сборниках.
Игорь Владимирович Костин родился в 1958 году в Читинской области. С двух лет живет в Ангарске. Окончил Институт народного хозяйства по специальности «инженер-экономист» горной промышленности. Работал в геологоразведочной экспедиции в Забайкалье. С 90х годов в издательском бизнесе. Был замдиректора типографии. Позже работал на этой же должности в разных издательствах. Ныне пенсионер.
В позапрошлом веке танцевальную музыку считали легкомысленным, несерьезным жанром. К композиторам, сочинявшим такую музыку, меломаны относились со снисходительной усмешкой. Однако австрийскому Королю вальса удалось в корне переломить эту ситуацию.
Две с половиной недели поисков в красноярской тайге, где на туристическом маршруте бесследно пропала семья с маленьким ребенком, – и никого-ничего не найдено. От слова совсем. Между тем средства массовой информации и социальные сети в минувшие дни были буквально под завязку наполнены сообщениями на эту тему. И вот как раз содержание этой информационной лавины вызвало недоумение.
Среди биографий Сталина – а их, без преувеличения, огромное число – выделяется многотомный труд американского профессора Стивена Коткина, в этом году впервые изданный на русском языке. Автор, не будучи человеком левых взглядов, тем не менее очень подробно и, одновременно, с глубокими размышлениями и обобщениями рассказывает о целой эпохе в нашей истории и ее главном персонаже.
Сегодняшний наш гость – Эдуард Иваненко – человек разносторонний и увлекающийся, с целым набором по жизни разных профессий, занятий и увлечений и самых разнообразных хобби, пристрастий и интересов.
Преловский Анатолий Васильевич (19 апреля 1934 г. – 17 ноября 2008 г.). Иркутянин. Поэт. Переводчик. Сценарист. Кавалер ордена Трудового Красного Знамени. Лауреат Государственной премии СССР – за свод поэм «Вековая дорога». Лауреат премии Союза писателей СССР. (Скупые данные Википедии. За ними – целая жизнь нашего великого земляка.)
Исполнилось 90 лет со дня рождения Армена Джигарханяна. Он стал самым востребованным артистом отечественного кинематографа, его фильмография насчитывает свыше трехсот ролей, а театральные образы вообще сложно сосчитать.
Владимира Рака, известного в Иркутске художника, одного из лучших акварелистов Сибири и Дальнего Востока, а еще предпринимателя и благотворителя нет нужды представлять нашим и читателям – он уже выступал у нас в «Перевале» со своими рассказами.
3 октября исполнилось 130 лет со дня его рождения, а 28 декабря будет 100 лет со дня смерти. Две даты – светлая и трагическая. А между ними всего 30 лет феерической жизни – такой короткой, но столько вместившей в себя.
Уверен, каждый из нас помнит своего учителя. Кто-то того, первого, кто научил выводить буквы, слагать цифры и помогал начинать познавать окружающий мир и жизнь. А кто-то того, кто учил тебя самой этой жизни, ее многообразию, сложностям и перипетиям, кто помог поставить тебя в ней «на крыло», определить твою будущую профессию и, возможно, саму судьбу. Таким учителем для меня была и остается Агнесса Григорьевна Портнова, что стала у нас, механиков-химиков Ангарского политехнического техникума, преподавателем русского языка и литературы и классным руководителем вот уже 55 лет тому назад…
Сегодня в нашем «Перевале» необычная стихотворная страничка. Она посвящена не лирике, как обычно, а суровой прозе жизни. Хотя и в стихах. Но злободневных. Или, как писали раньше в советской прессе, «на злобу дня».