ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Мнение: Воронеж достоин именоваться городом-героем

Олег Грищенко, argumenti.ru   
23 Ноября 2021 г.
Изменить размер шрифта

Объективный взгляд на ход и результаты Воронежской битвы 1942-43 годов позволяют сделать однозначный вывод о том, что сражение за этот город, и связанные с ним стратегические операции внесли огромный вклад в победу над немецко-фашистскими захватчиками и их союзниками. Во многом благодаря мужеству воронежцев и самоотверженности солдат Воронежского фронта в 1942 году был предотвращён немецкий удар по Сталинграду со второго направления, а в начале 1943 года началось мощное советское контрнаступление.

Мнение: Воронеж достоин именоваться городом-героем

Согласно статусу награждения званием «Город-герой», его получали центры крупнейших сражений Великой Отечественной – города, защита которых определила победу советских войск на основных стратегических направлениях фронта. Также этот статус получали города, жители которых продолжали сражаться с врагом в оккупации. Этого почетного звания были удостоены 12 городов бывшего Советского Союза: Керчь, Киев, Ленинград, Минск, Москва, Мурманск, Новороссийск, Одесса, Севастополь, Смоленск, Сталинград, Тула. Также этот статус получила Брестская крепость.

Что касается звания «Город воинской славы», оно присваивалось городам, на территории которых или в непосредственной близости от которых шли ожесточённые сражения, где защитники Отечества проявили мужество, стойкость и массовый героизм. В России 45 городов имеют это почетное звание, в том числе Воронеж.

Но при объективном рассмотрении роли Воронежа в Великой Отечественной войне совершено ясно, что он в полной мере заслуживает именно звания «Город-герой».

Начнём с того, что этот город находился на направлении главного удара немецкого летнего наступления 1942 года – операции «Блау-1». Захват Воронежа позволял перекрыть находившиеся к востоку от него прямые автомобильные и железнодорожные коммуникации между южными регионами страны и её западной частью, что значительно затруднило бы снабжение и переброску подкреплений советским войскам в направлении Сталинграда и Кавказа. При этом создавалась угроза наступления на Москву уже не только с запада, но и с юго-востока. Кроме того, полный захват Воронежа позволял немцам ударить на Сталинград со второго направления. Потеря советской стороной Воронежа почти гарантировала быстрый захват немцами Сталинграда.

Воронеж был единственным городом, где в ходе Великой Отечественной войны 212 дней бои велись прямо в городской черте – причём бои не позиционные, а штурмовые. Ожесточенные схватки шли за каждый квартал, улицу, за каждый дом. В результате 92% всех жилых зданий в Воронеже были уничтожены.

По накалу и продолжительности Воронежская битва сравнима только со Сталинградской битвой. Из Городов-героев дольше бои шли только у Ленинграда, Новороссийска и Севастополя. Но там бои проходили в основном в пригородах, а не в городских кварталах.

Нужно также помнить, что Воронеж был центром действий Воронежского фронта, дивизии которого сражались на 160-ти километровом участке Среднего Дона. Воронежский фронт оттягивал на себя значительное количество войск Германии и её союзников, которые, иначе, были бы направлены к находившемуся в оперативной близости Сталинграду. И именно Воронежский фронт играл решающую роль в операции «Малый Сатурн», приведшей к разрыву немецких коммуникаций в тылу группы Паулюса.

Что же касается нанесённого гитлеровцам урона, Воронежская битва не уступает в этом Городам-героям, даже Сталинграду. Известно, что в ходе Сталинградской битвы было убито около 150 000 немцев и около 200 000 солдат из армий германских союзников; в плен попали – 91 тысяча человек. А в ходе Воронежской битвы было убито 320 тысяч немецких солдат и солдат союзных Германии армий – в том числе около 150 тысяч венгров. В плен попали более 75 тысяч военнослужащих противника.

Воронеж был освобождён за неделю до Сталинграда. Именно благодаря этому советские войска в начале 1943 года начали наступление на широком фронте и далеко продвинулись в направлении Курска и Харькова.

Исходя из всего сказанного, очевидно, что вклад Воронежа в победу над вторгнувшимися в нашу страну захватчиками не меньше, а по ряду показателей даже более значим, чем у большинства Городов-героев.

Так почему же Воронеж так и не получил это высокое звание? Ответ кроется в послевоенной политике советского руководства, которое сознательно принизило значение Воронежской битвы, чтобы затушевать неприглядную роль участвовавшей в ней венгерской армии. Стране социалистического лагеря не хотели напоминать о запредельной жестокости её солдат в отношении мирного населения Воронежской области.

Известно, что 5 января 1943 года у командовавшего тогда Воронежским фронтом генерал-лейтенанта Ватутина побывала делегация жителей Острогожского района Воронежской области. Они рассказали командующему о тех зверствах, которые в районе творили венгерские солдаты. Потрясённый услышанным Ватутин произнёс тогда в сердцах: «Мадьяров в плен не брать!» И этот негласный приказ тут же разлетелся среди советских бойцов.

Нужно отметить, что жестокость солдат венгерской армии была результатом целенаправленной пропаганды властей фашистской Венгрии. Вот выписка из приказа начальника Генерального штаба обороны Венгрии генерал-полковника Ференца Сомбатхейи от апреля 1942 года: «...Для врагов Венгрии нет места снисхождению. Немилосердная жестокость у всякого отнимает охоту присоединяться к партизанам или поддерживать их. Нельзя проявлять снисходительности даже к совсем маленьким детям, потому что, как правило, они − связные партизан! Венгры должны пользоваться у местного населения даже худшей репутацией, чем немцы. Это будет гарантией того, чтобы жители захваченных Венгрией территорий боялись даже подумать о восстании! Венгерский солдат, ты должен внушать побеждённым страх! Это обеспечит благословенное будущее твоим детям!»

Что ж, времена изменились. Теперь ничего не мешает восстановить историческую справедливость. Несомненно, Воронеж в полной мере достоин именоваться Городом-героем. И будем надеяться, что он получит, наконец, это почётное звание.

Грищенко Олег Викторович

  • Писатель, историк, филолог.
  • Окончил МГУ им М.В. Ломоносова, факультет Психологии.
  • Пишет художественные произведения по исторической и другой тематике.
  • Автор книг о древней истории России и об истории возникновения речи и русского языка.

На нашем сайте читайте также:

По инф. argumenti.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.