ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Меткость в снайперском деле – еще не залог, что останешься в живых

По инф. cyrillitsa.ru   
21 Сентября 2020 г.
Изменить размер шрифта

Подготовка снайперов в СССР началась задолго до начала Великой Отечественной. Еще в конце 1920-х знаменитая винтовка Мосина была снабжена оптическим прицелом конструктора Александра Александровича Смирнского, а в 1928 году снайперы впервые приняли участие в боевых действиях во время конфликта с китайскими войсками Чжан Цзолиня на КБЖД. В этом же году винтовки с оптикой стали поступать на вооружения в пограничные войска.

Меткость в снайперском деле – еще не залог того, что останешься в живых

Перед войной

Через год под Москвой была открыта школа снайперов «Выстрел», где обучали военных специалистов и инструкторов.
Для производства и оснащения армии винтовками были закуплены технологии и образцы прицелов в Веймарской республике.

С начала 1930-х годов в СССР начали усиленно обучать огневой подготовке бойцов Красной армии и развивать массовый стрелковый спорт. В это же время была разработана самозарядная винтовка Токарева, которую оснастили оптическим прицелом, а прямо перед войной на вооружение приняли легендарную СВТ-40.

Несмотря на то, что к 1940 году норму «Ворошиловского стрелка» сдало около 6 500 000 комсомольцев, студентов и школьников, заветный норматив «снайпер ОСОВИАХИМа» осилили только самые лучшие – около 7 000 человек.

Подготовка снайперов активно велась и с самого начала Великой Отечественной: трехмесячные курсы проходили самые лучшие ворошиловские стрелки.

Но меткость в снайперском деле – еще не залог того, что останешься в живых. Чтобы победить хитрого, умного и прекрасно обученного врага, нужно было знать множество мелких хитростей, которые помогали замаскироваться, не выдать себя шумом или блеском. Для этого весной 1942 года под Москвой создали школу снайперов-инструкторов.

Снайперские хитрости

Хитрости были разные. Например, для того, чтобы не выдать себя противнику и бесшумно передвигаться по лесу, перед выходом на задание следовало попрыгать на месте, послушать – не брякает и не позвякивает ли где-нибудь экипировка.

Ходить по лесу в прифронтовой полосе снайперов учили бесшумно, аккуратно ощупывая землю носком. Для этого на тренировках завязывали глаза. Чтобы не нашуметь, запрещали наступать на валежник и пни, а передвигаться следовало пригнувшись – так виднее, куда ступать.

Следовало помнить, что в сыром лесу после дождя звук разносится по лесу далеко, но быстро «гаснет» в сухую погоду. По влажной мягкой подстилке можно было идти быстро, ставя ногу на всю ступню, но следовало избегать участков с размягшим грунтом и непримятой травы.

Там, где много сухих сучков, следовало передвигаться, дожидаясь порывов ветра или шума артобстрела, звуков боя. А если враг близко и наблюдает, двигаться следовало в такт колыханию ветвей и кустов.

Для бесшумного передвижения по лесу к подошве сапогов прикрепляли куски толстой овчины. В таких сапогах хруст сучка под ногой слышался не так громко, часто сучки даже не ломались, пружиня под мягкой нагрузкой. Кроме этого, толстый слой овчины сглаживал каблук на сапоге и шанс им зацепиться за ветку был минимален.

Мех на подошве сапога позволял ходить бесшумно даже зимой по снегу. Особенно это удавалось осенью, когда снег был еще мягким. В общем, снайперу следовало усвоить все охотничьи приемы, которые с детства знали таежные сибирские народы.

Меткость в снайперском деле – еще не залог того, что останешься в живых

Маскировка

Как и охотнику в засаде, снайперу следовало долгое время переносить холод, голод, укусы комаров и насекомых. Поэтому инструкторы в школе снайперов учили новобранцев сдерживать чихание (следовало потереть переносицу), кашель (нужно было закрывать рот шапкой или курткой).

Выдать снайпера мог блеск оптики – поэтому ее прикрывали специальными насадками, которые мешали попаданию света на стекло. Для маскировки снайперы использовали маскхалаты, которые изготавливались массово. Маскировочную накидку делали и на месте – под определенную задачу, учитывая особенность окраса леса, гор или степи. Накидку могли изготавливать из мочала, которое закрепляли на сетке, в ход шли ветки, листья, подходящие по цвету куски ткани, мешковина. Для окраски использовали грязь, уголь, глину, траву («Спутник партизана» издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия»). Для сливания с местностью руки и лицо мазали грязью, сажей.
Чтобы не выдать себя очертаниями или блеском оружия, снайперское ружье обматывали тканью – она служила для маскировки, защищала винтовку от внешних воздействий, предохраняла руки снайпера от ожогов, в том числе и холодовых.

Особенно тщательно снайперы учились маскировать места засады – «лежки». Они должны были сливаться с природой, и их маскировали под бурелом, кусты.

Находчивый взвод

Но большую часть хитростей снайперы осваивали уже по ходу дела и касалось это конкретных боевых задач. Например, автор статьи «Снайперское движение в РККА» Семен Леонидович Федосеев описывает воспоминания своего отца-фронтовика о действиях взвода снайперов на передовой. Они залегали цепью вдоль линии обороны, после чего с ближайшего возвышения кто-нибудь из них скатывал в сторону немецких окопов железную бочку, набитую гремящим хламом. Бочка подпрыгивала на ухабах, издавала незнакомый немцам звук. На этот звук кто-нибудь обязательно выглядывал из вражеских окопов и тут же прощался с жизнью. Перестреляв всех слишком любопытных врагов, снайперы переезжали на следующую часть линии обороны.

К концу войны тактика советских снайперов достигла виртуозности; этому способствовала работа снайперов в паре и внедрение глушителей «Брамит». Выросло мастерство – лучшие снайперы попадали с 700 метров врагу между глаз. В 1945 году пресса США писала, что советские снайперы показали на войне такое мастерство, что это побудило немцев уделить обучению снайперов больше времени и начать массовое производство оптики.
Лучшими снайперами Великой отечественной стали Михаил Ильич Сурков (702 убитых гитлеровца), Владимир Гаврилович Салбиев (601 гитлеровец) и Василий Шалвович Квачантирадзе (534 чел). 24 снайпера имели на своем счету больше 400 врагов, 25 – свыше 300 врагов, а 36 – больше 200 убитых нацистов.

На всех фронтах Великой Отечественной войны работали советские снайперы. И иногда от их невидимой, но такой очень важной деятельности, зависели результаты сражений.

Давайте еще вспомним о той войне:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.