НА КАЛЕНДАРЕ

«Красные похороны» от большевиков. А как это?

По инф. cyrillitsa.ru   
23 Декабря 2021 г.

После Октябрьской революции большевики приняли ряд декретов, которые позволяли гражданам провожать близких людей в последний путь по-новому. Каким будет «красный похоронный обряд», решали на самом верху.

«Красные похороны» от большевиков. А как это?

Нельзя новых людей хоронить по-старому

В царской России процедура православных похорон четко регламентировалась Уставом Русской православной церкви. Покойного обязательно отпевали в церкви, устройство погребальной процессии (священник – повозка с гробом – провожающие) и место захоронения определялись социальным статусом покойного.

Но уже с середины XIX века прогрессивная молодежь совершала попытки превратить похороны в политическую демонстрацию. Как пишет исследовательница «красной обрядности» Н.Полищук, «первыми невиданными по внешнему виду» стали похороны Некрасова в декабре 1887 года. Процессию возглавил не священник, а группа молодых людей, несущих огромные венки. Церковное отпевание Некрасова дополнилось гражданской панихидой.

Затем были похороны Льва Толстого, которые сопровождались студенческими волнениями из-за отлучения почившего классика от церкви. Ярким примером «красных похорон» стали проводы в последний путь большевика Николая Баумана: 15 тысяч собравшихся, боевая дружина во главе процессии, флагоносцы, студенты с венками, конные добровольцы-охранники в маршальских костюмах. Картузы и петлицы сопровождающих украшали красные ленты, а над головами похоронной процессии возвышались транспаранты с лозунгами.

Образец для подражания

Апогеем «красных похорон» можно считать погребение жертв Февральской революции 1917 года, которое усилиями большевистских идеологов было превращено в политическо-художественное действо. Специальная комиссия разработала «особый церемониал» и отпечатала листовки, оповещающие жителей Петрограда о предстоящем событии.

Похоронная процессия представляла собой четко организованные колонны, которые под звуки военного оркестра выдвинулись к Марсовому полю из 6 различных точек. На месте погребения вырыли четыре братские могилы. Двести десять погибших в гробах, обитых красной материей, уложили в могилы в строгом геометрическом порядке.

В честь каждого покойника с Петропавловской крепости раздавался пушечный выстрел. Ветераны революционного движения В.Засулич, Г.Лопатин, В.Фигнер наблюдали за происходящим со специально построенной трибуны, задрапированной красным полотном. По оценке французского посла Мориса Палеолога, похороны собрали более 9000 человек. Позже на месте захоронения воздвигли мемориальный комплекс.

Спор об идейном наполнении

Новая похоронная обрядовость была закреплена на официальном уровне серией декретов. Они прямо или косвенно лишали церковь возможности контролировать похороны, устанавливая альтернативную систему контроля – коммунистическую. Участие священника стало необязательным, а если покойник был партийным атеистом – невозможным. А чтобы «новые люди» знали, как и что делать, были разработаны типовые сценарии «красных похорон». И каждый проведенный по-новому обряд становился инструментом пропаганды, демонстрацией того, как «хорошо в Стране Советов жить».

В публицистике 1920-х годов активно обсуждалось, нужен ли вообще новый обряд коммунистическому обществу? Если «да», то какую атеистическую установку вложить в «красные похороны» вместо отвергнутой идеи о бессмертности верующей души? Оппозицию ярым приверженцам новой обрядности в лице Троцкого и Вересаева составил председатель Союза воинствующих безбожников Емельян Ярославский. Он считал, что не следует превращать «красные похороны» в формализованный ритуал, проводимый по «коммунистическому требнику».

Ярославский указывал на явные перегибы со стороны отдельных коммунистов: составление плана на случай смерти или отрицание похорон в принципе. Он приводил пример, когда один из «товарищей завещал отдать свой труп в мыловарню», желая, чтобы из него сделали мыло. В многочисленных выступлениях Ярославский предлагал воздерживаться от борьбы с православным обрядом и его запретом. «Не надо фиксировать, крепко устанавливать» новую обрядность: кто хочет – пусть хоронит по-старому, кто мыслит прогрессивно – по советскому обряду, который станет в итоге «революционным творчеством масс».

«Красные похороны» от большевиков. А как это?

Мечты об идеале

С тем, что новая форма похорон не должна насаждаться сверху был согласен и харизматичный лидер коммунистов Лев Троцкий. Но он считал, что церковные обряды «держат на привязи» не только людей верующих, но и атеистов. Троцкий напоминал, что Советское государство уже создало новые праздники и «новую государственную театральность». Дело осталось за каждым индивидумом – найти способ изменить старую жизнь, избавиться от привычности и монотонности, создать новый быт.

Конечно, на это потребуются десятилетия, говорил Троцкий, но в итоге люди встанут «на дорогу одухотворенных, проникнутых коллективной театральностью форм быта». Правда, в отличие от Ярославского, Троцкий считал, что «зародыши новых форм» следует внимательно контролировать и «осторожно направлять в нужное русло». В частности, публиковать идеи новых обрядов в печати и в ходе публичных обсуждений решать, какие достойны развития, а о каких – лучше забыть.

Наиболее радикальную точку зрения высказал в 1925 году Викентий Вересаев. В своем докладе на пленуме Академии художеств «Об обрядах новых и старых», а также дальнейших публичных лекциях он рассматривал варианты идеальных «красных похорон». Вересаев видел смыслом прежнего церковного обряда облегчение души, направление чувств скорбящих в нужное русло. Новый формат должен давать альтернативу. Даже если ритуал поначалу будет выглядеть странно или даже комично, со временем, считал Вересаев, к нему привыкнут, ведь он даст людям «готовые художественные идеи» для проводов в последний путь и «направит, просветлит и углубит» чувства, которые испытывают родственники и друзья усопшего.

Как хоронить по Вересаеву

Вересаев с ностальгией вспоминает «поистине великолепные» православные панихиды и сетует, что с их отменой «не осталось ровно ничего». «Вялые и небрежные попытки» заменить прежнее «первым, что попало под руку», поражают и убивают убогостью. Речь не идет о погребении известных современников – театральность и возвышенность их похорон потрясает душу. Но рядовое погребение, по мнению Вересаева, почти всегда бездарно. Присутствующие изнывают от «бездеятельного молчания», мечтая лишь о том, чтобы всё это поскорее закончилось. Вересаев был убежден, что новые похороны должны стать интерактивными, чтобы каждый мог принять участие в «объединяющем коллективном деле» и дать выход горю, теснящему сердце. Нужно «действо» с новыми гимнами: не печальными, а напоминающими, как прекрасна жизнь, приводящими к катарсису и очищающим слезам.

Участие в церемонии должны принимать девушки в белых одеждах, держащие в руках зеленые ветки или горящие факелы. Их облачение станет антитезой скорбному черному облачению участников церемонии. Допустимо использовать различные курения (по аналогии с ладаном). А вот цветы лучше выбирать без запаха, поэтому, по мнению Вересаева, розы и ландыши не подойдут.

Викентий Вересаев в своем докладе ссылается на хороший вариант гражданской панихиды, описанный у Гете. Небесно-голубая гамма в оформлении траурного зала, горящие факелы в настенных канделябрах, четыре мальчика в небесно-золотых одеждах обмахивают опахалами из страусовых перьев мраморное тело, лежащее на крышке саркофага. Скульптура облокотилась на подушку и держит в руках свиток, на котором все присутствующие могут прочесть латинское «Memento vivere!» («Помните о жизни!»). Поминальная служба представляет собой некое театрализованное действие с диалогом невидимых хористов, повествующих о торжестве жизни над смертью.

Предлагая идеи для нового похоронного обряда, Вересаев был готов к тому, что его обвинят в кощунстве и даже шутовстве. В свое оправдание он напоминал, что любой ритуал с непривычки производит странное впечатление, будь то пожатие руки при приветствии или аплодисменты после окончания спектакля. Но со временем люди привыкнут, считал Вересаев, и начнут адекватно воспринимать «кощунственное шутовство».

Реализация идей на практике

Что же представляло собой траурное «величественное действо» по-большевистски? Во главе процессии – оркестр, играющий «Марсельезу», другие революционные гимны, похоронный марш Шопена. Дальше – коммунисты несут гроб товарища. Затем подпевающие основному хору флагоносцы с красными знаменами. На кладбище – гражданская панихида с почетным караулом и траурными речами. Обязательные атрибуты – обитый красным кумачом гроб, красные повязки на рукавах участников похорон и красные флаги.

Интересно, что советская пресса 1924-1925 гг. сообщала о так называемых пионерских похоронах, когда дети провожали в последний путь своего сверстника без участия взрослых. Дети полностью копировали «красный обряд», воспроизводя и структуру, и музыкальное сопровождение, и распределение ролей во время взрослого ритуала.

Похороны «новых людей» традиционно собирали огромное количество зевак, желающих посмотреть, как власть теперь хоронит «без попов». «Красные похороны», нередко провокационные и почти всегда резонансные, становились хорошим примером альтернативной обрядовости, которой и следовало придерживаться «строителям нового мира»: ни одного священника, ни одной иконы, ни одной молитвы, ни одного креста.

На нашем сайте читайте также:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
  • Тыл за колючей проволокой
    Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.
  • Старик и белка. Рассказ
    Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.