НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
-14-
Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз...
2025-05-07-07-39-49
Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того,...
2025-05-07-06-02-59
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в...
2025-05-05-00-04-25
Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному...
2025-05-04-23-35-34
Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли...

Ключи от неба

21 Августа 2015 г.

aero 1

Нынешний август в России выдался на редкость щедрым на события, связанные с военной авиацией. В начале месяца были окончательно сформированы Воздушно-космические силы страны. 12-го российские военные авиаторы триумфально отметили свой профессиональный праздник, незадолго до этого заняв первые места во всех десяти номинациях конкурса «Авиадартс» на Армейских международных играх-2015. Опять же в августе научно-исследовательский центр Flight Global, считающийся лидером в сфере изучения современной авиации, признал, что военные самолеты и вертолеты из России остаются одними из самых популярных в мире. А завершится месяц Международным авиакосмическим салоном МАКС-2015. Все это не может не радовать. Но к достижениям и успехам мы шли долгой и трудной дорогой. Полной роковых просчетов, их осознания и исправления. Любопытные параллели предоставляет нам история.

Начнем с Первой мировой войны. «В России имелось немало передовых предприятий, которые можно было кооперировать для производства самолетов. Однако царское правительство и в этом вопросе доказало свою несостоятельность. Все надежды на поставку самолетов возлагались на союзников», — говорится в монографии «История воздухоплавания и авиации в России». Эта же история чуть было не повторилась у нас и совсем недавно, при Сердюкове.

Накануне Первой мировой иностранцам принадлежали почти все авиазаводы России. Естественно, они крайне неохотно принимали к производству самолеты и двигатели российских конструкторов, продвигая лицензионную сборку изделий своих метрополий. Лишь чудом в 1990–2000 годах нам удалось избежать повторения подобного сценария.

Наконец, к началу войны мы имели уникальный летательный аппарат, опередивший свое время, — первый в мире стратегический бомбардировщик, самолет-крепость «Илья Муромец». В феврале 1914-го он установил рекорд, продержавшись в воздухе с 16 пассажирами (1290 кг полезного груза) пять часов. Помимо непревзойденной бомбовой нагрузки и возможности глубоко проникать в тыл противника, он был способен успешно вести бой одновременно с 4–5 самолетами. За всю войну был сбит только один «Муромец». И как мы использовали его уникальные возможности? В войска поступило всего 60 таких машин из 5565 самолетов всех марок, которые произвела Россия. Одной из главных причин подобного невнимания называлась якобы дороговизна. Дескать, вместо одного «Муромца» лучше построить десять «Вуазенов». Эта опасная болезнь перекочевала и в советское предвоенное самолетостроение. Любая техника, мол, на войне живет недолго. Так зачем строить дорогие сложные машины? Тучи дешевых и простых «Ишачков» своей массой забьют любые дорогостоящие чудеса техники противника. Начало Великой Отечественной показало, что это не так. И-16, бипланы И-153 «Чайка», громадные полудеревянные бомбовозы, представлявшие собой многократно модернизированные варианты машин начала 30-х, геройски горели, не выдерживая конкуренции с концептуально новыми немецкими самолетами. Понадобилось около двух лет, чтобы развернуть производство самых передовых машин. Только после этого удалось завоевать господство в воздухе. Сегодня голоса аналогичного свойства раздаются по отношению к новейшему истребителю ПАК ФА Т-50. Дорогой, сложный. Лучше и дешевле модернизировать старые, хорошо зарекомендовавшие себя машины. Нет! Мы должны опережать, а не догонять. Тем более, при нынешней сложной обстановке.

Еще одним просчетом начального периода Великой Отечественной стал неверный подход к строительству аэродромов. Площадок, способных в любую погоду принимать все типы самолетов, оказалось явно недостаточно. Поступающая техника располагалась скученно. Итог известен: огромные потери нашей авиации на земле в начале войны. А вот самый свежий пример невыученного урока 1941-го. В середине 2000-х на балансе Минобороны находилось 245 аэродромов. А в ходе сердюковской военной реформы количество активных авиабаз сократилось до 27, да еще на нескольких десятках, числившихся резервными, имелись комендатуры, однако постоянно авиация там не размещалась. Все остальное «оптимизировали» или, проще говоря, забросили.

Сегодня ситуация меняется, но какой ценой? По словам Сергея Шойгу, «в настоящее время Воздушно-космическими силами используются 125 аэродромов. Из них 80 процентов требуют капитального ремонта или реконструкции». Только за первое полугодие 2015 года досрочно сняты с эксплуатации 27 авиационных двигателей. «Основная причина — неудовлетворительное состояние искусственного покрытия аэродромов и, как следствие, попадание в двигатели посторонних предметов», — констатировал министр.

Болезненно преодолеваются и другие последствия «сердюковщины». Особенно кадровый погром ВВС. Были уволены тысячи офицеров, закрывались училища. Следствием этого стал рост аварийности. Только за нынешнее лето в российских ВВС произошло семь катастроф, погибли шесть летчиков.

Сегодня Министерству обороны приходится с огромным трудом выискивать по всей стране и возвращать в строй уволенных офицеров. Причем не только в ВВС. За прошлый год на службу удалось вернуть 5000 высококвалифицированных армейских специалистов, чью карьеру бездумно «оптимизировали» очередные реформаторы.

Будут ли учтены уроки прошлого? Надо надеяться, что да. Воздушно-космическая оборона крепнет и совершенствуется. Решение задач в этой сфере находится под пристальным вниманием руководства страны. Необходимые силы и средства изыскиваются. Но сделать предстоит еще очень много. Тем более что границы неба расширились до космических высот, а ведь именно мы проложили там первые тропинки.

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Таким был Ножиков
    15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета. Под руководством губернатора Юрий Геннадьевич принимал самое активное участие в успешном отстаивании в Конституционном суде РФ независимости «Иркутскэнерго» от РАО «ЕЭС России» в 1993 году, подготовке и принятии Устава (по существу, региональной конституции) Иркутской области в 1994–1995 годах.
  • Самостоянье человека – залог величия его
    Отзыв о книге Галины Макагон «На изломе» о знаменитом роде Замащиковых из Заларинского района.
  • На изломе
    В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
  • Мы бережно храним их имена
    От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
  • «Сиськи-масиськи»: от перегрева к охлаждению
    Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
  • Железнодорожники в тылу и на фронте
    Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
  • «Нынче ветрено и волны с перехлестом…»
    На прошлой неделе исполнилось 85 лет со дня рождения Иосифа Бродского.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
  • «Тихий Дон» навсегда
    120 лет назад родился Михаил Шолохов.
  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
  • Его судьба – театр
    15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
  • В коричневых тонах. 14 признаков фашизма по Умберто Эко
    Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
  • Дед Осип. (Рассказ)
    Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
  • Чародей военных песен Арсений Долматовский
    5 мая исполнится 110 лет со дня рождения Евгения Долматовского.
  • Узник фашистских концлагерей Виктор Иванович Гуров: «Мне до сих пор помнится запах лагерной хлорки»
    В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.