НА КАЛЕНДАРЕ

Какую икону россияне считают главной?

священник Антоний Борисов, portal-kultura.ru   
11 Февраля 2023 г.

До иконы Рублева адекватного изображения Божественного триединства не существовало. Но именно для русского сознания образ «Троицы» стал особенно близок и понятен.

Какую икону россияне считают главной?

  • Фото с сайта: rossaprimavera.ru

Если бы мы решили провести социологический опрос и узнать, какую икону россияне считают главной, то, скорее всего, большинство голосов получила «Троица» св. Андрея Рублева. Что, на самом деле, не удивительно. Именно «Троица» и в Русской Церкви, и за её пределами многими воспринимается, как настоящая вершина иконописного искусства. В этой оценке сходятся как христианские почитатели иконописи, так и светские искусствоведы.

Икона «Троица» и ее создатель Андрей Рублев стали даже героями знаменитого фильма Андрея Тарковского о великом русском иконописце (интересно, что Русская Церковь канонизировала Андрея Рублева уже после выхода картины). Перечисленные причины популярности, однако, не говорят о самом важном - что действительно сделало «Троицу» главной русской (а по факту – не только русской) иконой. В чем же причина?

Икона Святой Троицы, реликвия Троице-Сергиевой Лавры, хранящаяся ныне в Третьяковской галерее, сегодня обладает статусом непререкаемого эталона церковного искусства. Именно на «Троицу», например, ориентируются во время обучения студенты иконописных школ. Но подобное положение дел существовало не всегда. И если бы мы с вами перенеслись во времена Рублева, оказавшись, таким образом, в русской культурной среде рубежа 14-15 веков, мы бы погрузились в гущу церковной дискуссии: А не проявляет ли инок Андрей, насельник Андроникова монастыря, излишней вольности? Не склонен ли он (как сказали бы сегодня) к модернизму, то есть обновленчеству?

Стоит отметить, что преподобный Андрей (наряду с Феофаном Греком и Даниилом Черным) действительно стал представителем «новой волны» русской иконописи. В его, к сожалению, не слишком хорошо сохранившемся наследии нашлось место для по-настоящему смелых экспериментов. Одним из них и стала икона Святой Троицы.

До Рублева подобного образа в христианской традиции просто не существовало. Вместо «Троицы» в литургическом обиходе использовалась иная – под названием «Гостеприимство Авраама». Здесь наряду с тремя сидящими за столом ангелами были представлены также фигуры ветхозаветных святых Авраама и Сарры. А сама икона представляла собой иллюстрацию знаменитого библейского сюжета, когда к патриарху древнего Израиля пришли три таинственных путника. Два из них впоследствии отправились судить Содом и Гоморру, а первый - остался беседовать с Авраамом и предрек ему рождение долгожданного наследника.

Сцена гостеприимства Авраама стала изображаться еще на стенах римских катакомб, где христиане прятались от языческих гонителей. Основываясь на этих древних образах, можно утверждать, что члены древней Церкви в приходе трех путников к патриарху Ветхого Завета видели не явление Святой Троицы, а пришествие так называемого Ангела Господня (Иисуса Христа до Его рождения на земле) и двух других ангелов, сопутствовавших Ему. Символическое указание на Бога Троицу – одновременно единого, но троичного в Лицах – в гостеприимстве Авраама также прослеживалось. Но подобное толкование на обладало статусом первичного.

Всё во многом изменилось благодаря движению исихастов – монахов, в тишине («исихия» – с греч. «тишина») молитвы, получавших опыт созерцания Божественного света и тайны Бога Троицы, неподвластной человеческому рассудку. Андрей Рублев, так же, как и его наставник Сергий Радонежский, несомненно, принадлежали к исихастскому движению. Икона Святой Троицы стала культурным плодом данного духовного феномена. Преподобный Андрей, прекрасно понимая, что изобразить Бога невозможно, создал совершенный символ тайны Святой Троицы. Тайны, касающейся не только внутренней жизни Бога, но и Его отношения к человечеству.

На иконе мы видим трех одновременно одинаковых и разных ангелов. Их фигуры находятся на идеальном расстоянии друг от друга и вписаны в окружность. Они отделены, но мы чувствуем абсолютное единство между ними. Три ангела, таким образом, говорят нам о тайне Божества – единого по существу, но троичного в Лицах: Отца, Сына и Духа Святого. И они - не три Бога, но один, единый Бог.

Рублев не дал ангелам имен. Мы можем лишь догадываться, кто есть кто на его иконе. За спиной левой фигуры мы видим дом – символ Бога Отца. Над средним ангелом виднеется дерево-смоковница, указывающая на иное древо – крестное, на котором был распят Сын Божий. Рядом с правым путником находится гора, символизирующая духовную высоту благодати Духа Святого. Но всё перечисленное лишь намек, а не конкретное указание, которое бы, по замыслу преподобного Андрея, стало бы посягательством на тайну Троицы, о которой так возвышенно писал святитель Григорий Богослов: «Един Бог, открывающийся в трех светах: таково чистое естество Троицы».

Лица Святой Троицы запечатлены святым Андреем в момент так называемого «предвечного совета». В Православной Церкви живет предание, что Бог еще до создания мира знал, по какому пути пойдет венец творения – человек. Господь отчетливо видел, как Адам и Ева распорядятся дарованной им свободой воли – нарушив заповедь, они выберут зло. И Бог, еще до того, как состоялось грехопадение, в лице второй своей Ипостаси (Лица)– Сына – принял решение стать человеком и исполнить проваленную Адамом миссию. А именно – возвести человеческую природу на высоту Божественного совершенства. Момент принятия данного решения и «зафиксирован» Рублевым на иконе – средний Ангел, единственный из трех, изображен в динамике. Он как бы приподнимается, готовый взять жертвенную чашу.

Обладал ли смелый в художественном и религиозном плане эксперимент Рублева каким-то еще значением, помимо чисто богословского? Как ни странно, но возвышенная религиозная мотивация иконописца имела под собой еще и вполне практические основания. Выразителем их стал фактический заказчик иконы – преподобный Сергий Радонежский, пожелавший, «чтобы постоянным взиранием на Святую Троицу побеждался страх пред ненавистной рознью мира сего».

Образ, созданный Рублевым в эпоху монгольского ига, стал настоящим манифестом христианского понимания устройства государства и общества, которые должны руководствоваться не сиюминутной политической выгодой, но стремлением исполнять правду Божию.

Перед ангелами на иконе святого Андрея стоит жертвенная чаша с головой тельца. Эта чаша, собственно, и является центром всей композиции. Её, повторюсь, готовится взять в руки средний Ангел. Что свидетельствует, с одной стороны, о чистой и жертвенной любви Бога к людям – Бога, Который «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас». С другой стороны, указывает на то, что от нас Господь ожидает не тщательного исполнения ритуальных практик, но просит: «перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетённого, защищайте сироту, вступайтесь за вдову».

Услышали ли современники Сергия Радонежского и Андрея Рублева их совместный призыв, выраженный в иконе Святой Троицы? История показала, что – да, услышали и восприняли. Раздробленность земель оказалась преодолена, политические распри постепенно сошли на нет, а пороки, распространенные в тогдашнем обществе, утихли.

Данный исторический опыт имеет несомненное значение для дня сегодняшнего - когда мы вновь переживаем непростые времена. Благодаря святым предкам мы имеем работающий духовный рецепт успешного их прохождения.

На нашем сайте читайте также:

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Радости детства
    Вы помните, с каким наслаждением в детстве мы лакомились куском черного хлеба? Нам он казался пищей богов! Мы были худые, подвижные и, что говорить, не всегда сытые.
  • «Быстрота и натиск»: вспомним Александра Суворова
    Великие мысли великого полководца: к 295-летию со дня рождения Александра Суворова.
  • «Кого надо, того и убили» (Продолжение.)
    Исследуя обстоятельства «Дела Кирова», глава Следственного комитета Александр Бастрыкин подходит к моменту убийства: «А теперь посмотрим на объективные результаты действия лица, находящегося в столь тяжелом эмоциональном состоянии: стреляя (если верить Николаеву) с расстояния пяти шагов из револьвера системы «наган» (из которого вести прицельную стрельбу не так уж просто), он с первого же выстрела попадает, что называется (простите за каламбур), в «яблочко».
  • А мы-то где были?
    Книга Светланы Михеевой состоит из двух повестей – «Каплин дом» и «Открытое море». Книга получила большой резонанс, правда, с большим разбросом мнений. Меня, как коренную иркутянку, более всего заинтересовала повесть «Каплин дом».
  • Крик «совы», или Зачем переводить стрелки
    Конец года, пять часов пополудни, а на улице уже темно. Впереди длинный-предлинный вечер. Середина лета, четыре часа утра – а солнышко уже светит. Даже до пробуждения заядлых «жаворонков» (особенно городских) уйма времени. Зачем такие перекосы? Где логика?
  • «Кого надо, того и убили» (Продолжение следует.)
    90 лет назад, 1 декабря 1934 года, произошло одно из наиболее загадочных, таинственных, зловещих преступлений в мировой и отечественной истории. Его жертвой стал ближайший соратник Сталина, первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Сергей Миронович Киров.
  • В ауре серебряного века. 155 лет назад родилась Зинаида Гиппиус
    Ведьма, сильфида, сатанесса – каких только прозвищ не давали Зинаиде Гиппиус ее современники. Одни преклонялись перед ее литературным талантом и «ботичеллиевской» красотой, другие боялись, оскорбляли и ненавидели.
  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.