НА КАЛЕНДАРЕ

Какой распорядок дня был раньше у монахов в монастырях?

Инна Докучаева, culture.ru   
20 Июля 2022 г.

Кто такой будильник, чем можно было украшать келью, как монахи проводили свободное время и по каким случаям трапезничали икрой и португальским вином. Сегодня расскажем об укладе жизни в монастырях.

Какой распорядок дня был раньше у монахов в монастырях?

Первые монастыри на Руси появились после принятия христианства, в XI веке. Одни обители по византийскому обычаю возводили на средства правителей, знатных людей и бояр, другие — открывали монахи и их последователи. Монастырей становилось все больше, росло и их имущество, в том числе земли. Постепенно сложился особый уклад монашеского общежития — с разделением труда, распорядком дня и даже особым меню.

«Кого и как принимать в монахи»

На Руси принять монашество, так называемый постриг, мог любой человек старше десяти, но обычно не моложе 15-16 лет. Марина Короткова в книге «Путешествие в историю русского быта» отмечает: «Женатые люди, решившие постричься в монахи, должны были получить согласие другого супруга». Будущие иноки должны были твердо желать «отречься от мира» и отдать себя на служение Богу.

Для пострига не требуется строгой богоугодной жизни в прошлом, важно только искреннее покаянное настроение. Даже самый порочный образ прежней жизни не препятствует постригу, ибо монашество — подвиг непрестанного покаяния, а каяться должен всякий грешник.

Из книги Александра Смыкалина «Каноническое право на примере Русской православной церкви XI–XXI веков»

В середине XI века появилось насильственное пострижение. В обители ссылали политических соперников, а Василий III, Иван Грозный и Петр I заточили в монастыри неугодных жен.

В 1720-х годах Петр I провел реформу, которая подчинила церковь государственной власти, и издал закон, где указал, «кого и как принимать в монахи». Чтобы в монастыри не бежали от податей, он запретил постригать мужчин младше 30 лет и замужних женщин моложе 50–60 лет. По новым правилам в иноки нельзя было постригать насильно по желанию родителей; солдаты и служащие должны были предъявить увольнительную от начальства, а крестьяне — дозволение от помещиков. Позже император совсем запретил ​​поступление в монашество, однако после его смерти этот закон отменили. Во второй половине XVIII века принимать иноческий чин разрешили всем сословиям.

В XIX — начале XX века закон разрешал постриг мужчинам не моложе 30 лет, а женщинам — не раньше сорока. Те, кто окончил курс семинарии, могли стать монахами с 25 лет. В годы после Великой Отечественной войны возрастные требования отменили, но в 2000-х годах на Архиерейском соборе их ввели вновь: «Признано необходимым перейти к практике пострижения в мантию только по достижении 30 лет, за исключением студентов духовных школ и священнослужителей».

Как проходил постриг

Перед постригом послушники обычно селились в монастырях, присматривались к порядкам и быту и выполняли любую работу, которую им поручали, — так и появилось слово «послушание». Они убирали помещения, дежурили в трапезной, работали в мастерских, прислуживали во время богослужений. Кроме них в монастыре помогали с работой трудники — обычно это были гости, которые не стремились стать монахами.

Существовало несколько ступеней монашеского пострига. Первая из них, низшая, — пострижение в рясофор, в переводе с греческого это означает «носящий рясу». Во время обряда послушнику выстригали в форме креста волосы на макушке. Марина Короткова в книге «Путешествие в историю русского быта» пишет: «При этом соблюдался обычай, который должен был свидетельствовать о твердости намерения послушника стать монахом. Рясофор трижды подавал ножницы игумену, и только на третий раз тот совершал пострижение». А после обряда послушникам разрешали надевать монашеские одежды. Они состояли из рясы и головного убора — камилавки в виде цилиндра или клобука.

Вторая ступень пострига — малая схима, или мантия. Рясофор давал обеты целомудрия, послушания и нестяжательства, отказывался от собственности и имущества, а также менял имя и получал право носить мантию.

Великую схиму — высшую ступень монашества — принимали те, кто решил полностью отгородиться от мира и вести аскетичный образ жизни. В прежние времена монахи-схимники чаще всего уходили жить в пустынные места. Позже они стали оставаться в обители, но жили отдельно от братии. Схимники не выполняли никаких послушаний, кроме молитвы.

Распорядок дня и повседневные обязанности монаха

Монахи, которые жили в монастыре, выполняли определенные обязанности. За каждым закрепляли должность или вид послушания. Общиной руководил настоятель — игумен, монастырским хозяйством заведовал келарь, а за финансы отвечал казначей. Исповедь принимал духовник, которого выбирала братия.

Были в монастыре и другие, менее значимые должности: уставщик — начальник церкви; ризничий — хранитель монастырских ценностей; книгохранитель, заведовавший монастырской библиотекой; трапезник, присматривавший за питанием монахов; будильник, отвечавший за утренний подъем братии.

Из книги Юрия Рябцева «История русской культуры»

Раньше других, глубокой ночью, еще до рассвета, в монастыре просыпался монах, которого называли будильник или будильщик. Он будил игумена, просил его благословения, отдавал распоряжение тому монаху, который бил в колокол, а потом шел по кельям и поднимал остальных. Вся братия отправлялась в храм на молитву. После нее одни оставались на позднее богослужение, а другие уходили исполнять свои послушания.

Монахи много трудились: обеспечивали братство всем необходимым. Они строили храмы, переписывали тексты, преподавали в школах. А еще ухаживали за скотом, трудились в садах и огородах при обителях. В Троицком монастыре писали иконы, которые дарили правителям, князьям и знатным гостям, а взамен получали пожертвования. В Соловецком монастыре иноки занимались кузнечным делом, золочением, шили одежду, делали свечи, охотились на тюленей и белух. В Геннадиевом — разводили пчел и продавали мед.

Вновь община собиралась за обедом: монастырские уставы не предусматривали завтрака. Во время еды нужно было молчать или говорить «тихо и кратко», а также слушать священные тексты, которые читал назначенный монах. Так братство получало не только телесную пищу, но и духовную.

После первой трапезы вновь полагались послушания, за ними следовала вечерняя церковная служба и ужин. В свободное время монахи в одиночестве читали определенный набор молитв — келейное правило — и богословские книги, а потом отходили ко сну.

Приблизительно такого распорядка дня придерживалось большинство общежительных монастырей. Он мог меняться в выходные дни или по церковным праздникам, например во время Великого поста разрешался только один прием пищи. В женских монастырях распорядок был более гибким. А богослужения там совершали старцы — священники почтенного возраста, которые жили за пределами обителей.

Как была устроена келья

Монастырская келья выглядела довольно скромно. До XVIII–XIX веков это обычно была небольшая комната без стола, стула или даже кровати — вместо нее стояла лавка. Позже в комнатах монахов появилась мебель, а к ней добавились иконы в углу на стене, полка с книгами и подставка для возложения богослужебных трудов — аналой. Каждый монах должен был содержать свою келью в чистоте и порядке.

Лучшим украшением иноческой келии служит избранная библиотека, которая должна состоять из Священного Писания и писаний Отеческих о монашеской жизни. «Необходимо иметь христианские книги, — сказал святой Епифаний Кипрский, — одно воззрение на эти книги отвращает от греха и поощряет к добродетели».

Из книги ​​святителя Игнатия (Брянчанинова) «Приношение современному монашеству»

В кельях нельзя было хранить еду и питье. А принимать пищу разрешалось, только когда монах был болен. Запрещалось приглашать гостей — как братьев, так и мирян, в том числе и родственников. Также не поощрялось держать предметы роскоши: считалось, что они отвлекают ум от молитвы.

Монастырские трапезы

Приготовление пищи в монастыре сопровождалось определенным ритуалом: утром повар отправлялся в храм, кланялся и просил у священника огня. Тот зажигал лучину от неугасимой лампады, и потом ею воспламеняли дрова в печи.

Блюда на столах разных обителей различались — это зависело от устава монастыря, его зажиточности и месторасположения. И игумену, и монахам подавали одно и то же. В XVI–XVII веках в Троицком и Кирилло–Белозерском монастырях в Великий пост питались в основном гречневой или овсяной кашей и горохом. Часто ограничивались хлебом и сухоядением — продуктами без термической обработки: овощами, фруктами, медом. В пост по выходным ели красную или черную икру.

...В Донском монастыре в... XIX веке появляются разнообразные первые блюда (свекольник, ботвинья, перловый суп, похлебка с грибами, суп гречневый, суп белого пшена, уха). <...> На трапезе подается жареная рыба, жареный картофель, гречневая каша, белая каша, протертый картофель, протертый горох... Если в монастыре устраивались заупокойные обеды, то на пожертвованную сумму покупалось лиссабонское вино и белужина.

Из статьи Марии Артюшенко «Внутренняя жизнь Донского монастыря в период настоятельства архимандрита Феофана (Александрова). 1832–1850 годы»

В Соловецком монастыре в позапрошлом столетии обед состоял из четырех перемен блюд, а ужин — из трех. Главной пищей даже в дни, когда разрешалось мясо, была рыба. Ржаной хлеб на столах появлялся редко, а пшеничный — только по большим праздникам. По воскресеньям полагалась порция вина, а в постные дни здесь ели грибы, овощи и ягоды.

Очень интересно себе представить, как проводили свое время обитатели монастырей. Оказывается, свои традиции были у них насчет обустройства кельи, определенные ритуалы соблюдались при приготовлении пищи. Питались, кстати, монахи, по выходным в пост совсем неплохо по нынешним меркам. Икра красная, черная.... Сейчас не каждый мирянин в связи с без конца растущими ценами может себе такое позволить.

На нашем сайте читайте также:

По инф. culture.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Диктатура – развал – диктатура
    «Американские горки» российской истории.
  • «Обаяние просто… космическое»
    90 лет назад родился Олег Табаков. Он стал выдающимся актером театра и кино, талантливым режиссером и вдумчивым педагогом, который подготовил не одно поколение артистов.
  • Ночь с Вампиловым у печки
    Его день рождения – на днях (19 августа). И хотя цифра 88 выглядит внушительно, он для всех и навсегда остался молодым…
  • Маэстро женских грез
    5 августа исполнилось 175 лет со дня рождении Ги де Мопассана.
  • Неравный брак: на Урале 16-летняя вышла за богатого пожилого профессора от нужды
    В Каменске-Уральском произошёл необычный случай: 16-летняя девушка вышла замуж за 65-летнего профессора юридических наук из местной юридической академии, проживающего в Ноябрьске. Инициатором брака выступили мать и бабушка Александры, рассчитывавшие на финансовую поддержку и возможность получения жилья. Однако этот брак не принес счастья — спустя несколько лет Александра смогла развестись и встретить новую любовь, пишет  life.ru
  • 70 лет назад родился основатель «МММ» Сергей Мавроди
    Будущий основатель «МММ» появился на свет 11 августа 1955 года в Москве. Как заявлял сам Мавроди, в детстве у него была феноменальная память и он побеждал на олимпиадах по физике и математике. В МФТИ, как хотел, не поступил. Но был зачислен в МИЭМ на факультет прикладной математики.
  • «Я тебя никогда не забуду»
    Исполнилось 80 лет композитору Алексею Рыбникову
  • Память о войнах как источник новых войн?
    Могут ли привести к войне разногласия по поводу трактовки истории? Еще как могут, но дело тут не столько в большой любви операторов политических систем к истории, сколько в стремлении удержать власть.
  • Русский Шерлок Холмс
    Исполнилось 90 лет Василию Ливанову.
  • Девятнадцатый против двадцатого
    Российская компартия официально реабилитировала Сталина.
  • О холокосте и антисемитизме
    Еврейский вопрос в свете Великой Победы 1945 года.
  • Без царя в голове
    Василий Водовозов о знакомстве с молодым Лениным.
  • «По волне моей памяти…»
    20 июля исполнится 85 лет Давиду Тухманову.
  • Не повторяя путь отца
    Исполнилось 75 лет народному артисту России Константину Райкину.
  • Притяжение «Маленького принца»
    125 лет назад родился Антуан де Сент-Экзюпери.
  • Стихи из сборников «Признание», «Есть у сердца Родина»
    Константин Демидов – автор двух поэтических сборников: «Признание» (2003), «Есть у сердца Родина» (2021). Его стихи публиковались в сборниках поселка Большой Луг, Шелехова и Москвы.
  • Юркина любовь (Рассказ)
    С этим нашим автором – Виктором Калинкиным наш читатель уже знаком (его рассказ «Сирота» был опубликован в апрельском номере «Перевала»). Виктор Николаевич родился в 1950 году в Забайкалье, окончил отделение журналистики ИГУ в 1978 году, работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002 год был собственным корреспондентом центральной газеты «Лесная промышленность» по Иркутской области. Виктор Николаевич – автор документальных книг «Гигант на Ангаре», «Помним Братск», многих очерков, опубликованных в журналах и коллективных сборниках. Его рассказы печатались в газетах и в литературно-художественных изданиях, в том числе и в альманахе «Сибирь» в 80-е годы. Позже в разные годы выходят сборники его рассказов: «Колокола», «Случайный прохожий» и сборник стихов «Возвращение в деревню». Сегодня мы познакомим вас с новым его рассказом «Юркина любовь».
  • Дурит погода (Рассказ)
    От редакции: В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся в иных местах более чем на 100 метров, и Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом, который поглотил бесчисленное количество мелких и крупных деревень.
  • Симфония юбилея
    На прошлой неделе исполнилось 50 лет народному артисту России, почетному гражданину Иркутской области и города Иркутска Денису Мацуеву. За свою карьеру знаменитый пианист успел покорить главные концертные залы мира, стать лауреатом множества престижных премий и наград, а также оказаться в центре политических скандалов, стоивших ему карьеры на Западе.
  • «У немцев одна Германия»
    150 лет назад родился писатель-антифашист Томас Манн.