НА КАЛЕНДАРЕ

Какой распорядок дня был раньше у монахов в монастырях?

Инна Докучаева, culture.ru   
20 Июля 2022 г.

Кто такой будильник, чем можно было украшать келью, как монахи проводили свободное время и по каким случаям трапезничали икрой и португальским вином. Сегодня расскажем об укладе жизни в монастырях.

Какой распорядок дня был раньше у монахов в монастырях?

Первые монастыри на Руси появились после принятия христианства, в XI веке. Одни обители по византийскому обычаю возводили на средства правителей, знатных людей и бояр, другие — открывали монахи и их последователи. Монастырей становилось все больше, росло и их имущество, в том числе земли. Постепенно сложился особый уклад монашеского общежития — с разделением труда, распорядком дня и даже особым меню.

«Кого и как принимать в монахи»

На Руси принять монашество, так называемый постриг, мог любой человек старше десяти, но обычно не моложе 15-16 лет. Марина Короткова в книге «Путешествие в историю русского быта» отмечает: «Женатые люди, решившие постричься в монахи, должны были получить согласие другого супруга». Будущие иноки должны были твердо желать «отречься от мира» и отдать себя на служение Богу.

Для пострига не требуется строгой богоугодной жизни в прошлом, важно только искреннее покаянное настроение. Даже самый порочный образ прежней жизни не препятствует постригу, ибо монашество — подвиг непрестанного покаяния, а каяться должен всякий грешник.

Из книги Александра Смыкалина «Каноническое право на примере Русской православной церкви XI–XXI веков»

В середине XI века появилось насильственное пострижение. В обители ссылали политических соперников, а Василий III, Иван Грозный и Петр I заточили в монастыри неугодных жен.

В 1720-х годах Петр I провел реформу, которая подчинила церковь государственной власти, и издал закон, где указал, «кого и как принимать в монахи». Чтобы в монастыри не бежали от податей, он запретил постригать мужчин младше 30 лет и замужних женщин моложе 50–60 лет. По новым правилам в иноки нельзя было постригать насильно по желанию родителей; солдаты и служащие должны были предъявить увольнительную от начальства, а крестьяне — дозволение от помещиков. Позже император совсем запретил ​​поступление в монашество, однако после его смерти этот закон отменили. Во второй половине XVIII века принимать иноческий чин разрешили всем сословиям.

В XIX — начале XX века закон разрешал постриг мужчинам не моложе 30 лет, а женщинам — не раньше сорока. Те, кто окончил курс семинарии, могли стать монахами с 25 лет. В годы после Великой Отечественной войны возрастные требования отменили, но в 2000-х годах на Архиерейском соборе их ввели вновь: «Признано необходимым перейти к практике пострижения в мантию только по достижении 30 лет, за исключением студентов духовных школ и священнослужителей».

Как проходил постриг

Перед постригом послушники обычно селились в монастырях, присматривались к порядкам и быту и выполняли любую работу, которую им поручали, — так и появилось слово «послушание». Они убирали помещения, дежурили в трапезной, работали в мастерских, прислуживали во время богослужений. Кроме них в монастыре помогали с работой трудники — обычно это были гости, которые не стремились стать монахами.

Существовало несколько ступеней монашеского пострига. Первая из них, низшая, — пострижение в рясофор, в переводе с греческого это означает «носящий рясу». Во время обряда послушнику выстригали в форме креста волосы на макушке. Марина Короткова в книге «Путешествие в историю русского быта» пишет: «При этом соблюдался обычай, который должен был свидетельствовать о твердости намерения послушника стать монахом. Рясофор трижды подавал ножницы игумену, и только на третий раз тот совершал пострижение». А после обряда послушникам разрешали надевать монашеские одежды. Они состояли из рясы и головного убора — камилавки в виде цилиндра или клобука.

Вторая ступень пострига — малая схима, или мантия. Рясофор давал обеты целомудрия, послушания и нестяжательства, отказывался от собственности и имущества, а также менял имя и получал право носить мантию.

Великую схиму — высшую ступень монашества — принимали те, кто решил полностью отгородиться от мира и вести аскетичный образ жизни. В прежние времена монахи-схимники чаще всего уходили жить в пустынные места. Позже они стали оставаться в обители, но жили отдельно от братии. Схимники не выполняли никаких послушаний, кроме молитвы.

Распорядок дня и повседневные обязанности монаха

Монахи, которые жили в монастыре, выполняли определенные обязанности. За каждым закрепляли должность или вид послушания. Общиной руководил настоятель — игумен, монастырским хозяйством заведовал келарь, а за финансы отвечал казначей. Исповедь принимал духовник, которого выбирала братия.

Были в монастыре и другие, менее значимые должности: уставщик — начальник церкви; ризничий — хранитель монастырских ценностей; книгохранитель, заведовавший монастырской библиотекой; трапезник, присматривавший за питанием монахов; будильник, отвечавший за утренний подъем братии.

Из книги Юрия Рябцева «История русской культуры»

Раньше других, глубокой ночью, еще до рассвета, в монастыре просыпался монах, которого называли будильник или будильщик. Он будил игумена, просил его благословения, отдавал распоряжение тому монаху, который бил в колокол, а потом шел по кельям и поднимал остальных. Вся братия отправлялась в храм на молитву. После нее одни оставались на позднее богослужение, а другие уходили исполнять свои послушания.

Монахи много трудились: обеспечивали братство всем необходимым. Они строили храмы, переписывали тексты, преподавали в школах. А еще ухаживали за скотом, трудились в садах и огородах при обителях. В Троицком монастыре писали иконы, которые дарили правителям, князьям и знатным гостям, а взамен получали пожертвования. В Соловецком монастыре иноки занимались кузнечным делом, золочением, шили одежду, делали свечи, охотились на тюленей и белух. В Геннадиевом — разводили пчел и продавали мед.

Вновь община собиралась за обедом: монастырские уставы не предусматривали завтрака. Во время еды нужно было молчать или говорить «тихо и кратко», а также слушать священные тексты, которые читал назначенный монах. Так братство получало не только телесную пищу, но и духовную.

После первой трапезы вновь полагались послушания, за ними следовала вечерняя церковная служба и ужин. В свободное время монахи в одиночестве читали определенный набор молитв — келейное правило — и богословские книги, а потом отходили ко сну.

Приблизительно такого распорядка дня придерживалось большинство общежительных монастырей. Он мог меняться в выходные дни или по церковным праздникам, например во время Великого поста разрешался только один прием пищи. В женских монастырях распорядок был более гибким. А богослужения там совершали старцы — священники почтенного возраста, которые жили за пределами обителей.

Как была устроена келья

Монастырская келья выглядела довольно скромно. До XVIII–XIX веков это обычно была небольшая комната без стола, стула или даже кровати — вместо нее стояла лавка. Позже в комнатах монахов появилась мебель, а к ней добавились иконы в углу на стене, полка с книгами и подставка для возложения богослужебных трудов — аналой. Каждый монах должен был содержать свою келью в чистоте и порядке.

Лучшим украшением иноческой келии служит избранная библиотека, которая должна состоять из Священного Писания и писаний Отеческих о монашеской жизни. «Необходимо иметь христианские книги, — сказал святой Епифаний Кипрский, — одно воззрение на эти книги отвращает от греха и поощряет к добродетели».

Из книги ​​святителя Игнатия (Брянчанинова) «Приношение современному монашеству»

В кельях нельзя было хранить еду и питье. А принимать пищу разрешалось, только когда монах был болен. Запрещалось приглашать гостей — как братьев, так и мирян, в том числе и родственников. Также не поощрялось держать предметы роскоши: считалось, что они отвлекают ум от молитвы.

Монастырские трапезы

Приготовление пищи в монастыре сопровождалось определенным ритуалом: утром повар отправлялся в храм, кланялся и просил у священника огня. Тот зажигал лучину от неугасимой лампады, и потом ею воспламеняли дрова в печи.

Блюда на столах разных обителей различались — это зависело от устава монастыря, его зажиточности и месторасположения. И игумену, и монахам подавали одно и то же. В XVI–XVII веках в Троицком и Кирилло–Белозерском монастырях в Великий пост питались в основном гречневой или овсяной кашей и горохом. Часто ограничивались хлебом и сухоядением — продуктами без термической обработки: овощами, фруктами, медом. В пост по выходным ели красную или черную икру.

...В Донском монастыре в... XIX веке появляются разнообразные первые блюда (свекольник, ботвинья, перловый суп, похлебка с грибами, суп гречневый, суп белого пшена, уха). <...> На трапезе подается жареная рыба, жареный картофель, гречневая каша, белая каша, протертый картофель, протертый горох... Если в монастыре устраивались заупокойные обеды, то на пожертвованную сумму покупалось лиссабонское вино и белужина.

Из статьи Марии Артюшенко «Внутренняя жизнь Донского монастыря в период настоятельства архимандрита Феофана (Александрова). 1832–1850 годы»

В Соловецком монастыре в позапрошлом столетии обед состоял из четырех перемен блюд, а ужин — из трех. Главной пищей даже в дни, когда разрешалось мясо, была рыба. Ржаной хлеб на столах появлялся редко, а пшеничный — только по большим праздникам. По воскресеньям полагалась порция вина, а в постные дни здесь ели грибы, овощи и ягоды.

Очень интересно себе представить, как проводили свое время обитатели монастырей. Оказывается, свои традиции были у них насчет обустройства кельи, определенные ритуалы соблюдались при приготовлении пищи. Питались, кстати, монахи, по выходным в пост совсем неплохо по нынешним меркам. Икра красная, черная.... Сейчас не каждый мирянин в связи с без конца растущими ценами может себе такое позволить.

На нашем сайте читайте также:

По инф. culture.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
  • Его судьба – театр
    15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
  • В коричневых тонах. 14 признаков фашизма по Умберто Эко
    Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
  • Дед Осип. (Рассказ)
    Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
  • Чародей военных песен Арсений Долматовский
    5 мая исполнится 110 лет со дня рождения Евгения Долматовского.
  • Узник фашистских концлагерей Виктор Иванович Гуров: «Мне до сих пор помнится запах лагерной хлорки»
    В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
  • Виктор Евстратенков: «Самое страшное на войне, когда страдают и гибнут дети»
    Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков. Один из них – Виктор Иванович Евстратенков.
  • Май, труд, профсоюзы
    Завтра мы отметим один их самых любимых праздников – День весны и труда. Когда-то он назывался Днем международной солидарности трудящихся, но вместе с уходом от власти КПСС солидарность куда-то исчезла…
  • Вначале – Манька-Облигация
    К юбилею народной артистки России Ларисы Удовиченко.
  • Читая Жукова и Манштейна. Война воспоминаний как зеркало эпохи
    Мемуары участников событий – исторический источник, что называется, из первых рук. Впрочем, оборот «что называется» не случаен.
  • Тарифы «от Рыжика»
    Дональд Трамп, мировая экономика и жизнь в России.
  • «Самая страшная картина детства – казнь партизан»
    Узник фашистских концлагерей Плотников Алексей Семенович.
  • Вратарь всех времен: памяти Валерия Колчанова
    13 апреля 2025 года на 80-м году скончался легендарный иркутский футбольный голкипер Валерий Григорьевич Колчанов.
  • Переправа
    Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.
  • «Главное – работа, за которую не стыдно»
    Ветеран из Иркутска Николай Иванович Галкин – командир экипажа легендарного Т-34.