Православные старцы полагали, что для совершенствования в христианской жизни необходимо прибегать к практике «умерщвления плоти», суть которой заключалась не в как таковом наказании тела, а в проявлении солидарности к страданиям человечества, так и отдельного человека, на протяжении всей истории и жизни каждого. Одним из распространённых способов уязвления тела ради духовного знания считалось ношение рубашки власяницы.
Власяница
Упоминающаяся ещё в текстах Ветхого Завета власяница, которую носили древние пророки, с течением времени стала знаковой одеждой подвижников и аскетов православия.
Иначе именуемая вретищем, она представляла собой длинную мешковатую рубашку, сшитую из грубой ткани, которая изготавливалась из необработанной шерсти или волос козы.
Ужасно коловшаяся и доставлявшая при ношении невероятный дискомфорт власяница надевалась на голое тело инока при принятии им монашеского пострига.
Являясь символом намеренного умерщвления и уязвления плоти ради духовного знания, власяница раздражала кожу, вызывала постоянную чесотку и могла слабого человека довести до безумия.
Смиренно и терпеливо перенося муки, аскеты спасались молитвами и силой духа.
Исторический экскурс
Согласно библейским летописям первое упоминание о власянице всплывает в связи с описанием быта живших в Синайской пустыне иудеев, которые из-за отсутствия источников пресной воды разводили в большом количестве коз и верблюдов.
Именно из их шести и волос ткались грубые и колючие холстины, предназначавшиеся для использования в качестве подстилки при сушке зерна или покрывала при перевозке хлеба на телегах. Из этого же материала шились мешки для хранения и транспортировки различных товаров.
Со временем из этой «ткани» начали моделировать достигавшие колен рубашки простого покроя, по форме напоминавшие мешок с отверстиями для головы и рук. Схожие по виду с бедуинскими плащами власяницы, перехватывались поясом и предназначались для ношения в знак скорби и памяти об умерших родственниках.
Причём в особых траурных случаях эту неприятную для тела вещь было запрещено снимать даже ночью. В Средневековье жёсткие и колючие власяницы стали атрибутом как мужского, так и женского монашества. Вызываемые ею сильный зуд, кожные раздражения, переходившие в глубокие раны и язвы, трактовались, как способность постриженика ещё при жизни искупить часть своих грехов.
Несмотря на очевидный вред, наносимый здоровью, ношение власяницы считалась неукоснительной частью служения Богу, а появляющиеся от неё раны воспринимались как доказательства страданий за христианскую веру.
В католицизме в эпоху Нового времени власяница перекочевала из реальной жизни в литературные аллегории и картины на библейские сюжеты, символизируя собой глубокие душевные муки, печаль, скорбь и раскаяние. В православии же до наших дней этот атрибут одеяния является принадлежностью монахов.
Власяница Ивана Грозного
В Москве в Государственном Историческом музее хранится уникальный тканевый экспонат второй половины XVI века – власяница Ивана Грозного.
Её первый венчанный царь Руси носил во время Великого поста, когда пребывал в Александровой слободе. Будучи очень религиозным человеком, Иоанн IV даже издал указ об основании из опричников некоего военно-монашеского братства, в котором себе отводил роль игумена, следившего за чистотой истинной веры своих иноков.
При этом он сам не уклонялся от монашеских обязанностей, пел в хоре на клиросе, звонил к заутрене, читал за общей трапезой Священное Писание, молился во время многочасовой службы, а также во имя смирения и терпения носил власяницу, являя пример благочестия.
Его тёмно-коричневая рубаха из грубой холстины была выполнена с вкраплением конских волос, а по крою не отличалась от прочих изготавливаемых со времён Древней Руси сорочек. Она представляла собой сложенное вдвое полотнище с расширяющимися сверху вниз клиньями по бокам, в округлую горловину которого вшит миниатюрный воротник — стойка.
Рукава власяницы это всего лишь соединённые простым швом прямые куски ткани с небольшими ластовицами под мышками.
Вертикальный ворот рубахи Ивана Грозного был достаточно глубоким и имел поперечные застёжки на шнурках в области воротника и груди, которые назывались разговорами.
Умерщвление плоти
Помимо ношения власяницы существовали и другие способы умерщвления плоти, целью которого является облагораживание человека и тренировка самообладания, выдержки, для того чтобы обеспечить служение Богу и другим людям.
Монахи часто практиковали наистрожайшие посты, долгое бдение, продолжительные молитвенные стояния по ночам, исполнение тяжёлых послушаний, изнуряющую работу, проживание в холодных условиях аскезы.
Весьма распространено было давать обет бедности, обматывать голое тело тонкой проволокой с шипами, а также самоистязать себя по средствам ремня, мётлы или розги.
С благими намерениями верующие добровольно могли отказаться на определённый период от еды, спиртных напитков, курения, сексуальных отношений и прочих «радостей» жизни, противодействуя желанию насытить или удовлетворить организм.
Власяница – грубая, мрачная и доставляющая большой дискомфорт одежда. Следуя по векам и воспитывая силу духа, она не теряет свою актуальность. К примеру, ирландский аскет Мэтт Талбот, прожив обычную жизнь рабочего человека, борющегося с алкоголизмом, в 1925 году внезапно умер, упав на улице. Люди, готовящие его тело к погребению, обнаружили несколько колющихся цепочек (вид власяницы), «завязанных» на истощённом теле Таболта.
Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2е место).
Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.