НА КАЛЕНДАРЕ

Какие раньше были корабли у Черноморского флота и кого брали в моряки?

Александр Мащенко, Геннадий Мельник, pnp.ru   
23 Мая 2022 г.

Черноморский флот родился через несколько дней после присоединения Крыма к России — 2 (13) мая 1783 года. В этот день одиннадцать судов Азовской флотилии под командованием вице-адмирала Федора Клокачева вошли в Ахтиарскую бухту, где еще месяц спустя, 14 июня, под руководством лейтенанта Дмитрия Сенявина были заложены первые каменные постройки Севастополя. Какими были первые корабли Черноморского флота, легко ли было на них воевать и что составляет основу боевой мощи моряков-черноморцев сегодня?

Какие раньше были корабли у Черноморского флота и кого брали в моряки?

Феномен Ушакова

В 1783 году Крым и Севастополь стали важнейшим форпостом на Юге России. Османская империя не хотела смириться с потерей полуострова и в 1787 году попыталась вернуть его силой. Так началась Русско-турецкая война, в ходе которой недавно родившийся Черноморский флот под командованием адмирала Федора Ушакова нанес несколько сокрушительных поражений численно превосходящему флоту Османской империи. Самые громкие виктории были одержаны у Керченского пролива 8 (19) июля 1790 года, у мыса Тендра 28-29 августа (8-9 сентября) того же 1790 года и при Калиакрии 31 июля (11 августа) 1791 года. Еще большую славу Ушаков снискал в войне с Францией. В 1798-1799 годах в ходе средиземноморского похода моряки-черноморцы освободили Ионические острова, штурмом взяв остров Корфу.

За видимой легкостью одержанных побед скрывается титанический труд и героизм матросов и офицеров, рассказал нашему изданию эксперт по военно-морскому флоту, доктор исторических наук Кирилл Назаренко. Дело в том, что парусный флот требует большой массы хорошо высушенного дерева. Чтобы получить такой строительный материал, нужно не менее 20 лет сушки. Поэтому все, что было построено на Черном море при Екатерине Великой, было сделано из сырого леса.

«Флотоводца Ушакова потому и считают великим, что он умудрялся одерживать победы на плохих кораблях, — пояснил историк. — То есть конструктивно они были хорошими, но поскольку сделаны из невысушенной древесины, были тяжелее и медленнее турецких и французских кораблей».

В бортах очень быстро появлялись щели, из которых постоянно просачивалась вода. Чтобы служить на таком корабле, в трюме постоянно приходилось держать команду и откачивать воду. К тому же они очень быстро гнили. За пять — семь лет корабль превращался в труху.

У турок же были очень качественные корабли, к тому же средства, которые выделяла Высокая Порта на свой флот, не шли в сравнение с нашими.

«Стоимость одного турецкого корабля была в четыре раза выше русского, — отметил эксперт. — В 80-е годы XVIII века турки широко приглашали французских инженеров, которые им строили совершенные в техническом смысле корабли».

Кого брали в моряки?

В отличие от России турки вербовали в моряки матросов торгового флота, которые имели большой опыт мореплавания. На российский же флот набирали рекрутов.

«Конечно, человек, который в жизни не видел ни моря, ни реки, на флот не попадал, — пояснил Кирилл Назаренко. — На корабли в первую очередь старались брать волжских татар, архангельских поморов, жителей Вологодской, Олонецкой губерний, которые имели опыт плавания по озерам».

Самая главная проблема в том, что научить управлять парусником невозможно на теоретических занятиях. Чтобы парусный корабль стал эффективной боевой машиной, и офицеры, и матросы должны обладать большим практическим опытом. Например, капитан корабля должен был хорошо чувствовать ветер и понимать, как он изменится через несколько минут, через час, чтобы вовремя подать команду. Матросы, получив команду убрать или поставить какой-то парус, действовали самостоятельно. Переспрашивать, а уж тем более переговариваться между собой во время любых парусных маневров, было запрещено. Иначе на корабле бы стоял такой шум, что капитана никто не услышал бы.

«Такие навыки получить без постоянной практики невозможно. В Европе с практикой было проще: английский и французский флот плавал давно и много, то есть круглый год. А в России на Балтике в то время плавали три месяца в году. На Черном море побольше — до 8-9 месяцев», — отмечает историк.

До 1797 года служба на Российском флоте была бессрочная. Только Павел I установил 25-летний срок службы.

Еще один минус морской службы того времени — это то, что все всегда были мокрыми, рассказывает Назаренко. Высушить одежду и высохнуть самому в стесненных условиях было невозможно. Офицеры и матросы неделями и месяцами ходили в мокрой одежде, что для наших современников, привыкших к просторным кубрикам и кают-компаниям, немыслимо.

«По меркам эпохи кормили там очень хорошо, — рассказывает эксперт. — Если крестьяне того времени были вынужденными вегетарианцами, то матрос каждый день ел мясо и рыбу».

Порции были такими большими, что матросы все не съедали. Более того, они могли отказаться от добавки и получить за нее денежную компенсацию. Зарплаты были тоже высокими, например жалованье матроса первой статьи превышало жалованье сержанта сухопутной армии.

На нашем сайте читайте также:

По инф. pnp.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Притяжение «Маленького принца»
    125 лет назад родился Антуан де Сент-Экзюпери.
  • Стихи из сборников «Признание», «Есть у сердца Родина»
    Константин Демидов – автор двух поэтических сборников: «Признание» (2003), «Есть у сердца Родина» (2021). Его стихи публиковались в сборниках поселка Большой Луг, Шелехова и Москвы.
  • Юркина любовь (Рассказ)
    С этим нашим автором – Виктором Калинкиным наш читатель уже знаком (его рассказ «Сирота» был опубликован в апрельском номере «Перевала»). Виктор Николаевич родился в 1950 году в Забайкалье, окончил отделение журналистики ИГУ в 1978 году, работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002 год был собственным корреспондентом центральной газеты «Лесная промышленность» по Иркутской области. Виктор Николаевич – автор документальных книг «Гигант на Ангаре», «Помним Братск», многих очерков, опубликованных в журналах и коллективных сборниках. Его рассказы печатались в газетах и в литературно-художественных изданиях, в том числе и в альманахе «Сибирь» в 80-е годы. Позже в разные годы выходят сборники его рассказов: «Колокола», «Случайный прохожий» и сборник стихов «Возвращение в деревню». Сегодня мы познакомим вас с новым его рассказом «Юркина любовь».
  • Дурит погода (Рассказ)
    От редакции: В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся в иных местах более чем на 100 метров, и Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом, который поглотил бесчисленное количество мелких и крупных деревень.
  • Симфония юбилея
    На прошлой неделе исполнилось 50 лет народному артисту России, почетному гражданину Иркутской области и города Иркутска Денису Мацуеву. За свою карьеру знаменитый пианист успел покорить главные концертные залы мира, стать лауреатом множества престижных премий и наград, а также оказаться в центре политических скандалов, стоивших ему карьеры на Западе.
  • «У немцев одна Германия»
    150 лет назад родился писатель-антифашист Томас Манн.
  • А была ли эскадра?
    В истории нашего Отечества так много поводов для споров, что невольно задумываешься: это у нас история такая запутанная или мы сами, толкующие ее всяк по-своему, так ее запутали?
  • Таким был Ножиков
    15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета.
  • На Малый Курунгуй. Размышления в пути
    «Правда – в памяти, у кого нет памяти, у того нет жизни». Валентин Распутин
  • Самостоянье человека – залог величия его
    Отзыв о книге Галины Макагон «На изломе» о знаменитом роде Замащиковых из Заларинского района.
  • На изломе
    В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
  • Мы бережно храним их имена
    От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
  • «Сиськи-масиськи»: от перегрева к охлаждению
    Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
  • Железнодорожники в тылу и на фронте
    Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
  • «Нынче ветрено и волны с перехлестом…»
    На прошлой неделе исполнилось 85 лет со дня рождения Иосифа Бродского.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
  • «Тихий Дон» навсегда
    120 лет назад родился Михаил Шолохов.
  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
  • Его судьба – театр
    15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.