НА КАЛЕНДАРЕ

Какие авто использовали для скорых в Советском Союзе

По инф. histrf.ru   
26 Марта 2023 г.

Специальные модификации для медицинской службы в СССР делали не только на основе обычных легковушек. Но и из грузовиков и даже из правительственных лимузинов. Давайте вспомним 10 самых известных санитарных авто.

Какие авто использовали для скорых в Советском Союзе

  • ГАЗ-55. Источник: журнал «За рулем»

Первый серийный советский санитарный автомобиль ГАЗ-55 выпускали с середины 1930-х. До этого каретами скорой помощи служили иномарки и машины на базе АМО-Ф15, которые строили в мизерных количествах.

Санитарный ГАЗ сделали на грузовом шасси ГАЗ-АА с 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом 3,3 л мощностью 50 л.с.. Но с более мягкой подвеской – с удлиненными рессорами и амортизаторами от легкового ГАЗ-М1.

В автобусе можно было закрепить четверо носилок или усадить десять человек. Поэтому автомобиль скорее был предназначен для армии, чем для ежедневной городской службы. Тем не менее, такие машины за неимением других работали и в городах.

На горьковском шасси немного отличающиеся автомобили (иногда даже с более элегантными кузовами) делали авторемонтные заводы в разных городах Союза. ГАЗ-55 выпускали и во время войны.

Какие авто использовали для скорых в Советском Союзе

  • ЗИС-101. Источник: журнал «За рулем»

Первая советская серийная «санитарка» появилась на базе легкового автомобиля. Машины разработали на основе представительского ЗИС-101, выпуск которого начали в 1936 году.

В отличие от стандартного автомобиля, у которого сзади была сплошная стенка, в санитарной версии сделали люк. Через него грузили носилки.

Машину оснащали рядным 8-цилиндровым двигателем рабочим объемом 5,8 л мощностью 90 л.с. ЗИС-101 отличала хорошая по тем временам динамика и комфортная рессорная подвеска. Но санитарных автомобилей производили совсем немного.

Какие авто использовали для скорых в Советском Союзе

  • ЗИС-110. Источник: журнал «За рулем»

Первый послевоенный санитарный автомобиль сделали на базе роскошного правительственного лимузина. Мощный восьмицилиндровый двигатель объемом 6 л развивал 140 л.с. Машина имела очень мягкую подвеску. И была комфортна и для больного, и для медиков.

Носилки грузили через большой люк сзади, который представлял собой нечто похожее на пятую дверь современных хэтчбеков.

Санитарные ЗИС-110 очень любили снимать в кино, но делали таких машин крайне мало. Первые автомобили собрали в 1949-м, а всего изготовили лишь 48 экземпляров. Правда, некоторые мастерские сами строили подобные ЗИС-110. В том числе машины, похожие на универсалы — с распашными дверями в задней стенке.

Какие авто использовали для скорых в Советском Союзе

  • ПАЗ-653. Источник: журнал «За рулем»

Самые массовые санитарные автомобили 1950-х делал Павловский автобусный завод на шасси грузовиков ГАЗ-51 с 70-сильным 6-цилиндровым двигателем.

Отдельный медицинский модуль первые годы представлял собой дерево-металлическую конструкцию с дерматиновой крышей. Аналогичные автомобили строили, кстати, и для милиции.

В машине можно было закрепить четверо носилок или посадить тринадцать человек. Для города ПАЗ-653 был не очень удобен. Тем не менее, там такие санитарки тоже работали.

Какие авто использовали для скорых в Советском Союзе

  • ГАЗ-12 ЗИМ. Источник: журнал «За рулем»

После войны мелкие специализированные предприятия делали санитарки на основе ГАЗ-М20 Победа. Но машина для перевозки больных была тесной. Куда удобней оказался большой шестиместный ЗИМ ГАЗ-12.

Медицинские автомобили на его базе завод выпускал серийно. Носилки вставляли в салон через стандартную крышку багажника.

ГАЗ-12 имел комфортную мягкую подвеску и мощный 6-цилиндровый двигатель, развивающий 90 л.с. Санитарные ЗИМы производили даже дольше стандартных – до 1960 года.

Какие авто использовали для скорых в Советском Союзе

  • УАЗ-«буханка». Источник: журнал «За рулем»

Первый полноприводный специализированный автомобиль — УАЗ-450А спроектировали в первую очередь для армии еще в середине 1950-х. Но и на гражданке машины с 72-сильным двигателем тоже служили.

Полноприводные автомобили с понижающей передачей были незаменимы для села, где, в основном, и работали. Санитарные «буханки» делали на базе всех (неоднократно модернизированных) ульяновских микроавтобусов - вплоть до модели УАЗ-3962.

Какие авто использовали для скорых в Советском Союзе

  • ГАЗ-22Д Волга. Источник: журнал «За рулем»

Первый в СССР санитарный универсал на базе Волги ГАЗ-21 выпускали с 1962 года. Автомобиль с 75-сильным двигателем рабочим объемом 2,45 л стал основным городским.

Как и в ЗИМе, около больного могли сидеть два медика. Еще один — рядом с водителем. Запасное колесо стояло за задней левой дверью. Назад провели специальный воздуховод системы отопления.

Санитарные ГАЗ-22 в нескольких версиях выпускали до 1970 года. Но и после прекращения выпуска машины работали еще почти десятилетие.

Какие авто использовали для скорых в Советском Союзе

  • РАФ-977И/РАФ-977ИМ. Источник: журнал «За рулем»

Рижский микроавтобус стал компромиссной и очень удобной машиной для линейной медицинской службы. Автомобиль, созданный на узлах Волги ГАЗ-21, имел мощный 75-сильный мотор и комфортную мягкую подвеску.

Просторный салон позволял удобно разместить больного, медиков и даже приличный набор медицинского оборудования. РАФ-977И и более поздний РАФ-977ИМ выпускали в больших количествах. Микроавтобусы встречались по всему Советскому Союзу — как в больших городах, так и на периферии.

Какие авто использовали для скорых в Советском Союзе

  • ГАЗ-24-03 Волга. Источник: журнал «За рулем»

Универсал на базе Волги ГАЗ-24-02 сменил на конвейере в Горьком аналог — ГАЗ-22Д. Выпуск этой «санитарки» начали в 1973 году. Основные принципы конструкции остались прежними. Но автомобиль стал просторнее и получил более мощный 95-сильный мотор объемом 2,45 л.

Кроме того, запасное колесо в новом универсале лежало в нише под полом багажника и не занимало драгоценное место в салоне.

Аналогичные санитарные Волги делали на базе всех последующих моделей, вплоть до ГАЗ-31022 на базе ГАЗ-3110.

Какие авто использовали для скорых в Советском Союзе

  • РАФ-Tamro. Источник: журнал «За рулем»

Кареты скорой помощи РАФ-977ИМ сменил РАФ-2203, который выпускали в больших количествах. Он стал самой массовой «санитаркой» СССР в 1970-1980-е. Машину, сделанную на узлах Волги ГАЗ-24, оснащали 95-сильным двигателем.

Но медицина шла вперед, и медикам понадобился автомобиль с более высокой крышей, пригодный для работы на ходу. Прежде подобную санитарку сделали на основе эксклюзивного микроавтобуса ЗИЛ-118 Юность. Но серийно не выпускали.

Первые серийные реанимобили на базе РАФ-2203 по советскому заказу спроектировала и строила финская компания Tamro. Позднее такие машины – РАФ-2914 освоил и сам рижский завод.

***

Сейчас в арсенале у служб скорой помощи есть прекрасные современные автомобили, но, к сожалению, имеются и такие, в которых и ехать-то страшно. Подпрыгивает человек с серьезной болью в животе в таких авто на лежачих полицейских и неизвестно, что опаснее – его невыносимое состояние или экстремальный проезд в ужасной машине по неровностям. Скорее бы заменили в службе скорых такие авто! Но главное все-таки, конечно, медики, которые и в «тарантасах» без особых условий готовы ездить, чтобы вовремя прийти на помощь своим пациентам.

На нашем сайте читайте также:

По инф. istrf.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Сцена – выше жизни: вспоминая Юрия Соломина
    …Толпа заполнила Театральную площадь, перелилась через дорогу к зданию Большого. От ЦУМа – дальше, по Петровке. А люди все шли и шли. И у каждого в руках – цветы. Январский снег падал на яркие бутоны, превращая их в пушистые снежные шарики. Над площадью тихо плывет траурная живая музыка. Играет Камерный оркестр, за пультом – Башмет. Зрителей, учеников, чиновников всех рангов, дипломатов многих стран – всех собрал в этот зимний день Юрий Соломин. Люди пришли поклониться его памяти. Кто-то из учеников вспомнил, как совсем недавно на его юбилее они желали ему много… много… и долго… долго… А он, улыбаясь, спокойно сказал: «Ничего, скоро вы проводите меня в другую труппу. А труппа там подобралась очень даже хорошая». И вот – провожают.
  • Вчерашние новости
    Дело в том, что все новости, в принципе, вчерашние или даже позавчерашние, так или иначе случились, произошли. И журналист ловит лишь их отзвуки…Вот и я решил заострить внимание читателей на двух новостях, оставивших в душе моей эти отзвуки, отклики.
  • А что если Трамп?
    Казалось бы, тоже мне проблема – где мы, а где Америка. Хотя бы в географическом смысле. Но сейчас причины и следствия событий, касающихся чуть ли не каждого из нас, уходят, в том числе и туда, за океан. Вот и, наверное, не самая дружественная, но расхожая прибаутка гласит: «Какая в России национальная идея? Победа Трампа на выборах в США!». А как известно, в каждой шутке есть лишь доля шутки.
  • Несравненные «олимпийцы»
    Быстрее. Выше. Сильнее. Олимпийский девиз
  • Над Полесьем, над тихим жнивьем…
    19 июня Василю Быкову исполнилось бы сто лет. Это человек, который не только прошел всю Великую Отечественную, но и оставил после себя бесценное литературное наследие.
  • Странная жизнь Анатолия Солоницына
    11 июня в Москве 42 года назад скончался актер Анатолий Солоницын, вошедший в историю мирового кино ролью преподобного Андрея Рублева в великом фильме Андрея Тарковского.
  • «Хотел как лучше, но не успел…»: вспоминая Юрия Андропова
    15 июня исполняется 110 лет со дня рождения Юрия Андропова – генерального секретаря ЦК КПСС в 1982–1984 годах. Оценка его деятельности, вынесенная в заголовок, не будучи глубокой, тем не менее весьма популярна до сих пор.
  • Взгляд на классика с позиций иллюстраторов
    Выставка редких изданий произведений Н. В. Гоголя из собрания библиотеки Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачёва, представленных к юбилею великого русского писателя, продолжает свою работу в главном здании музея (Ленина, 5).
  • «Этот случай запомнился мне на всю жизнь»
    Как назвать прозу Владислава Степановича Селиванова? Рассказы? Воспоминания? Эссе? Заметки? Определение жанра в современной литературе вообще занятие непростое – классические границы давно размыты. Можно встретить и роман объёмом с десяток страниц, и эссе размером в повесть, и вовсе несусветные формы – насколько уж позволяет фантазия автора. У Селиванова это всё-таки рассказы – короткие. Есть такое определение: короткий рассказ – краткое повествование в прозе с интенсивным эпизодическим или анекдотическим эффектом. А.П. Чехов считал, что это должен быть просто «кусочек жизни без начала и конца».
  • 36 секунд одного мига
    Засекреченный подвиг иркутских летчиков...
  • От родного порога
    Пётр Фёдорович родился в 1932 г. во Владивостоке, затем семья переехала на Украину, где пережила оккупацию. Работать начал в 15 лет – учеником слесаря. С 1949 г., окончив школу ФЗО, трудился каменщиком.
  • «Мы с Гагариным родились в один день»
    Вот и в наши края пришло долгожданное лето, а это значит, что многочисленные культурные события теперь будут проходить не только в музеях и библиотеках, но и на любимых горожанами уличных площадках.
  • 10 интересных фактов о Пушкине
    6 июня исполнится 225 лет со дня рождения великого русского поэта
  • Катча – Катенька – Екатерина вторая
    По следам экспедиции в Куйтунский район. Форма имени ребенка или подростка с окончанием на -ча в сибирской деревне употребляется и по сию пору: Кольча, Таньча, Тольча… Но чем она продиктована?
  • Пушкин нашего детства
    Поэт всегда шел рядом с нами. С первого класса. Конечно, в школьной программе были десятки имен известных и талантливых поэтов и писателей: Кольцов, Плещеев, Фет, Тютчев, Баратынский…
  • Пожилые книголюбы назвали ТОП-5 книг, которые должен прочитать каждый
    Книг так много, что часто бывает сложно решить, какую из них выбрать. Десятки жанров, тысячи авторов, разные вкусы... Пока ищешь подходящую книгу, можно получить почти высшее образование, шутят иногда книголюбы.
  • Забытые уроки Франции
    В связи с недавним празднованием Дня Победы над гитлеровской Германией и ее сателлитами хочу напомнить читателям, как Франция стала «победительницей» во Второй мировой войне, начавшейся 1 сентября 1939 года оккупацией Польши.
  • Шарль Азнавур: «Нищие годы – самые радостные в моей жизни»
    Шарль Азнавур – гениальный французский музыкант армянского происхождения. Певец, поэт и актер прожил долгую творческую жизнь, за время которой создал более 1300 композиций и сыграл в 60 кинокартинах.
  • «Шурик» был другим!
    «А этот самый Александр Гайдай какое-то отношение к кинорежиссеру имеет?» – на днях спросил более опытный коллега. И тогда стало ясно, что хотя бы к 105-летию со дня рождения иркутянина, Гайдая-поэта, Гайдая-журналиста следует немного напомнить землякам об этом человеке.
  • «Белые» и «красные»: формула примирения
    От памятника Колчаку к памятнику Троцкому.