Специальные модификации для медицинской службы в СССР делали не только на основе обычных легковушек. Но и из грузовиков и даже из правительственных лимузинов. Давайте вспомним 10 самых известных санитарных авто.
ГАЗ-55. Источник: журнал «За рулем»
Первый серийный советский санитарный автомобиль ГАЗ-55 выпускали с середины 1930-х. До этого каретами скорой помощи служили иномарки и машины на базе АМО-Ф15, которые строили в мизерных количествах.
Санитарный ГАЗ сделали на грузовом шасси ГАЗ-АА с 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом 3,3 л мощностью 50 л.с.. Но с более мягкой подвеской – с удлиненными рессорами и амортизаторами от легкового ГАЗ-М1.
В автобусе можно было закрепить четверо носилок или усадить десять человек. Поэтому автомобиль скорее был предназначен для армии, чем для ежедневной городской службы. Тем не менее, такие машины за неимением других работали и в городах.
На горьковском шасси немного отличающиеся автомобили (иногда даже с более элегантными кузовами) делали авторемонтные заводы в разных городах Союза. ГАЗ-55 выпускали и во время войны.
ЗИС-101. Источник: журнал «За рулем»
Первая советская серийная «санитарка» появилась на базе легкового автомобиля. Машины разработали на основе представительского ЗИС-101, выпуск которого начали в 1936 году.
В отличие от стандартного автомобиля, у которого сзади была сплошная стенка, в санитарной версии сделали люк. Через него грузили носилки.
Машину оснащали рядным 8-цилиндровым двигателем рабочим объемом 5,8 л мощностью 90 л.с. ЗИС-101 отличала хорошая по тем временам динамика и комфортная рессорная подвеска. Но санитарных автомобилей производили совсем немного.
ЗИС-110. Источник: журнал «За рулем»
Первый послевоенный санитарный автомобиль сделали на базе роскошного правительственного лимузина. Мощный восьмицилиндровый двигатель объемом 6 л развивал 140 л.с. Машина имела очень мягкую подвеску. И была комфортна и для больного, и для медиков.
Носилки грузили через большой люк сзади, который представлял собой нечто похожее на пятую дверь современных хэтчбеков.
Санитарные ЗИС-110 очень любили снимать в кино, но делали таких машин крайне мало. Первые автомобили собрали в 1949-м, а всего изготовили лишь 48 экземпляров. Правда, некоторые мастерские сами строили подобные ЗИС-110. В том числе машины, похожие на универсалы — с распашными дверями в задней стенке.
ПАЗ-653. Источник: журнал «За рулем»
Самые массовые санитарные автомобили 1950-х делал Павловский автобусный завод на шасси грузовиков ГАЗ-51 с 70-сильным 6-цилиндровым двигателем.
Отдельный медицинский модуль первые годы представлял собой дерево-металлическую конструкцию с дерматиновой крышей. Аналогичные автомобили строили, кстати, и для милиции.
В машине можно было закрепить четверо носилок или посадить тринадцать человек. Для города ПАЗ-653 был не очень удобен. Тем не менее, там такие санитарки тоже работали.
ГАЗ-12 ЗИМ. Источник: журнал «За рулем»
После войны мелкие специализированные предприятия делали санитарки на основе ГАЗ-М20 Победа. Но машина для перевозки больных была тесной. Куда удобней оказался большой шестиместный ЗИМ ГАЗ-12.
Медицинские автомобили на его базе завод выпускал серийно. Носилки вставляли в салон через стандартную крышку багажника.
ГАЗ-12 имел комфортную мягкую подвеску и мощный 6-цилиндровый двигатель, развивающий 90 л.с. Санитарные ЗИМы производили даже дольше стандартных – до 1960 года.
УАЗ-«буханка». Источник: журнал «За рулем»
Первый полноприводный специализированный автомобиль — УАЗ-450А спроектировали в первую очередь для армии еще в середине 1950-х. Но и на гражданке машины с 72-сильным двигателем тоже служили.
Полноприводные автомобили с понижающей передачей были незаменимы для села, где, в основном, и работали. Санитарные «буханки» делали на базе всех (неоднократно модернизированных) ульяновских микроавтобусов - вплоть до модели УАЗ-3962.
ГАЗ-22Д Волга. Источник: журнал «За рулем»
Первый в СССР санитарный универсал на базе Волги ГАЗ-21 выпускали с 1962 года. Автомобиль с 75-сильным двигателем рабочим объемом 2,45 л стал основным городским.
Как и в ЗИМе, около больного могли сидеть два медика. Еще один — рядом с водителем. Запасное колесо стояло за задней левой дверью. Назад провели специальный воздуховод системы отопления.
Санитарные ГАЗ-22 в нескольких версиях выпускали до 1970 года. Но и после прекращения выпуска машины работали еще почти десятилетие.
РАФ-977И/РАФ-977ИМ. Источник: журнал «За рулем»
Рижский микроавтобус стал компромиссной и очень удобной машиной для линейной медицинской службы. Автомобиль, созданный на узлах Волги ГАЗ-21, имел мощный 75-сильный мотор и комфортную мягкую подвеску.
Просторный салон позволял удобно разместить больного, медиков и даже приличный набор медицинского оборудования. РАФ-977И и более поздний РАФ-977ИМ выпускали в больших количествах. Микроавтобусы встречались по всему Советскому Союзу — как в больших городах, так и на периферии.
ГАЗ-24-03 Волга. Источник: журнал «За рулем»
Универсал на базе Волги ГАЗ-24-02 сменил на конвейере в Горьком аналог — ГАЗ-22Д. Выпуск этой «санитарки» начали в 1973 году. Основные принципы конструкции остались прежними. Но автомобиль стал просторнее и получил более мощный 95-сильный мотор объемом 2,45 л.
Кроме того, запасное колесо в новом универсале лежало в нише под полом багажника и не занимало драгоценное место в салоне.
Аналогичные санитарные Волги делали на базе всех последующих моделей, вплоть до ГАЗ-31022 на базе ГАЗ-3110.
РАФ-Tamro. Источник: журнал «За рулем»
Кареты скорой помощи РАФ-977ИМ сменил РАФ-2203, который выпускали в больших количествах. Он стал самой массовой «санитаркой» СССР в 1970-1980-е. Машину, сделанную на узлах Волги ГАЗ-24, оснащали 95-сильным двигателем.
Но медицина шла вперед, и медикам понадобился автомобиль с более высокой крышей, пригодный для работы на ходу. Прежде подобную санитарку сделали на основе эксклюзивного микроавтобуса ЗИЛ-118 Юность. Но серийно не выпускали.
Первые серийные реанимобили на базе РАФ-2203 по советскому заказу спроектировала и строила финская компания Tamro. Позднее такие машины – РАФ-2914 освоил и сам рижский завод.
***
Сейчас в арсенале у служб скорой помощи есть прекрасные современные автомобили, но, к сожалению, имеются и такие, в которых и ехать-то страшно. Подпрыгивает человек с серьезной болью в животе в таких авто на лежачих полицейских и неизвестно, что опаснее – его невыносимое состояние или экстремальный проезд в ужасной машине по неровностям. Скорее бы заменили в службе скорых такие авто! Но главное все-таки, конечно, медики, которые и в «тарантасах» без особых условий готовы ездить, чтобы вовремя прийти на помощь своим пациентам.
Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2е место).
Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.