НА КАЛЕНДАРЕ

Какие авто использовали для скорых в Советском Союзе

По инф. histrf.ru   
26 Марта 2023 г.

Специальные модификации для медицинской службы в СССР делали не только на основе обычных легковушек. Но и из грузовиков и даже из правительственных лимузинов. Давайте вспомним 10 самых известных санитарных авто.

Какие авто использовали для скорых в Советском Союзе

  • ГАЗ-55. Источник: журнал «За рулем»

Первый серийный советский санитарный автомобиль ГАЗ-55 выпускали с середины 1930-х. До этого каретами скорой помощи служили иномарки и машины на базе АМО-Ф15, которые строили в мизерных количествах.

Санитарный ГАЗ сделали на грузовом шасси ГАЗ-АА с 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом 3,3 л мощностью 50 л.с.. Но с более мягкой подвеской – с удлиненными рессорами и амортизаторами от легкового ГАЗ-М1.

В автобусе можно было закрепить четверо носилок или усадить десять человек. Поэтому автомобиль скорее был предназначен для армии, чем для ежедневной городской службы. Тем не менее, такие машины за неимением других работали и в городах.

На горьковском шасси немного отличающиеся автомобили (иногда даже с более элегантными кузовами) делали авторемонтные заводы в разных городах Союза. ГАЗ-55 выпускали и во время войны.

Какие авто использовали для скорых в Советском Союзе

  • ЗИС-101. Источник: журнал «За рулем»

Первая советская серийная «санитарка» появилась на базе легкового автомобиля. Машины разработали на основе представительского ЗИС-101, выпуск которого начали в 1936 году.

В отличие от стандартного автомобиля, у которого сзади была сплошная стенка, в санитарной версии сделали люк. Через него грузили носилки.

Машину оснащали рядным 8-цилиндровым двигателем рабочим объемом 5,8 л мощностью 90 л.с. ЗИС-101 отличала хорошая по тем временам динамика и комфортная рессорная подвеска. Но санитарных автомобилей производили совсем немного.

Какие авто использовали для скорых в Советском Союзе

  • ЗИС-110. Источник: журнал «За рулем»

Первый послевоенный санитарный автомобиль сделали на базе роскошного правительственного лимузина. Мощный восьмицилиндровый двигатель объемом 6 л развивал 140 л.с. Машина имела очень мягкую подвеску. И была комфортна и для больного, и для медиков.

Носилки грузили через большой люк сзади, который представлял собой нечто похожее на пятую дверь современных хэтчбеков.

Санитарные ЗИС-110 очень любили снимать в кино, но делали таких машин крайне мало. Первые автомобили собрали в 1949-м, а всего изготовили лишь 48 экземпляров. Правда, некоторые мастерские сами строили подобные ЗИС-110. В том числе машины, похожие на универсалы — с распашными дверями в задней стенке.

Какие авто использовали для скорых в Советском Союзе

  • ПАЗ-653. Источник: журнал «За рулем»

Самые массовые санитарные автомобили 1950-х делал Павловский автобусный завод на шасси грузовиков ГАЗ-51 с 70-сильным 6-цилиндровым двигателем.

Отдельный медицинский модуль первые годы представлял собой дерево-металлическую конструкцию с дерматиновой крышей. Аналогичные автомобили строили, кстати, и для милиции.

В машине можно было закрепить четверо носилок или посадить тринадцать человек. Для города ПАЗ-653 был не очень удобен. Тем не менее, там такие санитарки тоже работали.

Какие авто использовали для скорых в Советском Союзе

  • ГАЗ-12 ЗИМ. Источник: журнал «За рулем»

После войны мелкие специализированные предприятия делали санитарки на основе ГАЗ-М20 Победа. Но машина для перевозки больных была тесной. Куда удобней оказался большой шестиместный ЗИМ ГАЗ-12.

Медицинские автомобили на его базе завод выпускал серийно. Носилки вставляли в салон через стандартную крышку багажника.

ГАЗ-12 имел комфортную мягкую подвеску и мощный 6-цилиндровый двигатель, развивающий 90 л.с. Санитарные ЗИМы производили даже дольше стандартных – до 1960 года.

Какие авто использовали для скорых в Советском Союзе

  • УАЗ-«буханка». Источник: журнал «За рулем»

Первый полноприводный специализированный автомобиль — УАЗ-450А спроектировали в первую очередь для армии еще в середине 1950-х. Но и на гражданке машины с 72-сильным двигателем тоже служили.

Полноприводные автомобили с понижающей передачей были незаменимы для села, где, в основном, и работали. Санитарные «буханки» делали на базе всех (неоднократно модернизированных) ульяновских микроавтобусов - вплоть до модели УАЗ-3962.

Какие авто использовали для скорых в Советском Союзе

  • ГАЗ-22Д Волга. Источник: журнал «За рулем»

Первый в СССР санитарный универсал на базе Волги ГАЗ-21 выпускали с 1962 года. Автомобиль с 75-сильным двигателем рабочим объемом 2,45 л стал основным городским.

Как и в ЗИМе, около больного могли сидеть два медика. Еще один — рядом с водителем. Запасное колесо стояло за задней левой дверью. Назад провели специальный воздуховод системы отопления.

Санитарные ГАЗ-22 в нескольких версиях выпускали до 1970 года. Но и после прекращения выпуска машины работали еще почти десятилетие.

Какие авто использовали для скорых в Советском Союзе

  • РАФ-977И/РАФ-977ИМ. Источник: журнал «За рулем»

Рижский микроавтобус стал компромиссной и очень удобной машиной для линейной медицинской службы. Автомобиль, созданный на узлах Волги ГАЗ-21, имел мощный 75-сильный мотор и комфортную мягкую подвеску.

Просторный салон позволял удобно разместить больного, медиков и даже приличный набор медицинского оборудования. РАФ-977И и более поздний РАФ-977ИМ выпускали в больших количествах. Микроавтобусы встречались по всему Советскому Союзу — как в больших городах, так и на периферии.

Какие авто использовали для скорых в Советском Союзе

  • ГАЗ-24-03 Волга. Источник: журнал «За рулем»

Универсал на базе Волги ГАЗ-24-02 сменил на конвейере в Горьком аналог — ГАЗ-22Д. Выпуск этой «санитарки» начали в 1973 году. Основные принципы конструкции остались прежними. Но автомобиль стал просторнее и получил более мощный 95-сильный мотор объемом 2,45 л.

Кроме того, запасное колесо в новом универсале лежало в нише под полом багажника и не занимало драгоценное место в салоне.

Аналогичные санитарные Волги делали на базе всех последующих моделей, вплоть до ГАЗ-31022 на базе ГАЗ-3110.

Какие авто использовали для скорых в Советском Союзе

  • РАФ-Tamro. Источник: журнал «За рулем»

Кареты скорой помощи РАФ-977ИМ сменил РАФ-2203, который выпускали в больших количествах. Он стал самой массовой «санитаркой» СССР в 1970-1980-е. Машину, сделанную на узлах Волги ГАЗ-24, оснащали 95-сильным двигателем.

Но медицина шла вперед, и медикам понадобился автомобиль с более высокой крышей, пригодный для работы на ходу. Прежде подобную санитарку сделали на основе эксклюзивного микроавтобуса ЗИЛ-118 Юность. Но серийно не выпускали.

Первые серийные реанимобили на базе РАФ-2203 по советскому заказу спроектировала и строила финская компания Tamro. Позднее такие машины – РАФ-2914 освоил и сам рижский завод.

***

Сейчас в арсенале у служб скорой помощи есть прекрасные современные автомобили, но, к сожалению, имеются и такие, в которых и ехать-то страшно. Подпрыгивает человек с серьезной болью в животе в таких авто на лежачих полицейских и неизвестно, что опаснее – его невыносимое состояние или экстремальный проезд в ужасной машине по неровностям. Скорее бы заменили в службе скорых такие авто! Но главное все-таки, конечно, медики, которые и в «тарантасах» без особых условий готовы ездить, чтобы вовремя прийти на помощь своим пациентам.

На нашем сайте читайте также:

По инф. istrf.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Пренебрегая правдой
    С момента печально известного XX съезда компартии Советского Союза прошло 68 лет (1956 г.)
  • Классик, который всегда с тобой
    21 июля исполнилось 125 лет со дня рождения Эрнеста Хемингуэя.
  • Искушение «Валькирией»
    А если бы Гитлер был убит 20 июля 1944 года?
  • Поклон «Одессе-маме»
    130 лет назад родился Исаак Бабель
  • Сказание о Муравьеве-Амурском
    В 2019 году наша газета сообщала о выходе в свет исторического романа Александра Ведрова "Муравьев-Амурский, преобразователь Востока". За прошедшее время книга не затерялась на полках читателей, напротив, её статус и популярность неуклонно возрастают.
  • Возвращение индексации
    Ну наконец-то, свершилось! На днях принят закон, согласно которому с 1 февраля 2025 года возвращается индексация пенсий работающим пенсионерам. Ее власти отменили еще в 2016 году.
  • Цезарю и не снилось. Древний мир и современная эпоха
    История никогда не повторяется один в один. И время чуть иное, и персонажи изменились, и антураж, интерьер, макияж… И все же определенные, порой очень важные параллели можно найти. А раз так, то и поразмыслить, как сделать, чтобы повторить прежние успехи (пусть и в новом варианте) или, наоборот, избежать уже допущенных ошибок. Ну, или точнее, оценить нынешнюю ситуацию и спрогнозировать будущее.
  • Солнце светит всем
    Анатолий Александрович родился в 1941 г. в Иркутске. В 1965 г. окончил биолого-почвенный факультет ИГУ. Организатор и лидер неформального общественного объединения «Движение в защиту Байкала» (1987 г.). В 1991 г. избран почётным членом Фонда Байкала вместе с Галазием и Распутиным. В 2021 г. награждён Российской академией естественных наук медалью академика Моисеева за вклад в дело ликвидации БЦБК... Ну и так далее. Личность хорошо известная как минимум в Иркутской области, а тем более читателям газеты «Мои года», где он преимущественно печатается. Живёт в Иркутске.
  • «Жизнь на исходе – чудо!»
    Игорь Аброскин родился в 1958 г. в Баку. Окончил Днепропетровский университет. Служил в армии. Работал в организации «Оргхим» при строительстве «Саянскхимпрома». Один из создателей «Литературного кафе» в Саянске в 80­е годы. Первый из тех, кто сколачивал неформальное литературное объединение «Помост» на рубеже 80­х–90­х. Автор большой подборки в солидном иркутском альманахе «Стихи по кругу» (1990 г.). Один из авторов юбилейных городских альманахов «Серебряный Саянск», «Саянск 2000», «Ковчег». Не однократно печатался в альманахах поэзии «Иркутское время». Первая книга «Все?..» вышла в 1998 г., вторая – «Самостоянье» в 2023­м. Стихи из неё – в этом выпуске.
  • На музыкальном Олимпе: 210 лет со дня рождения Кристофа Глюка
    Кристоф Глюк – австрийский композитор XVIII века, представитель классической оперной школы. Известен как объединитель французских и итальянских традиций, музыкальный новатор. Рыцарь ордена Золотой шпоры.
  • Кирзовые сапоги
    Владимир Васильевич родился в 1951 г. в посёлке Курагино Красноярского края. В 1972 г. окончил физико-математический факультет в Красноярске, преподавал физику в школах и самостоятельно изучал психологию. После аспирантуры в Москве получил учёную степень по психологии. Пишет картины, короткие рассказы и короткие же стихи. С его литературными произведениями мы уже знакомили наших читателей, а эти «эссе» – из новых сочинений автора.
  • Вот что нужно повторить
    Вслед 80-летию открытия Второго фронта
  • Если завтра война…
    О трагедии 22 июня 1941года издано немало литературы военного и политического характера. Однако о событиях, предшествующих этой дате, на самом деле известно очень мало, а та информация, которая доступна, весьма противоречива, фрагментарна и сумбурна.
  • Исполнилось 90 лет со дня рождения Юрия Визбора
    Юрий Визбор – бард, поэт, актер, журналист, художник, сценарист. В его творческом наследии свыше трех сотен песен. Всё, за что он брался, получалось ярко и талантливо.
  • «Не верь, разлукам, старина…»: вспоминая Юрия Визбора
    В конце минувшей недели, уже ночью, случайно наткнулся на канале «Культура» на передачу о жизни и творчестве Юрия Визбора, популярнейшего в дни нашей молодости барда-шестидесятника. Посмотрел ее на одном дыхании до конца, а потом еще долго не мог заснуть – настолько сильно эмоционально эта передача взбудоражила, настолько всколыхнула память и чувства…
  • 135 лет со дня рождения Анны Ахматовой
    Яркая, талантливая, самобытная, неповторимая. Именно такими словами хочется охарактеризовать поэта (она терпеть не могла слово «поэтесса») Анну Ахматову. Она пережила две революции и две мировых войны, узнала на себе, что такое сталинские репрессии и смерть самых дорогих людей. Она выходила замуж три раза, но ни один из браков не принес ей настоящего женского счастья. Ее сын тоже подвергся политическим репрессиям и до последнего считал, что для матери важнее ее творчество, а не он. Долгие годы ее стихи были под запретом, некоторые увидели свет спустя два десятилетия после ее смерти.
  • Сцена – выше жизни: вспоминая Юрия Соломина
    …Толпа заполнила Театральную площадь, перелилась через дорогу к зданию Большого. От ЦУМа – дальше, по Петровке. А люди все шли и шли. И у каждого в руках – цветы. Январский снег падал на яркие бутоны, превращая их в пушистые снежные шарики. Над площадью тихо плывет траурная живая музыка. Играет Камерный оркестр, за пультом – Башмет. Зрителей, учеников, чиновников всех рангов, дипломатов многих стран – всех собрал в этот зимний день Юрий Соломин. Люди пришли поклониться его памяти. Кто-то из учеников вспомнил, как совсем недавно на его юбилее они желали ему много… много… и долго… долго… А он, улыбаясь, спокойно сказал: «Ничего, скоро вы проводите меня в другую труппу. А труппа там подобралась очень даже хорошая». И вот – провожают.
  • Вчерашние новости
    Дело в том, что все новости, в принципе, вчерашние или даже позавчерашние, так или иначе случились, произошли. И журналист ловит лишь их отзвуки…Вот и я решил заострить внимание читателей на двух новостях, оставивших в душе моей эти отзвуки, отклики.
  • А что если Трамп?
    Казалось бы, тоже мне проблема – где мы, а где Америка. Хотя бы в географическом смысле. Но сейчас причины и следствия событий, касающихся чуть ли не каждого из нас, уходят, в том числе и туда, за океан. Вот и, наверное, не самая дружественная, но расхожая прибаутка гласит: «Какая в России национальная идея? Победа Трампа на выборах в США!». А как известно, в каждой шутке есть лишь доля шутки.
  • Несравненные «олимпийцы»
    Быстрее. Выше. Сильнее. Олимпийский девиз