НА КАЛЕНДАРЕ
Праздники РоссииБлижайшие праздники России
Причиной трагической смерти девочка могло стать неудачное селфи

Как отец народов относился к писателям?

Леонид Радзиховский, rg.ru   
13 Сентября 2022 г.

Маяковский мечтал, чтобы «о работе стихов/ от Политбюро / чтобы делал/ доклады Сталин». Действительно, Сталин лично — и много! — работал над созданием ССП СССР, затем часто лично, со смаком им руководил. «Наркомат Литературы» — это был его проект.

Как отец народов относился к писателям?

Вообще, Сталин занимался литературой и искусством (вплоть до музыки!) больше, чем любой руководитель России до и после него. Отчасти, конечно, причина - в желании Хозяина влезать во все мелочи, не доверяя приказчикам. И все-таки, думаю, дело не только в этом.

В своем Имении были у него кустики "любимые" и "постылые". К последним относились не только "вопросы снабжения населения" носками, пуговицами, зубной пастой и прочей дрянью, естественно, достойной только смеха и презрения, но и некоторые Истинно Важные Вопросы. Так, например, судя по "журналам посещений" и известным нам материалам, Сталин лично очень мало занимался Ядерным Оружием. Курчатова и Ванникова принимал куда реже, чем авиаконструкторов. Естественно, он прекрасно знал, что является для Империи самым важным и приоритетным, никаких средств на ЯО не жалел. Но - это "только бизнес, ничего личного". А вот авиация (по крайней мере в 1930-е) - тут была Любовь.

Любимым кустом была и литература (искусство).

Российские императоры традиционно "покровительствовали искусствам", могли принять писателя или художника, как все люди читали книги - но и все. Остальным занимались "кому положено" - цензоры.

Ленин точно определил пропагандистские приоритеты: "из всех искусств для нас важнейшим является кино" - но "в технику дела" и не думал влезать. То же и с литературой: ну, похвалил Маяковского за стихотворение "прозаседавшиеся", но и похвалил-то как - мол, "не знаю, как с точки зрения поэзии" (т.е. не мое это дело), а вот политически - да, то, что нужно... Словом: "не мой бизнес, не мое хобби". "Литературная жизнь" ему была неинтересна.

То же относилось и к наследникам Сталина. Хрущев в хамской форме устраивал разносы писателям и художникам, недолго покровительствовал Солженицыну, но все это были лишь полупьяные капризы, никакой "системной работой в области искусств" не занимался. Тем более равнодушен был Брежнев. Андропов (сам сочинял стихи!) "поддерживал личные контакты" с Ю. Семеновым, КГБ "профилактировало" всех деятелей искусства, но опять же сам лично не влезал в "эстетическую технику". Совсем "не до книжек" было Горбачеву, ну а после 1991-го и говорить нечего: практически искусство живет по рыночным законам, а госзаказами на фильмы, скажем, президенты не занимаются.

В общем это как раз и есть упорядоченная Административная Система.

Есть соответствующие отделы ЦК (пропаганды, культуры), курирующий их секретарь (прежде всего - Суслов и ряд других), есть Минкульт, Гостелерадио, подразделения КГБ (с 1967-го - "пятка", 5-е Главное управление, 1-й отдел специально "вел" творческую интеллигенцию), есть, наконец, те самые "творческие союзы" - не зря же создавали! Вот и пусть занимаются. А у Генсека есть заботы поважнее, кроме того, в сутках-то 24 часа, а ведь поспать тоже надо, и не только на совещаниях...

У Сталина были иные приоритеты. Поражает количество писем от писателей, радует их "литературное мастерство" (как под копирку: просьбы прочесть новые книжки - защитить, часто - нытье про "квартирный вопрос"). Этот "бурный поток" тек начиная с середины 1920-х, когда в стране и Сталина-то вроде мало знали... Еще больше поражают ответы Сталина - не все летело в мусорное ведро, его аппарат не только слал стандартные отписки "большое спасибо - занят - прочту - обращайтесь по инстанциям в Главлит или Репертком - коммунистический привет". Нет! Бывало, Сталин подробно (!) на многих страницах отвечал Демьяну Бедному (и спорил, убеждал, доказывал!), Билль-Белоцерковскому, много раз принимал Киршона, Авербаха... (кто сейчас вообще помнит таких?), а уж его переписка с Горьким - ее вообще стоит почитать. Впечатление такое, что Сталин отчитывается перед Начальником, "отдыхающим на Капри", чуть не "разрешений" у него просит ...

Писатели - народ ушлый и тонкий. Художественные натуры! Знали мышки, кого кошка любит.

На самом деле кошек было много: члены Политбюро в 1920-е всерьез занимались литературой. Друг Горького Лев Каменев (в 1934-м Горький пропихнул его на должность директора Института мировой литературы и директора издательства "Академия", это были его последние посты) был литературным критиком. С грубо-марксистских позиций, но довольно грамотно писал, скажем, о Чернышевском. Бухарин дружил с многими писателями, помогал им, но, кроме того, охотно писал о литературе. Его "Злые заметки" о Есенине еще в 1990-е годы вызывали вполне живую брань и ненависть у российских писателей-патриотов. Жаль, Ворошилов не писал литературоведческих текстов - забавно было бы почитать, но репутацию "просвещенного мецената" имел.

Отдельной строкой стоит помянуть Троцкого. Талантливый человек талантлив во всем: рецензии Троцкого на Блока и Есенина были интересными и по форме, и по смыслу (кстати, этот "русофоб" был главным покровителем Есенина).

Но Сталин - иная статья.

Он был Великий Пиарщик. А значит - тонкий эстет.

Внешний облик выстроен точно - "романтически-суровый и загадочный". Злодей? Кому как, но уж точно - не слюнтяй Бухарин, не "уютный интеллигент" Каменев, даже не высокомерный Троцкий.

Политически - Суровый Вождь с его рублеными речами, похожими на какие-то псалмы "Уходя от нас, товарищ Ленин... Клянемся тебе, товарищ Ленин, что мы свято выполним и этот твой Завет". Говорит "не как тварь дрожащая, а как Право имеющий". Вместе с тем - простой, грубоватый, "доступный".

Но Главный план, конечно - скрыто-демонстративный, Метафизический, то, что обозначается как "Культ".

Ну, да - Культ. Магическая Сила. Крот Истории вылез из-под земли и закурил Трубку Мира и Войны. Могло это оставить равнодушными художников?! Нет, не только о барахле они просили Сталина, он был в их глазах не только "Главраспределителем". Да, кто-то клянчил дачу, но кто-то...

Пастернак. "Я хотел бы с вами поговорить". Сталин. "О чем?". Пастернак. "О жизни и смерти". Сталин кладет трубку - связь закончена. О чем же еще может говорить Мастер с тем, кто владеет жизнью и смертью, с Воландом-Пилатом? Правильно - больше не о чем. А что же может ответить Он (или Оно !)? Правильно - положить трубку. Тайна - тайной и останется в черных усах. В своих интервью Владимир Познер всем задает вопрос Марселя Пруста: "О чем бы вы спросили Бога при встрече с Ним?". Но что не спроси - а Он-то что ответит?..

Не зря и Леонид Леонов всю жизнь (а умер он в 95 лет и был в ясном сознании) пытался "разгадать Сталина", до смерти писал о нем и о власти роман "Пирамида".

Этот Образ был нужен Сталину. Непостижимый. Близкий. Всемогущий. БОГ. И в "богостроительстве" без писателей - не обойтись.

Ну, вот. Действующих лиц - обозначили. Занавес! Теперь "будем посмотреть", как реально создавался Союз советских писателей.

Люди разные и не все любят литературу, читают и понимают ее. Имеют право, как говорится. Жаль только, что порой судьба таланта зависела (и зависит, может быть?) не от собственно его труда и ценности произведений, а от того, какие личности, полномочиями наделенные, могли встретиться на пути.

На нашем сайте читайте также:

По инф. rg.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Легенда советского джаза Леонид Утесов
    Исполнилось 130 лет со дня рождения Леонида Утёсова. Он не считал себя певцом, говорил, что голоса как не было, так и нет, но в то же время добавлял, что поет сердцем.
  • «Мама отдала свою жизнь, чтобы спасти наши»
    Иркутский городской совет ветеранов и газета «Мои года» начинают печатать воспоминания людей, в детстве узников фашистских концлагерей. Сейчас они живут в Иркутске.
  • Крушение. Рассказ (ч.4)
    Все вспоминалось без внутреннего трепета, а как о чем-то постороннем. Потом вспомнил, как ездил на похороны матери.
  • 98-летний ветеран трех войн Алтай Дадуев: «День Победы отмечаем всей семьей»
    На оргкомитете администрации Иркутска под руководством мэра Руслана Болотова по подготовке к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне еще в феврале было принято решение о проведении в городе ряда мероприятий.
  • «Мы недооценили противника»
    Когда руководству вермахта стало ясно, что блицкриг провалился.
  • Крушение. Рассказ (ч.3)
    – Летать стали на «боингах», свои авиазаводы еле-еле существовали, и только потому, что армия не могла остаться без истребителей, бомбардировщиков. А профсоюз не помог и не вступился, он завял, о нем у нас даже никто не вспоминает. Вы-то лучше меня это знаете, – она понимающе взглянула на Свистунова. – Муж с завода не стал уходить, иногда по вечерам и даже в праздники занимался извозом на машине, как говорят у них, таксовал. Слава богу, гараж рядом с домом… удобно. Я ужасно переживала, потому что он чаще всего выезжал вечером, сейчас такой беспредел, бандит на бандите… Выживали кое-как, а потом неожиданно поступил заказ, и работа появилась, не в таком объеме, как раньше, но жить стало получше.
  • Возвращение к Можайскому (ч.2)
    Подведу итоги сказанного ранее.
  • Вначале была война: к 100-летию Иннокентия Смоктуновского
    Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых детей.
  • Крушение. Рассказ (часть 2)
    Дома Лариса встретила своего мужа с расстроенным выражением лица.
  • Возвращение к Можайскому (ч.1)
    21 марта исполняется 200 лет со дня рождения Александра Федоровича Можайского.
  • День весеннего равноденствия. Рассказ
    Это было не сегодня, а сегодня рассказано, то есть вошло в этот солнечный день, как явь. Могло случиться вчера, а не более пятидесяти лет назад, как на самом деле. Есть большая разница: одно – когда о чем-то рассказывает очевидец, другое – когда рассказывают о том времени, когда его очевидцев ни одного не осталось. В первом случае давнее полно неостывшего трепета, и слова, о нем сообщающие, наполнены воздухом и дыханием.
  • До и после Колымы: дороги судьбы Георгия Жжёнова
    22 марта исполняется 110 лет со дня рождения народного артиста СССР Георгия Жжёнова.
  • Можем повторить?
    Тема Второй мировой и Великой Отечественной войн, казалось бы, по своему масштабу несовместима с конъюнктурщиной и суетливостью.
  • Достойны, но не удостоены. Герои-фронтовики без звезды Героя
    Еще в апреле 2020 года дума Иркутска обратилась к руководству страны с инициативой о присвоении посмертно звания Героя Российской Федерации уроженцу Прибайкалья, летчику Николаю Ковалеву за подвиги, совершенные в период Великой Отечественной войны.
  • Крушение. Рассказ
    Он пришел домой подавленным. Работы больше нет. Вставали простые жизненные вопросы: на что жить, есть, пить. Нависла пустота, в душе пропасть, казалось, что наступила непоправимая безвыходность.
  • «Лучший образ Остапа Бендера»: памяти Сергея Юрского
    К 90-летию со дня рождения Сергея Юрского.
  • Ползучая интервенция или как выжить пенсионеру
    Точнее было бы назвать эту статью «Вопль беспомощного пенсионера!». А заодно и засвидетельствовать еще, что та ценовая интервенция, которая и невооруженным глазом видна каждому и повсюду на ценниках, вовсе даже и не ползучая, а прямо-таки скачущая во весь опор!
  • Взвод младшего лейтенанта
    Дмитрий Гаврилович Сергеев (07.03.1922 – 22.06.2000) после окончания Омского пехотного училища в звании младшего лейтенанта воевал на Брянском фронте командиром стрелкового взвода. В составе 1-го Белорусского фронта дошел до Берлина. Был награжден орденом «Отечественной войны» II степени, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Берлина».
  • Золотая пилюля
    Ох, и дорого же стало болеть в нашем «социально ориентированном государстве»! Я уж не говорю про «гениально» организованную систему медицинской помощи, когда граждан просто толкают обращаться в платные клиники из-за того, что в государственных не хватает врачей.
  • Тонкий стиль, изысканность манер: к 100-летию Юлии Борисовой
    Юлию Борисову считают настоящей легендой, ослепительной звездой театральной сцены. Таких актеров, как она, единицы, но благодаря их творчеству этот мир становится светлее и добрее. В Борисову были влюблены все ее партнеры, но она ни разу не предала тех, кого любит – ни семью, ни родной театр, которому отдала семьдесят лет своей жизни.