ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

История и тайны знаменитого Петергофа

Игорь Веремеев, lgz.ru   
29 Августа 2023 г.
Изменить размер шрифта

Как известно, идея создать в России уникальный парк с фонтанами и роскошными дворцами в окрестностях новой столицы империи возникла у Петра I во время поездки в Версаль. Король Франции Людовик ХIV собственной персоной сопровождал русского царя во время осмотра фонтанов. А вот место для строительства под Петербургом этого «русского Версаля» определилось не сразу.

«Русский Версаль»: история возникновения и тайны знаменитого Петергофа

Сначала для этого была выбрана Стрельна. Стройка намечалась на месте, где сегодня находится Константиновский дворец. Однако инженер-гидротехник Миних доказал невозможность устройства «водных фиерий» в Стрельне и убедил царя перенести загородную резиденцию на другую территорию, так как в случае реализации фонтанного комплекса в стрельнинской резиденции территориям в десятки квадратных километров грозило бы затопление.

В 1714 году в Петергофе были заложены петергофский Большой дворец, Большой каскад с гротами, Монплезир и другие сооружения Нижнего парка. Пётр поставил задачу запустить первую очередь небывалой стройки к годовщине победы в Северной войне – 8 августа 1721 года. Так и было сделано. Хотя окончательно фонтаны были запущены только в 1723 году. А нынешний парадный вид, которым восхищаются посетители, «русский Версаль» приобрёл постепенно. Каждый император уже после Петра доделывал, перестраивал и вносил что-то своё в создание этого изумительного по красоте парка с фонтанами и дворцами.

Как известно, фонтаны Петергофа – уникальная гидротехническая система, функционирующая под естественным потоком воды. Нигде в мире такого нет, чтобы более чем 140 фонтанов одновременно работали без искусственной подкачки. Если в Версале и в бывших резиденциях других монархов воду подают с помощью насосов, то в Петергофе она течёт сама по специальному водоводу, проложенному с учётом естественного наклона местности к морю. И напор воды имеет такую силу, что мощная струя самого главного из фонтанов – знаменитой скульптуры Самсона, раздирающего пасть льва, – взметается на двадцатиметровую высоту.

В России в те времена фонтаны являлись символом власти и никому, кроме царей и императоров, не позволялось их строить. Фонтаны были только в царских резиденциях, и лично цари должны были демонстрировать их гостям.

В годы Великой Отечественной войны Петергоф, как и другие дворцы в пригородах Ленинграда, оказался занят гитлеровскими войсками, разграблен и разрушен. По данным Государственного музея-заповедника (ГМЗ) «Петергоф», за время войны здесь было утрачено больше раритетов, чем в других пригородах, и пока удалось разыскать лишь около 250 из более чем 16 тыс. утраченных предметов. Трагическая картина предстала 19 января 1944 года перед военным корреспондентом ЛенТАСС Павлом Лукницким, который одним из первых вошёл в пригород Северной столицы вместе с частями Ленинградского фронта.

«Мы идём по Петергофу, – записал он, – вместе с бойцами роты офицера Волтовского. Немецкие дикари, оставляя город, подожгли уцелевшие здания. Вот разгромленный и разрушенный Большой дворец. Сейчас он в огне. Пылает всё, что уцелело от разрушения. Горит и Монплезир. Повсюду пепел, развалины. Фашистские варвары всё осквернили, разрушили и подожгли. Старинный собор немцы разграбили и испакостили. Храм превращён в отхожее место. Группа бойцов стоит у аллеи фонтанов. Непревзойденное по красоте место, куда устремлялись тысячи и тысячи экскурсантов со всех концов страны, опустошено...»

Самой большой военной утратой Петергофа признан его главный символ – фонтанная группа «Самсон, раздирающий пасть льва», установленная в 1735 году в память о победе русских войск над шведами под Полтавой в 1709 году. Перед наступлением гитлеровцев, когда музейщики занимались эвакуацией экспонатов, многие скульптурные шедевры удалось вывезти или спрятать в землю, однако самые большие и тяжёлые статуи: «Самсон», «Тритоны», «Нева», «Волхов» Большого каскада, «Тритон» из Оранжерейного садика, четыре мальчика-тритона на Марлинском участке – остались и были утрачены. «Самсон», которого в ковше Большого каскада мы видим в наши дни, воссоздан к 1947 году по архивным фотографиям и документам скульпторами В.Л. Симоновым и Н.В. Михайловым. А судьба оригинальной статуи до сих пор неизвестна.

План эвакуации сокровищ Петергофа, разработанный ещё в 1936 году, помог спасти часть экспонатов. Однако в начале войны, когда гитлеровские армии быстро приближались к Ленинграду, времени, транспорта и рабочих рук не хватило, и вывезти их удалось совсем немного. Летом 1941-го казалась невозможной сама мысль о том, что пригороды города на Неве будут захвачены гитлеровцами, а поэтому дворцы Петергофа готовили к защите от бомбёжек и артобстрелов: заклеивали окна, засыпали песком полы из драгоценного паркета, заклеивали тканью и бумагой стенные панно, чтобы их не повредило осколками и т.п.

«Петергофский дворец разрушен так, что никакими человеческими силами уже не воскресить его», – писала через неделю после освобождения пригорода Вера Инбер. Говорили о том, что на его месте надо построить «дома отдыха для трудящихся», поскольку нет возможности восстановить прежние дворцы. Как сообщала прежний гендиректор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая, ссылаясь на архивные документы, решение о восстановлении принял лично Сталин. Поиски же пропавших из петергофских музеев предметов ведутся и сегодня. В 1992 году, допустим, из Берлина вернулась картина «Кайзер Вильгельм I перед Парижем» из Кабинета Александра II Фермерского дворца. В Прибалтике было заявлено, но затем пропало из вида полотно Ф. Крюгера – портрет великого князя Константина Николаевича из Кабинета Николая I в Коттедже. В Белую столовую Большого дворца, где стоит сервиз Екатерины II работы Д. Веджвуда, удалось возвратить найденные в той же Прибалтике предметы из сервиза императрицы, а в Марли из Берлина вернулась картина «Птичий двор» художника А. ван Олина, когда-то приобретённая по заказу Петра I специально для Петергофа.

Есть у «русского Версаля» и свои тайны. Как, например, наполовину погружённая в землю огромная каменная голова, на территории бывшей усадьбы герцогов Лейхтенбергских на склоне оврага, вблизи усадебного дома. Размеры скульптуры, высеченной из гигантского валуна, – 2х2, 2х1,8 м. Над землёй видна только верхняя часть лица. Глаза головы широко раскрыты, а левая нижняя часть лица скульптуры только намечена мастером. До сих пор гадают, кто её сделал и зачем. По одной из версий, голова является частью памятника шведскому монарху, которую из-за её тяжести не смогли дотянуть до Финского залива, где статую ожидало судно, идущее в Швецию. По другой – скульптуру якобы создал местный каменотёс в благодарность Петру I, согласившемуся крестить его малыша. А некоторые историки полагают, что голова появилась во времена правления Павла I. Большинство исследователей сходятся в том, что статуя вытесана из валуна, вероятно, в конце XVIII – начале XIX века неизвестным скульптором. Она оформляет родник, стекающий в ручей.

На территории парка существует и ряд других, менее крупных обработанных валунов. Есть три небольшие каменные скамьи, тоже вырубленные в валунах. На побережье Финского залива, неподалёку от разрушенного кирпичного здания водоподъёмной машины, авторство которого приписывается Андрею Штакеншнейдеру, находится большой камень с вырубленными в нём ступенями и четырьмя отверстиями, сделанными, очевидно, для крепления скамьи. Версии назначения этого валуна разные – от трибуны летнего театра до лодочной пристани. Возможно также, что этот камень служил своеобразной обзорной площадкой.

Упоминание каменной головы имеется в дневнике Льюиса Кэрролла, который побывал в 1867 году в России, в том числе провёл день в Петергофе:

«В каждом уголке в конце дорожки или аллеи, который можно бы украсить скульптурой, мы неизменно находили бронзовые или беломраморные статуи; последние установлены в круглых нишах с синими задниками, прекрасно выделяясь на этом фоне. Здесь мы любовались гладкой пеленой водопада, ниспадающего с широких каменных ступеней; тут – длинной аллеей, сбегающей под сводом вьющихся растений вниз по лестницам и склонам; там – огромным камнем, обтёсанным в форме гигантской головы с лицом и глазами, загадочными, как у кроткого сфинкса, так что казалось, будто какой-то титан пытается освободиться из-под бремени лёгшей на его плечи земли».

Между прочим, Петергоф знаменит не только своими дворцами и парком с фонтанами. На Санкт-Петербургском проспекте там работает одна из старейших фабрик России – в 1721 году по указу Петра I была основана Петергофская гранильная фабрика, которая изначально специализировалась на резке и шлифовании камней, а затем занялась гранением драгоценных камней вплоть до бриллиантов для Большой императорской короны. К 1830 году она заняла ведущее место среди создателей предметов роскоши в Европе. Петергофские мастера изготавливали декор для Исаакиевского и Казанского соборов, храма Воскресения Христова, Морского собора в Кронштадте, фонтанов Петергофа. В советское время фабрика поставила облицовочные плиты для Мавзолея Ленина, участвовала в создании звёзд Московского Кремля. В апреле 1945-го по указу Сталина был создан часовой бренд «Победа», а с 1961 года – Петродворцовый часовой завод, который стал выпускать наручные часы «Ракета» в честь полёта Юрия Гагарина...

***

Побывать в Санкт-Петербурге и не увидеть прекрасный Петергоф – такое даже сложно представить. Ведь это одна из главных и самых красивейших достопримечательностей великого города на Неве. Созданный более 300 лет назад Петергоф и в наши дни не перестает удивлять и восхищать, являясь самым посещаемым музеем в России. В прошлом году там побывало около пяти миллионов человек. И самое огромное желание практически всех туристов – увидеть роскошные фонтаны, которые находятся в Нижнем парке знаменитого музея-заповедника. А вы уже там побывали?

На нашем сайте читайте также:

По инф. lgz.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Их подвиг военному равен!
    В этом материале я хочу рассказать только об одном периоде из жизни моей мамы – военном. С призывом на фронт своего мужа она, Лаптева Мария Семеновна, осталась одна с шестью детьми на руках: самому старшему из них было 14 лет, а младшему, мне, – только два годика.
  • Конец эпохи человейников?
    В скором времени в России, возможно, станет одной проблемой меньше. Несколько лет развилась и набирала темп тенденция застраивания наших пространств урoдливыми многоэтажками, которые не просто портили облик городов, но и существенным образом ухудшали жилищные условия граждан.
  • Поэт, дипломат и провидец Федор Тютчев
    Федор Тютчев – знаменитый русский поэт, классик, произведения которого давно и прочно вошли в школьную программу. Он писал обо всем – о природе, любви и дружбе, о политических событиях.
  • Закат развития?
    Сложилось так, что на неделе попались в зону внимания несколько передач и статей в средствах массовой информации о развитии русского языка. Правда, я бы с большим натягом назвал эту тему – «развитие». Скорее надо писать – о закате развития языка русского в современных условиях.
  • Этот многогранный Машков
    Владимир Машков – советский и российский актер театра и кино, не раз пробовавший силы как сценарист и режиссер. Сегодня он возглавляет один самых ярких творческих коллективов столицы – Театр Олега Табакова.
  • Это горькое чувство вины и свободы…
    Сын позвонил ближе к одиннадцати часам утра, когда я, по обыкновению своему, вовсю уже работал. Своими литературными опытами я стараюсь заниматься с утра, пока голова еще свежа и не забита повседневными заботами, коих у любого человека немало.
  • Страсти по идеологии
    Как-то неожиданно и вроде бы не ко времени в высших эшелонах власти вновь разгораются страсти о необходимости вернуть в нашу страну (и в Конституцию соответственно) такое понятие, как государственная идеология.
  • Гений самолетостроения
    Летают только красивые самолеты. А. Н. Туполев
  • На уличных подмостках, или Отдельные недостатки советской действительности
    Новая книга Александра Ведрова «На уличных подмостках. Сатира, юмор, приключения» представляет собой сборник рассказов, основанных на реальных событиях, и охватывает период советской эпохи, начиная от предвоенных лет. Это уже четвертое произведение иркутского писателя, изданное в Москве, но оно перепечатано и в Иркутске и выставлено на продажу в книжной сети «Продалитъ».
  • Лёха. Рассказ
    Публикуется в сокращении
  • Ох уж эта медицина!
    Как-то так получается, что с годами в аптеку и поликлинику приходится ходить едва ли не чаще, чем в ближайший магазин. А все потому, что количество всяких мелких и крупных недомоганий растет с пугающей быстротой и все чаще приходится обращаться к медикам...
  • Зачем нужны чтения?
    Не знаю, какие ассоциации со словом «чтения» возникают у других, а у меня, когда услышал его впервые, сразу всплыла в памяти картинка из детства... Зима 1963 г. в маленьком таёжном посёлке. Актированные дни, то есть температура опустилась ниже 45­-ти, а точнее – скатилась до 50­-ти почти на неделю. Родители дома в будни! Наша немалая семья, собравшись поближе к печке, коротает время за чтением. Читают вслух по очереди мама, папа, старшая сестра. Когда подрасту, доверят чтение и мне, поскольку это занятие с той холодной зимы прижилось в нашем доме, ещё больше сближая нашу и без того дружную семью. И, думаю, благодаря этому у всех детей в той или иной степени проявилась тяга к литературному творчеству, а книга стала постоянным спутником жизни.
  • «Нечисть» советского экрана Георгий де Мильё
    Георгий де Мильё родился 7 ноября 1903 года в Москве, в богатой аристократической семье. Его отец Франц де Мильё приехал в Россию из Франции. Здесь он работал инженером-мостостроителем. А мать – Елизавета Журавлева – была дочерью иркутского золотопромышленника. Фамилию де Мильё родственники будущего актера поменяли на Милляр после революции. Они опасались, что в СССР их будут преследовать за дворянское происхождение.
  • «Любить – это смотреть в одном направлении»
    Александра Николаевна Пахмутова, Николай Николаевич Добронравов, Иосиф Давыдович Кобзон. Лауреаты Государственной премии СССР. Орденоносцы. Гордость России.
  • Как несколько месяцев до и после смерти Иосифа Сталина повлияли на ход истории
    Внезапная болезнь и кончина Сталина в марте 1953 года для многих оказались неожиданностью. Тиран был полон грандиозных замыслов: готовился бросить вооруженный вызов президенту США, у себя в стране инициировал кампанию против советских евреев, после чего намеревался провести чистку в рядах высшего руководства компартии. Как месяцы до и после смерти Сталина повлияли на ход истории? Об этом можно узнать из книги Джошуа Рубинштейна. Ниже размещен небольшой фрагмент.
  • Земная жизнь Иисуса из Назарета
    Каким же был исторический Иисус? Что это была за личность? Ответы на эти вопросы попытался дать в своей книге Аслан Реза. Иисус, возможно, окажется не совсем тем, которого читатель ожидает увидеть; это определенно будет не тот Иисус, которого знает большинство современных христиан. Но в конечном счете это единственный Иисус, к которому можно прийти с помощью исторических методов. Всё остальное остается делом веры.
  • Призрак комсомола
    На днях Россия негромко отметила 105-летие комсомола. И несмотря на то, что современные идеологи постарались «замести под коврик» само это понятие, память о нем до сих пор жива у большинства наших немолодых читателей.
  • Певец Урала Дмитрий Мамин-Сибиряк
    0311 24 1a Дмитрий Мамин-Сибиряк – самый знаменитый уральский писатель конца XIX – начала XX века. Все знают его сказку «Серая Шейка», многие читали детям его «Аленушкины сказки».
  • Одна в сгоревшей деревне
    В Омской области, в Большереченском районе есть деревня с названием Чистоозерье. Такие населенные пункты, как этот, называются вымирающими. Здесь осталась единственная жительница Надежда Архиповна Кучумова.
  • Патриотизм как доходный бизнес?
    Крамольные мысли выскажу. Я не буду настаивать на том, что мысли мои правильны. Но тема требует обсуждения и народного донесения до властей предержащих. А тема старая. Это – воспитание патриотизма.