НА КАЛЕНДАРЕ

История и тайны знаменитого Петергофа

Игорь Веремеев, lgz.ru   
29 Августа 2023 г.

Как известно, идея создать в России уникальный парк с фонтанами и роскошными дворцами в окрестностях новой столицы империи возникла у Петра I во время поездки в Версаль. Король Франции Людовик ХIV собственной персоной сопровождал русского царя во время осмотра фонтанов. А вот место для строительства под Петербургом этого «русского Версаля» определилось не сразу.

«Русский Версаль»: история возникновения и тайны знаменитого Петергофа

Сначала для этого была выбрана Стрельна. Стройка намечалась на месте, где сегодня находится Константиновский дворец. Однако инженер-гидротехник Миних доказал невозможность устройства «водных фиерий» в Стрельне и убедил царя перенести загородную резиденцию на другую территорию, так как в случае реализации фонтанного комплекса в стрельнинской резиденции территориям в десятки квадратных километров грозило бы затопление.

В 1714 году в Петергофе были заложены петергофский Большой дворец, Большой каскад с гротами, Монплезир и другие сооружения Нижнего парка. Пётр поставил задачу запустить первую очередь небывалой стройки к годовщине победы в Северной войне – 8 августа 1721 года. Так и было сделано. Хотя окончательно фонтаны были запущены только в 1723 году. А нынешний парадный вид, которым восхищаются посетители, «русский Версаль» приобрёл постепенно. Каждый император уже после Петра доделывал, перестраивал и вносил что-то своё в создание этого изумительного по красоте парка с фонтанами и дворцами.

Как известно, фонтаны Петергофа – уникальная гидротехническая система, функционирующая под естественным потоком воды. Нигде в мире такого нет, чтобы более чем 140 фонтанов одновременно работали без искусственной подкачки. Если в Версале и в бывших резиденциях других монархов воду подают с помощью насосов, то в Петергофе она течёт сама по специальному водоводу, проложенному с учётом естественного наклона местности к морю. И напор воды имеет такую силу, что мощная струя самого главного из фонтанов – знаменитой скульптуры Самсона, раздирающего пасть льва, – взметается на двадцатиметровую высоту.

В России в те времена фонтаны являлись символом власти и никому, кроме царей и императоров, не позволялось их строить. Фонтаны были только в царских резиденциях, и лично цари должны были демонстрировать их гостям.

В годы Великой Отечественной войны Петергоф, как и другие дворцы в пригородах Ленинграда, оказался занят гитлеровскими войсками, разграблен и разрушен. По данным Государственного музея-заповедника (ГМЗ) «Петергоф», за время войны здесь было утрачено больше раритетов, чем в других пригородах, и пока удалось разыскать лишь около 250 из более чем 16 тыс. утраченных предметов. Трагическая картина предстала 19 января 1944 года перед военным корреспондентом ЛенТАСС Павлом Лукницким, который одним из первых вошёл в пригород Северной столицы вместе с частями Ленинградского фронта.

«Мы идём по Петергофу, – записал он, – вместе с бойцами роты офицера Волтовского. Немецкие дикари, оставляя город, подожгли уцелевшие здания. Вот разгромленный и разрушенный Большой дворец. Сейчас он в огне. Пылает всё, что уцелело от разрушения. Горит и Монплезир. Повсюду пепел, развалины. Фашистские варвары всё осквернили, разрушили и подожгли. Старинный собор немцы разграбили и испакостили. Храм превращён в отхожее место. Группа бойцов стоит у аллеи фонтанов. Непревзойденное по красоте место, куда устремлялись тысячи и тысячи экскурсантов со всех концов страны, опустошено...»

Самой большой военной утратой Петергофа признан его главный символ – фонтанная группа «Самсон, раздирающий пасть льва», установленная в 1735 году в память о победе русских войск над шведами под Полтавой в 1709 году. Перед наступлением гитлеровцев, когда музейщики занимались эвакуацией экспонатов, многие скульптурные шедевры удалось вывезти или спрятать в землю, однако самые большие и тяжёлые статуи: «Самсон», «Тритоны», «Нева», «Волхов» Большого каскада, «Тритон» из Оранжерейного садика, четыре мальчика-тритона на Марлинском участке – остались и были утрачены. «Самсон», которого в ковше Большого каскада мы видим в наши дни, воссоздан к 1947 году по архивным фотографиям и документам скульпторами В.Л. Симоновым и Н.В. Михайловым. А судьба оригинальной статуи до сих пор неизвестна.

План эвакуации сокровищ Петергофа, разработанный ещё в 1936 году, помог спасти часть экспонатов. Однако в начале войны, когда гитлеровские армии быстро приближались к Ленинграду, времени, транспорта и рабочих рук не хватило, и вывезти их удалось совсем немного. Летом 1941-го казалась невозможной сама мысль о том, что пригороды города на Неве будут захвачены гитлеровцами, а поэтому дворцы Петергофа готовили к защите от бомбёжек и артобстрелов: заклеивали окна, засыпали песком полы из драгоценного паркета, заклеивали тканью и бумагой стенные панно, чтобы их не повредило осколками и т.п.

«Петергофский дворец разрушен так, что никакими человеческими силами уже не воскресить его», – писала через неделю после освобождения пригорода Вера Инбер. Говорили о том, что на его месте надо построить «дома отдыха для трудящихся», поскольку нет возможности восстановить прежние дворцы. Как сообщала прежний гендиректор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая, ссылаясь на архивные документы, решение о восстановлении принял лично Сталин. Поиски же пропавших из петергофских музеев предметов ведутся и сегодня. В 1992 году, допустим, из Берлина вернулась картина «Кайзер Вильгельм I перед Парижем» из Кабинета Александра II Фермерского дворца. В Прибалтике было заявлено, но затем пропало из вида полотно Ф. Крюгера – портрет великого князя Константина Николаевича из Кабинета Николая I в Коттедже. В Белую столовую Большого дворца, где стоит сервиз Екатерины II работы Д. Веджвуда, удалось возвратить найденные в той же Прибалтике предметы из сервиза императрицы, а в Марли из Берлина вернулась картина «Птичий двор» художника А. ван Олина, когда-то приобретённая по заказу Петра I специально для Петергофа.

Есть у «русского Версаля» и свои тайны. Как, например, наполовину погружённая в землю огромная каменная голова, на территории бывшей усадьбы герцогов Лейхтенбергских на склоне оврага, вблизи усадебного дома. Размеры скульптуры, высеченной из гигантского валуна, – 2х2, 2х1,8 м. Над землёй видна только верхняя часть лица. Глаза головы широко раскрыты, а левая нижняя часть лица скульптуры только намечена мастером. До сих пор гадают, кто её сделал и зачем. По одной из версий, голова является частью памятника шведскому монарху, которую из-за её тяжести не смогли дотянуть до Финского залива, где статую ожидало судно, идущее в Швецию. По другой – скульптуру якобы создал местный каменотёс в благодарность Петру I, согласившемуся крестить его малыша. А некоторые историки полагают, что голова появилась во времена правления Павла I. Большинство исследователей сходятся в том, что статуя вытесана из валуна, вероятно, в конце XVIII – начале XIX века неизвестным скульптором. Она оформляет родник, стекающий в ручей.

На территории парка существует и ряд других, менее крупных обработанных валунов. Есть три небольшие каменные скамьи, тоже вырубленные в валунах. На побережье Финского залива, неподалёку от разрушенного кирпичного здания водоподъёмной машины, авторство которого приписывается Андрею Штакеншнейдеру, находится большой камень с вырубленными в нём ступенями и четырьмя отверстиями, сделанными, очевидно, для крепления скамьи. Версии назначения этого валуна разные – от трибуны летнего театра до лодочной пристани. Возможно также, что этот камень служил своеобразной обзорной площадкой.

Упоминание каменной головы имеется в дневнике Льюиса Кэрролла, который побывал в 1867 году в России, в том числе провёл день в Петергофе:

«В каждом уголке в конце дорожки или аллеи, который можно бы украсить скульптурой, мы неизменно находили бронзовые или беломраморные статуи; последние установлены в круглых нишах с синими задниками, прекрасно выделяясь на этом фоне. Здесь мы любовались гладкой пеленой водопада, ниспадающего с широких каменных ступеней; тут – длинной аллеей, сбегающей под сводом вьющихся растений вниз по лестницам и склонам; там – огромным камнем, обтёсанным в форме гигантской головы с лицом и глазами, загадочными, как у кроткого сфинкса, так что казалось, будто какой-то титан пытается освободиться из-под бремени лёгшей на его плечи земли».

Между прочим, Петергоф знаменит не только своими дворцами и парком с фонтанами. На Санкт-Петербургском проспекте там работает одна из старейших фабрик России – в 1721 году по указу Петра I была основана Петергофская гранильная фабрика, которая изначально специализировалась на резке и шлифовании камней, а затем занялась гранением драгоценных камней вплоть до бриллиантов для Большой императорской короны. К 1830 году она заняла ведущее место среди создателей предметов роскоши в Европе. Петергофские мастера изготавливали декор для Исаакиевского и Казанского соборов, храма Воскресения Христова, Морского собора в Кронштадте, фонтанов Петергофа. В советское время фабрика поставила облицовочные плиты для Мавзолея Ленина, участвовала в создании звёзд Московского Кремля. В апреле 1945-го по указу Сталина был создан часовой бренд «Победа», а с 1961 года – Петродворцовый часовой завод, который стал выпускать наручные часы «Ракета» в честь полёта Юрия Гагарина...

***

Побывать в Санкт-Петербурге и не увидеть прекрасный Петергоф – такое даже сложно представить. Ведь это одна из главных и самых красивейших достопримечательностей великого города на Неве. Созданный более 300 лет назад Петергоф и в наши дни не перестает удивлять и восхищать, являясь самым посещаемым музеем в России. В прошлом году там побывало около пяти миллионов человек. И самое огромное желание практически всех туристов – увидеть роскошные фонтаны, которые находятся в Нижнем парке знаменитого музея-заповедника. А вы уже там побывали?

На нашем сайте читайте также:

По инф. lgz.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
  • Тыл за колючей проволокой
    Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.
  • Старик и белка. Рассказ
    Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.