НА КАЛЕНДАРЕ

История и тайны знаменитого Петергофа

Игорь Веремеев, lgz.ru   
29 Августа 2023 г.

Как известно, идея создать в России уникальный парк с фонтанами и роскошными дворцами в окрестностях новой столицы империи возникла у Петра I во время поездки в Версаль. Король Франции Людовик ХIV собственной персоной сопровождал русского царя во время осмотра фонтанов. А вот место для строительства под Петербургом этого «русского Версаля» определилось не сразу.

«Русский Версаль»: история возникновения и тайны знаменитого Петергофа

Сначала для этого была выбрана Стрельна. Стройка намечалась на месте, где сегодня находится Константиновский дворец. Однако инженер-гидротехник Миних доказал невозможность устройства «водных фиерий» в Стрельне и убедил царя перенести загородную резиденцию на другую территорию, так как в случае реализации фонтанного комплекса в стрельнинской резиденции территориям в десятки квадратных километров грозило бы затопление.

В 1714 году в Петергофе были заложены петергофский Большой дворец, Большой каскад с гротами, Монплезир и другие сооружения Нижнего парка. Пётр поставил задачу запустить первую очередь небывалой стройки к годовщине победы в Северной войне – 8 августа 1721 года. Так и было сделано. Хотя окончательно фонтаны были запущены только в 1723 году. А нынешний парадный вид, которым восхищаются посетители, «русский Версаль» приобрёл постепенно. Каждый император уже после Петра доделывал, перестраивал и вносил что-то своё в создание этого изумительного по красоте парка с фонтанами и дворцами.

Как известно, фонтаны Петергофа – уникальная гидротехническая система, функционирующая под естественным потоком воды. Нигде в мире такого нет, чтобы более чем 140 фонтанов одновременно работали без искусственной подкачки. Если в Версале и в бывших резиденциях других монархов воду подают с помощью насосов, то в Петергофе она течёт сама по специальному водоводу, проложенному с учётом естественного наклона местности к морю. И напор воды имеет такую силу, что мощная струя самого главного из фонтанов – знаменитой скульптуры Самсона, раздирающего пасть льва, – взметается на двадцатиметровую высоту.

В России в те времена фонтаны являлись символом власти и никому, кроме царей и императоров, не позволялось их строить. Фонтаны были только в царских резиденциях, и лично цари должны были демонстрировать их гостям.

В годы Великой Отечественной войны Петергоф, как и другие дворцы в пригородах Ленинграда, оказался занят гитлеровскими войсками, разграблен и разрушен. По данным Государственного музея-заповедника (ГМЗ) «Петергоф», за время войны здесь было утрачено больше раритетов, чем в других пригородах, и пока удалось разыскать лишь около 250 из более чем 16 тыс. утраченных предметов. Трагическая картина предстала 19 января 1944 года перед военным корреспондентом ЛенТАСС Павлом Лукницким, который одним из первых вошёл в пригород Северной столицы вместе с частями Ленинградского фронта.

«Мы идём по Петергофу, – записал он, – вместе с бойцами роты офицера Волтовского. Немецкие дикари, оставляя город, подожгли уцелевшие здания. Вот разгромленный и разрушенный Большой дворец. Сейчас он в огне. Пылает всё, что уцелело от разрушения. Горит и Монплезир. Повсюду пепел, развалины. Фашистские варвары всё осквернили, разрушили и подожгли. Старинный собор немцы разграбили и испакостили. Храм превращён в отхожее место. Группа бойцов стоит у аллеи фонтанов. Непревзойденное по красоте место, куда устремлялись тысячи и тысячи экскурсантов со всех концов страны, опустошено...»

Самой большой военной утратой Петергофа признан его главный символ – фонтанная группа «Самсон, раздирающий пасть льва», установленная в 1735 году в память о победе русских войск над шведами под Полтавой в 1709 году. Перед наступлением гитлеровцев, когда музейщики занимались эвакуацией экспонатов, многие скульптурные шедевры удалось вывезти или спрятать в землю, однако самые большие и тяжёлые статуи: «Самсон», «Тритоны», «Нева», «Волхов» Большого каскада, «Тритон» из Оранжерейного садика, четыре мальчика-тритона на Марлинском участке – остались и были утрачены. «Самсон», которого в ковше Большого каскада мы видим в наши дни, воссоздан к 1947 году по архивным фотографиям и документам скульпторами В.Л. Симоновым и Н.В. Михайловым. А судьба оригинальной статуи до сих пор неизвестна.

План эвакуации сокровищ Петергофа, разработанный ещё в 1936 году, помог спасти часть экспонатов. Однако в начале войны, когда гитлеровские армии быстро приближались к Ленинграду, времени, транспорта и рабочих рук не хватило, и вывезти их удалось совсем немного. Летом 1941-го казалась невозможной сама мысль о том, что пригороды города на Неве будут захвачены гитлеровцами, а поэтому дворцы Петергофа готовили к защите от бомбёжек и артобстрелов: заклеивали окна, засыпали песком полы из драгоценного паркета, заклеивали тканью и бумагой стенные панно, чтобы их не повредило осколками и т.п.

«Петергофский дворец разрушен так, что никакими человеческими силами уже не воскресить его», – писала через неделю после освобождения пригорода Вера Инбер. Говорили о том, что на его месте надо построить «дома отдыха для трудящихся», поскольку нет возможности восстановить прежние дворцы. Как сообщала прежний гендиректор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая, ссылаясь на архивные документы, решение о восстановлении принял лично Сталин. Поиски же пропавших из петергофских музеев предметов ведутся и сегодня. В 1992 году, допустим, из Берлина вернулась картина «Кайзер Вильгельм I перед Парижем» из Кабинета Александра II Фермерского дворца. В Прибалтике было заявлено, но затем пропало из вида полотно Ф. Крюгера – портрет великого князя Константина Николаевича из Кабинета Николая I в Коттедже. В Белую столовую Большого дворца, где стоит сервиз Екатерины II работы Д. Веджвуда, удалось возвратить найденные в той же Прибалтике предметы из сервиза императрицы, а в Марли из Берлина вернулась картина «Птичий двор» художника А. ван Олина, когда-то приобретённая по заказу Петра I специально для Петергофа.

Есть у «русского Версаля» и свои тайны. Как, например, наполовину погружённая в землю огромная каменная голова, на территории бывшей усадьбы герцогов Лейхтенбергских на склоне оврага, вблизи усадебного дома. Размеры скульптуры, высеченной из гигантского валуна, – 2х2, 2х1,8 м. Над землёй видна только верхняя часть лица. Глаза головы широко раскрыты, а левая нижняя часть лица скульптуры только намечена мастером. До сих пор гадают, кто её сделал и зачем. По одной из версий, голова является частью памятника шведскому монарху, которую из-за её тяжести не смогли дотянуть до Финского залива, где статую ожидало судно, идущее в Швецию. По другой – скульптуру якобы создал местный каменотёс в благодарность Петру I, согласившемуся крестить его малыша. А некоторые историки полагают, что голова появилась во времена правления Павла I. Большинство исследователей сходятся в том, что статуя вытесана из валуна, вероятно, в конце XVIII – начале XIX века неизвестным скульптором. Она оформляет родник, стекающий в ручей.

На территории парка существует и ряд других, менее крупных обработанных валунов. Есть три небольшие каменные скамьи, тоже вырубленные в валунах. На побережье Финского залива, неподалёку от разрушенного кирпичного здания водоподъёмной машины, авторство которого приписывается Андрею Штакеншнейдеру, находится большой камень с вырубленными в нём ступенями и четырьмя отверстиями, сделанными, очевидно, для крепления скамьи. Версии назначения этого валуна разные – от трибуны летнего театра до лодочной пристани. Возможно также, что этот камень служил своеобразной обзорной площадкой.

Упоминание каменной головы имеется в дневнике Льюиса Кэрролла, который побывал в 1867 году в России, в том числе провёл день в Петергофе:

«В каждом уголке в конце дорожки или аллеи, который можно бы украсить скульптурой, мы неизменно находили бронзовые или беломраморные статуи; последние установлены в круглых нишах с синими задниками, прекрасно выделяясь на этом фоне. Здесь мы любовались гладкой пеленой водопада, ниспадающего с широких каменных ступеней; тут – длинной аллеей, сбегающей под сводом вьющихся растений вниз по лестницам и склонам; там – огромным камнем, обтёсанным в форме гигантской головы с лицом и глазами, загадочными, как у кроткого сфинкса, так что казалось, будто какой-то титан пытается освободиться из-под бремени лёгшей на его плечи земли».

Между прочим, Петергоф знаменит не только своими дворцами и парком с фонтанами. На Санкт-Петербургском проспекте там работает одна из старейших фабрик России – в 1721 году по указу Петра I была основана Петергофская гранильная фабрика, которая изначально специализировалась на резке и шлифовании камней, а затем занялась гранением драгоценных камней вплоть до бриллиантов для Большой императорской короны. К 1830 году она заняла ведущее место среди создателей предметов роскоши в Европе. Петергофские мастера изготавливали декор для Исаакиевского и Казанского соборов, храма Воскресения Христова, Морского собора в Кронштадте, фонтанов Петергофа. В советское время фабрика поставила облицовочные плиты для Мавзолея Ленина, участвовала в создании звёзд Московского Кремля. В апреле 1945-го по указу Сталина был создан часовой бренд «Победа», а с 1961 года – Петродворцовый часовой завод, который стал выпускать наручные часы «Ракета» в честь полёта Юрия Гагарина...

***

Побывать в Санкт-Петербурге и не увидеть прекрасный Петергоф – такое даже сложно представить. Ведь это одна из главных и самых красивейших достопримечательностей великого города на Неве. Созданный более 300 лет назад Петергоф и в наши дни не перестает удивлять и восхищать, являясь самым посещаемым музеем в России. В прошлом году там побывало около пяти миллионов человек. И самое огромное желание практически всех туристов – увидеть роскошные фонтаны, которые находятся в Нижнем парке знаменитого музея-заповедника. А вы уже там побывали?

На нашем сайте читайте также:

По инф. lgz.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Мы недооценили противника»
    Когда руководству вермахта стало ясно, что блицкриг провалился.
  • Крушение. Рассказ (ч.3)
    – Летать стали на «боингах», свои авиазаводы еле-еле существовали, и только потому, что армия не могла остаться без истребителей, бомбардировщиков. А профсоюз не помог и не вступился, он завял, о нем у нас даже никто не вспоминает. Вы-то лучше меня это знаете, – она понимающе взглянула на Свистунова. – Муж с завода не стал уходить, иногда по вечерам и даже в праздники занимался извозом на машине, как говорят у них, таксовал. Слава богу, гараж рядом с домом… удобно. Я ужасно переживала, потому что он чаще всего выезжал вечером, сейчас такой беспредел, бандит на бандите… Выживали кое-как, а потом неожиданно поступил заказ, и работа появилась, не в таком объеме, как раньше, но жить стало получше.
  • Возвращение к Можайскому (ч.2)
    Подведу итоги сказанного ранее.
  • Вначале была война: к 100-летию Иннокентия Смоктуновского
    Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых детей.
  • Крушение. Рассказ (часть 2)
    Дома Лариса встретила своего мужа с расстроенным выражением лица.
  • Возвращение к Можайскому (ч.1)
    21 марта исполняется 200 лет со дня рождения Александра Федоровича Можайского.
  • День весеннего равноденствия. Рассказ
    Это было не сегодня, а сегодня рассказано, то есть вошло в этот солнечный день, как явь. Могло случиться вчера, а не более пятидесяти лет назад, как на самом деле. Есть большая разница: одно – когда о чем-то рассказывает очевидец, другое – когда рассказывают о том времени, когда его очевидцев ни одного не осталось. В первом случае давнее полно неостывшего трепета, и слова, о нем сообщающие, наполнены воздухом и дыханием.
  • До и после Колымы: дороги судьбы Георгия Жжёнова
    22 марта исполняется 110 лет со дня рождения народного артиста СССР Георгия Жжёнова.
  • Можем повторить?
    Тема Второй мировой и Великой Отечественной войн, казалось бы, по своему масштабу несовместима с конъюнктурщиной и суетливостью.
  • Достойны, но не удостоены. Герои-фронтовики без звезды Героя
    Еще в апреле 2020 года дума Иркутска обратилась к руководству страны с инициативой о присвоении посмертно звания Героя Российской Федерации уроженцу Прибайкалья, летчику Николаю Ковалеву за подвиги, совершенные в период Великой Отечественной войны.
  • Крушение. Рассказ
    Он пришел домой подавленным. Работы больше нет. Вставали простые жизненные вопросы: на что жить, есть, пить. Нависла пустота, в душе пропасть, казалось, что наступила непоправимая безвыходность.
  • «Лучший образ Остапа Бендера»: памяти Сергея Юрского
    К 90-летию со дня рождения Сергея Юрского.
  • Ползучая интервенция или как выжить пенсионеру
    Точнее было бы назвать эту статью «Вопль беспомощного пенсионера!». А заодно и засвидетельствовать еще, что та ценовая интервенция, которая и невооруженным глазом видна каждому и повсюду на ценниках, вовсе даже и не ползучая, а прямо-таки скачущая во весь опор!
  • Взвод младшего лейтенанта
    Дмитрий Гаврилович Сергеев (07.03.1922 – 22.06.2000) после окончания Омского пехотного училища в звании младшего лейтенанта воевал на Брянском фронте командиром стрелкового взвода. В составе 1-го Белорусского фронта дошел до Берлина. Был награжден орденом «Отечественной войны» II степени, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Берлина».
  • Золотая пилюля
    Ох, и дорого же стало болеть в нашем «социально ориентированном государстве»! Я уж не говорю про «гениально» организованную систему медицинской помощи, когда граждан просто толкают обращаться в платные клиники из-за того, что в государственных не хватает врачей.
  • Тонкий стиль, изысканность манер: к 100-летию Юлии Борисовой
    Юлию Борисову считают настоящей легендой, ослепительной звездой театральной сцены. Таких актеров, как она, единицы, но благодаря их творчеству этот мир становится светлее и добрее. В Борисову были влюблены все ее партнеры, но она ни разу не предала тех, кого любит – ни семью, ни родной театр, которому отдала семьдесят лет своей жизни.
  • За любовь, за женщин, за весну…
    В заботах и делах как-то незаметно пришла весна. А с нею март и праздник, посвященный нашей дорогой и любимой половине человечества – мамам, женам, подругам, сестрам, дочерям… И, конечно же, ее Величеству Любви.
  • Есть женщины в русских селеньях… памяти Риммы Марковой
    К столетию со дня рождения актрисы Риммы Марковой.
  • Россия и Гражданская война
    105 лет назад, 7 марта 1920 года части Красной армии вошли в Иркутск.
  • Жил, как воевал
    Одним из первых наших земляков, вступивших в бой с фашистами, был уроженец Зимы Георгий Александрович Ибятов (1908–1998). Он встретил войну под Брестом, контуженным попал в плен, бежал и сражался в партизанском отряде до конца войны. Ему бы домой, к родным, а воина-победителя в… фильтрационный лагерь. Разобрались, выпустили, реабилитировали и... наградили орденом. Жестокие удары судьбы его не сломили и не озлобили. Сибиряк жил, как воевал, – по чести и совести, став легендой иркутского спорта.