НА КАЛЕНДАРЕ

История и тайны знаменитого Петергофа

Игорь Веремеев, lgz.ru   
29 Августа 2023 г.

Как известно, идея создать в России уникальный парк с фонтанами и роскошными дворцами в окрестностях новой столицы империи возникла у Петра I во время поездки в Версаль. Король Франции Людовик ХIV собственной персоной сопровождал русского царя во время осмотра фонтанов. А вот место для строительства под Петербургом этого «русского Версаля» определилось не сразу.

«Русский Версаль»: история возникновения и тайны знаменитого Петергофа

Сначала для этого была выбрана Стрельна. Стройка намечалась на месте, где сегодня находится Константиновский дворец. Однако инженер-гидротехник Миних доказал невозможность устройства «водных фиерий» в Стрельне и убедил царя перенести загородную резиденцию на другую территорию, так как в случае реализации фонтанного комплекса в стрельнинской резиденции территориям в десятки квадратных километров грозило бы затопление.

В 1714 году в Петергофе были заложены петергофский Большой дворец, Большой каскад с гротами, Монплезир и другие сооружения Нижнего парка. Пётр поставил задачу запустить первую очередь небывалой стройки к годовщине победы в Северной войне – 8 августа 1721 года. Так и было сделано. Хотя окончательно фонтаны были запущены только в 1723 году. А нынешний парадный вид, которым восхищаются посетители, «русский Версаль» приобрёл постепенно. Каждый император уже после Петра доделывал, перестраивал и вносил что-то своё в создание этого изумительного по красоте парка с фонтанами и дворцами.

Как известно, фонтаны Петергофа – уникальная гидротехническая система, функционирующая под естественным потоком воды. Нигде в мире такого нет, чтобы более чем 140 фонтанов одновременно работали без искусственной подкачки. Если в Версале и в бывших резиденциях других монархов воду подают с помощью насосов, то в Петергофе она течёт сама по специальному водоводу, проложенному с учётом естественного наклона местности к морю. И напор воды имеет такую силу, что мощная струя самого главного из фонтанов – знаменитой скульптуры Самсона, раздирающего пасть льва, – взметается на двадцатиметровую высоту.

В России в те времена фонтаны являлись символом власти и никому, кроме царей и императоров, не позволялось их строить. Фонтаны были только в царских резиденциях, и лично цари должны были демонстрировать их гостям.

В годы Великой Отечественной войны Петергоф, как и другие дворцы в пригородах Ленинграда, оказался занят гитлеровскими войсками, разграблен и разрушен. По данным Государственного музея-заповедника (ГМЗ) «Петергоф», за время войны здесь было утрачено больше раритетов, чем в других пригородах, и пока удалось разыскать лишь около 250 из более чем 16 тыс. утраченных предметов. Трагическая картина предстала 19 января 1944 года перед военным корреспондентом ЛенТАСС Павлом Лукницким, который одним из первых вошёл в пригород Северной столицы вместе с частями Ленинградского фронта.

«Мы идём по Петергофу, – записал он, – вместе с бойцами роты офицера Волтовского. Немецкие дикари, оставляя город, подожгли уцелевшие здания. Вот разгромленный и разрушенный Большой дворец. Сейчас он в огне. Пылает всё, что уцелело от разрушения. Горит и Монплезир. Повсюду пепел, развалины. Фашистские варвары всё осквернили, разрушили и подожгли. Старинный собор немцы разграбили и испакостили. Храм превращён в отхожее место. Группа бойцов стоит у аллеи фонтанов. Непревзойденное по красоте место, куда устремлялись тысячи и тысячи экскурсантов со всех концов страны, опустошено...»

Самой большой военной утратой Петергофа признан его главный символ – фонтанная группа «Самсон, раздирающий пасть льва», установленная в 1735 году в память о победе русских войск над шведами под Полтавой в 1709 году. Перед наступлением гитлеровцев, когда музейщики занимались эвакуацией экспонатов, многие скульптурные шедевры удалось вывезти или спрятать в землю, однако самые большие и тяжёлые статуи: «Самсон», «Тритоны», «Нева», «Волхов» Большого каскада, «Тритон» из Оранжерейного садика, четыре мальчика-тритона на Марлинском участке – остались и были утрачены. «Самсон», которого в ковше Большого каскада мы видим в наши дни, воссоздан к 1947 году по архивным фотографиям и документам скульпторами В.Л. Симоновым и Н.В. Михайловым. А судьба оригинальной статуи до сих пор неизвестна.

План эвакуации сокровищ Петергофа, разработанный ещё в 1936 году, помог спасти часть экспонатов. Однако в начале войны, когда гитлеровские армии быстро приближались к Ленинграду, времени, транспорта и рабочих рук не хватило, и вывезти их удалось совсем немного. Летом 1941-го казалась невозможной сама мысль о том, что пригороды города на Неве будут захвачены гитлеровцами, а поэтому дворцы Петергофа готовили к защите от бомбёжек и артобстрелов: заклеивали окна, засыпали песком полы из драгоценного паркета, заклеивали тканью и бумагой стенные панно, чтобы их не повредило осколками и т.п.

«Петергофский дворец разрушен так, что никакими человеческими силами уже не воскресить его», – писала через неделю после освобождения пригорода Вера Инбер. Говорили о том, что на его месте надо построить «дома отдыха для трудящихся», поскольку нет возможности восстановить прежние дворцы. Как сообщала прежний гендиректор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая, ссылаясь на архивные документы, решение о восстановлении принял лично Сталин. Поиски же пропавших из петергофских музеев предметов ведутся и сегодня. В 1992 году, допустим, из Берлина вернулась картина «Кайзер Вильгельм I перед Парижем» из Кабинета Александра II Фермерского дворца. В Прибалтике было заявлено, но затем пропало из вида полотно Ф. Крюгера – портрет великого князя Константина Николаевича из Кабинета Николая I в Коттедже. В Белую столовую Большого дворца, где стоит сервиз Екатерины II работы Д. Веджвуда, удалось возвратить найденные в той же Прибалтике предметы из сервиза императрицы, а в Марли из Берлина вернулась картина «Птичий двор» художника А. ван Олина, когда-то приобретённая по заказу Петра I специально для Петергофа.

Есть у «русского Версаля» и свои тайны. Как, например, наполовину погружённая в землю огромная каменная голова, на территории бывшей усадьбы герцогов Лейхтенбергских на склоне оврага, вблизи усадебного дома. Размеры скульптуры, высеченной из гигантского валуна, – 2х2, 2х1,8 м. Над землёй видна только верхняя часть лица. Глаза головы широко раскрыты, а левая нижняя часть лица скульптуры только намечена мастером. До сих пор гадают, кто её сделал и зачем. По одной из версий, голова является частью памятника шведскому монарху, которую из-за её тяжести не смогли дотянуть до Финского залива, где статую ожидало судно, идущее в Швецию. По другой – скульптуру якобы создал местный каменотёс в благодарность Петру I, согласившемуся крестить его малыша. А некоторые историки полагают, что голова появилась во времена правления Павла I. Большинство исследователей сходятся в том, что статуя вытесана из валуна, вероятно, в конце XVIII – начале XIX века неизвестным скульптором. Она оформляет родник, стекающий в ручей.

На территории парка существует и ряд других, менее крупных обработанных валунов. Есть три небольшие каменные скамьи, тоже вырубленные в валунах. На побережье Финского залива, неподалёку от разрушенного кирпичного здания водоподъёмной машины, авторство которого приписывается Андрею Штакеншнейдеру, находится большой камень с вырубленными в нём ступенями и четырьмя отверстиями, сделанными, очевидно, для крепления скамьи. Версии назначения этого валуна разные – от трибуны летнего театра до лодочной пристани. Возможно также, что этот камень служил своеобразной обзорной площадкой.

Упоминание каменной головы имеется в дневнике Льюиса Кэрролла, который побывал в 1867 году в России, в том числе провёл день в Петергофе:

«В каждом уголке в конце дорожки или аллеи, который можно бы украсить скульптурой, мы неизменно находили бронзовые или беломраморные статуи; последние установлены в круглых нишах с синими задниками, прекрасно выделяясь на этом фоне. Здесь мы любовались гладкой пеленой водопада, ниспадающего с широких каменных ступеней; тут – длинной аллеей, сбегающей под сводом вьющихся растений вниз по лестницам и склонам; там – огромным камнем, обтёсанным в форме гигантской головы с лицом и глазами, загадочными, как у кроткого сфинкса, так что казалось, будто какой-то титан пытается освободиться из-под бремени лёгшей на его плечи земли».

Между прочим, Петергоф знаменит не только своими дворцами и парком с фонтанами. На Санкт-Петербургском проспекте там работает одна из старейших фабрик России – в 1721 году по указу Петра I была основана Петергофская гранильная фабрика, которая изначально специализировалась на резке и шлифовании камней, а затем занялась гранением драгоценных камней вплоть до бриллиантов для Большой императорской короны. К 1830 году она заняла ведущее место среди создателей предметов роскоши в Европе. Петергофские мастера изготавливали декор для Исаакиевского и Казанского соборов, храма Воскресения Христова, Морского собора в Кронштадте, фонтанов Петергофа. В советское время фабрика поставила облицовочные плиты для Мавзолея Ленина, участвовала в создании звёзд Московского Кремля. В апреле 1945-го по указу Сталина был создан часовой бренд «Победа», а с 1961 года – Петродворцовый часовой завод, который стал выпускать наручные часы «Ракета» в честь полёта Юрия Гагарина...

***

Побывать в Санкт-Петербурге и не увидеть прекрасный Петергоф – такое даже сложно представить. Ведь это одна из главных и самых красивейших достопримечательностей великого города на Неве. Созданный более 300 лет назад Петергоф и в наши дни не перестает удивлять и восхищать, являясь самым посещаемым музеем в России. В прошлом году там побывало около пяти миллионов человек. И самое огромное желание практически всех туристов – увидеть роскошные фонтаны, которые находятся в Нижнем парке знаменитого музея-заповедника. А вы уже там побывали?

На нашем сайте читайте также:

По инф. lgz.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
  • Его судьба – театр
    15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
  • В коричневых тонах. 14 признаков фашизма по Умберто Эко
    Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
  • Дед Осип. (Рассказ)
    Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
  • Чародей военных песен Арсений Долматовский
    5 мая исполнится 110 лет со дня рождения Евгения Долматовского.
  • Узник фашистских концлагерей Виктор Иванович Гуров: «Мне до сих пор помнится запах лагерной хлорки»
    В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
  • Виктор Евстратенков: «Самое страшное на войне, когда страдают и гибнут дети»
    Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков. Один из них – Виктор Иванович Евстратенков.
  • Май, труд, профсоюзы
    Завтра мы отметим один их самых любимых праздников – День весны и труда. Когда-то он назывался Днем международной солидарности трудящихся, но вместе с уходом от власти КПСС солидарность куда-то исчезла…
  • Вначале – Манька-Облигация
    К юбилею народной артистки России Ларисы Удовиченко.
  • Читая Жукова и Манштейна. Война воспоминаний как зеркало эпохи
    Мемуары участников событий – исторический источник, что называется, из первых рук. Впрочем, оборот «что называется» не случаен.
  • Тарифы «от Рыжика»
    Дональд Трамп, мировая экономика и жизнь в России.
  • «Самая страшная картина детства – казнь партизан»
    Узник фашистских концлагерей Плотников Алексей Семенович.
  • Вратарь всех времен: памяти Валерия Колчанова
    13 апреля 2025 года на 80-м году скончался легендарный иркутский футбольный голкипер Валерий Григорьевич Колчанов.
  • Переправа
    Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.
  • «Главное – работа, за которую не стыдно»
    Ветеран из Иркутска Николай Иванович Галкин – командир экипажа легендарного Т-34.