28 октября 1955 года для празднования юбилея обороны Севастополя в бухту города вошел советский военный линкор «Новороссийск». 29 октября в 1 час 31 минуту под носом корабля произошел взрыв, который через 30 секунд повторился. Трагедия унесла жизни 609 моряков и офицеров экипажа «Новороссийска» и матросов с других кораблей, посланных для борьбы с затоплением и пожарами. Точная причина гибели судна не ясна. Существует несколько версий от подрыва на немецкой мине до теракта западных спецслужб.
Гордость итальянского флота и советский корабль
До того как войти в советский флот и стать «Новороссийском», корабль был гордостью итальянских ВМС и назывался «Юлий Цезарь». После окончания войны Италии, как союзнице Германии, полагалось выплатить странам победителям репарации. В уплату части долга вместо новейших линкоров, на которые претендовал СССР, Москва получила «Юлия Цезаря». В феврале 1949 году корабль прибыл в Севастополь, где был переименован в «Новороссийск». До своей гибели судно постоянно модернизировалось и было превращено в одну из наиболее сильных боевых единиц Черноморского флота СССР.
Момент гибели
Первый взрыв, мощность которого измеряется в 1200 кг тротила, образовал в корпусе судна пробоину в 150 м2 и сразу убил до 170 членов экипажа, которые спали в носовом кубрике. Матросы более 2 часов спасали свой корабль. Когда носовая часть корабля села на дно, буксировать его стало бессмысленно и командование решило спасать экипаж.
Из-за стремительного затопления многие матросы оказались заблокированы в отсеках. После опрокидывания судна удалось спасти только 9 человек, которых вытянули через прорезанные в корме отверстия. Водолазы слышали, как запертые внутри корабля матросы пели «Варяга» и подавали сигналы, стуча по металлу, однако к 1 ноября звуки прекратились. Весной 1957 года «Новороссийск» подняли со дна, но расследование обстоятельств его гибели начались сразу после трагедии.
Немецкая мина
Изначально следствие разрабатывало вариант самовзрыва артиллерийского боезапаса, но после работы комиссии эту версию отбросили. Командир отряда водолазов Кравцов в отчете писал, что «Концы обшивки пробоины загнуты вовнутрь. По характеру пробоины, заусенцам от обшивки, взрыв был с внешней стороны корабля». Слова офицера подтвердила и техническая экспертиза.
Комиссия пришла к выводу, что «Новороссийск» утонул по причине контакта с немецкими минами времен Второй мировой войны. Версию подтверждает и независимое расследование профессора Николая Муру. После гибели линкора на дне севастопольской бухты обнаружили 17 похожих мин, которые находились в радиусе всего 100 м от места трагедии.
Спланированная атака
Комиссия не отбрасывала вероятность диверсии. Ее косвенно подтверждает экспериментальный взрыв, проводимый следствием, который показал, что реальные разрывы были в два раза мощней мин. Также следственная группа не учитывала свидетельства непосредственных участников трагедии. Офицер Саламатин, руководивший аварийной партией крейсера «Керчь», вспоминал: «Я обратил внимание, что там, где был взрыв, как будто боровком проделали отверстие. Видимо, был взрыв направленного действия. Очень сильный. Борта около носа совершенно целые».
Часть исследователей говорит о наличие возле якорной стоянки судна двух воронок от взрыва. Однако эти данные не имеют документального подтверждения. Также сторонников версии диверсии смущает наличие двух взрывов с интервалом в 30 секунд. Для случайной детонации или срабатывания неконтактного взрывателя немецкой мины он слишком велик. Скорей всего, временной интервал разрывов был заранее спланирован.
Одной из популярных версий является та, по которой «Новороссийск» затопили легендарные итальянские подводные диверсанты. Командовал отрядом князь Валерио Боргезе по прозвищу «Черный принц», который был женат на русской дворянке и считался убежденным фашистом, не отказавшимся от своей позиции даже после поражения Италии в войне. Боргезе не смог смириться с тем, что гордость итальянского флота линкор «Юлий Цезарь» служит врагу. Поэтому он и его соратники, среди которых были первоклассные аквалангисты, а также пилоты малых подлодок и управляемых торпед провели операцию по уничтожению корабля.
По другой версии, атаку осуществляли британские спецслужбы. Сомнение вызывает наличие у частных лиц или иностранных диверсантов достаточного количества ресурсов и времени, необходимого для такой сложной и масштабной задачи. Также до конца не понятны мотивы атакующих, ведь в случае провала диверсии она могла привести к Третьей мировой войне.
Взорвали свои?
Кандидат технических наук Олег Сергеев выдвинул версию, что потопили корабль по приказу КГБ. Согласно его расследованию, корабль подорван двумя зарядами, заложенными на дне бухты прямо под артпогребами. Первый взрыв не принес серьезных разрушений кораблю, но в его результате образовался газовый пузырь, который сконцентрировал энергию взрыва второго заряда, придав ему кумулятивный эффект. Мотивами действий спецслужб стала борьба с командующими ВМФ, которые «выбивали» огромные деньги на финансирование флота.
Трагедия в Севастополе стала поводом к разгромному пленуму ЦК КПСС в октябре 1957 года. На нем Хрущев заявил, что партия не будет тратить 100 млрд рублей на строительство устаревших эсминцев, которые следует заменить ядерными подводными лодками. После гибели «Новороссийска» произошло сокращение военно-морского флота, а устаревшие корабли, на реконструкцию которых тратились огромные деньги, распилили на лом.
История оставляет нам много загадок, не разгаданных и по сей день. Например, такие:
Константин Демидов – автор двух поэтических сборников: «Признание» (2003), «Есть у сердца Родина» (2021). Его стихи публиковались в сборниках поселка Большой Луг, Шелехова и Москвы.
С этим нашим автором – Виктором Калинкиным наш читатель уже знаком (его рассказ «Сирота» был опубликован в апрельском номере «Перевала»). Виктор Николаевич родился в 1950 году в Забайкалье, окончил отделение журналистики ИГУ в 1978 году, работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002 год был собственным корреспондентом центральной газеты «Лесная промышленность» по Иркутской области. Виктор Николаевич – автор документальных книг «Гигант на Ангаре», «Помним Братск», многих очерков, опубликованных в журналах и коллективных сборниках. Его рассказы печатались в газетах и в литературно-художественных изданиях, в том числе и в альманахе «Сибирь» в 80-е годы. Позже в разные годы выходят сборники его рассказов: «Колокола», «Случайный прохожий» и сборник стихов «Возвращение в деревню». Сегодня мы познакомим вас с новым его рассказом «Юркина любовь».
От редакции: В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся в иных местах более чем на 100 метров, и Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом, который поглотил бесчисленное количество мелких и крупных деревень.
На прошлой неделе исполнилось 50 лет народному артисту России, почетному гражданину Иркутской области и города Иркутска Денису Мацуеву. За свою карьеру знаменитый пианист успел покорить главные концертные залы мира, стать лауреатом множества престижных премий и наград, а также оказаться в центре политических скандалов, стоивших ему карьеры на Западе.
В истории нашего Отечества так много поводов для споров, что невольно задумываешься: это у нас история такая запутанная или мы сами, толкующие ее всяк по-своему, так ее запутали?
15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета.
В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.