ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...
2024-04-04-09-35-17
Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
2024-04-04-09-33-17
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в...

Французская газета рассматривает советский взгляд на холокост

Изменить размер шрифта

Последние годы историки активно занимаются сбором фотографий и видеоматериалов из нацистских лагерей. На основе найденного организуются крупные выставки. Эта тщательная и кропотливая работа (специалисты пытаются разобраться, кто, где и когда делал фотографии и вел съемку) является важным ответом на некоторые документальные фильмы, которые своим эстетическим и нерациональным использованием архивов предают стоящую перед ними задачу по объективному освещению событий и вносят путаницу в их понимание.

По случаю 70-й годовщины освобождения узников лагерей у нас открывается новая выставка. Она носит название «Военные съемки: советский народ перед лицом холокоста (1941-1946)» и будет проходить в Мемориале холокоста с 9 января по 27 сентября 2015 года. На ней можно познакомиться с неизвестными по большей части фотографиями и видео, которые удалось найти лишь с помощью долгой и кропотливой работы десяти французских специалистов в архивных фондах России, Украины и Польши.

Редкие документы

Что немаловажно, на выставке представлены исключительно редкие документы. В отличие от новостных репортажей и документальных фильмов, которые сняли английские и американские журналисты во время освобождения концентрационных лагерей на Западе, материалы советских операторов долгое время были недосягаемыми для специалистов и широкой аудитории. Тому существует две причины. Во-первых, это холодная война, которая скрыла отснятые материалы за железным занавесом. Во-вторых, были подозрения насчет того, что эти архивные данные могли быть инструментом пропаганды: их нередко обвиняли в искажении фактов (упор на роли Красной армии в освобождении Освенцима) или даже открытой фальсификации (устроенный НКВД расстрел тысяч польских офицеров под Катынью назвали делом рук нацистов в фильме 1944 года).

Как бы то ни было, с этим совершенно не согласна одна из организаторов выставки Валери Познер, историк, сотрудник Национального центра научных исследований и специалист по истории советского и российского кино: «Нам захотелось подчеркнуть значимость этих забытых кадров, поставить их в нужный контекст, показать их сложность. Нужно было отойти от окружавших их застарелых стереотипов. Советский Союз упрекают в постановочных планах в Освенциме, но забывают сказать, что они так и не были смонтированы. Как забывают сказать и о том, что американцы тоже занимались реконструкцией, хотя бы в том же Маутхаузене. Поэтому нельзя с ходу отрицать достоверность всех документов, опираясь лишь на один фильм о Катыни. Правда в том, что все эти кадры формируют неоспоримое и не имеющее себе равных отражение того, чем был холокост на Востоке».

По географическим и стратегическим причинам именно советские войска первыми, если не сказать единственными, обнаружили объекты и различные следы уничтожения евреев, которое главным образом шло на востоке. С 1942 года Красная армия перешла в наступление и по мере своего продвижения выявила масштабы зверств нацистов. Это она увидела убийства борцов сопротивления и мирного населения. И результаты расстрела полутора миллиона евреев. Это она освободила лагеря смерти Майданек и Освенцим (большая часть других, вроде Треблинки и Собибора была закрыта после 1943 года).

При виде масштабов этих преступлений, которые, кстати, были направлены не только против евреев, советское руководство сформировало в 1942 году чрезвычайную следственную комиссию. Ей было поручено фиксировать произошедшее всеми возможными средствами: собирать свидетельские показания, вести съемку, составлять протоколы. На выставке эти материалы представлены на относительно небольшом пространстве, однако они подобраны самым тщательным образом.

Там подробно разбираются несколько часов по большей части немых кинолент, которые разбиты отрезками по несколько минут. И предлагаются ответы на множество вопросов. Откуда взялись эти кадры? Из особого материала: компиляции снятых на фронте материалов, которые собраны вместе по критериям места и времени. Подобный монтаж становится чем-то вроде базы данных для видеозаписей, будь то новостные сюжеты или документальные материалы (эти малоизвестные фильмы показывают параллельно с выставкой). В таком виде материал перечеркивает ряд оригинальных точек зрения, но зато формирует некий информационный массив, позволяющий оценить повествовательные и политические решения советских монтажеров.

Но кто же вел эти съемки? Военные операторы с камерами Eyemo во главе со знаменитым Романом Карменом. Их работу держало под пристальным надзором политическое руководство Красной армии. В связи с обнаружением творившихся нацистами зверств перед ними стояли две основные задачи: общая мобилизация населения в работе на военную победу и призыв к отмщению, запись доказательств для будущего судебного процесса. Что показывают нам эти кадры? Масштабы и жестокость преступлений, которые удалось установить с помощью следов (могилы, останки, трупы, лагеря), рассказов очевидцев и выживших. Неприкрытый ужас нацистских проектов в его чистейшем виде на территории Восточной Европы.

Но разве мы уже не видели все эти ужасы в американских и английских материалах, которые оставили глубокий след в коллективном сознании? Да, но не так, как здесь. Здесь они все еще удивляют, потому что сняты вблизи, во всех подробностях, словно операторы находились в состоянии шока от силы и масштабов увиденного.

Ужасные кадры пустых рвов, гор трупов, коптящих костров, измельченных и исторгнутых на землю человеческих останков, содранной кожи, полуразложившихся тел, застывшей маски страдания. Невообразимо тяжелые кадры, которые с трудом можно описать, не говоря уже о том, чтобы рекомендовать их к просмотру. Но нужно все же заставить себя, попытаться увидеть адскую бойню Освенцима, разделанные как на скотобойне детские тела, бесчеловечные опыты нацистских врачей. Но такое осознание ужаса — еще не все.

Одной из самых поучительных сторон визита становится перечеркивание реалий геноцида. В этом вопросе перед нами в полный рост встает сравнение между компиляциями архивных материалов и снятыми фильмами.

Январь 1942 года: советские войска берут Керчь в Крыму. Там были убиты 14 000 человек, в том числе множество евреев. Операторы засняли найденные в братской могиле в Богерово трупы. Однако прекрасно видные в архивных материалах повязки со звездой Давида исчезли в выпусках новостей.

Январь 1945 года: советские операторы сняли оставшиеся от погибших евреев груды вещей и одежды. Шали, башмаки, чемоданы, зубные щетки... Елизавета Свилова смонтировала на основе этих материалов фильм, но шали из него бесследно пропали. Таких примеров можно было бы привести еще множество, но Валери Познер пытается сгладить картину: «Советская политика по отношению к признанию холокоста не так однозначна, как кажется. В некоторых случаях еврейских жертв открыто показывали, хотя по мере развития событий в войне это и встречалось все реже».

В стране, которая потеряла в общей сложности 27 миллионов человек, 3 миллиона погибших евреев до самого распада СССР назвались лишь «мирными советскими гражданами», жертвами нацистского варварства. А холокост так и оставался чем-то несуществующим, потому что даже наблюдавшие его воочию освободители по большей части молчали.

Перевод: inosmi.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».