НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2025-03-17-09-59-20
22 марта исполняется 110 лет со дня рождения народного артиста СССР Георгия Жжёнова.
2025-03-19-09-03-46
Это было не сегодня, а сегодня рассказано, то есть вошло в этот солнечный день, как явь. Могло случиться вчера, а не более пятидесяти лет назад, как на самом деле. Есть большая разница: одно – когда о чем-то рассказывает очевидец, другое – когда рассказывают о том времени, когда его очевидцев ни одного...
2025-03-19-12-17-27
21 марта исполняется 200 лет со дня рождения Александра Федоровича Можайского.
-2
Дома Лариса встретила своего мужа с расстроенным выражением лица.
2025-03-25-04-45-24
Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых...

Французская газета рассматривает советский взгляд на холокост

26 Января 2015 г.

Последние годы историки активно занимаются сбором фотографий и видеоматериалов из нацистских лагерей. На основе найденного организуются крупные выставки. Эта тщательная и кропотливая работа (специалисты пытаются разобраться, кто, где и когда делал фотографии и вел съемку) является важным ответом на некоторые документальные фильмы, которые своим эстетическим и нерациональным использованием архивов предают стоящую перед ними задачу по объективному освещению событий и вносят путаницу в их понимание.

По случаю 70-й годовщины освобождения узников лагерей у нас открывается новая выставка. Она носит название «Военные съемки: советский народ перед лицом холокоста (1941-1946)» и будет проходить в Мемориале холокоста с 9 января по 27 сентября 2015 года. На ней можно познакомиться с неизвестными по большей части фотографиями и видео, которые удалось найти лишь с помощью долгой и кропотливой работы десяти французских специалистов в архивных фондах России, Украины и Польши.

Редкие документы

Что немаловажно, на выставке представлены исключительно редкие документы. В отличие от новостных репортажей и документальных фильмов, которые сняли английские и американские журналисты во время освобождения концентрационных лагерей на Западе, материалы советских операторов долгое время были недосягаемыми для специалистов и широкой аудитории. Тому существует две причины. Во-первых, это холодная война, которая скрыла отснятые материалы за железным занавесом. Во-вторых, были подозрения насчет того, что эти архивные данные могли быть инструментом пропаганды: их нередко обвиняли в искажении фактов (упор на роли Красной армии в освобождении Освенцима) или даже открытой фальсификации (устроенный НКВД расстрел тысяч польских офицеров под Катынью назвали делом рук нацистов в фильме 1944 года).

Как бы то ни было, с этим совершенно не согласна одна из организаторов выставки Валери Познер, историк, сотрудник Национального центра научных исследований и специалист по истории советского и российского кино: «Нам захотелось подчеркнуть значимость этих забытых кадров, поставить их в нужный контекст, показать их сложность. Нужно было отойти от окружавших их застарелых стереотипов. Советский Союз упрекают в постановочных планах в Освенциме, но забывают сказать, что они так и не были смонтированы. Как забывают сказать и о том, что американцы тоже занимались реконструкцией, хотя бы в том же Маутхаузене. Поэтому нельзя с ходу отрицать достоверность всех документов, опираясь лишь на один фильм о Катыни. Правда в том, что все эти кадры формируют неоспоримое и не имеющее себе равных отражение того, чем был холокост на Востоке».

По географическим и стратегическим причинам именно советские войска первыми, если не сказать единственными, обнаружили объекты и различные следы уничтожения евреев, которое главным образом шло на востоке. С 1942 года Красная армия перешла в наступление и по мере своего продвижения выявила масштабы зверств нацистов. Это она увидела убийства борцов сопротивления и мирного населения. И результаты расстрела полутора миллиона евреев. Это она освободила лагеря смерти Майданек и Освенцим (большая часть других, вроде Треблинки и Собибора была закрыта после 1943 года).

При виде масштабов этих преступлений, которые, кстати, были направлены не только против евреев, советское руководство сформировало в 1942 году чрезвычайную следственную комиссию. Ей было поручено фиксировать произошедшее всеми возможными средствами: собирать свидетельские показания, вести съемку, составлять протоколы. На выставке эти материалы представлены на относительно небольшом пространстве, однако они подобраны самым тщательным образом.

Там подробно разбираются несколько часов по большей части немых кинолент, которые разбиты отрезками по несколько минут. И предлагаются ответы на множество вопросов. Откуда взялись эти кадры? Из особого материала: компиляции снятых на фронте материалов, которые собраны вместе по критериям места и времени. Подобный монтаж становится чем-то вроде базы данных для видеозаписей, будь то новостные сюжеты или документальные материалы (эти малоизвестные фильмы показывают параллельно с выставкой). В таком виде материал перечеркивает ряд оригинальных точек зрения, но зато формирует некий информационный массив, позволяющий оценить повествовательные и политические решения советских монтажеров.

Но кто же вел эти съемки? Военные операторы с камерами Eyemo во главе со знаменитым Романом Карменом. Их работу держало под пристальным надзором политическое руководство Красной армии. В связи с обнаружением творившихся нацистами зверств перед ними стояли две основные задачи: общая мобилизация населения в работе на военную победу и призыв к отмщению, запись доказательств для будущего судебного процесса. Что показывают нам эти кадры? Масштабы и жестокость преступлений, которые удалось установить с помощью следов (могилы, останки, трупы, лагеря), рассказов очевидцев и выживших. Неприкрытый ужас нацистских проектов в его чистейшем виде на территории Восточной Европы.

Но разве мы уже не видели все эти ужасы в американских и английских материалах, которые оставили глубокий след в коллективном сознании? Да, но не так, как здесь. Здесь они все еще удивляют, потому что сняты вблизи, во всех подробностях, словно операторы находились в состоянии шока от силы и масштабов увиденного.

Ужасные кадры пустых рвов, гор трупов, коптящих костров, измельченных и исторгнутых на землю человеческих останков, содранной кожи, полуразложившихся тел, застывшей маски страдания. Невообразимо тяжелые кадры, которые с трудом можно описать, не говоря уже о том, чтобы рекомендовать их к просмотру. Но нужно все же заставить себя, попытаться увидеть адскую бойню Освенцима, разделанные как на скотобойне детские тела, бесчеловечные опыты нацистских врачей. Но такое осознание ужаса — еще не все.

Одной из самых поучительных сторон визита становится перечеркивание реалий геноцида. В этом вопросе перед нами в полный рост встает сравнение между компиляциями архивных материалов и снятыми фильмами.

Январь 1942 года: советские войска берут Керчь в Крыму. Там были убиты 14 000 человек, в том числе множество евреев. Операторы засняли найденные в братской могиле в Богерово трупы. Однако прекрасно видные в архивных материалах повязки со звездой Давида исчезли в выпусках новостей.

Январь 1945 года: советские операторы сняли оставшиеся от погибших евреев груды вещей и одежды. Шали, башмаки, чемоданы, зубные щетки... Елизавета Свилова смонтировала на основе этих материалов фильм, но шали из него бесследно пропали. Таких примеров можно было бы привести еще множество, но Валери Познер пытается сгладить картину: «Советская политика по отношению к признанию холокоста не так однозначна, как кажется. В некоторых случаях еврейских жертв открыто показывали, хотя по мере развития событий в войне это и встречалось все реже».

В стране, которая потеряла в общей сложности 27 миллионов человек, 3 миллиона погибших евреев до самого распада СССР назвались лишь «мирными советскими гражданами», жертвами нацистского варварства. А холокост так и оставался чем-то несуществующим, потому что даже наблюдавшие его воочию освободители по большей части молчали.

Перевод: inosmi.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Вселенная звука: непревзойденный Бах
    Исполнилось 340 лет со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха.
  • «Желаю всем мира и благополучия»
    Продолжаем рассказы жителей Иркутска, в детстве – узников фашистских концлагерей. Эти немолодые уже люди пронесли через всю жизнь тяжелые воспоминания об испытаниях, выпавших на их неокрепшие детские души, но не сломившие их дух.
  • Крушение. Рассказ (ч.5)
    Придя в квартиру, он быстро заварил крепкий чай, сел у окна и, отхлебывая маленькими глоточками, еще раз пропускал через себя слова, сказанные Любовью Васильевной:
  • Известное о Неизвестном
    Исполнилось 100 лет со дня рождения знаменитого скульптора, ветерана Великой Отечественной войны.
  • И стали они жить вместе…
    Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков.
  • Легенда советского джаза Леонид Утесов
    Исполнилось 130 лет со дня рождения Леонида Утёсова. Он не считал себя певцом, говорил, что голоса как не было, так и нет, но в то же время добавлял, что поет сердцем.
  • «Мама отдала свою жизнь, чтобы спасти наши»
    Иркутский городской совет ветеранов и газета «Мои года» начинают печатать воспоминания людей, в детстве узников фашистских концлагерей. Сейчас они живут в Иркутске.
  • Крушение. Рассказ (ч.4)
    Все вспоминалось без внутреннего трепета, а как о чем-то постороннем. Потом вспомнил, как ездил на похороны матери.
  • 98-летний ветеран трех войн Алтай Дадуев: «День Победы отмечаем всей семьей»
    На оргкомитете администрации Иркутска под руководством мэра Руслана Болотова по подготовке к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне еще в феврале было принято решение о проведении в городе ряда мероприятий.
  • «Мы недооценили противника»
    Когда руководству вермахта стало ясно, что блицкриг провалился.
  • Крушение. Рассказ (ч.3)
    – Летать стали на «боингах», свои авиазаводы еле-еле существовали, и только потому, что армия не могла остаться без истребителей, бомбардировщиков. А профсоюз не помог и не вступился, он завял, о нем у нас даже никто не вспоминает. Вы-то лучше меня это знаете, – она понимающе взглянула на Свистунова. – Муж с завода не стал уходить, иногда по вечерам и даже в праздники занимался извозом на машине, как говорят у них, таксовал. Слава богу, гараж рядом с домом… удобно. Я ужасно переживала, потому что он чаще всего выезжал вечером, сейчас такой беспредел, бандит на бандите… Выживали кое-как, а потом неожиданно поступил заказ, и работа появилась, не в таком объеме, как раньше, но жить стало получше.
  • Возвращение к Можайскому (ч.2)
    Подведу итоги сказанного ранее.
  • Вначале была война: к 100-летию Иннокентия Смоктуновского
    Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых детей.
  • Крушение. Рассказ (часть 2)
    Дома Лариса встретила своего мужа с расстроенным выражением лица.
  • Возвращение к Можайскому (ч.1)
    21 марта исполняется 200 лет со дня рождения Александра Федоровича Можайского.
  • День весеннего равноденствия. Рассказ
    Это было не сегодня, а сегодня рассказано, то есть вошло в этот солнечный день, как явь. Могло случиться вчера, а не более пятидесяти лет назад, как на самом деле. Есть большая разница: одно – когда о чем-то рассказывает очевидец, другое – когда рассказывают о том времени, когда его очевидцев ни одного не осталось. В первом случае давнее полно неостывшего трепета, и слова, о нем сообщающие, наполнены воздухом и дыханием.
  • До и после Колымы: дороги судьбы Георгия Жжёнова
    22 марта исполняется 110 лет со дня рождения народного артиста СССР Георгия Жжёнова.
  • Можем повторить?
    Тема Второй мировой и Великой Отечественной войн, казалось бы, по своему масштабу несовместима с конъюнктурщиной и суетливостью.
  • Достойны, но не удостоены. Герои-фронтовики без звезды Героя
    Еще в апреле 2020 года дума Иркутска обратилась к руководству страны с инициативой о присвоении посмертно звания Героя Российской Федерации уроженцу Прибайкалья, летчику Николаю Ковалеву за подвиги, совершенные в период Великой Отечественной войны.
  • Крушение. Рассказ (ч.1)
    Он пришел домой подавленным. Работы больше нет. Вставали простые жизненные вопросы: на что жить, есть, пить. Нависла пустота, в душе пропасть, казалось, что наступила непоправимая безвыходность.