Бессмертный дивизион |
20 Июля 2018 г. | |
В годы войны наш ВМФ потерял свыше сотни подводных лодок – от мин, глубинных и авиационных бомб, торпедного и артиллерийского оружия противника. Только на Балтике погибло и пропало без вести 46 лодок. В силу особенностей подводной войны многие из субмарин погибли безвестно: в какой-то момент с находящегося в море корабля переставали поступать радиограммы, все сроки его автономного плавания превышались – и подлодку заносили в списки погибших... Ни родственники, ни друзья исчезнувших моряков в течение долгих десятилетий так и не могли узнать, как, при каких обстоятельствах покинули этот мир их близкие. И вот несколько лет назад поисковики из Разведывательно-водолазной команды организовали экспедицию «Поклон кораблям Великой Победы», чтобы вернуть память о погибших моряках. Основатель Разведывательно-водолазной команды Константин Богданов (на фото) рассказал «Столетию», что замысел экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» возник у него с коллегами еще в 2005 году. «Мы с товарищами решили воспользоваться своими знаниями и навыками для того, чтобы отдать дань памяти павшим морякам. У нашего народа существует традиция навещать могилы воинов и жертв Великой Отечественной войны, чтить память тех, кто сражался на фронтах и в тылу. Однако места упокоения многих военных моряков посетить трудно – их могилами становились боевые корабли. На дне до сих пор лежат десятки таких безвестных могил. В рамках проекта “Поклон кораблям Великой Победы” мы стараемся отдать этим морякам положенные почести, а родственникам сообщить координаты этих братских могил». Константин Богданов С самого начала эту инициативу поддержал депутат Госдумы генерал армии Николай Ковалёв, который на протяжении многих лет является председателем координационного совета экспедиции. Экспедицию начинали на Черном море. Первым из кораблей, обследованных командой, оказался тральщик советского ВМФ «Червоний казак», затонувший в Цемесской бухте 26 марта 1943 года. Он был достаточно известен как объект для подводных экскурсий дайверов, но Богданов и его товарищи, подняв архивы, выяснили, что этот тральщик является, по сути, массовым воинским захоронением. Корабль принимал участие в обороне знаменитой «Малой земли». Он доставил подкрепление в район Мысхако, затем принял на борт раненых – свыше шестисот бойцов. Вскоре после отхода от пирса корабль подорвался в Цемесской бухте на магнитной мине и затонул на глубине около сорока пяти метров. Спасти удалось лишь сто двадцать пять человек... Потом Разведывательно-водолазная команда перенесла свою деятельность на Балтику. В Министерстве обороны им передали координаты затонувшей подлодки, случайно обнаруженной в рамках прокладки газопровода «Северный поток», и попросили ее идентифицировать.
«Мы работаем с научным сотрудником НИИ Военной академии Генерального штаба ВС РФ Мирославом Морозовым, также очень много времени в архивах проводит и наш коллега Михаил Иванов. Они кропотливо собирают все дошедшие до нас документы о том или ином пропавшем корабле, примерно прикидывают, на каком участке морского дна следует его искать. После того, как определены квадраты для поиска, мы туда выходим и включаем гидролокатор. С помощью локатора тщательно просматривается дно. А когда на экране появляются изображения, сходные с искомым объектом, люди отправляются под воду, чтобы провести уже непосредственное обследование», – говорит Константин Богданов. Примечательные публикации на темы отечественной (и не только) истории
...И много других публикаций на эту тему Весть дошла через семьдесят шесть летВсего в ходе экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» удалось отыскать уже тринадцать субмарин. Идею же создания виртуальных музеев погибших кораблей подсказал поисковикам не кто иной, как президент России Владимир Путин – и это одна из самых захватывающих историй в биографии Разведывательно-водолазной команды. «4 мая 2013 года мы занимались поиском советской подводной лодки Щ-320. Однако в тот день мы сделали совершенно другое открытие: наткнулись на легендарный парусный линейный корабль российского императорского флота "Лефорт", затонувший в Финском заливе 10 сентября 1857 года. Современников его гибель потрясла почти так же сильно, как катастрофа "Титаника" полувеком позже. "Лефорт" следовал из Ревеля в Кронштадт на зимовку. На борту, помимо экипажа, жен и детей моряков, находилось 843 человека. Линкор был опрокинут внезапным шквалом. Ни одного человека с него спасти не удалось», – рассказывает Богданов.
«Именно после этого у нас возникла идея и в дальнейшем применять современные мультимедийные технологии для создания виртуальных мемориалов. Мы производим детальнейшие внешние видеосъемки затонувших объектов. Потом на основании этих съемок создается подробное 3-D изображение затонувшего корабля, которое можно рассмотреть с разных ракурсов. Любой может посетить эти мемориалы на сайте poklonexpedition.ru и UWEX.org или на странице Разведывательно-водолазной команды в «Фейсбуке». Наша социальная задача – сделать героически погибшие подводные корабли доступными даже для тех, кто не умеет нырять», – поясняет Богданов. Одно из недавних пополнений «Бессмертного дивизиона» - подводная лодка Щ-317. 9 июня 1942 года капитан-лейтенант Николай Мохов вывел ее в боевой поход из Кронштадта. На борту «триста семнадцатой» находился и командир 4-го дивизиона ПЛ капитан 2 ранга Владимир Егоров. Была в ту пору такая традиция: командиров субмарин, выходивших в свой первый боевой поход, сопровождали вышестоящие офицеры, дабы подстраховать в случае необходимости. Семь суток спустя после отплытия Мохов и Егоров отрапортовали по радио об успешном выходе на боевую позицию – кстати, первыми из советских подводников в том году. Оказавшись на оперативном просторе, Мохов показал себя решительным и умелым командиром: в тот же самый день, 16 июня, Щ-317 открыла свой боевой счет в этом походе, потопив финский транспорт «Арго». Двумя днями позже был торпедирован датский транспорт «Орион», сумевший, однако, добраться до порта Висбю на острове Готланд. Днём 22 июня Щ-317 потопила у восточного побережья острова Эланд шведское судно «Ада Гортон», шедшее в Германию с грузом железной руды. Швеция, официально соблюдавшая нейтралитет, на самом деле активно помогала Третьему рейху стратегическим сырьём. Через три дня была произведена торпедная атака на неустановленное судно, а 1 июля Щ-317 безрезультатно атаковала шведский транспорт «Галеон», но была отогнана эсминцем «Эреншельд» (по иронии судьбы носившим имя шведского адмирала, разбитого Петром I при Гангуте). 4 июля Щ-317 безрезультатно атаковала шведский корабль «Фортуна», а спустя четыре дня потопила немецкий транспорт «Отто Кордс». 10 июля поступило последнее радиодонесение от Мохова: запас торпед полностью израсходован, корабль возвращается в Кронштадт. Больше вестей от субмарины не поступало, на базу лодка не вернулась. И вот, в мае 2018-го поступило волнующее сообщение:
По словам Богданова, обнаружение Щ-317 оказалось особенно сложной задачей, поскольку в своё время обсуждалось несколько вариантов её гибели: от мин, от глубинных бомб, сброшенных с вражеских самолетов, в результате атаки шведского эсминца «Стокгольм» или финских сторожевиков. Долгое время считалось, что субмарина затонула недалеко от острова Эланд, даже с уверенностью назывались координаты места, где она якобы покоится. Однако действительность оказалась трагичней: ведь «щука» почти уже вернулась домой. Почти... Работы хватит надолгоНедавно Разведывательно-водолазная команда сообщила об обнаружении подводной лодки Щ-405. «Щ-405, командир – капитан 3-го ранга Иван Грачев. Найдена 29 апреля у острова Сескар, Финский залив Балтийского моря. Подорвалась на мине, следуя в надводном положении из Кронштадта на остров Лавенсари. Носовая часть в момент взрыва оторвалась и затонула в двадцати трех метрах от корпуса лодки», – рассказал Константин Богданов. Первый раз на грани гибели «четыреста пятая» побывала в августе 41-го. Во время боевого похода из-за неверных действий командира корабль совершил аварийное погружение, причем была раздавлена средняя цистерна главного балласта, а трое членов экипажа погибли. Тогда морякам удалось оторвать субмарину от грунта и вернуться на базу. Однако неудачи продолжали преследовать невезучую Щ-405, и 13 июня 1942 года она все же затонула – когда шла к острову Лавенсари. Несколькими днями позже советские сторожевые катера обнаружили в воде неподалеку от остров Сескара тело командира Грачева и еще двух моряков. Ни один из тридцати девяти членов экипажа не спасся...
«Скажем, затонувшая в октябре 1942-го Щ-320 (командир лодки капитан 3-го ранга Иван Вишневский) – погибла, как и Щ-406, на минном заграждении «Зееигель» («Морской ёж»). Она зацепила тросы сразу двух мин. Пытаясь избавиться от одной из них, корабль неудачно сманеврировал и коснулся второй... Из кормовых аппаратов лежащей на грунте Щ-320 выдвинуты торпеды на две трети длины. Скорее всего, после подрыва лодки моряки из числа уцелевшей в кормовом отсеке части экипажа пытались вручную вытолкать торпеды, чтобы потом самим выбраться наружу через освободившиеся торпедные аппараты. Не получилось... На глубине шестидесяти пяти метров у острова Гогланд лежит пропавшая летом 42-го М-95 (капитан-лейтенант Леонид Федоров). Мы нашли ее в мае 2015-го и установили, что лодка погибла от подрыва на мине. Взрыв произошел в носовой части М-95, когда она находилась в подводном положении. После взрыва субмарина смогла пройти лишь еще несколько метров, после чего легла на грунт. Рубочный люк закрыт. Кормовой люк приоткрыт, но придавлен согнутым леером – скорее всего, члены экипажа, оставшиеся в кормовых отсеках, пытались выйти, но не смогли его открыть. Помешала эта самая леерная стойка, согнувшаяся либо во время бомбежки лодки вражескими кораблями ПЛО, либо при ее подрыве. Так весь экипаж на морском дне и остался», – рассказывает поисковик. После обнаружения погибших кораблей поисковики передают подробный отчет в Минобороны, где найденные объекты ставят на учёт и под охрану государства в статусе воинских кладбищ.
«Для этого мы приглашаем представителей ВМФ и священнослужителей Русской православной церкви – мы много лет дружим с Московской духовной академией в Троице-Сергиевой лавре, и они нам помогают. Бывший ректор этой академии архиепископ Верейский Евгений, который в этом году стал главой Эстонской православной церкви – человек очень живой, неравнодушный, он и сам несколько раз участвовал в наших мероприятиях. Присутствуют, конечно, и родственники. Священники служат панихиду, вспоминая каждого моряка поимённо. На воду опускается памятный венок и гвоздики по числу погибших, звучат залпы салюта», – рассказывает Константин Богданов. По его словам, на Балтике лежат ещё восемь необнаруженных советских субмарин – их поисками Разведывательно-водолазная команда займётся в ближайшее время. Еще интересные статьи о Великой Отечественной войне на портале «Мои года»:
Читайте на портале moi-goda.ru биографии выдающихся людей:
|
|