НА КАЛЕНДАРЕ

Афанасия Никитина вынуждали принять ислам? А он?

По инф. cyrillitsa.ru   
07 Октября 2020 г.

Частые мусульманские молитвы и призывание имени Аллаха в оригинальном тексте «Хождения за три моря» служат предметом нескончаемых споров о том, принял ли Афанасий Никитин ислам во время своего семилетнего странствия в Индию.

Афанасия Никитина вынуждали принять ислам? А он?

Как тверитянин оказался среди басурман

Тверской купец Афанасий, сын Никитин, в 1466 или 1468 году (раньше была общепризнанной первая дата, ныне — вторая) отправился вместе с ватагой купцов вниз по Волге в басурманские страны. Это было рискованное предприятие в те времена – путешествовать за тридевять земель с торговыми целями. Много опасностей подстерегало смелых негоциантов – прежде всего, от людей. Но в случае удачи оно сулило несметные выгоды.

Отсутствие самого понятия международного права вынуждало коммерсантов присоединяться к свите какого-нибудь посла. Никитин и его спутники ехали от Нижнего Новгорода вниз по Волге вместе с возвращавшимся на родину послом Ширвана (современный Азербайджан). Но даже и это не спасло купцов. Близ Астрахани вся компания была ограблена ордынцами. А около Дербента некоторых спутников Никитина захватили в плен кайтаги (дагестанское племя). Пленных удалось выручить с помощью шаха Ширвана, но возвращаться на родину нищим было невозможно. По-видимому, на Никитине лежал бы тогда неоплатный долг. Он двинулся наудачу дальше в басурманские земли.

Никитин явно не описал всего, что с ним произошло в пути. Не уточняет он имена всех спутников, с которыми проделал тот или иной участок пути. Не говорит он и обо всех знакомствах и сделках. А влиятельные знакомства, как будет видно дальше, у него были. Не вполне ясны мотивы его возвращения. Если все его коммерческие предприятия нашли отражение на страницах его дневника, то непонятно, на какие средства он вообще ездил, а возвращаться он вообще должен был в крайней нищете. И также неясно, чем закончился инцидент, когда, по его собственным словам, его вынуждали принять ислам.

Афанасия Никитина вынуждали принять ислам? А он?

«Оставь свою веру на Руси...»

В Индии в ту пору существовало множество государств. Основной массой населения большинства из них были индуисты, однако правящий класс в них состоял из мусульман. В одном из таких государств юга Индии, Джуннаре, местный правитель (которого Никитин называет ханом), стал вымогать у тверитянина согласие на переход в ислам.

По утверждению Никитина, хан конфисковал у него жеребца и грозился отнять казну, если Никитин не обратится в ислам. В случае принятия русским веры пророка хан обещал ему не только возвратить жеребца, но и дать награду в тысячу золотых. Практические мотивы хана в этом деле непонятны, если только исключить иррациональную ревность по вере, столь обычную в то время.

Далее Никитин говорит, что от перехода в ислам (очевидно, что Никитин предпочитал изменить православию, чем остаться совсем без средств к жизни в чужой стране) его спас некий Мухаммед из Хорасана. Кем он был, Афанасий не уточняет. Очевидно, это был какой-то знакомый ему, причём весьма влиятельный, мусульманский коммерсант или дипломат.

Любопытно резюме, которым Никитин завершает описание этой истории: «Братья русские христиане! Кто хочет идти в Индейскую землю, тот оставь веру свою на Руси, закричи: Магомет! – и ступай в Индостанскую землю».

Афанасия Никитина вынуждали принять ислам? А он?

Был ли Никитин двуличным обманщиком

Из этой тирады большинство российских историков делает вывод, что Никитин рекомендует соотечественникам лицемерно, по-видимому, исповедовать ислам, когда они путешествуют в мусульманские страны, дабы избежать неприятностей. Свидетельства Никитина о том, что он лишь внешне соблюдал мусульманские обычаи, например – постился в месяц рамадан, когда был в Индии и Персии, считают подтверждением его притворного, а не искреннего поведения. Возвращаясь, он выражает опасение, что его пост по мусульманскому обычаю наверняка будет поставлен ему на небесах в грех.

Филолог Борис Успенский считает, что во время всего путешествия Афанасий Никитин оставался верующим православным христианином, а постоянное его обращение к обрядовой практике ислама связано со спецификой путешествия. «Можно полагать, – пишет он в работе «Дуалистический характер русской средневековой культуры», – что Афанасий Никитин не призывает имя Христа во время своего путешествия потому, что он находится не на христианской земле... Поскольку Христос отвернулся от этой земли, неуместно призывать его имя тому, кто оказался, вследствие своих грехов, в таком грешном месте... Отклонение от православного поведения – а в каких-то случаях, по существу, даже и антиповедение – обусловлено именно принадлежностью Афанасия Никитина к православной культуре в её специфическом русском воплощении».

hojdeniye za tri morya 19

Кадр из фильма «Хождение за три моря»

Переживание за грех вероотступничества

Утверждение, что Афанасий Никитин во время всего путешествия и по возвращении на Русь (он умер под Смоленском, в Литовской Руси) остался православным, требует допущения о крайней двуличности, лицемерии и лукавстве отважного путешественника. Такое предположение способно нанести серьезный ущерб его сложившемуся положительному образу.

Не выдерживает данная гипотеза критики и потому, что исповедовать ислам лицемерно, чисто внешне, невозможно, так как обращение в эту религию требует совершения обряда обрезания (сунната). Отсутствие следов этого обряда могло случайно выявиться и выдать такого лицемера с головой, что закончилось бы для него весьма плачевно.

Успенскому кажется достаточным признаком неистинного мусульманства Никитина свидетельство, что он совершал намаз три раза в день вместо пяти. Но на самом деле пятикратный намаз обязателен только для суннитов, а шииты молятся три раза в день. Никитин мог принять ислам в форме шиизма. Шиизм, кстати, господствующая форма ислама в Персии.

Никитин завершил «Хождение за три моря» молитвой во имя Аллаха всемилостивого и милосердного и перечислением имён Аллаха. Находясь уже в христианской земле, да ещё записывая в свой интимный дневник, он вовсе не имел необходимости прибегать к показному исповеданию ислама.

Исходя из этих и многих других фактов путешествия, изложенных Никитиным, американская исследовательница Гейл Ленхофф обосновала версию, что Никитин всё-таки принял ислам, но позже описанного им инцидента в Джуннаре.

Весьма вероятно, что он собирался покаяться и снова обратиться в православие на родине, но из-за внезапно постигшей его смерти не успел исполнить это намерение. Возможно, что и в обратный путь он пустился ради того, чтобы заслужить прощение.

Таким образом, наиболее вероятным кажется, что Никитин обратился в ислам, выполнив все требуемые обряды, но в душе не стал вполне верующим мусульманином, тяготился грехом вероотступничества и в итоге предпочёл тяжкий путь на родину за прощением вместо жизни среди собратьев по новой вере. В этом случае жизнь тверского путешественника, наполненная такими духовными терзаниями, выглядит более трагичной, чем это обычно представляется.

История хранит много тайн и загадок и не все из них открывает людям. Может быть когда-нибудь поточнее и станет известно, что там всё-таки было с принятием ислама у купца Афанасия Никитина.

На нашем сайте читайте также:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Ночь с Вампиловым у печки
    Его день рождения – на днях (19 августа). И хотя цифра 88 выглядит внушительно, он для всех и навсегда остался молодым…
  • Маэстро женских грез
    5 августа исполнилось 175 лет со дня рождении Ги де Мопассана.
  • Неравный брак: на Урале 16-летняя вышла за богатого пожилого профессора от нужды
    В Каменске-Уральском произошёл необычный случай: 16-летняя девушка вышла замуж за 65-летнего профессора юридических наук из местной юридической академии, проживающего в Ноябрьске. Инициатором брака выступили мать и бабушка Александры, рассчитывавшие на финансовую поддержку и возможность получения жилья. Однако этот брак не принес счастья — спустя несколько лет Александра смогла развестись и встретить новую любовь, пишет  life.ru
  • 70 лет назад родился основатель «МММ» Сергей Мавроди
    Будущий основатель «МММ» появился на свет 11 августа 1955 года в Москве. Как заявлял сам Мавроди, в детстве у него была феноменальная память и он побеждал на олимпиадах по физике и математике. В МФТИ, как хотел, не поступил. Но был зачислен в МИЭМ на факультет прикладной математики.
  • «Я тебя никогда не забуду»
    Исполнилось 80 лет композитору Алексею Рыбникову
  • Память о войнах как источник новых войн?
    Могут ли привести к войне разногласия по поводу трактовки истории? Еще как могут, но дело тут не столько в большой любви операторов политических систем к истории, сколько в стремлении удержать власть.
  • Русский Шерлок Холмс
    Исполнилось 90 лет Василию Ливанову.
  • Девятнадцатый против двадцатого
    Российская компартия официально реабилитировала Сталина.
  • О холокосте и антисемитизме
    Еврейский вопрос в свете Великой Победы 1945 года.
  • Без царя в голове
    Василий Водовозов о знакомстве с молодым Лениным.
  • «По волне моей памяти…»
    20 июля исполнится 85 лет Давиду Тухманову.
  • Не повторяя путь отца
    Исполнилось 75 лет народному артисту России Константину Райкину.
  • Притяжение «Маленького принца»
    125 лет назад родился Антуан де Сент-Экзюпери.
  • Стихи из сборников «Признание», «Есть у сердца Родина»
    Константин Демидов – автор двух поэтических сборников: «Признание» (2003), «Есть у сердца Родина» (2021). Его стихи публиковались в сборниках поселка Большой Луг, Шелехова и Москвы.
  • Юркина любовь (Рассказ)
    С этим нашим автором – Виктором Калинкиным наш читатель уже знаком (его рассказ «Сирота» был опубликован в апрельском номере «Перевала»). Виктор Николаевич родился в 1950 году в Забайкалье, окончил отделение журналистики ИГУ в 1978 году, работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002 год был собственным корреспондентом центральной газеты «Лесная промышленность» по Иркутской области. Виктор Николаевич – автор документальных книг «Гигант на Ангаре», «Помним Братск», многих очерков, опубликованных в журналах и коллективных сборниках. Его рассказы печатались в газетах и в литературно-художественных изданиях, в том числе и в альманахе «Сибирь» в 80-е годы. Позже в разные годы выходят сборники его рассказов: «Колокола», «Случайный прохожий» и сборник стихов «Возвращение в деревню». Сегодня мы познакомим вас с новым его рассказом «Юркина любовь».
  • Дурит погода (Рассказ)
    От редакции: В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся в иных местах более чем на 100 метров, и Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом, который поглотил бесчисленное количество мелких и крупных деревень.
  • Симфония юбилея
    На прошлой неделе исполнилось 50 лет народному артисту России, почетному гражданину Иркутской области и города Иркутска Денису Мацуеву. За свою карьеру знаменитый пианист успел покорить главные концертные залы мира, стать лауреатом множества престижных премий и наград, а также оказаться в центре политических скандалов, стоивших ему карьеры на Западе.
  • «У немцев одна Германия»
    150 лет назад родился писатель-антифашист Томас Манн.
  • А была ли эскадра?
    В истории нашего Отечества так много поводов для споров, что невольно задумываешься: это у нас история такая запутанная или мы сами, толкующие ее всяк по-своему, так ее запутали?
  • Таким был Ножиков
    15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета.