ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

«Ах, мой милый Августин»: почему песня времен чумы популярна и в наши дни?

По инф. cyrillitsa.ru   
20 Марта 2021 г.
Изменить размер шрифта

Народная австрийская песня «Ах, мой милый Августин» появилась в 1678-1679 годах, когда в Вене свирепствовала эпидемия бубонной чумы. И стоило этой мелодии зазвучать с курантов Московского Кремля почти век спустя, как столицу нашей страны постигла та же участь – от страшной инфекции погибли тысячи людей. Так что же это было? Случайное совпадение или мистическая взаимосвязь? Напомним, что шлягер «Августин» исполняет в наши дни Валерий Леонтьев. Интересно, а певец знает, о чем он поет, что песня связана с эпидемией?

«Ах, мой милый Августин»: почму песня времен чумы популярна и в наши дни?

Австрийская народная мелодия

Рубрику «Люди и песни» историко-художественного журнала «Солнечный Ветер» ведет Валентин Антонов. Его статья «Старая-престарая сказка» была опубликована в июне 2006 года. Автор отметил, что среди австрийцев распространено интересное предание об авторе песни «Ах, мой милый Августин», которому выпало жить во второй половине XVII века, когда во многих городах Европы свирепствовала чума.

«Молва гласит, что Августин отличался большим жизнелюбием и довольно сильным пристрастием к спиртным напиткам. Вероятно, поэтому был он кем-то вроде барда – в современной интерпретации этого термина», – написал Валентин Антонов.

Если говорить проще, этот человек любил горланить разные песни, сочиняя их на ходу, будучи в состоянии алкогольного опьянения.

Сюжет произведения довольно прост: некий Августин лишился всего, что имел. У него больше нет ни денег, ни одежды, ни даже трости. Он лежит в грязи. И ощущает, что вся Вена тоже пропала: кругом лишь чума. И больше ничего не остается, только лечь в могилу вместе со всеми.

Однако самого Августина «черная смерть» не тронула. Считается, что автора-исполнителя погубило пристрастие к спиртным напиткам. Он умер в возрасте 35 лет от алкогольной интоксикации (упился до смерти). По крайней мере, в одной из церковных книг Вены содержится упоминание о покойном Августине Н. Запись датирована 11 марта 1685 года.

А в начале ХХ века жители австрийской столицы установили памятник известному барду на перекрестке улиц Нойштифтгассе и Келлерманнгассе. Работа принадлежит скульптору Иоганну Шерпу.

Алкоголь против чумы

Как гласит народное предание, Августин однажды вышел из питейного заведения в состоянии сильного опьянения. Он упал прямо на улице и, как водится, крепко заснул.

А во время эпидемии чумы 1678-1679 годов по улицам Вены ходили команды могильщиков, подбиравшие трупы людей, скончавшихся от болезни. Тела свозили на кладбище и сбрасывали в огромные ямы: совершать достойное погребение по всем правилам не получалось, слишком много было покойников. Могильщики ошибочно приняли пьяного Августина за очередного мертвеца.

Проснувшись, автор-исполнитель в ужасе обнаружил, что лежит в яме среди множества чумных трупов. Потрясенный Августин стал громко петь, чтобы доказать себе и возможным слушателям, что он еще жив. По легенде, тогда бард и сочинил свою знаменитую песню.

Удивительно, но даже после такого «черная смерть» обошла стороной этого человека. Тогда некоторые австрийцы предположили, что инфекция не поразила Августина, поскольку его организм был буквально пропитан алкоголем. Жители Вены решили следовать примеру автора-исполнителя, пытаясь спастись от чумы в многочисленных кабаках, предаваясь пьяному веселью.

Известный историк и писатель, Сергей Нечаев, в своей книге «Вена. История. Легенды. Предания» (Москва, 2010 год издания) указал, насколько чудовищной была эпидемия. Вся жизнь города превратилась в нескончаемую череду повозок с мертвецами.

«В 1678-1679 годах в Вене свирепствовала бубонная чума. В результате страшная болезнь погубила от 70 000 до 120 000 человек – почти треть городского населения», – написал Сергей Нечаев.

Впрочем, «черной смертью» во второй половине XVII века была охвачена вся Европа. Вспышки инфекции возникали в разных городах Германии, Голландии, Британии, Франции и ряда других стран.

Мелодия курантов

Специалист по истории российской столицы, Клара Маштакова, в книге «Легенды и были Кремля. Записки» (Москва, 2009 год издания) отметила, что самые первые часы на Спасской башне были установлены еще в XVI веке. Впоследствии, по заказу Петра I Алексеевича, из Амстердама были привезены новые часы, огромный механизм установил кузнец Никифор Яковлев с командой помощников. Московские куранты впервые пробили 9 октября 1706 года.

«После опустошительного пожара 1717 года часы остановились. Во времена Екатерины II их обнаружили в подвалах Кремлевского дворца, отреставрировали и пустили», – рассказала читателям своей книги Клара Маштакова.

В 1767 году в Москву прибыл немецкий инженер Фатц (его имя в достоверных исторических документах не сохранилось). Вместе с русским мастером-часовщиком Иваном Полянским иностранный специалист трудился над сложным механизмом в течение трех лет. Когда работа была окончена, в 1770 году в столице России зазвучала мелодия песни «Ах, мой милый Августин», которая была популярна в то время в Германии. А главное, это произведение нравилось немецкому инженеру Фатцу.

Впоследствии куранты Спасской башни играли несколько известных мелодий, отражавших ту или иную политическую эпоху. Так, в середине XIX века, после реконструкции, часовой механизм начал попеременно исполнять два произведения: гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» (композитор Дмитрий Бортнянский) и марш лейб-гвардии Преображенского полка (автор музыки неизвестен).

После Октябрьской революции репертуар курантов сменился на песню «Вы жертвою пали в борьбе роковой...» (композитор Александр Варламов) и знаменитый «Интернационал» (Пьер Дегейтер).

Могла ли народная песня про Августина навлекать эпидемии?

Эпидемия в Москве

Поразительно, но как только над столицей России раздалась мелодия народной австрийской песни, повествующей о чуме и могилах, в белокаменную пришла «черная смерть».

Автор книги «Популярная история медицины» (Москва, 2003 год издания), Елена Грицак, написала: «В царствование Екатерины II эпидемия чумы, которую тогда называли «моровая язва», уменьшила население Москвы более чем наполовину. Инфекция пришла в 1769 году с юго-запада, из захваченной русскими крепости Юра в Валахии, где имелись больные чумой. Через зараженные трофеи чума распространилась далее на север и в 1770 году дошла до Москвы. Летом 1771 года в городе ежедневно умирало от 600 до 1000 человек».

Эти драматические события вошли в историю под названием «Чумной бунт». Жители российской столицы, не имеющие представления о мерах борьбы с инфекцией, приняли в штыки все указы властей. Люди отказывались хоронить своих покойных родственников за пределами города в общих ямах, укрывали заболевших от докторов, продолжали совершать религиозные обряды, распространявшие заразу. Особенно этому способствовало массовое скопление народа у чудотворной иконы Богоматери, висевшей на Варварских воротах Китай-города, где собирались страждущие исцеления москвичи.

Толпу возмутило указание московского архиепископа Амвросия (Зертис-Каменского) снять и спрятать чудотворный образ, началась стихийная акция протеста.

Ситуацию спасло вмешательство графа Григория Орлова, опального фаворита императрицы. Он организовал госпиталь, с помощью наемников сумел очистить улицы Москвы от мертвецов, а имущество и дома семей, умерших от чумы, приказал сжечь. «Черная смерть» постепенно отступила к ноябрю 1771 года.

Не исключено, что песня «Ах, мой милый Августин», сопровождавшая сразу две эпидемии, никак мистически не связана с бубонной чумой. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что вспышка заболевания возникла еще в 1769 году на территории современной Румынии, где проходили ожесточенные сражения очередной русско-турецкой войны. А ведь тогда московские куранты еще молчали.

Интересное переплетение австрийского народного шлягера и эпидемий. Но, наверное, все-таки нет здесь мистики, а есть совпадения. Некоторые факты люди, знает практика, стремятся объяснить чем-то иррациональным. Но потом выясняется, что на все есть естественные, а не сказочные причины.

На нашем сайте читайте также:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.